Диагностическая работа по теме: "Клетка"
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Кобзева Ольга Николаевна

Диагностическая работа по теме: "Клетка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskaya_rabota.docx110.28 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ОГБУ ДПО  «КУРСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Описание контрольных измерительных материалов для осуществления оценки качества образования обучающихся по программе среднего общего образования.

учебный предмет БИОЛОГИЯ

  1. Класс

Тема: «Клетка»

Описание контрольных измерительных материалов для осуществления оценки качества образования по биологии обучающихся 10 классов

  1. Назначение работы

КИМ разработаны в соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособнадзор) №05-71 от 16.03.2018 «О направлении рекомендаций по повышению объективности оценки образовательных результатов».

Назначение диагностической работы по учебному предмету «БИОЛОГИЯ» – оценка освоения обучающимися раздела «Клетка» в соответствии с требованиями ФГОС СОО.

Контрольные измерительные материалы позволяют осуществить оценку предметных и метапредметных компетенций, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной и познавательной практике.

Результаты  могут быть использованы общеобразовательными организациями, муниципальными региональными органам исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.

2. Документы, определяющие содержание работы

Содержание и структура диагностической работы определяются на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии ( приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 с изменениями на 7 июля 2017 года), федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 07.06.2012 № 413 с последующими изменениями) с учётом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з).

Задания КИМ не ориентированы на какую-либо конкретную линию учебников, их содержание соответствует всем учебникам, включённым в Федеральный перечень Минобрнауки РФ на 2018–2019 учебный год

3. Структура работы

Вариант диагностической работы состоит из 13 заданий, которые различаются по содержанию и проверяемым требованиям.

Задания 1-11 могут включать множественный выбор, установление последовательности, а также на установление соответствия, дополнение информации в заданной схеме, включая работу с текстом. В заданиях 12-13требуется самостоятельно записать недостающую информацию в таблице и решить задачу.

4. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки  учащихся

В таблице1приведен кодификатор проверяемых элементов содержания

Таблица1

Код

раздела

Код элемента

Проверяемые элементы содержания

1

Цитология как наука. Методы цитологии.

1.1

Роль цитологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.

2

Строение клетки.

2.1.

Химический состав клетки

2.2

Органоиды клетки

3

Клеточное строение организмов разных царств живой природы

3.1

Царство Растения.

3.2

Царство Животные.

3.3

Царство Грибы

3.4

Царство Бактерии

4

Клеточная теория

4.1.

Основные положения клеточной теории

4.2.

Современная клеточная теория

В таблице 2 приведены требования к уровню подготовки участников

Таблица2

Код

Код контролируемого требования (умения)

Проверяемые требования к уровню подготовки

1

Метапредметные

1.1

систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию; выявлять признаки  объектов:

1.2

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

1.3

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

1.4

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений

1.5

преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.)

1.6

определять принадлежность объектов к определенной систематической группе (классификация);

1.7

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности)

2

Предметные:

2.1

объяснять роль цитологии в практической деятельности людей

2.2

объяснять наличие разных органоидов клетки, их функций

2.3

объяснять различия в строении клеток разных царств живой природы

2.4

Уметь формулировать основные положения клеточной теории

5. Распределение заданий по позициям кодификатора

Код

Контролируемые виды деятельности

Код требований к уровню подготовки выпускников

Коды проверяемых элементов содержания

Уровень сложности задания

Уровень сложности задания

1

объяснять роль цитологии в практической деятельности людей

1.1, 2.1

1.1

Б

   -

2

объяснять наличие разных органоидов клетки, их функций, а также химического состава клеток

1.2, 1.5, 1.7

2.1 - 2.2

Б

П

3

объяснять различия в строении клеток разных царств живой природы

1.3, 1.4., 1.6.

3.1 – 3.4

Б

П

4

Уметь формулировать основные положения клеточной теории

2.4.

4.1 – 4.2

   -

П

6. Распределение заданий диагностической работы по уровню сложности

В таблице 3 представлена информация о распределении заданий диагностической работы по уровню сложности.

Таблица3

Уровень сложности

Количествозаданий

Максимальный первичныйбалл

Процент (%) от максимального первичного балла

1

Базовый

9

9

47

2

Повышенный

4

10

53

Итого

13

19

100

6. Распределение заданий диагностической работы по разделам (модулям) и уровню сложности

В таблице 4 представлена информация о распределении заданий диагностической работы по разделам и уровню сложности.

Таблица4

Раздел (модуль)

Кол-во

заданий

Баллы

Уровни сложности

(количество заданий)

Базовый

Повышенный

1

Цитология как наука. Методы цитологии.

1

1

1

-

2

Строение клетки

8

13

5

3

3

Клеточное строение организмов разных царств живой природы

3

3

2

1

4

Клеточная теория

1

2

-

1

Итого:

13

19

8

5

7. Типы заданий, сценарии выполнения заданий

Задания 1-11 направлены на воспроизведение знаний учащихся,  объединение предметов и явлений в группы по определенным признакам, сравнение, установление последовательности, классификацию и обобщение фактов и явлений, а также на работу с текстовым материалом

Задания 12-13 направлены на умение давать развернутый ответ; решать биологические задачи.

8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Правильно выполненная работа оценивается 19 баллами.

Правильный ответ на задание 1 – 9 оценивается в 1 балл

Правильный ответ на задание 10 оценивается 3 баллами.

Правильный ответ на задания 11 – 12 оценивается 2 баллами

Правильный ответ на задание 13 оценивается 3 баллами

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Таблица5

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-9

10-12

13-16

17-19

9. Время выполнения работы

На выполнение КИМ  по одному варианту по учебному предмету «Биология» отводится 45 минут.

10. Дополнительные материалы и оборудование

Не требуется

11. Рекомендации по подготовке к стартовой диагностической работе

Специальная подготовка к проверочной работе не требуется

Диагностическая работа по разделу «Клетка»

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа включает в себя 13 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 45 минут.

Ответами к заданиям являются последовательность цифр, число, слово (словосочетание) или короткий свободный ответ, который записывается в отведённом для этого месте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

1.Выберите два верных утверждения из пяти

Методами науки цитологии являются

а) микроскопия

б) эксперимент

в) цитогенетический

г) центрифугирование

д) генеалогический

2. Выберите примеры функций белков, осуществляемых ими на клеточном уровне жизни. 

а) обеспечивают транспорт ионов через мембрану

б) входят в состав волос, перьев

в) формируют кожные покровы

г) антитела связывают антигены

д) запасают кислород в мышцах

е) обеспечивают работу веретена деления

3.Какие из перечисленных белков невозможно обнаружить внутри мышечной клетки?

1) актин

2) гемоглобин

3) фибриноген

4) АТФаза

5) РНК-полимераза

6) трипсин

4.Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

5.Выберите органоиды клетки, содержащие наследственную информацию.

1) ядро

2) лизосомы

3) аппарат Гольджи

4) рибосомы

5) митохондрии

6) хлоропласты

6.Выберите органоиды клетки, которые являются полуавтономными

1) митохондрии

2) лизосомы

3) вакуоль

4) рибосомы

5) хлоропласты

6) ЭПС

7.Установите последовательность расположения структур в эукариотической клетке растения (начиная снаружи).

1) плазматическая мембрана

2) клеточная стенка

3) ядро

4) цитоплазма

5) хромосомы

8.Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) осмотрофный способ питания

2) размножение путём продольного деления

3) наличие сократительной вакуоли

4) наличие разнообразных пластид

5) способность к фагоцитозу

9.Установите соответствие между признаком организма и группой, для которой он характерен.

ПРИЗНАК

 

ГРУППА ОРГАНИЗМОВ

A) Способны образовывать цисты

Б) Клеточная стенка содержит хитин

B) Клеточная стенка состоит из муреина

Г) Клетки имеют оформленное ядро

Д) Прокариотические клетки

 

1) Грибы

2) Бактерии

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

10.Распределите характеристики соответственно органоидам клетки (поставьте буквы, соответствующие характеристикам органоида, напротив названия органоида). 

Органоиды

Характеристики

1.Плазматическая мембрана

2. Ядро

3. Митохондрии

4. Пластиды

5. Рибосомы

6. ЭПС

7. Клеточный центр

8. Комплекс Гольджи

9. Лизосомы

10. Жгутики и реснички

11. Цитоплазма

А) Транспорт веществ по клетке, пространственное разделение реакций в клетке

Б) Синтез белка

В) Фотосинтез

Г) Движение органоидов по клетке

Д) Хранение наследственной информации

Е) Выполняет барьерную функцию, образованна билипидным слоем

Ж) Синтез жиров и углеводов

З) Обеспечение клетки энергией

И) Самопереваривание клетки и внутриклеточное пищеварение

К) Движение клетки

Л) Принимает участие в клеточном делении

11.Заполните пробелы, пользуясь подсказками в скобках.

Вставьте в текст «ДНК» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ДНК

Молекула ДНК — биополимер, мономерами которого служат __________(А). В состав мономера входят остаток фосфорной кислоты, пятиуглеродный сахар — __________(Б) и азотистое основание. Азотистых оснований всего четыре: аденин, гуанин, цитозин и __________(В). Бóльшая часть ДНК сосредоточена в ядре, а небольшие её количества находятся в митохондриях и __________(Г). 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) рибоза

2) аминокислота

3) рибосома

4) урацил

5) нуклеотид

6) дезоксирибоза

7) пластида

8) тимин

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

12.Укажите авторов клеточной теории. Как в настоящее время формулируется клеточная теория?

13.Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет 6х10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в сперматозоиде и в соматической клетке перед началом деления и после его окончания. Ответ поясните.

Ответы

  1. АГ
  2. АГЕ
  3. 236
  4. Рибосома
  5. 156
  6. 15
  7. 21435
  8. 14
  9. 21212

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Е

Д

З

В

Б

Ж

Л

А

И

К

Г

За 11 правильных ответов выставляется 3 балла,

  1. – 2 балла,

8 – 1 балл,

1- 7 – 0 баллов

11. 5687

За правильно выполненное задание выставляется 2 балла, если допущена 1 ошибка – 1 балл

12.

1)Авторы клеточной теории – Маттиас Шлейден, Томас Шванн, Рудольф Вирхов

2) Основные положения современной клеточной теории

  1. Клетка- элементарная единица живого, вне клетки жизни нет.
  2. Клетка- единая система, она включает множество закономерно связанных между собой элементов, представляющих целостное образование, состоящее из сопряжённых функциональных единиц - органоидов.
  3. Клетки всех организмов гомологичны.
  4. Клетка происходит только путём деления материнской клетки, после удвоения её генетического материала.
  5. Многоклеточный организм представляет собой сложную систему из множества клеток, объединённых и интегрированных в системы тканей и органов, связанных друг с другом.
  6. Клетки многоклеточных организмов тотипотентны.

2 балла выставляется, если даны ответы на 2 вопроса, если дан ответ только на 1 вопрос – выставляется 1 балл

13. Верный ответ включает следующие элементы:

1) В половых клетках 23 хромосомы, т. е. в два раза меньше, чем в соматических, поэтому масса ДНК в сперматозоиде в два раза меньше и составляет 6х 10-9 : 2 = 3х 10-9мг.

2) Перед началом деления (в интерфазе) количество ДНК удваивается и масса ДНК равна 6х 10-9 х2 = 12 х 10-9мг.

3) После митотического деления в соматической клетке число хромосом не меняется и масса ДНК равна 6х 10-9 мг.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок.

Балл

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит не грубые биологические ошибки.

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит не грубые биологические ошибки.

1

Ответ неправильный

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме: "Клетка как биологическая система"

Все живое состоит из клеток, поэтому необходимо представлять себе строение клетки. Данная работа способствует систематизации и углублению знаний о строении эукариотической клетки....

Разноуровневая работа по теме "Клетка" (5 класс)

Разноуровневая работа по теме "Клетка" для 5 класса включает задания базового уровня (Часть А), повышенного (Часть В) и сложного (Часть С)....

Проверочная работа на тему "Клетка"

Проверочная работа на тему "Клетка" 6 класс...

Проверочная работа по теме "Клетка и ткани"

Проверочная работа по теме "Клетка и ткани" биология 8 класс....

Проверочная работа по теме Клетка 9 класс

Проверочная работа по теме Клетка 9 класс...

Самостоятельная работа по теме "Клетка"

Самостоятельная работа по  теме "Клетка" 5 класс...

Проверочная работа по теме "Клетка и ее строение"

проверка знаний по теме "Клетка и ее строение"...