Открытое мероприятие "Заповедными тропами по родному краю"
материал по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Иванова Жанна Альфредовна

В летний период на базе нашей школы открывается летний оздоровительный лагерь. Для проведения досуга мною разработана серия мероприятий под общим названием "Заповедными тропами по родному краю"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Милюшинская средняя общеобразовательная школа

ЛЕТНИЙ ДОСУГ

 

ОТКРЫТИЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ЗАПОВЕДНЫМИ ТРОПАМИ ПО РОДНОМУ КРАЮ

ИЛИ ЭКСКУРСИЯ В  «АПТЕКАРСКИЙ ОГОРОД»

Автор: Иванова Ж.А,

учитель биологии

д.Милюшино, 2020

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Данное мероприятие является вторым в цикле открытых мероприятий объединенных темой  «Заповедными тропами по родному краю» .

Во время экскурсии школьники вновь познакомятся с уже известными им растениями, произрастающими близь школы, получат полезные  знания о лекарственных растениях.

Мероприятие  организуется для обучающихся школы и педагогов, работающих вовремя работы пришкольного лагеря.

Цель мероприятия: практическое применение  знаний по ботанике и физиологии растений

Оборудование: костюм медицинского работника, фотографии растений, инструкции для экскурсантов для определения плодородия почвы, ее заболоченности и кислотности

Время проведения мероприятия: до 40 минут

Ход мероприятия

Школьники с учителями приходят в школьный двор, где их встречает аптекарь

Добрый день, уважаемые гости!

Сегодня нам с Вами представилась уникальная возможность оторваться от бытовой  суеты, окунуться в мир живой природы и  увидеть различных представителей царства растения, пройтись по «аптекарскому огороду» и узнать то, о чем молчат растения.

Посмотрите вокруг, скажите, какие растения, находящиеся здесь, Вам известны?

(ответы гостей говорю по ситуации).

Да, перед нами типичный для средней полосы России пейзаж.

О чем нам могут рассказать  растения? Конечно,  о многом (идет диалог с экскурсантами).  Если вам придется покупать дачу или дом, то не торопясь, пройдите по территории. Растения без утайки поведают вам о том, о чем промолчит продавец.

Итак, начнем с практической части нашей экскурсии.

Экскурсантам предлагается вместе со мною выполнить несложные наблюдения и сделать выводы по:

1.Определить плодородие почвы

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1 Определение плодородия почвы по её цвету.

Одним из главных признаков плодородия почвы является наличие в ней гумусовых

веществ, которые обуславливают окраску. По цвету почву можно условно разделить на

категории по содержанию гумуса и плодородию:

Цвет                    Плодородие

Черная                гумусная, плодородная

Тёмно-серая      среднегумусная, среднеплодородная

Серая                  малогумусная, малоплодородная

  1. Уровень  заболоченности почвы

На близкий горизонт воды всегда указывают калужница и хвощи, сигнализирующие об уровне воды до 20-30 см от поверхности земли.

Кроме того биоиндикаторами служат:

  • таволга 0,5- 1м.;
  • рогоз - до 1 м.
  • чина, мятлик, мята полевая – 1-1,5 м;
  • мать-и-мачеха, крапива, осока, болиголов, наперстянка, купальница европейская. До воды около 1,5 м. солодка – от 1,5 до 5 м.;
  • камыш, тростник, вейник, лютик ползучий, незабудка – до 2 м.;
  • ива – около 1-1,5 м;
  • конский щавель, бодяк огородный, сердечник луговой – 2-3 м;
  • ольха – около 3 м;
  • подорожник, пырей – от 3 до 5 м

Влажные участки земли предпочитают тополь, смородина.

Внимание! Несколько деревьев наклоненных в одну сторону – признак высокого уровня водоносного слоя. На сухом же грунте селятся: ромашка, полынь, дрема белая, горицвет летний и подорожник

  1. Кислотность почвы

Если сад не радует урожаями, а овощные культуры вянут и хиреют даже при правильном уходе, стоит задуматься о том, какая почва у вас в огороде. Определить ее состав помогут растения-индикаторы – обычные сорняки, которые распространены повсеместно

Уровень кислотности принято определять по значению рН грунта:
• Сильнокислым считается грунт с показателем рН 4-5;
• Слабокислым – от 5,5 до 6,5;
• Нейтральными называются почвы с рН около 7;
• Засоленными или щелочными являются земли с рН выше 7
Сильнокислые грунты являются не самыми подходящими условиями для выращивания огородных культур. Индикатором таких мест является наличие на участке подорожника, конского щавеля, полевого хвоща

Выводы:

Местность, на которой мы находимся,  низинная, переходное болото. Почвы слабокислые и плодородные.

А сейчас пройдемтесь по «аптекарскому огороду» ,который расположен прямо под нашими ногами.

Известно ли вам это растение? (показываю копытень европейский) Это удивительное  растение данной местности, которое широко применяют не только в народной медицине и современной фармакологии, но даже в магии различных стран -  копытень европейский.

Листья копытня высушивали, затем, добавляя в горючие смеси, которыми окуривали помещение, очищали его от нечисти. Листья использовали для создания всяческих амулетов, оберегов: считалось, что они защитят от сглаза или порчи

Применяют от  ревматических, суставных и головных болей, используют компрессы с отваром копытня, различные примочки или масла, а также для лечения алкоголизма.  После серии таких приемов в дальнейшем алкоголь вызывает у человека сильную рвоту.

Ваши вопросы? (по ситуации).

Следующее красиво цветущее растение – таволга вязолистая. Основное лечебное действие препаратов таволги связано с наличием салициловой кислоты и салицилатов, обладающих антисептическими и противовоспалительными свойствами. Препараты таволги оказывают легкое обезболивающее действие, способствуют заживлению ран при укусах ядовитых змей или бешеных животных, а также используют при лечении суставного  ревматизма.

Ваши вопросы? (по ситуации).

Попробуйте догадаться, о каком растении идет речь?

 Растение с тремя листьями, называемое также в народе трилистник, символизирует Троицу; редко встречающийся четырехлистник является символом удачи. Он являлся одним из символов варягов и присутствовал в древнем прикладном искусстве. Считалось, что магические свойства самого растения наиболее сильны в лунную ночь, дни солнцестояния и равноденствия, особенно в ночь на Ивана Купалу с 22 на 23 июня. Наши предки верили, что он несет в себе великую силу любви, счастья, красоты и молодости. Его листочки собирали, сушили и потом всегда носили с собой в чистом лоскутке или – позже – в носовом платочке. И добрый помощник отводил беды, сглазы, порчи, привороты – хранил счастье поклонившегося и сорвавшего его человека. Прабабушки с клевером делали еще следующую процедуру: на рассвете, когда все спали, выходили на поляну и собирали с него росу. Сливали ее в небольшой сосудик, а потом на весь день ставили туда три его веточки. А на ночь умывались этой водой, которая служила им кремом от морщин.  

Конечно, это -  кашка, или клевер луговой. Отварами клевера лечат болезни печени и желчевыводящих путей, почек, мочекаменную болезнь, воспаление мочевого пузыря и придатков.

А сейчас мы видим перед собой  траву алхимиков — манжетку. 

Манжетку обыкновенную часто называют "женской травой". Благодаря удачному сочетанию различных биологически активных соединений, ей присущи следующие свойства (и это далеко не полный перечень):

- кровоостанавливающие;
- лактогенные(молокогонные);
- ранозаживляющие и противовоспалительные;
- желчегонные;
- дезинтоксикационные;
- сосудоукрепляющие и  противоопухолевые.

Каждая наша полянка, перелесок, берег реки – хранит тайны природы, которые интересно открывать, хранить и любить. На этом наша экскурсия подошла к концу. Спасибо за внимание. Всего Вам доброго.


Используемая литература и источники  

Я иду на урок биологии. Экология ред./Н.В.Иванова, М:. 2002,с175

Определение кислотности почвы [Электронный ресурс]/сайт организации «www.asienda.ru» , 2018 Режим доступа: https://www.asienda.ru/pochva/o-sostoyanii-pochvy-rasskazhut-rasteniya  , свободный - Загл.с экрана.- Яз.рус. (дата обращения 23.05.2020)



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Милюшинская средняя общеобразовательная школа

ЛЕТНИЙ ДОСУГ

 

МАСТЕР – КЛАСС

( Дни защиты от экологической опасности)

МЕТОДЫ БИОИНДИКАЦИИ

Автор: Иванова Ж.А,

учитель биологии

д.Милюшино, 2021

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Мастер-класс проводится в рамках дней защиты от экологической опасности с детьми, приходящими в школьный летний лагерь с целью:

- изучения методов определение загрязнения  вод по средствам биоиндикации

Данная работа проводится учителем на улице, вблизи водоема( группа школьников до 10 человек) с обязательным инструктажем по нахождению рядом с водными объектами или через просмотр присмотр презентации. Прежде чем приступить к  мастер-классу,  желательно провести предварительную работу: познакомить школьников с внешним видом растений - индикаторов загрязненности водного объекта, который предстоит изучать( приложение 1).

Методы биоиндикации обычно достаточно просты, не требуют специального оборудования и больших затрат. Многие из них вполне доступны школьникам, даже в младших классах. А результаты могут быть очень интересными и полезными, особенно, если в вашем населенном пункте раньше этим не занимались

Ход мастер-класса

Здравствуйте, ребята! Сегодня я познакомлю вас с несложными способами определения чистоты воды в водоеме, находящегося рядом со школой.  Эта информация поможет вам выбрать лучшее место, например, для купания, ведь вы живете в месте, где рядом водохранилище, а в деревне обязательно есть пруды.

Одним из способов быстрой оценки чистоты воды являются методы биоиндикации.

Биоиндикация - это  оценка качества среды обитания и её отдельных характеристик по состоянию биоты в природных условиях. Для учёта изменения среды под действием антропогенного фактора составляются списки индикаторных организмов — биоиндикаторов

Биоиндикаторы – это виды, группы видов или сообщества, по различным показателям которых судят о качестве воды, воздуха, почвы и состояния экосистем.

Среди методов анализа экологического состояния водных объектов метод биоиндикации занимает одно из важнейших мест. Он основан на способности отдельных видов обитателей водоёмов - биоиндикаторов - показывать своим развитием и существованием в воде ее степень загрязнения, они отражают сложившиеся в водоеме условия среды. Видовой состав и численность обитателей водоема зависят от свойств воды.  Сегодня мы определим качество воды с помощью растения рода ряска.

Ребята, обратите внимание, как затянута  поверхность водоема этим растением. Приступим к работе.

Биоиндикация загрязнения водоемов с помощью ряски

С помощью этого простого метода вы можете определить степень чистоты воды в  этом пруду.  

 Как выполнить экспресс-оценку качества воды 

  • Выберите места отбора проб на водоеме.
  • Ограничьте на поверхности воды участок площадью примерно 0,5 м2 – для этого можно использовать рамку, которую легко сделать из проволоки. На этом участке с помощью небольшого ведра или другой емкости соберите все плавающие растения ряски.
  • Среди выловленных растений выберите с помощью определителя экземпляры ряски малой. Если в вашем водоеме в основном представлен другой вид, то работайте с ним.
  • Внимательно подсчитайте количество особей ряски определенного вида в каждой пробе, результат занесите в рабочую таблицу.
  • Для каждого растения в каждой пробе (обычно подсчитывают показатель не менее чем у 50-100 растений) надо определить общее число щитков (материнских и деток) и среди них - число щитков с повреждениями. Результаты надо сразу записывать в таблицу в рабочий журнал. Затем надо посчитать суммарное количество щитков у всех проверенных растений ряски и количество щитков с повреждениями.
  • К повреждениям относятся черные и бурые пятна (некроз) и пожелтение (хлороз). Количество и размеры пятен не учитываются.
  • В водоеме надо взять несколько проб в различных местах и посчитать необходимые показатели для каждой пробы.

После всех подсчетов у вас должна получиться подобная таблица (приводим пример из одной из работ по данной тематике).

№ пробы

Количество особей

ряски в пробе

Суммарное количество щитков

Отношение числа

щитков к числу особей

Количество поврежденных щитков

% поврежденных щитков от

общего

количества щитков

Класс качества воды

1

85

204

2,4

35

17,2

 

2

106

241

2,27

38

15,8

 

3

150

300

2,0

65

21,7

 

4

115

241

2,09

40

16,6

 

5

180

414

2,3

75

18,1

 

6

210

441

2,1

55

12,5

 

7

96

224

2,33

30

13,4

 

8

180

392

2,14

50

12,8

 

Итого

1122

2457

2,19

388

15,8

3

Класс качества воды можно определить по подсчитанным показателям, используя следующую таблицу.

Таблица экспресс-оценки качества воды по ряске

 В верхней строке найдите графу, которой соответствует ваш первый показатель (число щитков/ число особей).

 В столбце слева найдите графу, которая соответствует вашему проценту поврежденных щитков.

 На пересечении вашего столбца и строчки в клетке будет стоять какая-то цифра. Это и есть степень чистоты воды:

1- очень чистая

2 - чистая

3- умеренно загрязненная

4 - загрязненная

5 - грязная.  

% щитков с

повреждениями

Отношение числа щитков к числу особей

1             

1,3        

1,7        

2           

больше 2

0

1-2

2

3

3  

3

10

3

3

3

3

4

20

3

4

3

3

3

30

4

4

4

4

4

40

4

4

4

3

-

50

4

4

4

3

-

Более 50

5

5

-

-

-

 Вы можете получить разные значения класса чистоты воды в разных водоема или даже в разных местах одного водоема. Подумайте о причинах и сделайте выводы. Есть ли реальная возможность улучшить ситуацию? Это может стать темой полезной проектной работы

Используемые источники информации

  1. Биоиндикация [Электронный ресурс], 2021 Режим доступа: /https://ru.wikipedia.org/wik, свободный - Загл.с экрана.- Яз.рус. (дата обращения 27.05.2021)
  2.  Куриленко В.В, Зайцева О. В., Новикова Е. А., Осмоловская Н. Г., Уфимцева М. Д. Основы экогеологии, биоиндикации и биотестирования водных экосистем. (Под ред. В. В. Куриленко). 2003. 448 с.

3. Методы биоиндикации[Электронный ресурс], 2020 Режим доступа: https://future4you.ru/, свободный - Загл.с экрана.- Яз.рус. (дата обращения 30.05.2021)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Знакомство с ряской

Ряска – это водное многолетнее, цветковое растение. Вы , конечно, видели ее в разных водоемах - в лужах, мелких прудах, канавах, запрудах и других хорошо прогреваемых водоемах с пресной, стоячей или медленно текучей, богатой органическими веществами водой. Часто рясковые образуют большие скопления - сплавины, сплошь покрывающие поверхность стоячих неглубоких водоемов.

Род Ряска включает в себя около 9 видов рясок. Вегетативное тело рясковых – листец - по виду напоминает крошечный плавающий лист или слоевище низших растений, именно поэтому длительное время их считали водорослями. Листецы (щитки) у рясковых одиночные или соединены в небольшие группы, по 2 или более .

 Форма листецов у рясок может быть округлой, эллиптической, продолговатой.
 В присутствии загрязнителей изменяется цвет листеца (щитка) и поэтому ряска может использоваться как индикаторный организм.
В наших водоемах чаще всего встречается ряска малая. Это светлозеленое маленькое растение, ее листецы овальной формы, от нижней поверхности каждого листеца отходит в воду корешок с утолщением на конце. Ширина листеца ряски малой 2-3 мм, но она имеет относительно длинные корни - до 10 см.

Но вы можете обнаружить в водоеме и другие виды ряски, поэтому приводим схему-определитель видов.

А. Корней на материнском щитке или на крупных дочерних - несколько (больше одного); (если корни не развиты: материнский щиток крупный - 5-10 мм) - многокоренник обыкновенный (рис. 1), если корень один - см. пункт Б.

Б. Щиток вытянутый, на верхушке заостренный - ряска трехдольная (рис. 1), если щиток округлый - см. пункт В.

17

В. С нижней стороны щитка отчетливо выраженное вздутие - ряска горбатая (рис. 1); вздутия на нижней стороне нет - ряска малая (рис. 1).

Рис.1. 1 – ряска трехдольная, 2 – ряска малая, 3 – ряска горбатая, 4 – многокоренник обыкновенный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эколого-краеведческая игра "Тропинками родного края"

Мероприятие для учащихся 8-9 классов...

Программа краеведческого кружка «Тропами родного края»

Курс рассчитан на изучение основ краеведения Фурмановского муниципального района, раскрывающих особенности основных этапов развития истории региона. Цели курса:1. Систематизация имеющихся з...

мероприятие по экологии "Тропинками родного края"

Много ли найдется людей, которые не задумываются над благотворной силой природы, красотой и богатством родной земли? В большинстве своем люди испытывают любовь к родной природе и понимают значение окр...

ТРОПАМИ РОДНОГО КРАЯ

В методической разработке рассказывается о природе кузбасса, для чего надо беречь её + презинтация....

тропинками родного края

Все человечество и каждый человек-часть природы. Природа присутствует в названиях многих произведений литературы: сказок, стихов, романов. О ней масса пословиц и поговорок, которые представляют собой ...

Тропинками родного края (экологическая игра).

Экологическая  игра «Тропинками родного края» ( для учащихся 6-7 классов)   Цели: формировать экологическое, ответственное отношение к природе; развивать чувство сопричастности и ответст...

Открытое занятие объединения "Знатоки родного края" (туристско-краеведческой направленности)

Презентация "Достопримечательности г.Бутурлиновка" к  уроку на областной конкурс "Сердце отдаю детям"...