Программа "Друзья леса"
рабочая программа по биологии (7 класс)

Дополнительная общеобразовательная программа имеет естественнонаучную, эколого – биологическую направленность.

Актуальность, новизна дополнительной общеобразовательной программы

Лесоведение – наука о природе леса. Леса помогают нам дышать. Это больше, чем просто деревья. Среда обитания для животных. Леса поддерживают здоровье. Борются с потеплением и с новоднениями. Способствуют выпадению осадков. Очищают водные ресурсы и наполняют водоносные горизонты. Блокируют ветер. Лес – прекрасное  творение природы. В наш технологический век трудно переоценить то положительное влияние, которое оказывает лес  на эмоционально-нравственную сферу человека. Новые условия жизни общества выдвигают новые требования и к подрастающему поколению, и к образованию. Общеобразовательная программа «Друзья леса» представляет собой попытку синтеза эколого-биологического, психологического и эстетического направлений в экологическом воспитании детей с целью осознания ими как экологического, так и психологического единства человека и природы. Практический материал направлен на развитие умений и навыков по уходу за древесными растениями, овладение основ профессии специалиста лесного хозяйства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_druzya_lesa.docx66.02 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

МОБУ «Троицкая СОШ им. Г.К. Жукова»

 ПРОГРАММА

дополнительного естественнонаучного образования

«Друзья леса»

Срок реализации программы – 1 год (34 часа – 1 час  в неделю)

Программа рассчитана на занятия с детьми 12-14 лет

Автор: Басюра Валентина Ивановна, учитель биологии

МОБУ «Троицкая СОШ им. Г.К. Жукова»

с. Троицкое, 2021 г.

Содержание

Пояснительная записка  ……………………………………………………………....…3

Учебно – тематический план……………………………………………………...…..…11

Содержание программы…………………………………………………………..……..14

Методическое обеспечение программы……………………..………………………....16

Литература...…………………………………………………………..………………..17                                                                                                                                                                                                                              

Приложение

Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеобразовательной программы

Дополнительная общеобразовательная программа имеет естественнонаучную, эколого – биологическую направленность.

Актуальность, новизна дополнительной общеобразовательной программы

Лесоведение – наука о природе леса. Леса помогают нам дышать. Это больше, чем просто деревья. Среда обитания для животных. Леса поддерживают здоровье. Борются с потеплением и с новоднениями. Способствуют выпадению осадков. Очищают водные ресурсы и наполняют водоносные горизонты. Блокируют ветер. Лес – прекрасное  творение природы. В наш технологический век трудно переоценить то положительное влияние, которое оказывает лес  на эмоционально-нравственную сферу человека. Новые условия жизни общества выдвигают новые требования и к подрастающему поколению, и к образованию. Общеобразовательная программа «Друзья леса» представляет собой попытку синтеза эколого-биологического, психологического и эстетического направлений в экологическом воспитании детей с целью осознания ими как экологического, так и психологического единства человека и природы. Практический материал направлен на развитие умений и навыков по уходу за древесными растениями, овладение основ профессии специалиста лесного хозяйства.(1)

Новизна программы. Данная дополнительно - общеобразовательная программа ориентирована на изучение исскуственных лесопосадок родного края. Содержание программы направлено на воспитание юных исследователей, поэтому в учебном плане большее количество часов отводится на самостоятельную и практическую работу обучающихся. Большое внимание уделяется значению леса в природе и жизни человека, его  охране. Основным стержнем программы является ее региональный компонент. Работа с детьми с ОВЗ подразумевает выполнение на первом этапе учебно-исследовательских работ под руководством педагога, а впоследствии - проведение ими самостоятельных исследований. Особенность программы заключается в развитии творческого потенциала обучающихся и адаптации детей в школьном коллективе.

Цель программы создание условий для развития личности обучающегося с ОВЗ через практическую и исследовательскую деятельности в области лесоведения.

Задачи дополнительной общеобразовательной программы

Образовательные:

-закреплять и развивать системы понятий по лесоведению, законы и закономерности, природоохранные умения и навыки.

-формировать и развивать умения планирования и организации экспериментальных исследований, практические умения по экспериментальной работе.

Развивающие:

-развивать умения системного анализа, вероятностного мышления и прогнозирования результатов эксперимента.

Воспитательные:

-воспитывать у обучающихся сознательную ответственность за установление гармоничного взаимодействия между природой и обществом, за реализацию себя как личности и индивидуальности.

-формирование профессиональной ориентации школьников.

Планируемые результаты  образовательной программы дополнительного образования.

Личностные результаты:

- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты курса  основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные результаты:

- называть методы изучения, применяемые в лесоведении;

– формировать представление о значении леса в природе и жизни человека, изучить меры по его охране;

– изучить наиболее многочисленные и редкие породы древесно-кустарниковой растительности Республики Калмыкия;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с приборами.

Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной программы:

При  изучение материала информация проходит несколько этапов усвоения: ощущение – восприятие - представление-понятие. В процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы предусмотрено взаимодействие и консультационная помощь специалистов КУ РК «Элистинское лесничество».

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Сроки реализации общеобразовательной программы –1 год. Программа  обучения рассчитана на 34  часа.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы. Дополнительная общеобразовательная программа ориентирована для учащихся 7-8 классов.

Особенности организации образовательного процесса.

Программа предполагает комплексное сочетание теоретических, практических, самостоятельных и экскурсионных форм работы.

Большое внимание отводится  экскурсиям, отборам материала для исследовательской работы, самостоятельной работе, работе с литературными источниками. Самостоятельная работа включает работу с литературой и интернет-ресурсами. Результатом самостоятельной работы является написание реферата. Каждый реферат докладывается и обсуждается на специально отведенном семинарском занятии.

В процессе выполнения учащимися практических работ требуется строгое соблюдение культуры и дисциплины   труда, действующих правил техники безопасности и производственной санитарии.

Учащиеся не допускаются к выполнению работ на механизмах и связанных с применением ядохимикатов. До начала выполнения всех видов работ учащиеся должны пройти инструктаж по технике безопасности.

К чтению лекций, проведению экскурсий и походов в лес, практических, опытно-исследовательских работ и наблюдений в природе, в каждом конкретном случае могут привлекаться ученые, работники государственной лесной охраны и другие специалисты лесного хозяйства.(2)

Режим занятий по программе:

Периодичность занятий: один раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут, общее количество занятий в неделю 1 раз. Численный состав группы -  10 человек. Набор в детское объединение осуществляется по интересам, проводится входная диагностика.

Дополнительная общеобразовательная программа «Друзья леса» составлена с учетом следующих принципов:

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося, что выражается в осуществлении индивидуального подхода к каждому обучающемуся, в определении его возможностей, склонностей и способностей, дифференцировании нагрузки.

• Доступность, последовательность и систематичность изложения материала, выраженные в строгом порядке изложения и связи между собой.

• Связь с жизнью, что находит отражение в практической части программы и выражается в использовании обучающимися результатов обучения, полученных умений и навыков в повседневной жизни.

• Научности – информация, которую собирают и получают обучающиеся – это строго проверенные данные.

Формы и методы работы.

Для достижения целей, поставленных дополнительной общеобразовательной программой, используются совокупность различных методов взаимодействия обучающихся и педагога.

• Словесные методы: рассказ, беседа, обсуждение, пояснение, дискуссия.

• Наглядные методы: демонстрация наглядного материала (таблицы, схемы, иллюстрации, слайды, фотографии, видеоматериалы, ИКТ, оборудования)

• Практические методы:

• Исследовательский метод;

Для создания коррекционно-воспитывающей среды для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья обязательными и очень эффективными являются следующие приемы:

- игровые ситуации;

- ситуации успеха;

- игровые тренинги;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы;

- смена видов деятельности.

Педагогические технологии:  личностно-ориентированные;  информационно - коммуникативные; проектные и исследовательские; проблемные;  игровые  и здоровье-сберегающие.

Формы организации учебного занятия. Основными формами работы по программе является проведение теоретических и практических занятий с учащимися: беседа, рассказ, лекции, лабораторные работы, проведение учебных экскурсий в природу, акции, викторины, конкурсы, игры, мастер-классы, консультации, организация самостоятельной работы учащихся над учебно-исследовательскими проектами, проведение научно-практических конференций с членами школьного лесничества, а также выполнение значительного объема практических работ.

Формы организации образовательного процесса. При планировании и организации учебного процесса предусматриваются групповая и индивидуально-групповая формы обучения. Программа расчитана на наличии в объединении детей с особыми образовательными потребностями (с ОВЗ) предусмотренно использование индивидуальной формы обучения, по индивидуальному образовательному маршруту.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • Составляющие леса, роль леса в жизни планеты.
  • Типы лесов, их характерные отличия.
  • Представителей животного и растительного мира листопадных лесов умеренной зоны.

Учащиеся должны уметь:

  • Распознавать семена и плоды деревьев и кустарников.
  • Определять растения по листьям, плодам, почкам.
  • Определять съедобные и ядовитые грибы.
  • Провести посадку дерева.
  • Определять заболевания деревьев и вредителей.
  • Определять следы животных.

Принципы, лежащие в основе работы по программе:

  • Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;
  • Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.
  • Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
  • Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.
  • Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.
  • Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.
  • Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.
  • Принцип результативности.

Способы определения результативности.

В течение года проводится контроль полученных обучающимися знаний, умений, навыков. Контроль осуществляется в 3 этапа.

Входящий контроль:  проводится при поступлении обучающегося в детское объединение, контроль проходит в виде тестирования и анкетирования. ( Приложение 1,2).

Промежуточный  контроль:  проводится по итогам первого полугодия, с целью определения уровня полученных знаний, умений, навыков и способностью применения их на практике. Формы проведения: викторина, аукцион знаний.

Итоговый контроль:  проводится по окончанию освоения образовательной программы. Форма проведения: тестирования, защита проектов, заключительное мероприятие

( Приложение 3,4)

Формы подведения итогов - защита проектов.

В качестве диагностики результативности работы по программе могут использоваться методы отслеживания изменений мотивации, успеваемости школьников, а также оценка количества и уровня творческих работ, выполненных в рамках или на базе занятий.

Социально-психологический климат

При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья важным элементом является создание социально-психологического климата.

Социально-психологический климат – эмоциональная атмосфера, отражающая систему межличностных отношений.

Очень важно, чтобы между педагогом и обучающимся складывался благоприятный климат (стимулирующий, способствующий совместной деятельности и развитию личности).

Средства влияния на климат:

- материально-технические условия;

- санитарно-гигиенические условия;

- четкая организация деятельности;

- единство требований;

- педагогические ситуации;

- педагогические игры.

Юмор, эрудиция, интерес к жизни, понимание детей, доброта, такт и другие качества педагога способствуют возникновению положительной эмоциональной атмосферы.

Мотивация интереса к занятию

Мотивация - вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

Сущность мотивации заключается в тонком, деликатном «подталкивании» обучающегося к выполнению определенных действий, исключающем открытое «давление», принуждение.

Мотивация концентрирует внимание обучающегося на изучаемом вопросе, возбуждает его мыслительную активность, помогает создать направленность на учебную работу.

Техника безопасности

Учащиеся   ознакамливаются с инструкцией по технике безопасности при проведении прогулок, экскурсий, туристских походов, экспедиций  ИТБ-052-2015

Условия реализации программы:

1. Кадровое обеспечение (педагог, работающий по данной программе должен иметь высшее образование по специализации  биологического, экологического направлений, обладать необходимыми знаниями по детской психологии, владеть навыками ИКТ. Педагогу другой специальности необходимы курсы переподготовки). Необходимо сотрудничество со специалистами лесного хозяйства в качестве консультантов, руководителей, работающих с участниками детского объединения по утверждённому плану.

2. Программно-методическое обеспечение: наличие методических разработок, учебных пособий, обеспечивающих образовательный процесс. Наличие кабинета, учебно-производственной базы, инвентаря и оборудования для ведения лесохозяйственных работ.

Учебно – тематический план

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

Теоретические

Практические

Экскурсионные и полевые занятия

1

Введение

4

4

-

-

2

Физико–географическое положение местности

4

1

3

1

3

Лес – основной компонент окружающей среды

6

3

2

1

4

Лес как биосистема

7

3

3

1

5

Пернаты лесные жители

6

2

3

1

6

Охрана леса

6

3

3

7

Итоговые занятия

3

2

1

-

№ п/п

Перечень разделов, тем

Всего часов

теория

практика

1

Введение в образовательную программу

4

4

-

1.1

Введение. Техника безопасности. Входной тестовый контроль.

1

1

-

1.2

Роль леса в жизни человека и планеты.

1

1

-

1.3

«Профессия – лесничий»

Профильные учебные заведения.

1

1

-

1.4

Праздник «День работника леса»

1

1

-

2

Физико–географическое положение местности

4

1

4

2.1

Природные ландшафты. Охраняемые территории родного края

1

1

-

2.2

Лесохозяйственное учреждение региона

1

-

1

2.3

Экскурсия на пришкольный участок.

1

-

1

2.4

Экологическая акция «Чистая территория»

1

-

1

3

Лес – основной компонент окружающей среды

6

3

3

3.1

Осенняя экскурсия в лес.  Правила поведения в лесу.

1

-

1

3.2

Практическая работа «Сбор листьев, семян и плодов деревьев и кустарников».

1

-

1

3.3

Практическая работа «Хранение и посадка семян деревьев».

1

-

1

3.4

Характеристика лесных ресурсов мира и региона.

1

1

-

3.5

Взаимосвязь растений с факторами внешней среды.

1

1

-

3.6

Конференция «Лес – наше богатство»

1

1

-

4

Лес как биосистема

7

3

4

4.1

Леса планеты.

1

1

-

4.2

Виды  лесов (хвойный, лиственный, смешанный).

1

1

-

4.3

Структура лесного  насаждения.

1

1

-

4.4

Практическая работа «Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам и плодам, семенам и коре»

1

-

1

4.5

Практическая работа «Определение лекарственных и ядовитых растений по гербариям».

1

-

1

4.6

Акция «Покормите птиц зимой»

1

-

1

4.7

Практическая работа «Определение возраста деревьев».

1

-

1

5

Пернаты лесные жители

6

2

4

5.1

Видовой состав лесных птиц  местности.

1

1

-

5.2

Практическая работа: «Маршрутный метод учёта птиц».

1

-

1

5.3

Акция «Посади дерево»

1

-

1

5.4

КВН «День птиц»

1

1

-

5.5

Акция «Скворечник»

1

-

1

5.6

Весенняя экскурсия в природу

1

-

1

6

Охрана леса

6

3

3

6.1

Законы об охране леса.

1

1

-

6.2

Охрана леса от пожаров и лесонарушений. Оформление стенда.

1

1

-

6.3

Акция «Чистый лес». Распрастранение буклетов и листовок.

1

-

1

7

Итоговые занятия

3

1

2

7.1

Защита проектов.

1

-

1

7.2

Итоговый тестовый контроль.

1

1

-

7.3

Заключительное мероприятие «Знатоки леса»

1

-

1

34

16

18

Содержание программы

Раздел 1. Введение в образовательную программу (4 часа)

 Ознакомление с планом работы первого года обучения, с правилами техники безопасности, с видами общественно-полезного труда по озеленению.Роль леса вжизни человека и планеты. «Профессия – лесничий», профильные учебные заведения.  Входной  тестовый контроль на знание растений и животных леса, охраняемых памятников природы. 

Праздник «День работника леса» (поздравительные открытки, плакат, встреча с ветеранами лесного производства).

Раздел 2. Физико–географическое положение местности (4часа)

Природные ландшафты. Охраняемые территории родного края. Лесохозяйственное учреждение региона.

  1. Экскурсия на пришкольный участок.
  2. Экологическая акция «Чистая территория».

Раздел 3. Лес – основной компонент окружающей среды (6 часов).

Понятие о лесе и лесных насаждениях. Характеристика лесных ресурсов мира и региона. История лесоизучения и лесоразведения в России и региона. Взаимосвязь растений с факторами внешней среды. Атмосферные осадки. Температурный режим.

Характеристика лесных ресурсов мира и региона. Виды  леса. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения. Пищевые, лекарственные, фитонцидные растения, промысловые виды, редкие растения и животные леса.  Ядовитые грибы, ягоды и растения. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений.

1.Осенняя экскурсия в лес. Правила поведения в лесу. Определение многолетних растений на пришкольной территории. Знакомство с видовым многообразием растений и  животных.

2. Практические  работы:

 «Сбор листьев, семян и плодов деревьев и кустарников»

 « Хранение и посадка семян деревьев».

4. Конференция «Лес – наше богатство»

Раздел 4. Лес как биосистема (6 часов)

 Леса планеты. Виды  лесов (хвойный, лиственный, смешанный). Отличительные особенности. Структура лесного  насаждения. Главные породы, второстепенные и нежелательные. Ярусность. Рост и развитие лесообразующих пород. Искусственные и естественные насаждения.(9)

Практические работы:

 «Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам и плодам, семенам и коре».

 «Определение лекарственных и ядовитых растений по гербариям».

«Определение возраста деревьев». Определение возраста деревьев по мутовкам, годичным кольцам. Определение урожайности ягод, грибов и цветения растений по шкалам глазомерной оценки. Изготовление наглядного материала - коллекции образцов лесных древесных пород.(8)

 Акция «Покормите птиц зимой»

Раздел  5. Пернаты лесные жители (6 часов)

Видовой состав лесных птиц  местности. Особенности охраны птиц. Лесохозяйственные работы и забота о птицах. Роль искусственных гнездовий. Значение птиц в борьбе с вредителями леса, привлечение птиц. Видовой состав лесных птиц своей местности. Охраняемые виды птиц. Законы по охране птиц.

 Практическая работа: «Маршрутный метод учёта птиц». Изучение питания, суточной активности, особенностей  гнездования, влияния антропогенных изменений природы на птиц.(6)

Акции: «Посади дерево», «Скворечник».

Весенняя экскурсия в природу.

КВН «День птиц».

Раздел 6.  Охрана леса (6 часов) 

Законы об охране леса. Охрана леса от пожаров и лесонарушений. Выяснение главных природоохранных проблем региона. Природоохранные организации и их задачи.

Акция «Чистый лес». Подбор материалов для  оформления буклетов по охране леса. Распрастранение буклетов и листовок.(2)

Раздел 7. Итоговые занятия (3 часа)

 Защита проектов.

Итоговый тестовый контроль.

Заключительное мероприятие «Знатоки леса».

Методическое обеспечение программы

  1. Наглядные пособия:

натуральные живые пособия – гербарии растений;

 изобразительные наглядные пособия - таблицы «Строение растения», «Виды семян», «Распространение семян», «Ярусность в биоценозе», «Птица леса» и др.

  1.  Оборудование для мультмедийных демонстраций: компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, средство для фиксации окружающего мира (фотоаппарат).
  2.  Лабораторное оборудование: приборы, посуда, инструменты для проведения практических, исследовательских работ.
  3.  Раздаточный материал: коллекции семян и плодов, гербарии растений.
  4.  Измерительные приборы: компас, мерная вилка, высотомер, рулетка, меч Колесова, весы, термометр.
  5.  Экскурсионное снаряжение: складные лупы, компасы, ножовка, лопаты, определители растений и животных.

Примерные темы исследовательских работ:

  1. Экологическое состояние лесополосы.
  2. Вяз приземистый в древесных насаждениях с. Троицкое.
  3. Фитоиндикация соснового бора.
  4. Посадки скумпии кожевенной Элистинского лесничества.
  5. Учет и привлечение хищных птиц окресностей с. Троицкое.
  6. Особенности поведения зимующих птиц, посещающих кормушку.
  7. Изучение биоповреждений в лесах.

Литература

для педагога:

1. Бобров Р. В. Беседы о лесе. М., Лесная промышленность, 2003 г. стр.20-25

2. Воронцов А. И. Лесозащита. М., Лесная промышленность, 2005 г. стр.43-70

3. Дежникова Н.С. Экологический практикум: проекты, поиски, находки / Н.С. Дежникова, И.В. Цветкова. – М., 2001. стр.45-57

4. Инструкции по технике безопасности при выполнении работ в лесу, экскурсий, практических работ.

5. Книга Юного лесовода: учебное пособие по основам лесоведения, лесоводства и охраны природы для обучающихся по дополнительным программам. Петрозаводск 2006, стр.11-15, 37-111, 211-269

6. Космовский С. М. Лесоводство. 2008

7. Ливенцев В.П., Атрохин В.Г. Основы лесоводства. М., «Просвещение», 2009

8. Сеннов С.Н. Лесоведение и лесоводство: Учебник. Изд.центр «Академия». 256 с. 2008

9. Справочник лесничего. М., Лесная промышленность, 2003 г.

для учащихся:

1. Атлас животных. М., 2010г.

2. Зауэр Ф. Птицы, путеводитель по природе. М.,2010.

3. Степановских А.С. Охрана окружающей среды. 2010г.

4. Скляевский Л.Я. Ядовитые растения . М., 2010.

5.Энциклопедия окружающего мира. М., 2009. 12.Мир вокруг тебя. Энциклопедия экологии для детей. М., 2010.

6.Большая энциклопедия природы. М., 2010.

7.Насекомые. М., 2009. 15.Деревья. М., 2009.

8.Энциклопедия. Тайны живой природы. М., 2011.

9.Энциклопедия. Мир леса. М., 2010.

10.Энциклопедия знатока. Зеленая планета. М., 2009.

Интернет-ресурсы

Лес http://vk.com/forest_kingdom

Лесная библиотека http://dendrology.ru/books.shtml

Лесная отрасль в Интернете http://www.wood.ru/

Лесной Регион http://lesregion.ru/

Лесное хозяйство http://www.fao.org/forestry/ru/
 Природа России : национальный портал 
http://www.priroda.ru/regions/forest/

Российский лесной портал http://lessovet.ru/

Русский лес (полнотекстовая электронная библиотека)  http://www.booksite.ru/rusles/index.html

Самая большая электронная библиотека рунета. Поиск книг и журналов http://bookfi.org/

Федеральное Агентство лесного хозяйства http://www.rosleshoz.gov.ru/docs/leshoz/227

Энциклопедии. Словари http://enc-dic.com/colier/Les-4101.html

https://infourok.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-osnovi-lesovedeniya-1829024.html 

https://derevo-s.ru/drevesina/hvojnye/sosna-krymskaya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник творческих разработок "Зеленое царство Берендея", посвященных Международному году лесов

Сборник сценариев воспитательных мероприятий о лесе "Зеленое царство Берендея" эколого-биологической направленности предназначен для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Сборник ...

Секреты осеннего леса. Сравнение.

Это второй урок-практикум из серии «Изобразительно-выразительные средства языка» в 5 классе. Научность и глубина излагаемого на уроке теоретического материала сочетается с увлекательной формой подачи ...

Экосистема леса

Тема урока: Экосистема леса. (1 урок) Предмет: Окружающий мир Класс : 3 класс Автор проекта: Кривова Ольга Викторовна, учитель начальных классов Образовательное учреждение: МОУ СОШ п. Прудовой, Сарато...

Приключение в новогоднем лесу.

Театрализованное представление на новогоднем  празднике в 6 классе....

Проект "Глобальные проблемы уничтожения лесов по средствам пожаров"

Показать каковы масштабы уничтожения лесов по средствам пожаров....

Конспект открытого внеклассного мероприятия для 5-6 кл., посвященного Международному году лесов "Что мы сажаем ,сажая леса..."

Конспект  открытого внеклассного мероприятия для 5-6 кл., посвященного Международному году лесов. Состоит  из теоретической и практической части...

Значение леса. Охрана леса

Конспект и презентация к уроку 7 класс кррекционной школы....