«Кушать подано или здоровье в нашей тарелке.» (ТРАДИЦИИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ У РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА)
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Интегрированный урок, формирующий основы здорового образа жизни

Скачать:

Реклама
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Записаться >


Предварительный просмотр:

Пчелинцева Лариса Викторовна,

учитель биологии

муниципального общеобразовательного учреждения

 «Лицей № 53» города Саратова 

Интегрированный урок: биология, экология, география, литература, музыка

«Кушать подано или здоровье в нашей тарелке.»

(ТРАДИЦИИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ У РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА)

«Дерево держится своими корнями, а человек пищей»

Азербайджанская пословица

Класс 7

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: формирование знаний о гигиенических условиях нормального питания и его правильном режиме.

Планируемые результаты:

   Личностные:

  • умение слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения. 
  • осознание значимости здорового образа жизни;
  • умение оказывать взаимопомощь;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
  • способствовать воспитанию интереса к учебе.

 Предметные:

  • формулировать правила приёма пищи и применять их в своей жизни.
  • стимулировать осознание важности проблемы питания в
  • сохранении здоровья, роль здорового питания в жизни человека;
  • привлечь внимание к составу продуктов,
  • научиться практически определять наличие ферметов в продуктах питания
  • убедить учащихся контролировать потребление нежелательных и вредных пищевых добавок в составе продуктов питания с целью сохранения своего здоровья.

Метапредметные:

           Регулятивные:

самостоятельно ставить цель, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, оценивать правильность выполнения учебной задачи, умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; развитие способности совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; освоение критериев оценки выполненных заданий.

Познавательные:

работать  с опорным конспектом; с оборудованием и реактивами; работать с новой информацией; объяснять значения новых слов; сравнивать и выделять признаки; уметь использовать символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные:

участвовать в коллективном обсуждении темы, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами, формирование желания общаться и умения знакомиться с другими ребятами; развитие способности сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Формы работы: коллективная работа, групповая работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Оборудование: проектор, мультимедийный экран, компьютер, карточки -пазлы, классная доска, раздаточный материал, карточки для выполнения заданий в парах и группах, презентация к уроку Power Point, лабораторное оборудование для проведения лабораторной работы и материалы (лук, картофель, печень млекопитающего, Н2О2), инструктивная карточки выполнения лабораторной работы.

Учет возрастных особенностей учащихся как основа здоровьесберегающей технологии:

  • ведущие виды деятельности подросткового возраста – учебная, общественно-организационная;
  • интересы к различным видам деятельности, общение со сверстниками;
  • планирование соревновательных элементов;
  • организация учета динамики работоспособности школьников во время урока;
  • организация чередования различных видов деятельности;
  • организация сочетания труда и отдыха во время урока;
  • наличие эмоциональных разрядок;
  • положительные эмоции;
  • количество видов учебной деятельности (норма: 4-7 видов за урок);
  • средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма – 7-10 минут);
  • количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.(норма: не менее трех);
  • чередование видов преподавания (норма: не позже чем через 10-15 минут).

Цели урока в области сохранения здоровья учащихся: создание доброжелательного микроклимата, снятие эмоционального напряжения; обеспечение двигательной активности обучающихся, смена позиций, выпрямление позвоночника, изменение угла зрения; смена видов деятельности с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся к предмету, концентрации внимания, улучшения восприятия и речи; организация дыхательных упражнений для профилактики болезней органов дыхания и оздоровления организма; обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися, смена темпа урока, релаксация.

Приемы здоровьесберегающих технологий: дыхательная гимнастика, релаксационная пауза, смена видов деятельности, чередование методов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный и др.), психологическая поддержка, комфортная психологическая среда.

Задачи этапа

Содержание этапа

время

Формируемые УУД

Здоровьесозидающие компоненты урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Организационный

Создание

положительного настроя на урок

1. Организация        первых этапов

работы по развитию познавательной активности учащихся и созданию комфортных условий для обучения:

1) организация расположения детей        в        классной        комнате по группам;

2) закрепление навыков правильной осанки учащихся на уроке

3) представление учителя

Слайд презентации

1.Приветствие        учителя и

друг друга.

2 минут

Коммуникативные

Планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками

Регулятивные

Формировать навыки подготовки к систематической работе на уроке

Гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность Обеспечение двигательной активности учащихся.

Обеспечение правильной осанки учащихся.

Психологическая безопасность Создание доброжелательного микроклимата.

Снятие эмоционального напряжения учащихся.

Направленность на формирование здорового образа жизни Формирование правильной осанки учащихся

2 этап. Целеполагание и мотивация.

Мотивация учащихся на активную работу на уроке

Формулировка темы и цели урока.

Актуализация опорных знаний

Вы совершали путешествие на огромном океаническом лайнере. Но разбушевавшаяся стихия стала причиной стихийного бедствия, в результате которого вы оказались в открытом море разделенные на 3 группы. Вы знаете, что материк недалеко. Но вы устали и выбились из сил.

Оглядевшись, вы увидели, что на пути к материку Экология – архипелаг, т.е. группа островов, расположенных близко друг к другу. Благодаря этому вы сможете добраться до материка и спастись.

Выбравшись на первый остров, вы нашли воду, еду и… странный конверт. Вы знаете, что вскрывать такие подозрительные предметы не рекомендуется. Но ведь мы в океане. Что будем делать?

 Любопытство родилось раньше нас, и вы, нарушая все правила обеспеченияличной безопасности, вскрываете конверт. Что же в нём?

Звучит аудиозапись текста письма:

«Приветствую вас, о потерпевшие крушение и попавшие на мой архипелаг! Вы отдохнули, набрались сил и теперь мечтаете вернуться на материк. Верно? Что же, я, джинн этого архипелага, вам в этом помогу. Но мы, джинны, ничего не делаем просто так. Чтобы добраться до материка (стола учителя), вам необходимо пройти 4 острова и выполнить ряд моих заданий.

Выполняя задания каждого острова вы получает кпазл целой карты, котоая позволит вам оказаться на материке.

Только пройдя все острова, вы доберётесь до материка. Итак, игра начинается! А до материка доберуться только самые отважные. Удачи!»

Учитель: «Дерево держится своими корнями, а человек пищей»

Азербайджанская пословица

Прокомментируйте эту пословицу.

Ребята, как выдумаете о чем пойдет речь на уроке

У вас на столах маршрутные листы. Давайте запишем тему урока «Кушать подано или здоровье в нашей тарелке.»

(традиции здорового питания у разных народов Мира)

Ребята, ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: «Зачем мы едим?»

Смотрите очень легкий вопрос, А ваши ответы лежат на поверхности, и сводятся к одному «Пища необходима для поддержания жизни и роста тела человека.»

Однако есть и более глубокий аспект во взаимоотношениях между пищей и духовной жизнью человека. Для животного достаточно есть, играть и спать. Для человека также очень важно наслаждаться здоровой пищей, простой повседневной жизнью и спокойным сном. В этом мире много натуральных продуктов, которые человек может использовать в пищу. Сознание выделяет эту пищу и определяет, имеет ли она хорошие или плохие качества.

Вы можете со мной не согласиться, но давайте представим, что ваше любимое блюдо вам преподносят в грязной миске, где-то на свалке. Вряд ли вам захочется это попробовать, а вот картина эстетического оформления стола, заставляет разыграться аппетиту.

Давайте откроем.

Письмо

Ученики комментируют пословицу

Ответы учеников

Ответы учеников

5

мин.

Личностные Согласовать свои цели        обучения        с целями урока

Регулятивные осуществлять контроль своей деятельности

Познавательные Адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в  устной речи.

Коммуникативные Слушать и вступать  в диалог.

Личностная ориентированность Создание        внутренней мотивации обучения.

Психологическая безопасность Эмоциональная                разрядка.

Адресная помощь учителя учащимся        при

необходимости. Гигиеническая обоснованность        и профилактическая направленность

 Увеличение        двигательной активности учащихся через использование педагогических технологий урока

3 этап. Изучение нового материала

Географический остров

Литературный остров

Химический остров

Перед вами маршрутный лист, по которому мы будем путешествовать.

У каждой команды на столе находится историческая справка. А на доске физическая карта, которая позволит вам правильно ответить на вопросы-загадки географического острова.

  1. Какие продукты питания характерны для стран, граничащих с океанами и морями?

  1. Почему Итальянцы предпочитают холодный суп «гаспачо»?

  1. Почему  Индия – родина вегетарианства?

4. Почему во вкусовых предпочтениях России много ягод, грибов, орехов, а также дичи?

И вот здесь мы с вами можем сказать, что особенности любой национальной кухни зависят, не только от климатических условий региона и темперамента местных жителей, но и от очага. Все начинается с очага, который использовали для готовки еды праотцы той или иной нации. Скажем, русская печь всегда служила не только для приготовления пищи, но и для обогрева помещения, поэтому и работала круглые сутки. Это привело к тому, что в русской кухне оказалась масса приемов тепловой обработки продуктов - тушение, томление, запекание, выпекание, длительная варка.

Итак, вы получаете за правильные ответы пазлы карты, которая поможет вам оказаться на материке.

Ну а теперь мы попали с вами на литературный остров, где вы сможете объяснить суть высказывания Цицерона: “Заботу о пище и уходе за телом нужно отнести к области здоровья и поддержания сил, а не к области наслаждения2

А поможет вам в этом отрывок из сказки Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Вы все справились с заданием, и получаете новый пазл карты.

Динамическая пауза

Встаньте быстрее, закройте глаза

Представьте вы птицы, и вы полетели!

Теперь как дельфины плывете вы к цели.

Направо, налево головой повертели.

Открыли глаза и на место все сели.

Ещё древнегреческий философ Сократ  (470 - 399 до н.э.) сказал: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». Это старинное высказывание актуально и в наше время, особенно для растущего детского организма. В нашем организме большое количество ферментов, которые помогают нам усваивать пищу. А кто-то из вас знает, что такое ферменты?

А сейчас посмотрим, как действует фермент каталаза, при возникновении опасности. Расщепляя Н2О2, каталаза играет защитную роль. Она обезвреживает ядовитое вещество (пероксид водорода), которое непрерывно образуется в клетке в процессе жизнедеятельности.

Соблюдение правил безопасности. нструктаж (журнал по технике безопасности). Перед выполнением работы учащимся сказать следующее.

И при выполнении работы помните:

  1. Фермент каталаза имеется в каждой растительной и животной клетке;
  2. Фермент расщепляет пероксид водорода с образованием молекулы воды и кислорода;
  3. Фермент каталаза, расщепляя пероксид водорода, играет защитную роль, обезвреживая ядовитое вещество (Н2О2), которое непрерывно образуется в клетке в процессе ее жизнедеятельности.

Проверьте содержимое волшебного сундучка В нем находится:

  • картофель сырой, вареный;
  • печень млекопитающих сырая;
  • печень млекопитающих вареная;
  • пероксид водорода Н2О2;
  • мерный стакан;
  • стекла, трубочки или пипетки;
  • пробирки со штативом по 10 штук;
  • набор препаровальных инструментов;
  • посуда для размешивания различных материалов.
  • Заполните таблицу у себя в маршрутных листах. А представители команд заполняют таблицу на доске

Какие выводы можно сделать в результате исследований лабораторных опытов:

  1. В каких пробирках не наблюдалось расщепление пероксида водорода и почему?

  1. В каких пробирках происходило бурное выделение кислорода?

Кстати особенности работы некоторых ферментов определены генетически у людей разных народностей.

  • Среди них наиболее известна непереносимость молочного сахара лактозы — гиполактазия. У детенышей млекопитающих для усвоения лактозы вырабатывается фермент лактаза. По окончании вскармливания она исчезает из кишечного тракта детеныша. Отсутствие фермента у взрослых — исходный, предковый признак для человека.
    Народы, у которых гиполактазия сочетается с молочным скотоводством, традиционно используют не сырое молоко, а кисломолочные продукты, в которых молочный сахар, переработанный бактериями, легко усваивается.
  • Эскимосы при традиционном питании обычно потребляют до 2 кг мяса в день. Переварить такие количества мяса можно лишь при сочетании специфических культурных (кулинарных) традиций, микрофлоры определенного типа и наследственных физиологических особенностей пищеварения.
  • У народов Европы встречается целиакия — непереносимость белка глутена, содержащегося в зернах ржи, пшеницы и других злаков. Она вызывает при потреблении в пищу злаков множественные нарушения развития и умственную отсталость.
  • У некоторых коренных народов Севера, часто отсутствует фермент трегалаза, расщепляющий углеводы грибов. Видимо, вследствие этого в этих местах грибы считаются пищей оленей, не пригодной для человека.

Итак, вот ваше пазл за работу на этом острове и мы отправляемся дальше

Ответ: В этих странах, преобладают блюда из рыбы и морепродуктов. В национальных кухнях стран, расположенных в лесостепных районах, — блюда из продуктов животноводства и лесных промыслов. Народы, населяющие южные страны, для приготовления национальных блюд используют больше овощей и фруктов.
Географическое и климатическое положение отдельных стран обусловило также различное использование в пище вкусовых веществ. Например, народы Юго-Восточной Азии, Африки, Южной Америки используют для приготовления блюд больше пряностей, приправ, острых соусов. Народы северных стран предпочитают менее острую пищу.

Ответ: Важный фактор, определяющий специфику традиционной кухни — климат.
Во многих странах с жарким климатом распространены холодные супы. Так, одним из символов испанской кухни является «гаспачо» — холодный суп из смеси черствого хлеба, чеснока, оливкового масла, соли и уксуса. Такой суп прекрасно спасал от изнуряющей жары, царящей летом в этой местности, — соединение соли с чесноком и уксусом не давало организму быстро растрачивать свой запас воды, а хлеб и оливковое масло насыщали его калориями.
В странах с холодным климатом традиционно много калорийных, жирных блюд. Это понятно, так как такая кухня помогает согреться даже в самый холодный день. Однако обилием жирных калорийных блюд отличается и кухня народов Средней Азии — казахов, узбеков, где летом столбик термометра может подниматься выше 40 градусов.  А в чем причина этого поговорим уже на других островах.

Конечно, в основу этого положено много аспектов, среди которых и климатические условия. На большей части Индии жаркий климат, мясо здесь быстро портится, зато в некоторых районах страны собирают по три-четыре урожая овощей за год.

Примером влияния на традиционную кухню природных ресурсов может служить русская кухня. Здесь всегда было распространено использование «лесной пищи» — ягод, грибов, орехов, а также дичи. И этому не приходится удивляться, так как значительная часть территории Руси была покрыта лесами. Плодородные земли позволяли выращивать лук, чеснок, капуста, редька, брюква, огурцы, горох, Было мясо домашних животных и птиц, рыба, грибы. Ржаной и ячменный хлеб, Щи да каши.

Каша была и остается русским национальным блюдом, сопровождая нас всю жизнь, — с раннего детства до глубокой старости. 

В древний период появились на Руси и жидкие горячие блюда, которые тогда назывались «варево» или «хлебово». Из напитков были распространены квасы, меды, отвары из лесных ягод, а также сбитни (горячий напиток с пряностями). Пили также слабоалкогольные напитки: сброженные меды и ягодные соки.

Учащиеся выполнят движения, которые позволят расслабить мышцы и снять эмоциональное напряжение

Учащиеся знакомятся с текстом и объясняют суть высказывания

Биологические вещества, защищающие нас

Учащиеся проверяют содержимое сундуков

Ответ: В опыте в пробирке с кусочком вареного картофеля, вареной печени и сахарного песка не наблюдалось расщепления пероксида водорода, так как при варке фермент разрушился

Ответ: Бурное выделение кислорода при расщеплении пероксида водорода в пробирках с сырым картофелем и сырой печенью свидетельствуют о том, что во всех клетках растительных и животных организмов есть фермент каталаза.

5 минут

5 минут

1 минута

13 минут

Регулятивные уметь        выделять        и осознавать        то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные формировать умения анализа и синтеза Коммуникативные Уметь                слушать        и

слышать, понимать речь других, оформлять внутреннюю речь во внешнюю.

Личностная ориентированность Диалогическое взаимодействие учителя и учащихся.                

Создание  условий        для оценочной деятельности учащихся

Гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность Соблюдение                динамики работоспособности учащихся        в        ходе урока. Включение        в блок динамической паузы.

Психологическая безопасность

Безопасное оценивание. Оказание учителем помощи и поддержки учащимся.

                                                                                                               4 этап: Этап актуализации знаний, умений, навыков.

Биологический остров

Все вы теоретически знаете правила питания. Но не всегда их выполняете. Предпочитаете питаться всухомятку, бутербродами, вместо того чтобы разогреть или приготовить самим какое-нибудь простое, полезное блюдо. Сейчас нам предстоит важная работа. Проверим, знаете ли вы рецепты таких блюд? В начале - короткая история вашего старшего товарища ученика 9 класса, который не смог с вами отправиться в путешествие , так как его родители срочно уехали на три дня в деревню, чтобы помочь бабушке после операции. А Сергей остался на хозяйстве. В первый день он с удовольствием уплетал яйца: вареные, жареные, сырые. А уже на второй день понял, что от яиц он скоро будет кукарекать

Сергей обследовал кухню. Готовой еды не было, и он почему-то вспомнил фразу о «костлявой руке голода». Но потом ободрился: в холодильнике было полно всяких продуктов: мясо, молоко, масло, сметана, крупы, картошка, морковка, лук, капуста... Сергей взял свой телефон, набрал список продуктов, приписал внизу текст: «Народ, срочно нужны простые рецепты нормальной здоровой еды!» и отправил sms-ки командам путешественников, которые попали на биологический остров. Предложите Сергею, что можно приготовить из этих продуктов, опишите сам процесс приготовления. На это дается всего лишь 10 минут.

(Включается музыка, дети работают.)

Время прошло, голодный друг ждет вашей помощи.

Как только ваша команда будет готова, вы на доску помещаете названия тех продуктов, которые вам нужны и рассказываете свой рецепт и способ приготовления того или иного блюда.

Ну вот, все рецепты отправлены по адресу. Уверена, что Сергею очень пригодится дружеская помощь. Этих рецептов хватит и на следующий день, а когда приедут мама с папой, им тоже будет чем подкрепиться с дороги. Самое простое решение в этой ситуации было занять денег, купить сосисок, лапши быстрого приготовления и продержаться до приезда родителей. Но наш герой поступил рационально - он не влез в долги, не травил себя вредными продуктами, а позаботился о своем здоровье. Этот опыт самостоятельности ему очень пригодится в жизни.

На доску помещают названия тех продуктов, которые вам нужны и рассказывают свой рецепт и способ приготовления того или иного блюда.

10 минут

Личностные Формировать ценностного отношения к

Здоровью и здоровому образу жизни.

Регулятивные Осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свою деятельность в

зависимости от полученного результата.

Познавательные Самостоятельный поиск        решения практических задач. Коммуникативные Уметь с достаточной полнотой        и точностью выражать      свои мысли        в

соответствии с

задачами и

условиями коммуникации, участвовать в  коллективном обсуждении.

Личностная ориентированность Организация совместной деятельности        и самостоятельной деятельности учащихся.

Психологическая безопасность

Создание        комфортных психологических условий через организацию групповой                работы учащихся.

Психологическая поддержка учащихся учителем при обсуждении содержательных аспектов урока.

Использование наглядности.

Гигиеническая обоснованности и профилактическая направленность Восстановление работоспособности при смене видов деятельности. Организация двигательной активности учащихся через  образовательные технологии урока (работа в группе, работа у доски). Направленность на формирование здорового образа жизни Формирование ценностного отношения к здоровью и   здоровому образу жизни  через разнообразные содержательные линии урока.

5 этап. Разрешение проблемы

Материк Здоровья

А теперь вопрос?  Что же такое здоровое питание?

Здоровое питание — это пища родного дома, которая основывается на рецептах, передаваемых от бабушки к дочери и внучке, на семейных традициях, на традициях данной местности и данного народа.
И еще: будьте внимательны к своему организму. Прислушивайтесь к его тихому голосу, чтобы услышать, что же он сейчас действительно хочет съесть.

Ну а теперь соберите ваши карточки и скажите, какая пословица русского народа у вас получилась?

Ответы учащихся

«Гречневая каша- матушка наша,

А хлебец ржаной - отец наш родной"

2 минуты

Личностные Формировать ценностного отношения к

здоровью и здоровому образу жизни.

Регулятивные Контролировать и  корректировать свои  действия.

Коммуникативные Слушать и вступать в диалог,

участвовать в коллективном обсуждении.

Гигиеническая обоснованность                и профилактическая направленность Организация двигательной активности                в групповой работе        и        при                работе        с доской.

Психологическая безопасность Психологическая поддержка        учащихся учителем при обсуждении содержательных        аспектов урока.        

Направленность                на формирование здорового образа жизни Формирование ценностного отношения        к здоровью  через содержательные

линии урока.

6 этап. Рефлексия деятельности на уроке

 А теперь я хочу, чтобы вы поделились свои впечатлениями о сегодняшнем разговоре. Дополните предложения

1. Я бы хотел стать более….

2. Мне еще нужно …

3. Я буду обязательно…

4. Дома я обязательно расскажу о…

Ребята,  дома составьте 10 правил здорового питания.

  Я же хочу пожелать вам крепкого здоровья и научиться всегда выполнять правила здорового питания, о которых мы сегодня говорили. Кроме правильного питания, у человека должно быть всегда хорошее настроение, доброта в душе и желание сделать что-то хорошее.

2 минуты

Личностные формировать ценностное отношение к

здоровью и здоровому образу жизни

Формировать умение   давать верную эмоциональную оценку своей деятельности                на уроке

Регулятивные оценивать достигнутые результаты

Познавательные анализировать деятельность на уроке

Коммуникативные Уметь с достаточной полнотой и  точностью выражать  свои мысли        в

соответствии с

задачами и условиями коммуникации

Психологическая безопасность Психологическая поддержка учащихся

учителем при

самооценивании. Личностная ориентированность Создание        условий для самостоятельности учащихся.

Определение практического применения результатов урока.

Ценностно-смысловое самоопределение учащихся при рефлексии результатов урока.

Направленность                на формирование        здорового образа жизни Формирование ценностного  отношения к здоровью  и     здоровому образу жизни        через рефлексию  содержания урока.

Литература:

Литература для учащихся:

  1. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1994. – 145 с.: ил.
  2. Энциклопедия для детей: Т.2 (Биология). – 2-е изд., перераб. и доп./ Сост. С. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1994. – 686 с.: ил

Список литературы для учителя

  1. Зайцев Г.К. Школьная валеология. Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – 2-е изд. – СПб., 1998.
  2. Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.
  3. Иллюстрированный мультимедийный учебник “Открытая биология 2.5” ООО ФИЗИКОН, Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. Учебное издание.- М.: Мир, 1997. – 368с., ил.
  4. Белов В. И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет: Справ. Изд. – М.: Химия, 1993. – 400 с., ил.
  5. Домашний гигиенический справочник: Справ. Изд./ Авт. Сост. В. В. Семенова, В. В. Топорков. – СПб.:Химия, 1995. – 304 с., ил.
  6. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Изд-во “Учитель”, 2001. – 153 с. 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 4 классе по теме: "Музыка разных народов мира""

Урок музыки в 4 классе            Тема полугодия: Между музыкой моего народа...

"Чайные традиции и церемонии в разных странах мира". Открытое внеклассное мероприятие

   Трудно  найти уголок Земли, где не любили бы чай. Этот напиток занимает второе место после воды.     Чай называют одним из главных напитков человечес...

ТРАДИЦИИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ У РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА (Здоровьесберегающие технологии при реализации ФГОС при обучении географии в 7 классе)

Данный материал может быть использован (как дополнительный) на уроке географии в 7 (10-11кл), так и во внеклассной работе и практической деятельности (метод проектов)...

Мифы разных времен разных народов мира

Урок литературы в 5 классе "Мифы разных времён разных народов"...

Презентация "Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ"

Презентация к уроку музыки в 4 классе. (программа В.О. Усачев, Л.В. Школяр)...

Статья Национальные традиции здоровья в нашем регионе

Стаья посвещена описанию национального состава и традиций сохранения и укрепления здоровья в Нижегородской области...