Проект экологическая тропа "Природа наш дом!"
проект по биологии

Вагизова Алсу Мирзаяновна

Экологическая тропа – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий через различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования детей. На ней вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.  Она служит лабораторией для исследований, мастерской для труда и трибуной для выступлений.  Это отдых на природе с использованием познавательных и занимательныхv конкурсов, викторин, игр, ведёт к всестороннему развитию школьников.  Здесь укрепляется взаимосвязь интеллектуального и эмоционального  познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologicheskaya_tropa.docx520.09 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Поисевская средняя общеобразовательная школа»

Актанышского района Республики Татарстан

ПРОЕКТ

zerkalo_prirody

Экологическая тропа

                                           

Руководитель:

Вагизова Алсу Мирзаяновна

2020 год

Введение

Учебная экологическая тропа  разновидность педагогически организованного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранной работы.

Назначение такой тропы – создать условия для целенаправленного воспитания экологической культуры учащихся.

  Экологическая тропа создаётся,  прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрыть свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.

  Организация тропы силами школьников даёт педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от подростков творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждает детей не только использовать свои знания из разных учебных  предметов, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь  интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности – убеждённость, которая  опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт школьников. У них вырабатывается  навыки

  Создание тропы, уход за нею и периодическое дооборудование приучают детей к общественному полезному труду и бережному отношению к общественному достоянию.

  Таким образом, учебная территория в природном окружении служит учащимся и лабораторией для исследований, и мастерской для труда, и для выступлений.

  Вся работа по созданию и последующему использованию тропы строится на основе сочетания индивидуальной, групповой и массовой форм организации деятельности школьников.

 

Цель проекта

  • Создание проекта  экологической тропы на территории  школы
  • информировать посетителей о представителях флоры данного участка;
  • приобщение детей к природе и здоровому образу жизни;
  • формировать у учащихся основы экологической культуры.

 Задачи

  • Создать рабочую группу по реализации проекта.
  • Разработать проектную документацию по «Экологической тропе»: план-схему тропы, перечень оборудования.
  • Привлечь родителей и общественность для участия в проекте: материального обеспечения, организации работ по оборудованию тропы.
  • Организовать практическую деятельность по созданию Тропы: подготовить площадку, изготовить и установить оборудование. Подготовить методические рекомендации.
  • Подготовить инструкцию по охране жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на «Экологической тропе». 

Актуальность проекта

Сегодня задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объём знаний по биологии, но и в том, что бы способствовать приобретению навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи окружающей среде. Формированию таких качеств у ребят особенно эффективно проходит в процессе их самостоятельных исследований. В ходе этой работы ученик сам учится формулировать проблему, выдвигать и обосновывать причины её возникновения, делать выводы.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

Создание группы по организации учебной экологической тропы. Определение задач и объёма работы, раскрытие перспектив и определение места каждого ученика в предстоящем деле. Изучение научно-познавательной литературы экологической направленности.

2 этап – основной

Изучение научно-познавательной литературы экологической направленности. Прокладкой маршрута экологической тропы, выявлением экскурсионных объектов. Составление перечня объектов, расположенных в зоне тропы, определение примерных тематик экскурсий  по маршруту. Составление рекомендаций по использованию объектов тропы для работы с детьми и родителями

3 этап – практический

1. Определение видового состава деревьев

Работа производится на территории школы. Результаты оформляются в виде таблицы

2. Обследование санитарного состояния деревьев

Обследовано санитарное состояние деревьев и выявлены виды повреждений:

- растрескавшаяся, поврежденная кора;

- засохшие ветки; сломанные, спиленные, срубленные;

- формирование и наличие дупел;

- вышедшие на поверхность корни;

- спящие почки – “шишки”. В норме спящие почки просыпаются только после отмирания основных ветвей. Ранний рост почек связан с неблагополучной экологической обстановкой;

- антропогенное воздействие: вырезки, проволока в коре дерева, гвозди, краска.

3. Оценивание жизненного состояния деревьев. Оценка состояния растений проводится визуальным методом по наличию основных повреждений и общего состояния. Выявление следующих болезней:

а) неинфекционные – вызванные механическими повреждениями;

б) вирусные – скрученные листья, изменение формы и цвета листьев и т.д.;

в) бактериальные – гнили, пятна;

г) грибковые – налеты, трутовые грибы.

Результаты оформляются в виде таблицы

4 этап – заключительный.

1. Анализ работы по реализации проекта.

2. Использование полученных знаний для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем своего села, школьной территории.

3. Проведение школьной научно-практической конференции «Мы верные друзья природы»

Станции маршрута экологической тропы

«Природа – наш дом»

На протяжении маршрута экологической тропы «Природа – наш дом» запланировали 8 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где участники могут более подробно ознакомиться с  представителями флоры и фауны, оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу.

1. Ели – наша гордость 

2. Цветник

3. Живая изгородь

4. Птичья станция

5. Разнотравье

6. Зона отдыха

7. Учебно - опытный участок

8. Метеостанция

Ожидаемый результат 

  • Навыки исследовательской работы
  • Широкий простор для творчества.
  • Опыт партнерских взаимодействий с педагогами, сверстниками, родителями и местной общественностью
  • Педагоги усовершенствуют умения дифференцированно подходить к обучению ребят, включатся в исследовательскую деятельность, откроют для себя новое как в содержании преподавания предмета, так и в методике его преподавания.
  • У учащихся будут формироваться информационные, коммуникативные и социальные компетенции; овладеют различными способами деятельности, приобретут активную жизненную позицию.
  • Родители - будут сопричастны происходящему, общая работа позволит поддерживать взаимопонимание со своим ребенком

Литература

1. Захлебный А.Н. На экологической тропе. М.: Знание, 1986

2. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования. М.: Знание, 1980

3. Костенков П.П. Экологическое воспитание школьников: Учебно-методическое пособие. Барнаул: Алт.кн. изд-во, 1990

4. Большой атлас природы России. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2003.

5. Красная книга Республики Татарстан.: изд-ва «Природа, «Стар», Казань, 1995

6. Большая энциклопедия животного мира.- М. ООО «Росмэн-Издат», 2001

7. Экология. Живая планета: Учебное пособие / Л.И.Шурхал и др. –М.: Академкнига / Учебник, 2010.

Приложения

Правила поведения на экологической тропе.

  1. Участники экскурсии идут группой за руководителем, не обгоняя его и не растягиваясь длинной цепочкой.
  2. Разговоры во время экскурсии недопустимы, вопросы следует задавать вполголоса.
  3. Запоминая наиболее типичные растения, не следует их собирать. Лучше записывать их названия и их отличительные признаки, зарисовать их внешний вид в записной книжке.
  4. Наблюдая за животными (бабочка, жуками, земноводными и др.), не следует их ловить.

Запрещается:

- загрязнять природную среду;

- ломать деревья, вытаптывать растения;

- беспокоить животных, разорять птичьи гнезда.

Необходимо:

- ходить по тропе, сохраняя растения;

- подкармливать и оберегать птиц.

2020-05-04_001

Условные обозначения

1. Ели – наша гордость

2. Цветник

3. Живая изгородь

4. Птичья станция

5. Разнотравье

6. Зона отдыха

7. Учебно - опытный участок

8. Метеостанция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Экологические праздники в школе"

•Создание экологического календаря.•Через внеклассные мероприятия ознакомить учащихся с экологическими проблемами своей республики и путями их решения.•Научить оценивать последствия собственной ...

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Экологический проект «Экологическое состояние пришкольного участка»

Объект нашего исследования – пришкольная территория КГБС(К)ОУ «Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 5 VIII вида»Цель нашего исследования - изучение экологиче...

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»...

Социально-экологический проект «Экологический патруль»

Актуальность проекта заключается в том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач. Правильное экологическое воспитание позволит...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Экологический клуб «Росинка» как эффективная форма экологического воспитания и просвещения

Цель:       совершенствование системы экологического просвещения и воспитания, путем взаимодействия с социальными партнерами и формирование особого экологического мировоз...