Генетические закономерности, открытые Г.Менделем
план-конспект урока по биологии (11 класс)

Тогузова Светлана Николаевна

Сформировать у учащихся понятия о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 ПО БИОЛОГИИ ПО ТЕМЕ «ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ОТКРЫТЫЕ Г. МЕНДЕЛЕМ. 

Авторы УМК: «Биология», 11 класс, И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова, Москва издательство «Вентана-Граф», 2011 год.

Учитель МБОУ СОШ №3, г.Алагира

Тогузова С.Н.

Предмет

Биология

Раздел

Общая биология

Тема изучения

Основы учения о наследственности и изменчивости

Тема занятия

Генетические закономерности, открытые Г.Менделем

Тип занятия

Урок открытия нового знания.

Цель занятия

Сформировать у учащихся понятия о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности.

Цель занятия

Изменчивость, фенотип, гетерозигота, доминантные гены, гибридологический метод, чистые линии, альтернативные признаки, моногибридное скрещивании, генетика, наследственность, генотип, рецессивные гены, аллельные гены, гомозигота

Образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

- Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни.

- Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии.

- Мотивирование на получение новых знаний, ответственное отношение к обучению.

Познавательные УУД:

- Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.

- Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

- Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений.

- Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

- Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах.

- Использовать знаково-символические средства для решения задач.

Регулятивные УУД:

- Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий.

- Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

- Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи.

- Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности.

- Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).

Коммуникативные УУД:

- Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками.

- Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.

- Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью.

 - Уметь формулировать цель урока, индивидуальные образовательные и развивающие задачи, составлять индивидуальный плана действий, подводить итог урока, анализировать индивидуальные достижения.

- Научиться давать определения понятий: гибридологический метод, чистые линии, альтернативные признаки, моногибридное скрещивании, генотип, фенотип.

- Характеризовать этапы

изучения наследственности организмов.

- Объяснять роль Г. Менделя в исследовании наследственности и изменчивости.

- Описывать современные достижения науки в исследованиях наследственности и изменчивости.

Организация деятельности по достижению образовательных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

I. Вводная часть: организационный момент, актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание (10 минут)

1. Организация учащихся, приветствие , проверка присутствующих (1-2 мин.):

настраивание учащихся на учебную деятельность; проверка готовности класса к занятию; приветствие учащихся; раздача учащимся инструктивные карты, листы оценивания. Объяснение как заполнять.

Готовятся к уроку. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Приветствуют учителя.

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений

Планировать свою деятельность

Уметь слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя

Формировать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности

2. Организация деятельности учащихся по актуализации темы  (2-3 мин.):

Зачитывание выражения: «Увлечение может прославить человека и стать главным делом в его жизни»

- Как вы думаете, ребята, какого ученого мы можем охарактеризовать этим выражением? Почему?

- Давайте теперь на основе утверждения и наших ответов попробуем сформулировать тему урока

Слушают и отвечают на вопросы учителя .

Записывают число и тему урока

«Генетические опыты Г.Менделя» в индивудальных карточках.

Осуществлять сравнение и классификацию.

Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Устанавливать межпредметные связи.

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять ответы одноклассников.

Осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения.

Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся.

Строить понятные для собеседника речевые высказывания

Понимать единство естественнонаучной картины мира.

3. Мотивация  и стимулирование деятельности учащихся (6 мин.):

Мы с вами знаем, что живые организмы обладают важным свойством – это наследственность.

–А какие признаки мы можем унаследовать?

Приведение примера:

« В молодой семье родился ребенок. Муж и жена имеют карие глаза, а ребенок родился голубоглазый»

-Что вас удивило?

-Какой вопрос у вас возникает?

-Кто считает, что такое возможно, поднимите руки.

-Итак, у нас в классе появилось разные мнения на данный вопрос и нам необходимо выяснить, какое из них правильное. Как мы можем это выяснить?

Слушают и отвечают на вопросы учителя

Устанавливать причинно-следственные связи

Слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять ответы одноклассников

Слушать и понимать речь других, выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками

Развивать любознательность и интерес

4. Дает целевую установку: предлагает ответить на вопрос:

- Когда вы в математике пытаетесь доказать или опровергнуть какую-то теорему чем вы пользуетесь?

- А знаем ли мы законы генетики и умеем ли мы решать генетические задачи?

- Значит, какие задачи стоят сегодня перед нами, чему мы должны научиться, что узнать?

Озвучивание задач урока.

Слушают и отвечают на вопросы учителя .

Формулируют задачи урока.

Устанавливают причинно-следственные связи

Формирование умений целеполагания.

Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности

Слушать и понимать речь других, выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи.

Строить понятные для собеседника речевые высказывания, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью

Воспитывать целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений

II. Основная часть: изучение нового материала, закрепление, первичный контроль и коррекция (20 минут)

1.Организация фронтальной  беседы о гибридологическом методе: Рассказывания об особенностях гибридологического метода: использование чистых линий, наследование альтернативных признаков

Слушают и отвечают на вопросы учителя

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений.

Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Осуществлять учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками.

Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь.

Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним диалог.

Понимать границы собственного знания и «незнания».

Формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию

2.Организация письменной работы в парах: приведение примеров альтернативных признаков.

Приводят примеры, заполняя таблицу в инструктивной карточке .

Осуществляют взаимопроверку

Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию

Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием. Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами

Организовывать совместную деятельность с учителем и одноклассниками.

Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.

Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника.

Понимать границы собственного знания и «незнания».

Формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

3.  Просмотр видеоролика « Как горох Менделя помог нам понять генетику» .

Вопросы для обсуждения:

- Какой признак использовал Г.Мендель?

- Какую особенность гибридологического метода он применил?

-Какие бывают признаки?

Формулирует 1 закон Менделя

Смотрят видео .

Слушают и отвечают на вопросы учителя

Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.

Дополнять, уточнять ответы одноклассников.

Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий.

Адекватно использовать речевые средства.

Организовывать совместную деятельность с учителем и одноклассниками.

Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника

Понимать общность естественных наук и единство естественнонаучной картины мира.

4. Организация письменной работы:

А) Предлагает вспомнить условные знаки

Б) Описывает задачу, применяя 1 закон Менделя

В) Предлагает письменно записать I закон Менделя

Заполняют таблицу в рабочей тетради. Проверяют по эталону .

Слушают и отвечают на вопросы учителя.

Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.

Слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять ответы одноклассников.

Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами .

Адекватно использовать речевые средства.

Строить монологическое высказывание.

Организовывать совместную деятельность с учителем и одноклассниками.

Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника.

Понимать общность естественных наук и единство естественнонаучной картины мира.

 Предлагает письменно записать I закон Менделя

Записывают I закон Менделя. Проверяют по эталону

Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы

Слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять ответы одноклассников.

Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами)

Адекватно использовать речевые средства.

Строить монологическое высказывание.

Организовывать совместную деятельность с учителем и одноклассниками.

Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника

Понимать общность естественных наук и единство естественнонаучной картины мира.

5. Физкультминутка

Выполняют задание предложенное учителем

6. Просмотр  видеоролик « Как горох Менделя помог нам понять генетику» .

Выполнение  заданий: оформите данный закон письменно и в буквенном выражении .

Смотрят видео.

Слушают и отвечают на вопросы учителя

Выполняют задания Осуществляют взаимопроверку по эталону

Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.

Слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять ответы одноклассников.

Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами)

Адекватно использовать речевые средства.

Строить монологическое высказывание.

Организовывать совместную деятельность с учителем и одноклассниками.

Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника.

Понимать общность естественных наук и единство естественнонаучной картины мира

7. Закрепление нового материала:

 организация групповой письменной работы-

решение задач.

Выполняют задания Осуществляют взаимопроверку

Понимать и интерпретировать информацию, представленную в схемах (аспект смыслового чтения).

Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии

Принимать и сохранять учебную задачу.

Слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять ответы одноклассников

Осознанно строить речевое высказывание

Слушать собеседника.

Адекватно использовать устную и письменную ре

Понимать значимость фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира

III. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (10 минут)

1. Подведение  итогов урока:

2. Рефлексия:

сообщает, что изучили тему «Генетические опыты г. Менделя».

-вопрос для обсуждения:

- Что такое моногибридное скрещивание?

-закончите предложения:

сегодня на занятии:

- я узнал…

- я научился…

- мне было легко…

- мне было сложно…

3. домашнее задание:

- составить генетическую родословную по одному признаку

Задача № 2,3

Отвечают на вопросы учителя Выполняют задания на карточках.

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах

Контроль, коррекция своих действий, оценка успешности усвоения

Умение выражать свои мысли, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей

Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни

Приложение 2

Карточка с задачами

Задача №1

Гомозиготную черную крольчиху скрестили с гомозиготным белым кроликом. а) Определите генотипы и фенотипы крольчат первого поколения. б) Произойдет ли расщепление гибридного потомства? в) Какие законы и правила Менделя здесь проявляются?

Задача №2

Каковы генотипы родителей и детей, если: а) у светловолосой матери и темноволосого отца 5 детей, все темноволосые; б) у голубоглазого отца и кареглазой матери 5 детей, из них 2 ребенка голубоглазые; в) у матери, имеющей по 6 пальцев на руках, и у отца нормальным числом пальцев 3 детей, все полидактилики; г) у родителей с не рыжими волосами 4 детей, из них 2 рыжеволосые; д) у матери с нормальными пальцами и отца с брахидактилией.

Задача №3

Женщина с не рыжими волосами, мать и отец которой имеют не рыжие, а брат – рыжие волосы, вступила в брак с рыжеволосым мужчиной, мать которого имеет тоже рыжие, а отец – не рыжие волосы. От этого брака родились мальчик с не рыжими и девочка с рыжими волосами. Определите генотипы всех упомянутых лиц и составьте схему родословной этой семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Генетические опыты Г.Менделя"

конспект поможет подготовиться к уроку по теме "Генетические опыты Г.Менделя"...

Рабочий лист. Индивидуальное развитие организмов.Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Рабочий лист для самостоятельной работы учащихся. Учебник Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс...

Урок по биологии в 9 классе "Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. (Виды скрещивания. решение генетических задач)

Данная презентация способствует изучению учащимися законов Менделя , имеются формулировки законов, показано решение задач пр полном и неполном доминировании, анализирующем скрещивании. Есть элементы и...

Прзентация к уроку: "Закономерности наследования, установленные Г.Менделем

Презентация включает в себя историю генетики, моногибридное и дигибридное скрещивание, неполное доминирование, 1, 2, 3 законы Менделя, задачи и иллюстрации к ним...

Тема: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание».

«Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.»Урок № 4 в теме «Закономерности наследственности и изменчивости»...

Элективный курс с использованием ИКТ "Основы генетических закономерностей живых организмов" 11 класс

Содержание программы, тематическое планироваие элективного курса....

Опорный конспект "Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г. Менделя"

Опорный конспект "Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г. Менделя" включает основные понятия генетики...