Решение задач на митоз и мейоз
план-конспект урока по биологии (11 класс)

Старостина Елена Витальевна

Урок биологии в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок в 11 классе35.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Практическая работа №4  «Решение задач на митоз и мейоз»

Педагогическая цель урока: создать условия для систематизации и осмысления изученного материала по теме «Деление клетки».

Цель урока: закрепить умения решать задачи на митоз и мейоз, объяснять полученные результаты.

Задачи урока:

Образовательные:

Углубление знаний  о сущности жизненного цикла любой клетки, механизмах клеточного деления (митозе и мейозе), их биологической роли, возможность использовать полученные знания в жизни, закрепление знаний особенностей данных процессов у разных групп живых организмов, включая человека.

Развиваюшие:

Формирование умений систематизировать информацию, выделять главное; развитие умения анализировать, сравнивать, делать обобщение и выводы.

Воспитательные:

Совершенствование навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы, развитие познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, тематические карточки – схемы митоза и мейоза, карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Организационный этап

Взаимное приветствие учителя и учащихся, организация начала урока

  1. Мотивационно – целевой этап

Предполагается, что Человек разумный появился на Земле  около 2-х млн. лет назад. У него не было ни острых когтей, ни сильных челюстей. Он не умел быстро бегать. Был абсолютно голым и беспомощным с точки зрения природы.

  • Как же он смог выжить, да еще и завоевать всю планету?
  • Чем обладает Человек? (отвечают – развитым мозгом).

Подвожу к понятию «знания». Знания Человек передавал из поколения в поколение.

  • Только ли знания ему помогли?

Знания - это мертвый груз, который оживает только во время …. применения на практике.

  • Так в какой форме мы проведем сегодня урок? – Практической работы

Предлагаю открыть тетради и записать число и тему «Практическая работа. …..

  • Так как вы уже изучили способы деления клеток, то тема – «Решение задач на митоз и мейоз»

Предлагаю определить цель урока – закрепить умения решать задачи на митоз и мейоз, объяснять полученные результаты

  1. Проверка знаний ранее изученного материала

Элементарной единицей жизни на Земле является клетка. Клетки бывают …. соматические и половые. В основе образования соматических клеток … митоз,

половых  … мейоз.

Блиц-опрос (фронтально)

  1. Митоз – это …
  2. Мейоз – это …
  3. В результате митоза из одной клетки образуются …
  4. В результате мейоза образуются ….
  5. Перечислите фазы митоза, назовите основные признаки…
  6. Какое деление состоит из двух следующих друг за другом делений ….
  7. Что такое интерфаза …
  8. В каком периоде интерфазы происходит репликация ДНК…

Молодцы!

  1. Применение знаний и умений (практическая работа)

Перейдем к практическим заданиям

Начало 1879 года. Немецкий гистолог Вальтер Флемминг изучает клетки разных тканей саламандры и ее  личинок и делает зарисовки. В итоге он пишет  «…… это циклический процесс, кульминационным моментом которого является расщепление каждой хромосомы на две дочерние хромосомы и их распределение по двум вновь образующимся клеткам». 

  • О каком процессе шла речь?

Именно Вальтер Флемминг ввел термин «митоз»

Задание 1. Фазы митоза (индивидуальная)

У вас на партах – карточка 1. Подпишите и выполните задание

Определить фазы митоза в клетках эпителия саламандры, рассчитать количество хромосом и ДНК в каждой фазе, если диплоидный набор хромосом равен 34.

Номер микроснимка

Название фазы

Число ХР

(n)

Число ДНК

(с)

  • Осуществляем проверку – за каждый верный ответ в столбце ставим «плюс»
  • Суммируем – выставляем общий балл  на подписанной карточке

Задание 2. Немного истории

В 1883 г. Эдвард ван Бенеден обнаружил по 4 хромосомы почти во всех клетках аскариды, за исключением половых.

В 1887 г.  Август Вейсман выдвигает гипотезу: «либо все хромосомы делятся пополам, и одна половина уходит в одну сторону, а другая – в другую, либо все еще более сложно: хромосомы могут объединиться попарно и потом вместо отделения друг от друга, делятся еще раз».  

  • О каком процессе шла речь? – Мейозе

Митоз и мейоз – два типа деления клеток. Перед вами схемы обоих делений. Чем похожи и в чем различия процессов? (совместно) - перечисляют

Эдвард ван Бенеден считал хромосомы. Это было давно. Сегодня кто-нибудь считает хромосомы, или только ученики с учителями на уроках биологии?

  • Для чего считают хромосомы, кто этим занимается? (цитогенетики – в перинатальных центрах,  центрах планирования семьи. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МЕДИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР в Уфе)

Когда возникает необходимость подсчитать хромосомы?

Любая семья может столкнуться с проблемами планирования и рождения ребенка.

Давайте разберем вот такую ситуацию: синдром Дауна. Рождение ребенка с этим синдромом не связано с образом жизни, регионом проживания и этнической принадлежностью родителей. Единственный достоверно установленный фактор, который повышает вероятность появление такого ребенка - это возраст матери.

В зоне риска не только женщины и мужчины после 40 лет, но  и родители, которым не исполнилось 18-ти. Возраст женщины играет ключевую роль.

  • Как узнать о наличии либо отсутствии синдрома у плода?
  • На УЗИ тоже можно, но не на 100 процентов.
  • Скрининг амниотической жидкости (околоплодных вод).
  • Что обнаруживают при подсчете хромосом – лишнюю хромосому в 21 паре.
  • В чем причина?

Еще одна ситуация – Семейная пара долго ожидает рождения ребенка, но женщине никак не удается забеременеть. Причем оба физически здоровы, успешны в жизни, но … с ребенком не получается. Обратились за консультацией к врачу-генетику в перинатальный центр. Цитологические анализы показали, что у женщины 44 аутосомы и XX хромосомы, а у мужчины – 44 аутосомы и  XXY хромосомы.

  • Вы, как ученики, какой вердикт вынесите по этому факту? – бесплодие у мужчины.
  • Врач поставил диагноз - Синдром Клайнфельтера. Большинство случаев болезни обнаруживается постнатально и диагностируется при определении причин бесплодия.
  • Как вы думает, почему не могут образоваться полноценные гаметы?
  • На каком этапе мейоза возникает проблема? (профаза 1, во время коньюгации хромосома не может найти свою пару, отсюда – нет продолжения процесса, гаметогенез дальше не идет)
  • В какой фазе митоза врач смог подсчитать количество хромосом? (метафаза, так как в хромосомы выстраиваются по экватору)

Задача 2.  (задание в парах)

Рассмотрите кариотип человека. Ответьте на вопросы:

1. Какого пола этот человек?

2. Какие отклонения имеет кариотип этого человека?

3. Определите чему будет равна масса всех молекул ДНК в данном кариотипе, если в норме масса всех ДНК в 46 хромосомах равна  6*10-9мг.

  • Предлагаю обсудить
  • За каждый верный ответ в ставим «плюс»
  • Суммируем – выставляем общий балл  на подписанной карточке

Задание 3. Чередование поколений

Митоз и мейоз – это два наиважнейших процесса, обеспечивающие не только непрерывность, но и стабильность жизни на Земле. В основном у всех животных эти два процесса протекают одновременно и независимо друг от друга.

Но у растений эти процессы лежат в основе самостоятельных стадий жизненного цикла.

  • Что такое чередование поколений у растений? (когда бесполое поколение сменяет половое)
  • У каких растений чередование бесполого и полового поколений проявляются наиболее четко?  

(мхи, хвощи, плауны, папоротники….)

Чередование поколений мы повторим  на примере мха кукушкина льна  (на слайде - беседа)

На партах схема жизненного цикла мха Кукушкин лен – заполняем, ученик у доски - консультант

Задача 3. (индивидуально)

Рассмотрите жизненный цикл кукушкина льна. Над выделенными стрелками подпишите названия процессов деления (митоз, мейоз)

  • Сравниваем ответы с решением у доски. Ставим плюсы на карточках.

Думаю, что все обратили внимание, что растения не такие, как мы, как животные.

  • В чем разница? (половые клетки образуются митозом)

Но все-таки чем мы похожи? (мужские половые клетки подвижны, женские - нет)

  • Все мы родственники в большей или меньшей степени.

  1. Домашнее задание

На следующем уроке вы будете говорить о гаметогенезе и оплодотворении. Повторите типы оплодотворения у растений и животных.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

В начале урока мы поставили цель  закрепить умения решать задачи на митоз и мейоз, объяснять  полученные результаты.

Достигли мы этой цели?

Подведем итоги урока (баллы и оценки на слайде). Комментируем оценки.

Продолжите предложения (любые по желанию)

  1. Вопросы, рассмотренные сегодня на уроке для меня ….
  2. Я считаю полезным….
  3. Теперь я могу ….

Ребята, сегодня на уроке вы все отлично поработали.

Мое мнение о работе на уроке…….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проверочный материал 9 класс по теме "митоз и мейоз" 2 варианта

контроль знаний по теме "Митоз и мейоз" 2 варианта 9 класс...

Презентация к уроку на тему "Деление клетки.Митоз и мейоз" 9 класс

Почему у нас растут ногти и волосы,а у ящерицы отрастает новый хвост?...

Митоз и мейоз

презентационный материал к уроку...

Практическая работа. Сравнение процессов митоза и мейоза.

Работа требует составления  уч-ся сранительной таблицы , используя для этого материал учебника....

Практическая работа. Сравнение процессов митоза и мейоза.

Работа требует составления  уч-ся сранительной таблицы , используя для этого материал учебника....

Презентация по теме: "Митоз и мейоз"

Презентация по теме: "Митоз и мейоз"...

Решение задач по биологии по теме: "Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз" ЕГЭ ФИПИ 2020 задание № 27

В работе представлено решение 15 задач по сборнику ЕГЭ Биология ФИПИ 2020 под редакцией В.С. Рохлова...