Урок "Анализаторы"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Мясоутова Е.П.

Урок биологии по программе В.В.Пасечника "Линия жизни".8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl_bio_analizatory.docx74.01 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

По учебнику: Биология. 8 класс/ В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов; под ред. В.В.Пасечника.-М.:Просвещение, 2016, УМК «Линия жизни»

Предмет, класс

Биология, 8 класс

Тема урока

«Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль»

Актуальность использования средств ИКТ

Обеспечение наглядности, освоение материала урока

Цель урока

Создать условия для осмысления учащимися блока информации о вкусовом и обонятельном анализаторах и соответствующих им органах чувств.

Задачи урока

образовательные

развивающие

воспитательные

Характеризовать особенности строения и значение вкусового и обонятельного анализаторов.

Выявлять взаимосвязи между строением и функциями указанных анализаторов.

Распознавать на биологических рисунках и схемах части анализаторов.

Развитие логического мышления: мыслительных операций анализа, синтеза и обобщения через исследовательскую работу и самопознание.

Развитие учебно-организационных умений: планирование своей деятельности для решения учебной задачи, развитие самооценки и самоконтроля

Способствовать превращению биологических знаний в личностнозначимые на основе знаний о правилах безопасного поведения при обращении с пахучими веществами

УУД

Личностные:

Осознание необходимости изучения собственного организма; ценности знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;

понимание привил безопасного поведения с целью сохранения и укрепления собственного здоровья

Регулятивные:

  • Умение самостоятельно или с помощью учителя определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, рефлексивной деятельности

Коммуникативные:

Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в паре;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

Познавательные:

  • Умение  определять понятия, анализировать информацию, делать обобщения, устанавливать аналогии и взаимосвязи;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • смысловое чтение, изменение формы предоставления информации;
  • умение структурировать знания

Основные понятия

Вкусовой анализатор, обонятельный анализатор, боль, язык, вкусовые почки

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Компьютер, презентация в Power Point, ресурсы  сети  Интернет (сайт: interneturok.ru)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Компьютерный класс,   компьютер с проектором, программа Microsoft  Power Point

Образовательные ресурсы Интернет

Единая  коллекция  цифровых образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/

http://k2009.blog.tut.by/page/8/

http://aqamir.ru/fish/family/view/7

http://skuky.net/10458

http://aqarium.ru/gallery/categories.php?cat_id=17&page=8 

http://www.balatsky.ru/NSO/FISH.htm 

Формы работы

Групповая

Фронтальная

Индивидуальная

Технология

Системно-деятельностный подход

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1

Организационный  

Цель

Мобилизация внимания учащихся, приветствие, проверка готовности рабочего места к занятию, определение целей и задач урока, отметка  отсутствующих.

Длительность этапа

3 мин.

Основные виды деятельности преподавателя

Вступительное  слово  учителя

Настраивает учащихся на работу. Делит на группы

Основные виды деятельности учащихся

Приветствуют учителя, проверяют наличие дидактических материалов для работы

ЭТАП 2

Актуализация и мотивация к учебной деятельности знаний

Цель

Проверить как ребята  усвоили  материал, изученный  на  прошлом  уроке

Длительность этапа

8 мин.

Форма организации деятельности

учащихся

1.Индивидуальная  - выполнение теста (5 мин)

Функции преподавателя на данном этапе

Организует, обобщает, контролирует

Промежуточный контроль

Проверка готовности учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

ЭТАП 3

Изучение новой темы

Цель

Вызвать интерес к изучаемой теме.

Создать условия для осмысления учащимися блока информации о вкусовом и обонятельном анализаторах и соответствующих им органах чувств.

Длительность этапа

25 мин.

Функции преподавателя на данном этапе

Активизирует интерес к изучаемой теме

Показ видеофрагмента

Организует, контролирует проведение лабораторного опыта

Заслушивает и оценивает сообщения

Основные виды деятельности учащихся

Формулирование темы урока

Восприятие и фиксация материала

Работа в группе – работа с информацией, ответы на вопросы,  выполнение лабораторного опыта, выводы, составление схемы

ЭТАП 4

Рефлексивно-оценочный

Цель

Закрепить полученные знания,  вырабатывать умения по их применению

Длительность этапа

9 мин.

Форма организации деятельности учащихся

Групповая - ыполнение задания «проблемные вопросы»

Функции преподавателя на данном этапе

Контролирование. Дать анализ и оценку успешности достижения цели.  Рефлексия занятия. Выставление оценок в журнал и дневник

ЭТАП 5

Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный.

2. Актуализация знаний

Учитель – Отгадайте загадку:

                  Есть пять помощников на службе у тебя,

                  Не замечая, их используешь шутя. (органы чувств)

На предыдущих уроках мы зучили органосязания, зрения и слуха. Знаем определение и строение анализатора. Поэтому актуализируя знания, выполним небольшой графический диктант.

1) Фронтальная работа на листочках  (раздаёт каждому учащемуся) в течение 5 мин.

Учитель: -Пронумеруйте горизонтально на выданных листочках в клетку номера ответов и запишите ответ в виде кривой линии.

Графический диктант

«∩»  - да

«─» - нет

1. Систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации называют анализатором. +

2. Сигнал от органа чувств в определенную зону коры больших полушарий идёт по вставочному нейрону  – (аксону)

3. К нарушению в полукружных каналах приводят изменения нарушения речи. – (равновесия)

4. Центральный отдел кожно-мышечного анализатора расположен в мозжечке и теменной области коры больших полушарий. +

5. Вестибулярный анализатор выполняет функцию регуляции осязания. – (положения тела и его отдельных частей тела в пространстве).

Учащиеся выполняют тест

Учитель раздаёт шаблоны ответов: 

 ∩─ ─ ∩─

 1 2  3 4  5

Учащиеся осуществляют взаимопроверку,  выставляют оценку (оценки: 5 совпадений – «5», 4 – «4», 3 – «3»), получают по цветному жетону в соответствии с полученной отметкой ( красную – «5», жёлтую – «4», зелёную – «3»)

3. Изучение новой темы

 3.1 Мотивация.

   А Что будет с человеком, лишённым зрения и слуха?

Ольга Ивановна Скороходова — человек необычной судьбы. В детстве она заболела менингитом и полностью потеряла зрение, а потом и слух. Потеря зрения и слуха в детские годы изолирует ребенка от окружающих, делает его беспомощным. Вынужденное одиночество приводит ребенка к психической деградации. Со слепоглухой девочкой этого не произошло. Ольга Ивановна смогла научиться говорить, читать, писать, а затем стала научным работником в области обучения слепоглухонемых. Что же помогло ей научиться всему этому?

 На этот вопрос мы сможем ответить, изучив строение и работу других органов чувств. Какие органы чувств будут использованы при оценивании признаков предметов

ДЫМНЫЙ, ПУШИСТЫЙ, ТЯЖЁЛЫЙ, КИСЛЫЙ, ШУМНЫЙ?

Отгадайте загадку:

Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя.

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Какие цели урока стоят перед нами?

 Учащиеся формулируют тему «Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль» и цель: 

«Изучить остальные анализаторы и показать их роль»

Учащиеся записывают тему в тетрадь

3.2 Содержание

Учитель: -Смотрим видеофрагмент «Обонятельный анализатор»

1 задание.

С помощью учебника (с.202-203) и просмотренного видео в течение 2 мин заполните структурно-логическую схему «Обонятельный анализатор»:

Учащиеся заполняют схему, озвучивают.

Отвечают на вопросы о структуре и роли обонятельного анализатора:

1)каково значение обоняния?

2)где расположены и как устроены обонятельные рецепторные клетки? (в слизистой оболочке верхней части носовой полости, каждая клетка имеет короткие обонятельные волоски)

3)сколько запахов способно различить обоняние человека (не менее 4 тыс., и даже до 10 тыс.)

2 задание. Проведём лабораторный опыт «Определение чувствительности языка к различным вкусовым раздражителям».

Инструкция:

1. Испытатель (кто-либо из группы) испытуемому по очереди наносит ватной палочкой частицы  сахара, поваренной соли, лимонной кислоты и горчицы на разные участки языка (кончик, края, среднюю часть спинки, корень) испытуемого. Испытуемый не должен знать заранее, какой раствор наносится ему на тот или иной участок языка.

Задача испытуемого - определить вкус раствора. После каждого нанесения того или иного раствора испытуемый должен промыть рот водой.

2. На основании ответов испытуемого составляется карта вкусовой рецепции языка.

 hello_html_7484c75a.jpg

Учащиеся озвучивают результаты.

С целью закрепления просматривается видеофрагмент «Вкусовые рецепторы»

   Органом вкуса является язык — мышечный орган, который за 1 минуту может совершить до 80 движений. Длина языка около 9 см, ширина - 5 см, вес — примерно 50 грамм. На поверхности языка находится около 9 тыс нервных окончаний, реагирующих на вкус. Установлено, что у большинства людей к 60-ти годам вкусовые рецепторы теряют 50% чувствительности, а отпечаток языка каждого человека так же уникален, как и отпечатки его пальцев.

Вы обращали внимание, что сухая пища кажется безвкусной? Вкусовые рецепторы раздражаются действием веществ, растворенных в воде или слюне. Все вещества, которые растворяются в воде, обладают вкусом.

Какое значение для человека имеет вкус? Вкус помогает человеку определять качество пищи, способствует отделению пищеварительных соков и процессу пищеварения.

вкусовых рецепторов языка».

    При обычном восприятии пищи работают все вкусовые рецепторы языка. Из четырех простых вкусов: кислого, сладкого, горького и соленого — мозг формирует сложный вкусовой образ, который мы ощущаем, когда едим мороженое, лимон, арбуз, клубнику и т. д.

В восприятии пищи участвует не только вкус. Вспомните, как меняется вкус пищи, когда у нас исчезает обоняние во время сильного насморка - мы не чувствуем вкуса, когда заложен нос. Какой вывод можно сделать из личных наблюдений? Обоняние обязательно для создания вкуса.

В создании вкуса пищи участвует осязание. Мы ведь одновременно оцениваем пищу не только по ее химическим свойствам, но и по механическим и тепловым признакам. Вкус мороженого, например, возникает у нас при одновременном появлении всех этих ощущений. Температура пищи играет далеко не последнюю роль во вкусовых ощущениях. Наверное, многие замечали, что обжигающий чай или горячий бульон не имеют вкуса. Но слегка остывший тот же самый чай оказывается приятно сладким, а бульон — крепким и достаточно соленым. Наиболее благоприятна для вкусового восприятия пища, температура которой 15-35°С. Обонятельный и вкусовой анализаторы работают в тесном взаимодействии с кожным анализатором.

Таким образом, вкус - ощущение сложное, потому что...(закончите мысль) вкус пищи в общепринятом смысле слова представляет собой совокупность ощущений, которые человек получает при помощи различных рецепторов — вкусовых, обонятельных, осязательных.

Учитель: - А теперь давайте разберёмся, что такое боль? Почему говорят, что боль – защитное свойство? Заслушаем сообщение учащегося (как опережающее домашнее задание).

Учащийся делает сообщение.

    Боль — это неприятные ощущения, которые указывают на повреждение организма или угрозу для него вследствие травмы или болезни. Аристотель считал, что у человека есть пять видов ощущений: зрение, слух, запах, вкус, осязание, а вот боль он в этот список не включил и назвал «страстью души». Боль воспринимается разветвлёнными окончаниями особых нервов. Таких окончаний в коже человека не менее миллиона. Кроме того, запредельно сильное воздействие на любой рецептор: зрительный, слуховой, тактильный и т. д. — приводит к тому, что в головном мозге формируется болевое ощущение. Высший болевой центр находится в таламусе, и именно там формируется ощущение боли.

В настоящее время в арсенале врачей имеются очень хорошие, длительно действующие обезболивающие лекарства — анальгетики. Местные анальгетики вводят туда, где возникает боль, например в область удаляемого зуба. Такие лекарства блокируют проведение импульсов по болевым путям в мозг, но действуют они не очень долго. Для общего обезболивания приходится погружать человека в бессознательное состояние при помощи особых веществ. Самыми лучшими блокаторами болевых ощущений являются вещества, сходные с морфином. Но к сожалению, их использование не может быть широким, так как все они приводят к возникновению наркотической зависимости.

Учитель

А теперь пришло время подвести итоги сегодняшнего урока: из выступлений ребят сегодня на уроке вы узнали следующее:  

вывод:

1).С помощью органов чувств мы получаем информацию из внешнего мира, а благодаря анализаторам происходит анализ данной информации.

2). Органы чувств работают в комплексе.

                                             Тест «Как работают органы чувств».

Условия наблюдения (опыта)

Результаты наблюдения

Выводы

1. Визуально определить жидкость в двух стаканах (жёлтого и коричневого цвета)

Ошибочное определение: жёлтая жидкость – апельсиновый сок.

Органов зрения не достаточно для точного определения жидкости.

2.С завязанными глазами, определить запахи (лук, чеснок, ванилин, гвоздика)

Для мальчика запах гвоздики не знаком.

Узнавание связано с жизненным опытом.

3.С завязанными глазами, с помощью осязания определить предметы (шарик, кубик, апельсин, картридж от принтера)

Из предложенных предметов картридж не определён, даже с помощью зрения.

Узнавание связано с жизненным опытом.

3). Для комплексного восприятия окружающего мира, недостаточно одного органа чувств.

4. Рефлексивно-оценочный.

 Цель: определение уровня знаний полученных на уроке.

«Проблемный вопрос» (команды обсуждают ответы )

Вопросы:

    1.Вкусовой анализатор наиболее чувствителен к горьким веществам. Хинин ощущается в концентрации одной милионной части. Сахар в этой концентрации не чувствуется. Какое биологическое значение имеет такая особенность вкусового анализатора? (Высокая чувствительность вкусового анализатора к горькому имеет защитное значение в силу того, что большинство ядовитых веществ горькие)

   2. Находясь в прокуренной комнате, люди через некоторое время перестают ощущать неприятный запах дыма. Почему? (Длительное раздражение одним запахом понижает чувствительность обонятельных рецепторов).

   3. Осязательные рецепторы раздражаются при прикосновении и давлении на кожу, воздействии холода и тепла, болевом раздражении. Их особенно много на ладонях и кончиках пальцев рук. Рецепторы мышщ и суставов возбуждаются при растяжении и сокращении мышц. Предположите, в какой деятельности человека велико значение осязания и мышечно-суставного чувства? (Осязание помогает при шитье, письме, работе на станке, управления рулём. Мышечно-суставное ичувство позволяет ощущать положение тела и силу напряжения мышц. Поэтому развитие этих чувств имеет большое значение для различных профессий физического труда и спортсменов).

   4. У многих млекопитающих животных обоняние развито сильнее, чем у человека. Что общего в значении обоняния для тех и других и чем отличается оно у человека? (Человек и животные при помощи обоняния определяют качество воздуха. Животным обоняние помогает добывать пищу, находить друг друга, спасаться от врагов. Человек по запаху отличает недоброкачественную пищу, улавливает появление в воздухе вредных примесей. Кроме того. Обоняние имеет очень большое значение для людей разных профессий (химиков, аптекарей, поваров, парфюмеров, сомилье)).

Учитель предлагает оценить урок

  1. Я узнал(а) много нового.
  2. Мне это пригодится в жизни.
  3. На уроке было, над чем подумать.
  4. На уроке я поработал(а) добросовестно.
  5. Мне было интересно.

Рефлексия.  Листочки не подписывайте. Если вы согласны с утверждением, то ставьте около него “+”

http://mariafresa.net/data_gallery/funny-smile-emoticon-royalty-free-stock-images-image-30334639-XNMOvf-clipart.jpg

На стикерах дети пишут то, что им больше всего понравилось на уроке, что нового они узнали.

5. Домашнее задание.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник (п.48, с.202-203; составление «Карты советов» по профилактике простудных заболеваний)

Учитель: - Всем ребятам большое спасибо за проделанную работу!