Урок "Соцветие"
методическая разработка по биологии (6 класс)

Тип урока:  введения нового знания.

Цель: формирование знаний о соцветиях, их многообразии и  биологическом значении.

 

.Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с соцветиями растений, рассмотреть их строение, показать их биологическое значение в жизни растений.

Развивающие:  развитие умений выявлять приспособленность строения органов растения к выполняемым функциям;  развитие умений работать с рисунками и таблицей, выявлять сходство и различие, анализировать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать организованность и  аккуратность в работе, при выполнении лабораторной работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_fgos_19-20.doc358.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Крутовская средняя общеобразовательная школа»

142963 Московская область, г.о. Серебряные Пруды, село Крутое,д.10

Конспект урока по биологии

в 6 классе на тему  «Соцветия»

Учитель: Горностаева О.А.

Тип урока:  введения нового знания.

Цель: формирование знаний о соцветиях, их многообразии и  биологическом значении.

.Задачи: 

Образовательные: познакомить учащихся с соцветиями растений, рассмотреть их строение, показать их биологическое значение в жизни растений.

Развивающие:  развитие умений выявлять приспособленность строения органов растения к выполняемым функциям;  развитие умений работать с рисунками и таблицей, выявлять сходство и различие, анализировать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать организованность и  аккуратность в работе, при выполнении лабораторной работы.

Планируемые образовательные результаты урока:

  Личностные УУД:  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осмысление нравственных и этических ценностей; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Регулятивные УУД: уметь самостоятельно определять цели и достигать нужного результата; работать в группе и индивидуально; оценивать результаты своей деятельности и осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, участвовать в дискуссии, задавать разные типы вопросов в разных ситуациях коммуникации.

Познавательные УУД: сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии, классифицировать, определять содержание понятий, оценивать.  

   Базовый уровень: знать ключевые слова и понятия, анализировать схемы, рисунки, тексты; сопоставлять рисунки и схемы; узнавать соцветия по схемам.

в рисунках и объемных работах.

Оборудование и технические средства обучения:

Учителю: Мультимедийная презентация, электронные музыкальные носители, компьютер – видеопроектор

Учащимся: нетбуки, инструктивные карточки

Дидактические материалы:

Автор учебника:  Пасечник В.В.: Биология. Многообразие покрытосеменных растений

№п/п

Этапы  урока, продолжительность

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1

Организационный момент

Проверка ДЗ

Создает  эмоциональный  настрой

 Прослушивание музыкального видеофрагмента  

«Топ 10 самых красивых цветов»

Что изображено на картинах? Ребята как вы, уже поняли, на уроке мы будем говорить о ….

Прежде чем перейти к новой теме, мы с вами повторим домашнее задание. У вас на стеле инструктивные карточки.

Контроль знаний

Подписать части цветка

Слушают музыку и рассматривают  картины, отвечают на вопросы учителя (приводят примеры возникших ассоциаций)

2

Сообщение темы. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мне  бы хотелось начать его с рассказа сказки, но не простой, а биологической. В ней как в каждой сказке есть вымысел, но есть и правда. Ваша задача – понять “намек”. Итак, слушайте…

3

Этап целепологания

Открытие новых знаний

В  некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители – цветы. Были среди этих жители знатные представители – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто  к ним прилетали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в это царстве-государстве и другие жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный, а нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их. Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может вместе они заметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у них иногда повкусней чем у крупных цветков будет! Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными цветками появились соцветия.

А теперь давайте разберемся, что же в этой сказке «намек»?

- О каком царстве-государстве говорится в сказке? (Царство растений.)

- Кто его жители? (Цветковые растения.)

- Какие заморские гости прилетели в это царство? (Насекомые.)

- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.)

- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились.)

 Посмотрите на (СЛАЙД)

- Что за растение изображено на слайде?

Раффлезия – слоновий цветок

- Чем удивительно это растение? Почему я выбрала фото, где рядом человек? (для сравнения размеров цветка)

У этого растения самый крупный одиночный цветок, его масса доходит до 10 кг.

- В чем преимущества такого цветка для растения? (хорошо заметен насекомым опылителям – мухам).

- Есть ли недостатки такого цветка?

(1. бутон развивается до 1,5 лет, поэтому может расти только там, где всегда тепло и влажно,

2. нужно потратить очень много органических веществ на развитие цветка)

Большинство современных растений имеют мелкие цветки. Это оказалось более выгодно (быстрее развиваются, меньше затрат органических веществ)

Но возникает проблема, маленький цветок плохо заметен.

- Предположите, как растения могли решить эту проблему?(отв.детей)  Группы цветков, расположенные близко, образуют соцветие.

«Как вы думаете,  два понятия: цветок и соцветие? Это одно и то же понятие, или их нужно различать?».

Учащиеся приходят к выводу, что о цветке говорят тогда, когда он одиночный, а о соцветии - когда много цветов вместе.

Запишите в тетрадь тему урока

Что такое соцветие?

Соцветия – это группы цветков, расположенных близко один к другому на одном общем цветоносном побеге в определенном порядке.

Как вы думаете, какова цель урока?

Мы должны познакомится с соцветиями, видами и их многообразии,  узнать в чем заключается биологическое значение соцветий.

По расположению цветков на цветоносном побеге определяют виды соцветий и

разнообразие соцветий – это результат приспособлений растений к различным условиям среды.

За много миллионов лет природа создала множество соцветий. Посмотрите на

Слайд

Перед вами простое и сложное соцветие. В каждом соцветии можно выделить главную ось. Среди множества различных соцветий выделяют две основные группы: простые соцветия и сложные соцветия. Если все цветки соцветия расположены на главной оси, то такое соцветие называют простым.  Цветки на главной оси могут быть сидячими ( вспомните, что такое сидячий цветок?) , а могут прикрепляться к ней посредством цветоножек. Но если от главной оси, на которых расположены цветки, то такое соцветие называют сложным.

СЛАЙД

Дети самостоятельно определяют  тему, цель урока.

5

Физкультминутка

Из – за парт мы выйдем дружно

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши - ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный

Ветер стих. Вздохнули дружно

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на парты посмотрели.

Выполняют комплекс гимнастики

6

Первичное закрепление

Познакомится с видами простых и сложных соцветий более подробно, вы сможете в ходе выполнения лабораторной   работы.

А помогут нам в этом фрагменты презентации, и схемы в учебнике. Перед вами нет буки. Откройте презентацию. Вы должны  заполнить таблицу «Типы соцветий». определить вид соцветия, нарисовать схему соцветия, и привести пример растения

После выполнения лабораторной  работы проверяем правильность составления групп, используя слайды в презентации.

Работа с нетбуками ( презентация)

7

Обобщение и систематизация знаний.

У нас осталось невыполненным одно задание,  на презентации имеется изображение цветка. Обратите внимание , как различаются по размеру одиночные цветки и цветки, собранные в соцветия

 Вам  необходимо определить это одиночный цветок или соцветие, если соцветие – то его вид.

Учитель комментирует характеристики цветов:

Роза – царица цветов. Символизирует гордыню, величавость, красоту, недоступность, демонстративность, привлекает внимание.(одиночный цветок)

Ромашка ( корзинка), незабудка ( завиток, кисть) т.п.- говорит о простоте, доброте, скромности, стремится не привлекать внимание;

Гладиолус ( колос) – говорит о величии, стремлении выделиться, быть главным.

Хризантема ( корзинка) тюльпаны(одиночный) – простота и изысканность, красота и доступность в общении.

Гвоздика ( одиночный) символизирует славу, общественную принадлежность, жертвенность, служение обществу.

- В чем заключается биологическое значение соцветий.

Большое количество расположенных рядом цветков ( особенно мелки) увеличивает вероятность их опыления, а следовательно, и оплодотворения

Отвечают на вопросы учителя

8

Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал о______________

Было интересно______________

Было трудно___________________

Я научился__________________________

Навес  над палубой ( зонт) ,  прибавьте две буквы в конце к названию и вы узнаете соцветие, у которого все цветки расположены почти в одной плоскости. (Зонт – зонтик.)

2 стремительно текущей водной массы (поток), ) ...вставьте две буквы в название и вы получите соцветие с утолщенной осью, на которой плотно сидят цветки. (Поток – початок.)

3) название низшей школьной оценки,(кол)  ...прибавьте две буквы  и вы получите соцветие злака, в котором цветки расположены вдоль конца стебля. (Кол – колос.)

4)  наружной многослойной ткани ствола,(кора) ...вставьте 4 буквы в название и вы узнаете расширенное соцветие в форме блюдца. (Кора – корзинка.)

5) ... если убрать в моем названии предпоследнюю букву, я превращусь в часть тела человека, состоящую из черепной коробки и лица. (Головка – голова.)

6) ... при добавлении в конце одной буквы превращаюсь в сооружение громадных размеров. (Колос – колосс.)

7)Соцветие  если отбросить три первые буквы в моем названии, я превращусь в хвойное дерево. (Метелка – елка.)

8)  Соцветие Если убрать три последние буквы в моем названии, я превращусь в суп из капусты. (Щиток – щи.)

9) ...превратите вьюгу в соцветие сложная кисть. (Метель – метелка.)

Самооценка, оценка результатов деятельности

Ребята, у меня на столе клумба, но она пока без цветов. Я прошу вас, помогите засадить клумбу. У каждого из вас лежат цветки. Если вам понравился урок, то посадите на клумбе красный цветок, если не очень понравился – белый цветок, если совсем не понравился – синий.

9

Домашнее задание

Составить синквей по теме «Соцветия»