Кейс-задание
тест по биологии

Афиногентова Татьяна Дмитриевна

3 кейсовых задания по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys.docx569.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Комнатные растения. (6 класс)

 

Кейс-задание:

У Людмилы Ивановны никогда не было комнатных растений. Но на 1 сентября один из учеников подарил ей кактус в горшке. Довольно своеобразный подарок, но ученик рассказал, что кактусы очень полезные растения. Якобы они впитывают плохую энергетику и электромагнитные излучения. Подарок пришлось принять однако, что с ним делать – не понятно. Что бы не забыть о существовании растения, Людмила Ивановна поставила цветок на свой рабочий стол и хорошенько его полила. Она старалась не забывать о растении и поливать его хотя бы раз в неделю. Спустя месяц учительница заметила, что растение обмякло и сдулось как шарик. Пришлось его выкинуть.

Вопросы:

  1. Чем отличаются комнатные растения от уличных?
  2. Почему кактус погиб?
  3. Что делать при возникновении проблемы?
  4. Как нужно ухаживать за кактусами?

Лучшие комнатные растения очищающие воздух:ТОП15, для квартиры и дома

Многие люди недооценивают значение комнатных цветов, думая о них лишь как об украшении дома или средстве улучшения микроклимата квартиры, и даже не предполагают, что цветы способны открыть перед человеком целый мир гармонии и очистить дом.

Цветы помогают развить творческие способности, благотворно воздействуют на сердечно-сосудистую систему и на физическое, психологическое и энергетическое состояние человека в целом. Комнатные цветы минимизируют вредоносное воздействие бытовой техники, очищая пространство вокруг себя, создают атмосферу комфорта.

В мире растений много прекрасного и загадочного. С давних времён люди пытались создать красоту и уют в своих домах, украшая их растениями, которые позже стали называть «зелёными друзьями» человека. Поселились «зелёные друзья» и в наших домах и вокруг них. Самые разнообразные растения выращивают люди в своих садах, на дачных участках, на террасах, балконах, в комнатах.

Откуда появились комнатные растения? Этот вопрос интересует многих. Учёные-исследователи утверждают, что комнатные растения появились очень давно- более трёх с половиной тысяч лет назад. Уже античные народы – греки и римляне – с особой любовью выращивали декоративные растения.

Кактусы всегда были самыми своеобразными растениями, имеющими колючки. Чаще всего кактусы растут в жарких пустынях. Они полностью адаптировались и свыклись с такой суровой жизнью. Им приходиться накапливать в себе влагу, чтобы не засохнуть в жаркий день. Кактусы не имеют листьев, у них только есть колючки. Хоть мы и привыкли считать, что кактус – растение пустынь и улицы, их семейство может прекрасно существовать и развиваться в домашних условиях. Многие представители кактусов нашли свой дом в цветочных горшках на подоконнике. На своей родине эти растения могут не только расцветать красивыми цветками, но еще и выращивать съедобные плоды. Кактусы в природе стали отличным помощником человека. Люди научились создавать с их помощью живые изгороди, использовать их стволы в постройках. Обычные комнатные кактусы только украшают комнату человека, они создают уют, и радуют нас каждый день. Кактусы, растущие в цветочных горшках, тоже могут цвести и давать плоды. Из плодов получаются семена, а вот цветки просто красивое дополнение к интерьеру.

 Возбудителями болезней кактусов являются бактерии, грибки и вирусы. Некоторые болезни достаточно легко можно излечить, большинство же приносит значительный ущерб здоровью и приводит к гибели растений. Иногда симптомы настолько неточны и протекают в скрытой форме, что определить заболевание не представляется возможным.Комнатное растение кактус

Поэтому гораздо легче предупредить болезни, чем излечивать больных, особенно когда кактус не один, а целая коллекция. Профилактические меры - это строгое соблюдение условий содержания и гигиены растений.

К сожалению, в большинстве случаев болезни кактусов заканчиваются печально. Растение или погибает или будет изуродовано. И все равно большинство кактусистов мучает два вопроса "почему?" и "как лечить".болезни кактусов

Даже после всех неоднократных объяснений, что в большинстве случаев причина болезней - нарушение условий содержания, людям не верится, что только от однажды открытого (вечером в холодную погоду) окна несчастный кактус может покрыться ржавыми пятнами и тому подобное. А на самом деле это так. Даже опытный кактусист несет потери от своих мимолетных ошибок. Только соблюдение всех условий, внимание и профилактика способны предотвратить возникновение заболеваний.

О том, что кактус "заболел" не всегда видно сразу. Чаще всего забывают о том, что:

  • Открывали форточку вечером в прохладную, ветреную погоду;
  • Полили кактус холодной водой;
  • Что любые ранки, трещинки и срезы нужно присыпать серой или толченым углем;
  • К яркому солнцу кактус надо приучать постепенно, даже самый солнцелюбивый;
  • Что кактусам нужна прохладная и сухая зимовка.

Если кактус заболел, в первую очередь нужно вспомнить и проанализировать, какие могли быть нарушения в условиях содержания, все ли вы делали правильно.

Тема: Плесневые грибы и дрожжи. (5 класс)

Кейс задание:

Лето было урожайным и, что бы не пропадать добру, бабушка раздала большую часть припасов детям и внукам. Одна из внучек очень любила бабушкино варенье, но оно ей казалось очень приторным да и за фигурой нужно следить. Решив не напрягать бабушку, она спросила у нее рецепт варенья, что бы сделать его по своему вкусу. Казалось бы, что сложного? Взять ягоды, засыпать сахаром и варить.

Рецепт:

1 кг ягод

500 г сахара

250 мл воды

После многих часов готовки и закатки дело было сделано. И вот наступила осень, время простуд. Пора доставать малиновое варенье. Но открыв банку внучка обнаружила плесень, все труды насмарку!

  1. Откуда плесень появляется на продуктах?
  2. В чем ошиблась внучка при варке варенья?
  3. Можно ли есть варенье с плесенью и почему?

Микроорганизмы – условная группа, объединяющая живых организмов, которые обычно не видны невооружённым глазом. Их размер, как правило, менее 0,1 мм. Плесневые грибы – различные грибы, образующие грибницу без крупных, заметных невооруженным глазом плодовых тел (Рис. 1).

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/static_image/357347/content_0c05e7ae1b7b87e7d20fc7bad559a6e2.jpg

Рисунок 1 Плесневые грибы

Плесневые грибы распространены повсеместно. Они хорошо растут в тёплых влажных местах, на питательных средах.

Такими питательными средами могут быть как разлагающиеся животные и растительные остатки, так и продукты питания человека, запасы кормов, предметы быта и т. д. Иногда поражённые продукты становятся ядовитыми из-за токсичности выделений гриба. Плесень поражает запасы зерна, солому и сено. Отдельные представители опасны для строительных и отделочных материалов, особенно деревянных.

В некоторых условиях даже относительно мирные плесневые грибы могут переходить к паразитированию на ослабленных животных и растениях, вызывая микозы (Рис. 2). Особо патогенными являются некоторые представители рода Фузариум. Они вызывают фузариозы растений и животных. Также они способны отравлять поражённые сельскохозяйственные растения, после чего те нельзя употреблять в пищу.

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/static_image/357348/content_634c089e33d99826944c7d34d98bb19b.jpghttps://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/static_image/357349/content_77816ee087544f7567b55c8b8199ef66.jpg 

Рисунок 2 Аспиргиллез

Многие плесневые грибы вырабатывают вещества, угнетающе или токсично действующие на другие живые организмы. В частности, антибиотики. Наиболее важная роль плесневых грибов – разложение мертвой органики.

Мукор обычен в верхнем слое почвы, часто поселяется на фруктах, овощах, на конском навозе. Колонии обычно серого цвета. Они быстро растут и могут достигать в высоту до нескольких сантиметров. Грибница мукора не имеет межклеточных перегородок. Формально она состоит всего из одной сильно разросшейся и разветвленной клетки с множеством ядер в цитоплазме (Рис. 3).

Рис. 3. Грибы рода Мукор

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/static_image/357350/content_359a2dc7eb07be0d925a8bcbeabfd114.jpg

Рисунок 3 Грибы рода Мукор

Размножается мукор бесполым (обрывками грибницы или спорами) и половым путями. Некоторые нити грибницы поднимаются вверх и расширяются на концах. В этих черных расширениях, похожих на головки, образуются споры. Эти головки называют спорангиями. После созревания спор головки лопаются, и споры разносятся ветром. Попав в благоприятные условия, они прорастают в грибницу. В половом размножении участвуют две ветви одного или разных мицелиев. Некоторые виды мукора способны вызывать болезни животных – мукоромикозы. Другие используются для получения антибиотиков.

Мукор китайский и некоторые др. виды используются в качестве закваски или для производства соевого сыра.

 

Пеницилл

Так же, как и мукор, пеницилл поселяется на пищевых продуктах и почве (Рис. 4). Грибница пеницилла состоит из ветвящихся нитей, разделённых перегородками на клетки. Споры расположены не в головках, как у мукора, а на концах некоторых гиф в мелких кисточках.https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/static_image/357351/content_484678def042214b24db3f6e34da5700.jpg

В клетках пеницилла образуется вещество – пенициллин. Это вещество не даёт многим бактериям синтезировать клеточные оболочки и, таким образом, приводит их к гибели. Пенициллин – первый из известных антибиотиков, его открытие стало настоящим переворотом в медицине. Пеницилл специально разводят, чтобы получать лекарства для лечения многих болезней.

 

Грибы рода Аспергилл

Грибы рода Аспергилл образуют плоские пушистые колонии (Рис. 5). Вначале колонии белые, а затем окрашиваются многочисленными спорами в различные цвета.

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/static_image/357352/content_4525f5a106a637483dad8c16fa5d18e5.jpg

Рисунок 5 Аспергилл

Грибница имеет межклеточные перегородки. Аспергиллы распространяются спорами, образующимися бесполым путём. Эти грибы очень устойчивы к воздействиям внешней среды. Чёрная плесень на стенах сырых помещений – это преимущественно аспергиллы со спорами (Рис. 6).

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/static_image/357353/content_897809f6a1b329e4a224f6dc27462499.jpg

Рисунок 6 Аспергилл

Некоторые представители рода могут вызывать заболевания человека и животных (аспергиллёзы, рис. 2). Грибок проникает внутрь организма и может поражать различные его системы органов. Для людей с нарушениями иммунитета такие заболевания опасны и даже могут быть смертельны. Другие виды аспергиллов широко применяются для синтеза лимонной кислоты.

Дрожжевые грибы

Дрожжи – условная группа грибов, поскольку не все представители родственны друг другу. Эти микроскопические грибы состоят из одной клетки, имеющей форму шарика (Рис. 7). Большинство из них утратили способность образовывать грибницу. Возможно, это связано с тем, что они живут в питательных жидкостях, богатых сахаром.

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/static_image/357354/content_70d14b28485a77881870ee90613557d9.jpg

Рисунок 7 Дрожжевые грибы

Размеры дрожжевых клеток обычно составляют 3–7 мкм в диаметре. Размножаются они почкованием. Сначала на взрослой клетке появляется небольшая выпуклость. Она увеличивается и превращается в самостоятельную клетку, которая вскоре отделяется от материнской. Почкующиеся клетки дрожжей по форме похожи на ветвящиеся цепочки.

Тысячи лет человек использовал дрожжевые грибы для приготовления хлеба, пива, вина.

Предполагается, что пиво египтяне начали варить за 6000 лет до н. э., а к 1200 году до н. э. овладели технологией выпечки дрожжевого хлеба. Для начала сбраживания нового субстрата люди использовали остатки старого. В результате в различных хозяйствах столетиями происходила селекция дрожжей.

Впервые дрожжи увидел в оптический микроскоп в 1680 году Антони ван Левенгук, однако не распознал в них из-за отсутствия движения живых организмов. И лишь в 1857 году великий ученый Луи Пастер (Рис. 8) доказал, что спиртовое брожение – не просто химическая реакция, как считалось ранее, а биологический процесс, производимый дрожжами.

  1.  

Тема: Хрящевые и костные рыбы. (7 класс)

Кейс задание:

Скушав блюдо из этой рыбы или ее ближайших родственников,

можно расстаться с жизнью, поэтому наши рыбаки их не ловят. В Японии же они являются, пожалуй, самым большим деликатесом. Готовить их повара учатся многие годы, а затем сдают особый экзамен.

http://www.edu.yar.ru/russian/projects/predmets/biology/20032004/tur1/ris/ris5.jpg

Задания:

Как по-русски называются эти рыбы?

Каковы отличительные признаки рыб?

Назовите основные классы рыб, их особенности.

Какие виды рыб, обитающие в наших водоемах, вы бы не рекомендовали для хозяйственного использования?

Рыбы (лат. Pisces) — надкласс водных позвоночных животных. Для рыб характерно жаберное дыхание. Рыбы распространены как в солёных, так и в пресных водах, от глубоких океанических впадин до горных ручьев. Играют важную роль в большинстве водных экосистем как составляющая пищевых цепей. Имеют большое экономическое значение для человека из-за употребления их в пищу.

Размеры современных рыб варьируют от 7,9 мм (Paedocypris progenetica) до 20 м (китовая акула). В мире известно (на 5 августа 2013 г.) 32 834 видов рыб. В России обитает около 3000 видов, в том числе в пресных водах встречается более 280 видов.

Изучению рыб посвящён раздел зоологии — ихтиология.

Происхождение и эволюция рыб

Считалось, что наиболее древние известные бесчелюстные животные, напоминающие рыб, известны из раннего ордовика (около 450—470 миллионов лет назад). Однако в 1999 году в китайской провинции  Юньнань были найдены окаменелости рыбообразного существа  из группы бесчелюстных возрастом около 530 миллионов лет (ранний кембрий). Возможно, подобные формы были предками всех позвоночных.

Отличием первых рыб от бесчелюстных стала челюсть, производное одной из жаберных дуг. Кроме челюстей, рыбы имеют парные плавники, внутреннее ухо с тремя полукружными каналами и жаберные дуги. Хрящевые рыбы появились на рубеже силура и девона, около 420 миллионов лет назад, и достигли расцвета в карбоне. Костные рыбы обитают в мировых океанах как минимум с девона; не исключено, что они существовали уже в силуре. Guiyu oneiros — самая ранняя известная костная рыба.http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/66/Osteolepis_macrolepidotus.jpg/250px-Osteolepis_macrolepidotus.jpg

Ныне живущие рыбы представлены двумя классами: хрящевые рыбы (Chondrichthyes) и костные рыбы (Osteichthyes).

Анатомия и физиология

За редкими исключениями, внешние покровы рыб представлены кожей с чешуей (у некоторых рыб чешуя отсутствует). Эпидермис у рыб неороговевающий. Железы в эпидермисе секретируют мускусоподобный секрет, который защищает внешние покровы животного.

Костистым рыбам присуще несколько разных типов чешуи. Для ископаемых  кистеперых  и  двоякодышащих рыб, а также для современных кистеперых рыб характерна космоидная чешуя. Чешуя настоящих костистых рыб называется эласмоидной и делится на две разновидности: ктеноидную (зубчатую) и циклоидную (округлую) на основании формы внешней кромки. Окраска рыб может варьировать в очень широких пределах: от однотонной практически всех возможных цветов до маскировочной «камуфляжной» или, наоборот, подчеркнуто яркой

В отличие от наземных позвоночных, череп рыб содержит более чем 40 костных элементов, которые могут двигаться независимо. Это позволяет осуществлять вытягивание челюстей, раздвигание челюстей в стороны, опускать жаберный аппарат и дно ротовой полости.

Мурены обладают двумя парами челюстей. Вторая пара, называемая глоточной, находится позади черепа. Хотя внутренние челюсти не выходят за пределы внешних, они помогают более крепко ухватить добычу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс-задание ( ситуационная задача) «Топливно-энергетический комплекс России».

Текст кейса построен на материале статьи из журнала «Экономика и управление народным хозяйством», автор Панков А. Н.: «Топливно-энергетический комплекс России, повышение качест...

Кейс-задание ( ситуационная задача) «Зональность в природе и жизни людей».

Текст кейса построен на материале статьи из журнала Успехи современного естествознания. – 2016. –№ 3 – С. 214-219, Чибилёв А.А. «Возобновляемые стратегические природные ре...

Кейс – задание по биологии

Кейс – задание по биологии  для 10 класса Однажды к Ч.Дарвину пришла делегация окрестных фермеров за разъяснением, почему у них падают урожаи клевера. Прежде чем дать ответ, великий уч...

Кейс задания по химии

Кейс по химии для учащихся 9 класса. В истории известен следующий интересный факт: Когда во время Второй мировой войны немецкие войска в апреле 1940 года оккупировали датскую столи...

КЕЙС-ЗАДАНИЕ

класс: 5 Учебник: Математика. Арифметика. Гееометрия. 5 класс Е.А. Бунимович Урок: систематизации и обобщения знаний Тема: Комбинаторные задачи. Решение задач с помощью дерева возможных...

Музыкотерапия. Кейс - задания для мероприятий по музыкальной терапии.

Методическая разработка "Кейс - задания для мероприятий по музыкальной терапии" содержит подбор заданий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся....

КЕЙС заданий формата PISA на формирование функциональной грамотности обучающихся «Рычаги в природе и в быту».

КЕЙС заданий формата PISA на формирование функциональной грамотности обучающихся «Рычаги в природе и в быту» подготовлен для учащихся 7-х классов. Возраст 14 лет. На выполнение работы даёт...