Внеклассное мероприятие "Экологический турнир"
учебно-методический материал по географии (5, 6 класс)

Чагина Марина Юрьевна

Данная методическая разработка предназначена для организации и проведения внеклассного мероприятия, которое можно провести как самостоятельное мероприятие, так и в рамках проведения недели географии в школе. Методическая разработка учитывает возрастные особенности учащихся, предусматривает использование основных приёмов, методов и форм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_turnir.docx160.16 КБ
Файл ekologicheskiy_turnir_5-6_klassy.pptx2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Экологический турнир

для обучающихся

5-6 классов

Автор: Чагина М.Ю.,

учитель географии

МБОУ Гимназия №21,

г. Архангельск

Архангельск

2019


Аннотация

Данная методическая разработка предназначена для организации и проведения внеклассного мероприятия, которое можно провести как самостоятельное мероприятие, так и в рамках проведения недели географии в школе. Методическая разработка учитывает возрастные особенности учащихся, предусматривает использование основных приёмов, методов и форм.

Возраст участников – 5-6 класс (11-13 лет)

Название мероприятия – «Экологический турнир»

Форма проведения – командная игра

Цели: 

  • образовательная: активизировать познавательный интерес учащихся к изучению экологии;
  • развивающая: развивать познавательный интерес к природе, формировать

экологические знания и умение применять на практике знания, полученные на уроках окружающего мира, географии, биологии;

  • воспитательная: воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, чувство ответственности, коммуникативные навыки, умение принимать решения.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, экран.

Место проведения – игра проводится в учебном кабинете, оснащённом мультимедийной установкой, компьютером, экраном.

Описание игры -  в игре принимают участие 4 команды.  В течение игры учащиеся отвечают на вопросы, зарабатывая определенное количество баллов. Для оценки деятельности участников необходимо выбрать жюри из числа старших школьников или педагогов. В конце игры проводится подведение итогов и награждение победителей.

Методическая разработка включает в себя:

  1. Ход внеклассного мероприятия.
  2. Ответы (для жюри).
  3. Матрица ответов (для команд).
  4. Презентация.
  5. Раздаточный материал.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.

  1. Разминка.

Вопросы зачитываются, учащиеся отвечают на листах ответов. Обсуждение 20 сек. на вопрос.

      1. У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы)

2. На зеленом шнурочке - белые звоночки. (Ландыши)

3. Летит – воет, сядет – землю роет. (Жук)

4. На воде те блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинки)

5. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.(Облака)

6. Не живое, а на всех языках говорит. (Эхо)

7. Виден край, да не дойдёшь. (Горизонт)

8. Что в году четыре раза переодевается? (Земля)

9. Крашеное коромысло над рекой повисло. (Радуга)

10. Люди ждут меня, зовут, а приду к ним — прочь бегут. (Дождь)

11. Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

          12. Не вода и не суша: на лодке не уплывёшь и ногами не  пройдёшь. (Болото)

13. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,
Узкий кончик — в роднике, а широкий — в море. 
(Ручей)

14. Не снег и не лёд, а серебром все деревья уберёт. (Иней)

      15. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,

     А пошли искать их днём - ищем, ищем — не найдём. (Роса)

(по 1 баллу за правильный ответ)

  1. Конкурс «Голоса птиц».

В презентации размещены аудиофайлы  с голосами птиц.  

По очереди включаются голоса, за правильно отгаданный голос 1 балл.

1. Дятел

2. Чайка

3. Синица

4. Воробей

5. Сорока

  1. Конкурс "Рассказ с ошибками".

Ведущий: Перед вами рассказ. Вы в течение 5 минут должны выявить ошибки, которые допущены в этом рассказе (карточки с текстом рассказа выдаются командам).


Рассказ с ошибками
«Воскресенье в лесу»

За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и магнитофон.

Веселой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яички, положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка!” — закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. “Это не гадюка, — тихо сказала Маша, — это уж”. “Все равно — гадина!” — ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!

Вот так надо вести себя в лесу:

  1. не включать громкую музыку;
  2. не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные; так как разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество насекомые — грибы — деревья;
  3. для костра собирать сушняк, а не ломать ветки. В теплую, сухую погоду в лесу разводить костры запрещается;
  4. не оставлять полиэтилен, так как он плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается через 220 лет) и металлические банки (разрушаются через 100 лет);
  5. костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения;
  6. не трогать яйца птиц — птица может покинуть гнездо;
  7. не брать зверят и птенцов из леса в город — если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова вернуть их в лес;
  8. не втыкать в муравейник палочки— нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе;
  9. не прятаться во время грозы под одиноким деревом — в него может попасть молния!
  10. никоим образом не уничтожать змей, даже гадюк;
  11. луговые и лесные цветы рвать не следует — жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букет могут попасть редкие и охраняемые растения.

За правильно найденную ошибку 1 балл.

  1. Конкурс «Шишки».

Каждой команде выдается поднос с 4 образцами шишек.

Задание: определить от каких деревьев шишки. Найти лишнее и объяснить, почему лишнее.

  1. ольха                  не шишка, а соцветие,  лиственное дерево, а не хвойное.
  2. сосна
  3. ель
  4. лиственница

За правильно отгаданную шишку 1 балл, за объяснение 1 балл.

  1. Конкурс «Красная книга Архангельской области».

Показ фотографий растений и животных Красной Книги Архангельской области в презентации. На обсуждение по 20 сек. За каждый правильный ответ 1 балл. 

1.Башмачок настоящий                                        6. Филин

2. Пион уклоняющийся, марьин корень            7. Лебедь - кликун

3.  Примула весенняя                                           8.  Нарвал

4.   Кубышка малая                                               9. Жужелица блестящая

5.  Колокольчик персиколистный                         10.Белый медведь

  1.  Конкурс «Живая буква».

Капитаны команд вытягивают из мешка две  буквы  и команда за 2 минуты должна вспомнить цветок, дерево, насекомое, рыбу, птицу, зверя, начинающихся на эту букву.

цветок

дерево

насекомое

рыба

птица

зверь

За каждый существующий цветок, дерево, насекомое, рыбу, птицу, зверя по 1 баллу.

  1. Заключение

Пока, жюри подводит итоги, мне хотелось бы еще раз обратиться к вам со словами:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни!

  1. Подведение итогов.

Попрошу вас поднять вверх соответствующий смайлик:

желтый – все понравилось, зеленый- равнодушен, фиолетовый- не понравилось.

                                                           

Жюри объявляют результаты игры.

Ответы:

1. Разминка

     1.  Рыбы

2. Ландыши

3. Жук

4. Кувшинки

5. Облака

6. Эхо

7. Горизонт

8. Земля

9. Радуга

10. Дождь

11. Море

            12. Болото

13. Ручей, река

14. Иней

      15. Роса

  1. Голоса птиц

1. Дятел

2. Чайка

3. Синица

4. Воробей

5. Сорока

3. Рассказ с ошибками.

Рассказ с ошибками
«Воскресенье в лесу»

За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и магнитофон.

Веселой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яички, положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка!” — закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. “Это не гадюка, — тихо сказала Маша, — это уж”. “Все равно — гадина!” — ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!

Вот так надо вести себя в лесу:

  1. не включать громкую музыку;
  2. не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные; так как разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество насекомые — грибы — деревья;
  3. для костра собирать сушняк, а не ломать ветки. В теплую, сухую погоду в лесу разводить костры запрещается;
  4. не оставлять полиэтилен, так как он плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается через 220 лет) и металлические банки (разрушаются через 100 лет);
  5. костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения;
  6. не трогать яйца птиц — птица может покинуть гнездо;
  7. не брать зверят и птенцов из леса в город — если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова вернуть их в лес;
  8. не втыкать в муравейник палочки— нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе;
  9. не прятаться во время грозы под одиноким деревом — в него может попасть молния!
  10. никоим образом не уничтожать змей, даже гадюк;
  11. луговые и лесные цветы рвать не следует — жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букет могут попасть редкие и охраняемые растения.

4.Определение шишек

  1. ольха                  не шишка, а соцветие,  лиственное дерево а не хвойное.
  2. сосна
  3. ель
  4. лиственница

  1.  Красная книга Архангельской области

Показ фотографий растений и животных Красной Книги Архангельской области в презентации. На обсуждение по 20 сек. За каждый правильный ответ 1 балл. 

1.Башмачок настоящий                                        6. Филин

2. Пион уклоняющийся, марьин корень            7. Лебедь - кликун

3.  Примула весенняя                                           8.  Нарвал

4.   Кубышка малая                                               9. Жужелица блестящая

5.  Колокольчик персиколистный                         10.Белый медведь

  1.  Живая буква

Капитаны команд вытягивают из мешка две  буквы  и команда за 2 минуты должна вспомнить цветок, дерево, насекомое, рыбу, птицу, зверя, начинающихся на эту букву.

цветок

дерево

насекомое

рыба

птица

зверь

Матрица для ответов.

1. Разминка

1.                                                    8.                                           15.

2.                                                    9.  

3.                                                  10.

4.                                                  11.

5.                                                  12.

6.                                                  13.

7.                                                  14.

  1. Голоса птиц

1.

2.

3.

4.

5.

  1. Фото животных и растений Красной книги Архангельской области

1.                                                                           6.

2.                                                                           7.  

3.                                                                           8.  

4.                                                                           9.  

5.                                                                                      10.

6.«Живая буква»

цветок

дерево

насекомое

рыба

птица

зверь

  1. Рассказ с ошибками. 

«Воскресенье в лесу»

За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и магнитофон.

Веселой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яички, положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка!” — закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. “Это не гадюка, — тихо сказала Маша, — это уж”. “Все равно — гадина!” — ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!

        

В

П

Б

Т

Д

С

К

Н

Л

М

Р

Я


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологический турнир

Слайд 2

Разминка

Слайд 3

Голоса птиц

Слайд 4

1. 2. 3. 4. 5.

Слайд 5

Рассказ с ошибками

Слайд 6

Шишки

Слайд 7

Красная книга Архангельской области

Слайд 8

1.

Слайд 9

2.

Слайд 10

3.

Слайд 11

4.

Слайд 12

5.

Слайд 13

6.

Слайд 14

7.

Слайд 15

8.

Слайд 16

9.

Слайд 17

10.

Слайд 18

Живая буква

Слайд 19

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "Турнир знатоков естественных наук"

Внеклассное интегрированное мероприятие включаетв в себя метериал по географии, биологии, химии. Проводится в форме игры....

Внеклассное мероприятие "Турнир химиков" для учащихся 8-х классов

Данное мероприятие можно проводить как с учащимися одного класса, так и с большим колличеством детей. Представленны задания для детей, бланки ответов, презентация для проведения и для проверки с ответ...

Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков русского языка" для учащихся 6 класса

Сценарий этого мероприятия можно использовать припроведении недели русского языка и литературы...

Отзыв родителей о внеклассном мероприятии «Турнир: мои первые исследования в химии» учитель: Тесник Юлия Валерьевна класс: 2 «Б» Кружок «Мои первые исследования»

Отзыв родителей о внеклассном мероприятии«Турнир: мои первые исследования в химии»учитель: Тесник Юлия Валерьевна              кл...

Внеклассное мероприятие "Турнир пап и сыновей".(1 класс)

Эта разработка поможет другим педагогам при проведении праздника к 23 февраля....

Внеклассное мероприятие. Турнир любителей словесности "Творческий дебют"(8-9 класс)

В ходе занятия обучающиеся попробуют создать собственные произведения в жанре хокку, вспомнят пословицы и поговорки русского народа, обогатят свой словарный запас....

Внеклассное мероприятие. Турнир юных химиков.

Цель мероприятия: развивать у ребят познавательный интерес к предмету "химия", расширить кругозор учащихся дополнительными знаниями по химии, воспитывать чувство здорового соперничества...