План-конспект урока биологии на тему:"Строение и функции головного мозга".
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Алиева Назлы Уружбеговна

План-конспект урока биологии.

 

Класс- 8

Тема урока: Строение и функции головного мозга.

Цель урока:

 - изучить строение и функции головного мозга.

 - раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение.

Задачи урока:

Образовательные задачи урока:

  • изучить строение отделов головного мозга и их функции,
  • регуляцию сложных рефлексов и всей деятельности человека,
  • выявить специфичность строения этих отделов.

Развивающие задачи урока:

  • продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений, 
  • совершенствование знаний, умений, навыков.

Воспитательные задачи урока:

  • формировать понимание необходимости здорового образа жизни как необходимого условия нормального функционирования головного мозга

Тип урока:  комбинированный урок

Метапредметные: 

Познавательные: научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; применять приемы работы с информацией.

Регулятивные: научится составлять план работы с учебником, отвечать на вопросы; составлять план ответа; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно;  адекватно воспринимать информацию учителя.

Коммуникативные: научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости;адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные: любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности; доброжелательное отношение к мнению другого человека; ценности здорового и безопасного образа жизни.

Оборудование: раздаточный материал - тесты, модель головного мозга (разборная) компьютер, проектор, Презентация  “Головной мозг”,  учебник

 

 

Этап урока

Содержание урока

Методы обучения

Средства обучения

Организационный момент.

2 мин.

Здравствуйте ребята!

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка омашнего задания (Уплотненный опрос)
  3. Изучение новой темы
  4. Практическая работа “Состав и строение костей, их форма и функции”
  5. Закрепление пройденного материала и выводы.

Словесные: беседа

Вербальные: речь учителя

Контроль знаний.

6 мин

Уплотненный опрос.

Часть учащихся (сидящие за партами 1 и 2 рядов) работают устно, отвечая на вопросы по теме:”  Рефлекторная регуляция”(Что входит в состав центральной нервной системы, а что-в состав периферической? Что такое рефлекс? Что такое рефлекторнаядуга?).

Другая часть учеников (3 ряд) работают письменно, отвечая на вопросы тестирования.
 

Практическое:тестирование

 

Словесные:рассказ, беседа

Вербальные: речь учителя

 

Изучение нового материала

27 мин.

Учитель предлагает послушать учащимся стихотворение. На основании текста стихотворения учащиеся формулируют тему и цели урока.  
Тайны сознанья, загадки природы 
Людей волновали, манили всегда 
Разум и воля сподвигли народы 
Исследовать космос, ваять города. 
Поведенье, сознанье, воля, рефлексы 
Всё изучают в науке врачи 
Нейроны, аксоны, рефлексовы дуги, 
Центральной нервной системы ключи. 

Цели урока:
Изучить строение и функции головного мозга, раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение. 

Сегодня на уроке мы поиграем в игру путешественники. Уважаемые путешественники! В нашем туристическом агентстве есть горячие путевки по направлениям:

 Строение клетки 
        Гормоны и железы 
        Спинной мозг 
        Головной мозг. 

      Где бы Вы хотели побывать, где вы еще небыли? 
Учащиеся выбирают Путешествие по просторам головного мозга.

Вам сегодня очень повезло вы получаете путевки и в подарок от тур агентства дневники путешественников, которые вам помогут запомнить это путешествие надолго.  
Для дальнейшего прохождения пути ребята вам понадобиться пройти таможню. 

1. Из чего состоит нервная система? (центральная, периферическая) 
2. Что входит в центральную нервную систему?(спинной и головной мозг) 
3. Какое строение имеет спинной мозг?(состоит из серого и белого вещества,     31 сегмент) 
4. Где располагается спинной мозг. (В позвоночном канале) 
5. Главные функции, выполняемые спинным мозгом. (Рефлекторная и проводящая) 
Ну вот мы прошли таможню и добрались до места. Мы в стране головного мозга. Предлагаю не терять время, а сразу отправиться на экскурсию. Не забудьте взять с собой тетради, что бы произвести записи.

Откройте тетради и запишите дату и тему сегодняшнего урока (слайд 1)
Головной мозг - передний отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека (слайд 2-3)

У слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно невысокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбку, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему? Учащиеся высказывают свои  предложения.

Самый  большой мозг  2850 г. принадлежал пациенту психиатрической лечебницы.

Головной мозг (слайд 4)

Он находится в мозговом отделе черепа, который защищает его от механических повреждений. Снаружи мозг покрыт тремя мозговыми оболочками (слайд 5)

 Строение головного мозга:

Белое и серое вещество головного мозга составляет основу его функционирования (слайд 6) Белое вещество образует проводящие пути. Они связывают головной мозг со спинным, а также части головного мозга между собой. 

Серое вещество в виде отдельных скоплений – ядер - располагается внутри белого вещества. Серое вещество образует кору головного мозга, на поверхности головного мозга. От скоплений серого вещества разных отделов головного мозга отходит 12 пар черепно-мозговых нервов

Головной мозг состоит из 3 отделов (слайд 7)

Мозг человека, как и всех позвоночных животных, состоит из ствола, мозжечка и полушарий большого мозга.

По ходу урока ученики заполняют таблицу (слайд 8):

Ствол включает в себя несколько отделов, они отличаются друг от друга строением и функциями. Это продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг.

Продолговатый мозг - жизненно важный отдел ЦНС, представляющий собой продолжение спинного мозга. Продолговатый мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции: регулирует пищеварение, дыхание, сердечнососудистую деятельность, жевание, глотание, а также такие защитные рефлексы, как кашель, чихание, рвота (слайд 9)

Мост - это место, где располагаются нервные волокна, по которым нервные импульсы идут вверх в кору большого мозга или обратно, вниз – в спинной мозг, к мозжечку, к продолговатому мозгу. Здесь же находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями (слайд 10-11)Средний мозг - в нем расположены центры, обеспечивающие четкость зрения и слуха, точных движений рук, ориентировочного рефлекса, мышечного тонуса, регулировки актов жевания и глотания.

(слайд 12)Промежуточный мозг расположен над средним мозгом и под большими полушариями переднего мозга. Он имеет два главных отдела: зрительные бугры (таламус) и подбугровую область (гипоталамус). В его отделах расположены также центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды организма. С участием промежуточного мозга осуществляются функции желез внутренней секреции, вегетативной нервной системы (слайд 13)

Мозжечок – «малый мозг» – состоит из полушарий с извилинами и корой (слайд 14)

В  нем расположены центры координации движений и положения тела в пространстве.

Его главная функция – координация движений

Многие из вас легко изобразят (как это не печально) походку пьяного человека. Опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, вынужденно делает по инерции несколько шагов в том же направлении.

- Почему это происходит? Учащиеся отвечают (рефлексы, осуществляемые с участием мозжечка, нарушены под действием алкоголя, и затормозить движения по инерции, он не в состоянии).

– Почему во всех странах садиться за руль машины, самолёта нетрезвому человеку категорически запрещается? Учащиеся отвечают (Начавшиеся движения не могут закончиться вовремя, они продолжаются в силу инерции, в результате – излишне резкие повороты, резкие нажатия на тормозную педаль,  можно совершить ДТП)

Наглядные: показ слайда презентации

 

 

 

 

 

 

 

Словесные: рассказ, беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядные: показ слайда презентации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая:заполнение таблицы

 

 

Наглядные: показ слайда презентации

 

 

 

 

 

 

 

Словесные: рассказ, беседа.

 

Изобразительные: слайды презентации

 

 

 

Вербальные: речь учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изобразительные: слайды презентации “Строение головного мозга”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вербальные: речь учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изобразительные: слайды презентации

 

 

 

Вербальные: речь учителя

 

 

Закрепление изученного материала

4 мин.

 

Домашнее задание

3 мин.

Биологический диктант.

Организауия взаимопроверки.

Домашнее задание:

  1. § 45, изучить.
  2. Под­го­товь­те неболь­шое со­об­ще­ние об одном из за­бо­ле­ва­ний мозга на Ваш выбор.

 

Практическое:тестирование.

 

Словесные:объяснение.

Вербальные: речь учителя

Рефлективно-оценочный

2 мин.

Учитель просит учащихся продолжить фразу «сегодня на уроке я:

  • научился
  • удивился
  • понял
  • узнал

- благодарит учащихся за работу

- объявляет об окончании урока

 

Словесные: беседа

Вербальные:речь учителя

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_5.docx6.47 КБ

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные схемы для изучения темы: "Строение и функции головного мозга"

Опорные схемы для изучения темы: "Строение и функции головного мозга", 8 класс....

Конспект урока для 8 ласса "строение и функции головного мозга"

Конспект урока для 8 класса по теме: "строение и функции головного мозга" Изучается строение головного мозга, его отделы и функции. Причины нарушения деятельности головного мозга....

Урок по теме "Строение и функции головного мозга"

Урок для 8 класса по программе Сонина....

Методическая разработка урока по теме "Строение и функции головного мозга"

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения и функциями отделов головного мозга: продолговатого и среднего мозга, мозжечка....

Разработка урока(8 класс) по теме "Строение и функции головного мозга

Цели и задачи урока:образовательная– дать общие топографические сведения о положении головного мозга в черепе, его строении и функциях,- раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и ...

Тест по теме "Строение и функции головного мозга" с ответами

Тест предназначается для учащихся 8 класса, изучающих биологию по учебнику Н.И.Сонина."Биология.Человек". Он содержит  4 варианта разного уровня сложности. В конце теста размещены ответы....

Методическая разработка урока по биологии в 9 специальном (коррекционном) классе. Тема: « Строение и функции головного мозга»

Изучение нервной системы является наиболее сложным разделом курса биологии 9 специального (коррекционного) класса. Данный урок составлен на основе авторской программы Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева под ...