Урок- лабораторная работа "Строение семян двудольных растений"
презентация к уроку по биологии (6 класс)

Коченкова Ирина Александровна

Урок в 6 классе учебник В.Пасечника

Тип урока: комбинированный урок, с лабораторной работой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок №1 Строение семян двудольных растений.

Тип урока: комбинированный урок, с лабораторной работой.

Цель урока: обучающиеся научатся или получат возможность научиться определять строение семян однодольных и двудольных растений.

Цель для учителя: познакомить обучающихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.

Задачи урока:

1. Познакомить обучающихся со строением семян однодольных и двудольных растений;

2. Формировать навык учебной деятельности через лабораторную работу, т. е. умение обобщать знания в виде схем и таблиц, делать вывод и обобщение;

3. Обогащать словарный запас, развивать устную речь, словесно-логическое мышление обучающихся;

4.Прививать интерес к предмету, формировать навыки взаимопомощи и сотрудничества. Воспитывать навыки самоконтроля, взаимопроверки, взаимоуважения;

Оборудование: ноутбук, учебник, инструктивная карта, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, инструкция по ТБ, презентация к уроку.

Ход урока.

1. Орг. Момент. Вступительное слово учителя. 

Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать Вас сегодня на уроке биологии.

Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному царству растений, отделу  покрытосеменных растений.

2. Актуализация знаний.

  1. С чего начинается жизнь растения?
  2. Какую мы можем поставить цель на уроке?

Цель: изучить строение семени

  • Какие будем решать задачи?(как будем знакомиться со строением семени?)
  • Вспомнить то, что уже знаем
  • Изучить теорию вопроса  (§)
  • Познакомиться со строением семян на практическом материале (Л.р.)
  • Выяснить, чем различаются семена разных растений

Вспомним…

  • Какие растения имеют семена? (- Голосеменные и Покрытосеменные)
  • Роль семян в жизни растения? ( - Семена обеспечивают размножение растений;

Какое?  - Половое)

  • Какие преимущества имеют семена перед спорами? написать на доске:

- семенная кожура - защита зародыша

- запас пит. вещ.

- отсутствует необходимость воды для размножения (для оплодотворения)

3. Изучение нового материала 

Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Мы заглянем внутрь семени и познакомимся со всеми его частями и органами.

  • Жизнь цветкового растения начинается с семян. Весной, когда земля освобождается от снега, многие люди торопятся поскорее посеять разные овощные культуры и цветы на грядках и клумбах. Что они сеют? Конечно же, семена. В землю на небольшую глубину закапывают сухое, небольшое (а иногда и совсем крошечное) семя. Обычно через 2-3 недели на том месте, где под слоем земли находилось семя, появляется маленькое зеленое растеньице – проросток. Чудо? Нет. Оказывается, в каждом семени спрятано будущее растение.
  • Семена растений различаются по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют сходное строение.

Давайте, исходя из полученного ответа, выясним строение семени:

Подумайте…

  • Что такое зародыш?
  • Зародыш – это зачаток будущего растения (в тетрадь)

Работа с текстом

  • Из каких частей состоит зародыш?
  • Зародышевой корешок
  • Зародышевый стебелёк
  • Почечка
  • Семядоли
  • Что такое семядоли?
  • Семядоли – это первые листья зародыша растения
  • Где содержится запас питательных веществ? Что это?
  • Эндосперм  – это запасающая ткань, содержит запас пит. вещ.

Вспомните, что такое ткань? (Группа клеток и межклеточного вещества, имеющих сходное строение и выполняющих определенную функцию)

Лабораторная работа “Строение семени фасоли”

Цель работы: изучить строение семени фасоли.

Материалы и оборудование: на каждую парту – 2 набухших зерна фасоли, 2 сухих семени, 2 препаровальные иглы, 2 ручные лупы.

Ход работы:

1. Рассмотреть и устно описать внешний вид семени фасоли (форма, поверхность, величина). Где расположен рубчик?

2. Взять набухшее семя фасоли и отделить кожуру от зародыша.

3. Прикрепить в тетради снятую кожуру и зародыш (или зарисовать).

4. Взять целиком зародыш, рассмотреть его, найти 2 семядоли, корешок, стебелек, почечку.

5. Показать основные части по схематическому рисунку. Какой вид имеет корешок, почечка, как их отличить? К какому органу зародыша прикрепляются семядоли?

6. В тетради прикрепить (или зарисовать) по отдельности 2 семядоли и остальные 3 части зародыша вместе. Написать их названия. Какой орган зародыша является самым крупным? Почему семядоли толстые и большие? Каково строение зародыша?

Задания и вопросы 

Результат 

Рассмотрите семена фасоли. какова форма семян?

Бобовидная

Попробуйте снять семенную кожуру

Снимается только с набухшего семени

Найдите семядоли. Сколько их?

2 семядоли

Пользуясь лупой, найдите корешок, стебелёк и почечку с листочками

Что  содержится  в семядолях?

Запас питательных веществ

 Микропи́ле (от греч. micrós — маленький и pýle — вход) —  отверстие на вершине семяпочки (семязачатка) у высших растений,через которое при опылении проникаетпыльцевая трубка с оплодотворяющими спермиями.

Строение семян двудольных растений

Семя состоит из:

  • кожуры,
  • зародыша
  • запас питательных веществ.

Зародыш - зачаток будущего растения. В зародыше различают:

  • зародышевый корешок,
  • зародышевый стебелек,
  • почечку
  • семядоли.

      Запас питательных веществ семени находится в особой запасающей ткани - эндосперме

     (от греческих слов «эндос» - внутри и «сперма»).

  • У яблони, миндаля зародыш разрастается, вытесняет и поглощает эндосперм
  • У тыквы, фасоли запас питательных веществ находится в семядолях.
  • У пастушьей сумки, дикой редьки запас питательных веществ не только в семядолях, но и в корешке и стебельке.

Значение  семян в жизни растений

  • Семена – важнейшее достижение в эволюции растений.
  • Семя состоит из небольшого, но сформировавшегося  растения и запаса  питательных веществ на первое время, пока  зародыш не прорастёт.
  • Семя защищает это крохотное  растение от неблагоприятных условий.
  • Семя обеспечивает возможность распространяться с помощью воды, ветра, животных.

Домашнее задание

§1; вопросы после §;

Для любознательных:

Составить коллекцию семян;

Оформить стенд «Всё о семенах»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Строение семян двудольных и однодольных растений"

Урок включает в себя изучение материала как однодольных, так и двудольных растений, лабораторную работу и презентанцию....

Урок по теме: "Строение семян двудольных растений"

Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Строение семян двудольных растений"...

Лабораторная работа "Строение семян" по биологии 6 класс

В работе дан план - конспект лабораторной работы по биологии для учащихся 6 класса по теме "Строение семян"  с ответами для учителя....

Тема урока: Строение семян двудольных растений

О многообразии покрытосеменных растений, значении семян в жизни растений, преимуществах семян перед спорами, высших и низших, споровых и семенных растениях...

Презентация к уроку "Строение семян двудольных растений"

Перезентация к уроку "Строение семян двудольных растений"...

Лабораторная работа "Строение семян двудольных и однодольных растений".

Лабораторная работа по теме "Строение семян двудольных и однодольных растений"....