Разработка программы факультативного курса "Мир под микроскопом" для 5 классов
методическая разработка по биологии (5 класс)

Шарова Василина Александровна

Программа факультативного курса для обучающихся 5 классов "Мир под микроскопом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_pod_mikroskopom.docx349.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива по биологии

«МИР ПОД МИКРОСКОПОМ»

для  обучающихся 5 классов

j0292098

Составила: Шарова Василина Александровна,

                                                                               учитель биологии,

первая квалификационная категория

г. Советский, 2021 -  2022 г.г.

Пояснительная записка

        Рабочая программа факультатива «Мир под микроскопом» по биологии 5 класс,  построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы, основного общего образования;  требований к структуре рабочей программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

           Рабочая программа факультатива по биологии для 5 класса составлена на основе:

  • Биология.Пасечник В.В., Суматохин,  С.В., Калинова Г. С., под редакцией Пасечника В. В. - М.: Просвещение 2017.
  • Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение.
  • Пальдяева Г.М. «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 кл». Сборник программ. Издательство Дрофа 2017г.
  • Электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб.    Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2017.- 141, (3) с.

        В программе соблюдается преемственность с  программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

      Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

       Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Курс, рассчитан на 35 часов. Включает теоретические и практические занятия. Содержание программы «Мир под микроскопом» связано с предметами естественнонаучного цикла.

На курс «Мир под микроскопом» отводится по 1 часу в неделю.

        Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

       Программа  курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью. Программа направлена на формирование у учащихся умений поставить цель и организовать её достижение, а также,  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

      Актуальность программы  курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.  Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный,   деятельностный подходы.

Цели задачи

Цель: Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них  познавательные интересов, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников, познакомить с биологическими специальностями.

Задачи: 

  • Расширить кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
  • Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
  • Овладение  навыками  работы с микроскопом, биологическими объектами.
  • Развитие творческих способностей ребенка.
  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
  • Воспитание  интереса к миру живых существ, ответственного отношения к порученному делу.

                                     Общая характеристика учебного предмета

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

Групповая

Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе:

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы: систематизация коллекционного материала.

Исследовательские методы: работа с микроскопом.

Метод наглядности: просмотр видео-, кино-, диа-, мультимедийных компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

  -положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.

-повышение коммуникативных качеств;

-появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии;

-умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;

-сформировавшиеся биологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы.

         Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом общего образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс «Мир под микроскопом» носит развивающий характер.

        Занятия курса разделены на теоретические и практические, причём деятельность в этих направлениях может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Деятельность школьников при изучении курса «Мир под микроскопом» имеет отличительные особенности:

имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Основные принципы программы:

Принцип системности

Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

     И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Описание места факультатива в учебном плане

Рабочая программа факультатива составлена для реализации курса биология в 5 классе, который является частью предметной области естественнонаучных дисциплин.

     Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- выделять объект исследования;

- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

- работать в группе;

- пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;

- вести наблюдения окружающего мира;

- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся научатся:

·  умение  работать с разными источниками информации;

·   овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать.

·   умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.

·  способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

·   умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства.

 Предметными результатами освоения факультативного курса по биологии являются:

Предметные результаты обучения 

Учащиеся должны знать:

• клеточное строение растений;

• распознавать и описывать органы цветкового растения;

• функции органов цветкового растения

• описывать процессы, протекающие в растительном организме

• правила поведения в природе;

• какое влияние оказывает человек на природу.

 

Учащиеся должны уметь:

• работать с различными типами справочных изданий, готовить сообщения и презентации;

• проводить наблюдения за растениями;

• составлять план простейшего исследования;

• описывать полученные результаты опытов и давать им оценку

• выращивать растение из семян

• ухаживать за растениями

• проводить пикировку, пересадку, полив растений.

• Высаживать рассаду в открытый грунт.

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение особенностей строения  клеток, тканей и органов и процессов жизнедеятельности растений и грибов, бактерий;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли растений и животных в жизни человека; значения растительного разнообразия;

• различение частей и органоидов клетки

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2.     В ценностно-ориентационной сфере:

        • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3.      В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4.      В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:

·    Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

·   Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Содержание программы

Вводное занятие (1 ч)

Цели и задачи, план работы кружка.

Биологическая лаборатория и правила работы в ней (1 ч)

Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.

Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы (4 ч)

Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.

Клетка – структурная единица живого организма (3 ч)

Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат».

Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение (3 ч)

Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом.

Грибы и бактерии под микроскопом (5 ч)

Грибы и бактерии. Микроскопические грибы. Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. Приготовление сенного настоя, выращивание культуры Сенной палочки и изучение её под микроскопом.

Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов (4 ч)

Колонии микроорганизмов. Методы выращивания и изучения колоний микроорганизмов.Питательные среды для выращивания микроорганизмов. Выращивание колоний и изучение их под микроскопом.

Исследовательская работа (8 ч)

 Поиск информации. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов. Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.) Оформление результатов исследовательской работы.

Польза и вред микроорганизмов. (3 ч)

Влияние физических и химических факторов на рост и развитие микроорганизмов. Влияние антибиотиков на развитие микроорганизмов.

Подведение итогов работы кружка (3 ч)

Представление  результатов работы. Отчет о проделанной работе за год. Анализ работы.

Тематическое планирование

Раздел

Кол-во

часов

Характеристика видов деятельности учащихся

 1.

Введение

1

Определяют понятия: «биология». Раскрывают значение биологических знаний.

2.

Биологическая лаборатория и правила работы в ней

1

Определяют  правила работы в кабинете биологии, основы техники безопасности. Знакомятся с биологическим оборудованием.

3.

Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы

4

Определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент». Знакомятся с правилами работы с микроскопом (световым, электронным). Отрабатывают правила работы с микроскопом.

4.

Клетка – структурная единица живого организма

3

Определяют понятия: «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр». Изучают устройство микроскопа, работают с лупой. Выделяют признаки строения клетки. Различают на наглядных  материалах части и органы клетки. Ставят биологические эксперименты.

5.

Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение

3

Выделяют признаки  процессов жизнедеятельности клетки. Составляют биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты.

6.

Грибы и бактерии под микроскопом

5

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Различают на биологических препаратах внутреннее строение грибов (на примере гриба мукора).

7.

Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов

4

Выделяют существенные признаки бактерий. Определяют понятия: «клубеньковые бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.

8.

Исследовательская работа

8

Знакомятся с методами исследовательской работы. Анализируют, делают выводы по индивидуальным исследовательским работам.

9.

Польза и вред микроорганизмов

3

 Определяют понятия: «микроорганизмы». Значение микроорганизмов для животных и человека. Рассматривают биологические объекты в микроскоп.

10.

Подведение итогов работы кружка

3

Итоги исследовательской деятельности. Значение факультативного курса в биологии.

Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение образовательного процесса

       

Основная учебная литература для учащихся:

Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2017.- 141, (3) с.

Электронное приложение к учебнику  Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2017.- 141, (3) с.

Дополнительная литература для учащихся:

Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 304с. 6 ил.;

Артамонова В.И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР) Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. – 383с.: ил.;

Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+, 1994. – с. 92-684;

Большой справочник по биологии. – М.: Издательство АСТ, 2000

 «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001

Основная литература для учителя

Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2017.- 141, (3) с.

Биология. Бактерии, грибы, растения: 5 класс.  Рабочая тетрадь. К учебнику В. В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ: Вертикаль, 2012 г. Издательство Дрофа

Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение.

Пальдяева Г.М. «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 кл». Сборник программ. Издательство Дрофа 2012г.

Электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб.    Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2017.- 141, (3) с.

Дополнительная литература для учителя:

Биология 6-9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г.  Асмолов, Г.В.  Бурменская, И.А. Володарская и др. / Под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.

Кузнецов А.А. О стандарте второго поколения // Биология в школе. - 2009. - №2.

Мухина, В. В. Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: "Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются" [Электронный ресурс] / В. В. Мухина. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=415827

Образовательные технологии: сборник материалов. М.: Баласс, 2008.

Петрова О.Г. Проектирование уроков биологии в информационно-коммуникативной среде //Биология в школе. - 2011. - № 6.

Природоведение 5 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. Дрофа. Физикон.

Цифровые образовательные ресурсы

 1. Электронное приложение к учебнику  Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений /Сонин Н.И., Плешаков А.А.. – М.: Дрофа, 2012г.

 2. http://standart.edu.ru/

ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 

 3.  http://www.lift.net

       Электронная иллюстрированная         энциклопедия "Живые существа"

 4.  http://www.plant.geoman.ru/

       Занимательно о ботанике. Жизнь растений

 5. http://www.livt.net

       Электронная иллюстрированная         энциклопедия "Живые существа"

Технические средства обучения

Мультимедийный компьютер   Основные технические требования: графическая операционная    система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

Мультимедиа проектор

Экран   

                                     Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Комплект микропрепаратов «Ботаника 1»

Комплект микропрепаратов «Ботаника2»

Комплект микропрепаратов «Зоология»

Лупа ручная

Микроскоп школьный

Микроскоп школьный электронный

Набор хим.посуды и принадлежностей по биологии для дем. работ.(КДОБУ)

Набор хим.посуды и принадлежн. для  лаб. работ по биологии (НПБЛ)

Комплект  посуды и принадлежностей для проведения  лабораторных работ. Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.

Комплект оборудования для комнатных растений

     

                 Планируемые результаты изучения учебного предмета

       В результате изучения курса «Мир под микроскопом»  обучающиеся на ступени основного общего образования получают возможность:

- расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира

- овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

- получат возможность осознать своё место в мире;  

- знакомство с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

- получают возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете.

- научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

- получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Формирование:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;

адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;

 Регулятивные универсальные учебные действия

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия.

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

-строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

                    Поурочно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения урока по плану

Дата проведения урока фактически

Тема 1: «Вводное занятие» - 1 ч.

1.

Цели и задачи, план работы кружка.

1

Тема2: «Биологическая лаборатории и правила работы в ней» - 1 ч.

2.

Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.

1

Тема3: «Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы»  - 4 ч.

3.

Методы изучения биологических объектов.

1

4.

Увеличительные приборы. Микроскоп.

1

5.

Устройство микроскопа, правила работы с ним.

1

6.

Овладение методикой работы с микроскопом

1

Тема4: «Клетка – структурная единица живого организма» -3ч.

7.

Клетка: строение, состав, свойства.

1

8.

Микропрепараты.

1

9.

Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат».

1

Тема5: «Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение» -3ч.

10.

Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука. Изучение под микроскопом.

1

11.

Приготовление препарата кожицы томата. Изучение под микроскопом.

1

12.

Приготовление препарата кожицы яблока и картофеля. Изучение под микроскопом.

1

Тема6: «Грибы и бактерии под микроскопом» - 5 ч.

13.

Грибы и бактерии. Микроскопические грибы.

1

14.

Микроскопические грибы.

1

15.

Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом.

1

16.

Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом.

1

17.

Приготовление сенного настоя, выращивание культуры Сенной палочки и изучение её под микроскопом.

1

Тема7: «Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов»- 4 ч.

18.

Колонии микроорганизмов.

1

19.

Методы выращивания и изучения колоний микроорганизмов.

1

20.

Питательные среды для выращивания микроорганизмов

1

21.

Выращивание колоний и изучение их под микроскопом.

1

Тема7: «Исследовательская работа» -8 ч.

22.

Поиск информации. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов.

1

23.

«Посев» микроорганизмов.

1

24.

Изучение бактериологического состояния разных помещений школы – кабинеты.

1

25.

Изучение бактериологического состояния разных помещений школы – коридоры.

1

26.

Изучение бактериологического состояния разных помещений школы – туалеты.

1

27.

Изучение бактериологического состояния разных помещений школы – столовая.

1

28.

Изучение бактериологического состояния разных помещений школы – гардероб.

1

29.

Оформление результатов исследовательской работы.

1

Тема8: «Польза и вред микроорганизмов» - 3 ч.

30.

Влияние физических факторов на рост и развитие микроорганизмов.

1

31.

Влияние химических факторов на рост и развитие микроорганизмов.

1

32.

Влияние антибиотиков на развитие микроорганизмов.

1

Тема9: «Подведение итогов работы кружка» - 3 ч.

33.

Представление  результатов работы.

1

34.

Отчет о проделанной работе за год.

1

35.

Анализ работы.

1

Итого: 35 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса «Информатика» 6 класс

Цели и задачи курсапознакомить учащихся с широким спектром разноплановых задач, где эффективно может применяться компьютерная технология.формировать интерес к изучению программирования. дать ученику в...

Методическая разработка программы факультативного курса по русскому языку «Грамматика. Текст. Стили речи» в 9 классе.

Разработана программа факультативного курса по русскому языку «Грамматика. Текст. Стили речи» в 9 классе....

Программа факультативного курса в 8 классе "Храмовое зодчество города Вязьмы"

Данная программа предусматривает работу с детьми 8 класса, рассчитана на 1 час в неделю, 34 учебные недели.Необходимость работы с обучающимися по теме продиктована желанием воспитать человека, з...

программа факультативного курса в 11 классе "Химия в задачах"

программа факультативного курса в 11 классе "Химия в задачах" содержит пояснительную записку, тематическое планирование...

Программа факультативного курса для 8 класса "Химия для восьмиклассников"

Разработанная прграмма позволяет более углубленно изучать материал по химии в 8 классе....

Рабочая программа факультативного курса для 6 класса "Англия от А до Я"

Факультативный курс «Англия от А до Я» предназначен для учащихся 6-х классов, имеющих основные понятия о грамматическом строе языка, желающих восполнить пробелы предыдущей подготовки и вместе с тем уг...

Рабочая программа факультативного курса для 8 класса "Дистанционные проекты"

Курс носит прикладной характер и призван сформировать у обуча¬емых знания об элементах занимательности и закрепить технологические навыки оперирования различными  программными средствами при ...