Технологическая карта урока по теме: Рост и развитие растений
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Иванова Галина Серафимовна

Тема урока

Рост и развитие растений

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Формы, приемы, методы:

Формы работы учащихся: фронтальная,  индивидуальная, групповая.

Методы и приемы  обучения: словесные (беседа, диалог); наглядные( работа с рисунками, схемами, ЦОР); практические ( составление схем, поиск информации); дедуктивные( анализ, применение знаний, обобщение).

Педагогические технологии

ИКТ технологии,  Проблемное обучение.

Цель урока

Создать условия для формирования знаний об особенностях роста и развития растения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая    карта   урока

Предмет_______биология______________________________класс_______6_________________

Тема урока

Рост и развитие растений

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Формы, приемы, методы:

Формы работы учащихся: фронтальная,  индивидуальная, групповая.

Методы и приемы  обучения: словесные (беседа, диалог); наглядные( работа с рисунками, схемами, ЦОР); практические ( составление схем, поиск информации); дедуктивные( анализ, применение знаний, обобщение).

Педагогические технологии

ИКТ технологии,  Проблемное обучение.

Цель урока

Создать условия для формирования знаний об особенностях роста и развития растения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметный

Метапредметный

Личностный

Научиться

- объяснять особенности роста и развития растений;

-называть условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян;

 -наблюдать за ростом и развитием растений.

формировать умение понимать смысл биологических терминов: рост, развитие, индивидуальное развитие, , семя, проросток, этапы прорастания семян,

Регулятивные—н а у ч и т с я: отвечать на поставленные вопросы;  п о л у ч и т  в о з м о ж н о с т ь  н а у ч и т ь с я:  ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные—н а у ч и т с я: искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать  информацию; узнавать изучаемые объекты на таблицах; делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения; п о л у ч и т  в о з м о ж н о с т ь  н а у ч и т ь с я:  ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы  с информацией. 

Коммуникативные—н а у ч и т с я: принимать участие в работе группах, использовать в общении правила вежливости;

п о л у ч и т  в о з м о ж н о с т ь  н а у ч и т ь с я:  принимать другое мнение и позицию, адекватно использовать средства общения для решения коммуникативных задач; п о л у ч и т  в о з м о ж н о с т ь  п р и м е н и т ь: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии.

Б у д у т  с ф о р м и р о в а н ы: любознательность и интерес к изучению  природы методами естественных наук; навыки нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания;  интеллектуальные и творческие способности.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оценивание/формы контроля

I. Организационный момент – время (1 мин.)

Приветствует учеников;

отмечает отсутствующих.

проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность;

Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку;

настраиваются на предстоящую работу в классе;

 

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, беречь здоровье.

 Самооценка.

Форма контроля: педагогическое оценивание

II . Проверка выполнения домашнего задания. Актуализация знаний  – время (7 мин.)

Предлагает поменяться тетрадями, осуществить взаимопроверку.

Выборочно проверяет качество выполнения домашнего задания  слабыми  учащимися.

Предлагает выполнить тестовое задание в программе «MyTest» (1 и 2 вариант). Подводит итоги работы. Позывает поэлементное  выполнение  на интерактивной доске.

Демонстрируют  друг другу выполненное домашнее задание.

Выполняют тестовое задание.

Анализируют качество выполненной работы.  Отмечают вопросы, на которые затруднились ответить.

Коммуникативные: умение слушать; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Наблюдение, проверка, тестирование взаимо/самоконтроль,

взаимо/самооценка.

III Определение темы  и цели урока  – время (4 мин.)

Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о чуде. О чем пойдет речь, нам подскажет эта таинственная шкатулка 

Учитель демонстрирует шкатулку, в которой находятся семена фасоли.

Для того чтобы угадать, что находится в шкатулке, нужно послушать сказку. «Жил-был зародыш. Жил он в тесном помещении, в котором было сухо и очень темно. Впрочем, зародыш об этом не знал, ведь он все время спал. Запаса питательных веществ ему вполне хватало. Его дом был защищен надежными стенами. Ребята, ответьте на вопрос: в чем находился зародыш?

Так что же находится в шкатулке? 

Учитель демонстрирует семена.

Верно, в шкатулке хорошо известные вам семена фасоли. Мы их уже проращивали и видели, как из семян развиваются зародыши. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Уточняет и записывает тему урока на доске:  «Рост и развитие растений».

Предлагает  определить цель урока.

Какую тайну мы должны открыть сегодня на уроке?

Уточняет и выводит на интерактивную доску.

Слушают и  отвечают на вопросы.

Ответ: в семени

 

Высказывают свои предположения относительно названия темы урока.

Ответ: росту и развитию зародыша.

Ученики записывают тему урока.

Ученики предлагают цели:

  1.  Узнать что такое  рост.

2)Узнать, какие условия необходимы для прорастания семян.

3) Как развивается растение из семени?

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: планирование своих действий; различение способа и результата действий; внесение необходимых корректив в действие.

Коммуникативные: умение слушать; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, формулирование собственного мнения,

Личностные: 

формирование границ «знания» и «незнания».

Самооценка.

Наблюдение на уроке за умением обучающихся определить тему урока и ставить цели  учебных действий.

IV. Первичное усвоение новых знаний – время (13 мин.)

Зародыш так бы и спал долго, если бы однажды дети не посадили семя в почву. Как вы думаете, что случится с зародышем?

- Что такое рост?

- Что значит «растение выросло»?

– Попробуйте сформулировать определения понятиям: «рост» и «развитие»

Возвращает детей к цели урока.

Предлагает выявить  условия прорастания  семян.

Организовывает работу в группах  с текстом  учебника и рисунками.

Зародыш почувствовал происходящие в себе изменения. У него появились силы. Ему стало тесно в семени, он стал расти.

Демонстрирует материал ЦОР по теме «Прорастание семени».

Ребята, какая часть зародыша прорастает первой?

Почему?

И вот наступил удивительный момент: зародышевый побег появился на свет.

Уточняет и исправляет терминологические ошибки учащихся.

Впрочем, это уже был не зародыш, а проросток.

Вот и вся история. А в чем же заключается чудо? Вся эта история началась с одной клетки – зиготы. Одна единственная клетка, а в ней заложена вся информация о том, каким должен стать живой организм!

Предлагает записать в тетрадях типы развития цветкового растения.

Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельно формулируют определения понятиям.

Находят в  биологическом словаре термин, озвучивают.

Записывают определения в тетрадь.

Работают  с текстом и рисунками учебника. Выделяют  главное.  

Группы озвучивают свои аргументы по темам:

1гр.- «Необходимость температуры, значение»

2гр.- «Необходимость кислорода. Значение»

3гр.- «Необходимость воды. Значение»

Смотрят материал ЦОР.

Обсуждают вопросы по теме «Прорастание семени»

Ответ: корешок.

Ответ: он закрепляет семя в почве. Зат развивается зародышевый побег. 

Делают записи в тетрадях:

Зигота—зародыш—проросток—врослое растение

Познавательные:

Формирование  умений выявлять причины и следствия простых явлений (работа с текстом  учебника и рисунками), анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления;

Регулятивные:

 Формирование умений работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные:

Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе:

 умение договариваться, приходить к общему решению; построение понятных для партнёра высказываний.

 Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; ориентировка на позицию партнёра.

Наблюдение на уроке за осуществлением данной операции при работе учащихся с разными видами текстов, поиска различных источников информации.

Взаимо/самоконтроль,

взаимо/самооценка.

V. Осмысление и первичное закрепление знаний --время (8 мин.)

Организует деятельность по применению новых знаний в нестандартной ситуации.

Предлагает  в группах оформить в виде комиксов или рисунков с подписями биографию  «Жизнь горошины» или «Судьба трех горошин» (с разными судьбами в зависимости от условий среды).

Подводит итог самостоятельной работы.

Устанавливает правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявляет пробелы, неверные представления с целью коррекции.

Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи.

Придумывают и рисуют комиксы.

Представляют свои работы.

Оценивают работы других групп. Устраивают выставку комиксов.

Регулятивные:

 -умеет самостоятельно оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям: определяет степень успешности выполнения заданий Коммуникативные:

-дать оценку группы и ее участников, выступать от имени группы; взаимодействует со всеми членами группы;

- умеет договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

 

Контроль усвоения, коррекция;

Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

Проверка решения по образцу.

VI. Рефлексия (подведение итогов занятия) – время (4 мин.)

Организует работу по рефлексии и самооценке деятельности учащихся на уроке;

Проверяет эмоциональное состояние учащихся на конец урока;

Устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока

Обсуждают меру своего участия в учебном процессе.

Оценивают работу друг друга на уроке.

Устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока

Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Регулятивные: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка

Личностные: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки.

Рефлексия деятельности (оценка успешности);

Оценка работы группы;

Оценка эмоционального состояния;

Оценка учителя, с комментированием выставленных оценок

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – время (3 мин.)

Задаёт и комментирует дифференцированное домашнее задание;

Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания;

Объявляет критерии оценки домашнего задания;

Обсуждает возможные трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся;

Воспринимают информацию, выбирают уровень сложности д/з;

Выбирают домашнее задание на основе оценки своих способностей, интересов;

Просматривают задания, задают вопросы, если что-то непонятно по домашнему заданию.

Регулятивные:

Умение самостоятельно вносить необходимые коррективы в план способ выполнения учебных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе по теме "Рост и развитие растений".

Урок проводится в 6 классе по теме "Рост и развитие растений" ( Раздел: Жизнедеятельность организмов). Учебник: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс "Дрофа" 2008. Тип урока : комбинированный....

Урок по теме "Рост и развитие цветковых растений"

Урок + презентация по теме "Рост и развитие цветковых растений" ,в 6 классе по учебнику Н.И. Сонина...

Открытый урок на тему "Рост и развитие растений" 6 класс

Открытый урок на тему "Рост и развитие растений" предназначен для учащихся 6 классов по курсу ботаника (учебник под редакцией И.Н. Пономарёвой)...

Технологическая карта урока по теме "Мхи - высшие споровые растения"

Материал содержит технологическую карту урока, рабочие листы для групп и презентацию....

Технологическая карта урока по теме : «Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов»

Технологическая карта урока биологии в  9 классе: «Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов»...

Технологическая карта урока по теме : Ботаника- наука о растениях.

Технологическая карта урока по биологии. Материал можно использовать учителю при проведение урока в 5 классе. УМК И.Н. Пономарёва., " Просвещение " 2021. А также материал соответствует новым...

Технологическая карта урока биологии в 6 классе "Дыхание растений" с использованием оборудования центра "Точка роста"

Тема урока: «Дыхание растений»Класс: 6 «Б» классЦель урока: изучить процесс дыхания у растений, установить, как происходит газообмен в растениях; продолжить формирование знаний...