Программа спецкурса «Биологический практикум»
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс)

Шаронова Ира Константиновна

Программа спецкурса «Биологический практикум» составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования.

Программа «Биологический практикум» предназначена для обучающихся 10-11 классов, с целью формирования индивидуальной образовательной траектории, дальнейшей профориентации.

Актуальность данного курса подкрепляется практической значимостью изучаемых тем. В ходе изучения каждой темы предусмотрено решение практических задач. Это дает возможность обучающимся лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражающие строение и функционирование биологических систем на всех уровнях организации жизни.

Особенности программы курса: тесная взаимосвязь его содержания с уроками общей биологии. Подбор материалов для занятий осуществляется на основе компетентностно-ориентированных заданий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_biologicheskiy_praktikum.docx59.78 КБ

Предварительный просмотр:

Герб штамп3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 34"

муниципального образования города Братска

МБОУ «СОШ № 34»

665709, РФ,  Иркутская обл., город Братск, ул. Приморская, д.47,

тел./факс: (3953) 37-81-32;  37-87-24

e-mail: brschool34@mail.ru, Web-сайт: brschool34.ru

Рекомендовано

протокол заседания НМС

от_________ №________

__________ Чебакина Т.Э.

Рабочая программа спецкурса

«Биологический практикум»

Разработала:

учитель химии и биологии

Шаронова И.К.

2019

Пояснительная записка.

Программа спецкурса «Биологический практикум» составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования.

Программа «Биологический практикум» предназначена для обучающихся 10-11 классов, с целью формирования индивидуальной образовательной траектории, дальнейшей профориентации.

Актуальность данного курса подкрепляется практической значимостью изучаемых тем. В ходе изучения каждой темы предусмотрено решение практических задач. Это дает возможность обучающимся лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражающие строение и функционирование биологических систем на всех уровнях организации жизни.

Особенности программы курса: тесная взаимосвязь его содержания с уроками общей биологии. Подбор материалов для занятий осуществляется на основе компетентностно-ориентированных заданий.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

В результате освоения спецкурса обучающиеся научатся

  • Работать с методиками изучения анатомических и физиологических особенностей организма человека
  • Формировать опыт постановки физиологического эксперимента и решения задач по физиологии и анатомии человека
  •  Дополнять знания по изучению наследственности и изменчивости живых организмов
  • Осваивать методику решения генетических задач
  • Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания.
  • Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.
  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • Получат знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды, систематического положения человека в ряду живых существ, его генетической связи с животными предками, что позволит обучающимся понять взаимосвязь строения и функций органов и систем.
  • Решать генетические задачи разного уровня сложности.

Обучающиеся будут уметь (получат возможность научиться) ориентироваться и знать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя); гипотез (чистоты гамет,); строение  биологических  объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских  к  мужских  гамет,   клеток  прокариот  и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов);
  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой  и неживой  природы, родство живых организмов, используя биологические   теории,-   законы   и   правила;   отрицательное влияние   алкоголя,   никотина,   наркотических   веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций.

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

  • умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможностей его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  • осознавать потребность и готовность к самообразованию.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • определять трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;
  • при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные УУД:

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи.
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; адекватно реагировать на критику в свой адрес.

Коммуникативные УУД:

  • осуществлять коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми;
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.).
  • координировать и выполнять работу в условиях реального и комбинированного взаимодействия;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Программа спецкурса рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Содержание курса

Содержание программы расширяет кругозор и эрудицию обучающихся, формирует навыки постановки и проведения физиологического эксперимента, лабораторных работ, решения биологических и генетических задач.

Организм человека и его строение. Система органов в организме. Уровни организации организма. Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.

Опорно-двигательный аппарат. Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

Кровь и кровообращение. Кровь как внутренняя среда организма. Функции крови и лимфы. Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Дыхание. Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания.

Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении.

Обмен веществ. Две стороны обмена веществ и энергии. Регуляция обмена веществ.

Нервная система. Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг.

Анализаторы. Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции.

Высшая нервная деятельность. Типы высшей нервной деятельности человека. Физиологические основы ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления.

Тематическое планирование

Название раздела/темы

Количество

часов

Виды деятельности

обучающихся

Организм человека и его строение

3

Изучение животной клетки под микроскопом

Решение биологических задач

Опорно-двигательный аппарат

4

Определение мышечной силы, быстроты реакций человека, координации движений.

Решение биологических задач

Кровь и кровообращение

4

Решение биологических задач

Дыхание

2

Определение физической работоспособности по дыханию.

Пищеварение

3

Определение качества продуктов питания.

Решение биологических задач

Обмен веществ

2

Составление пищевого рациона

Нервная система

6

Исследование рефлекторных реакций человека и состояния вегетативной нервной системы

Решение биологических задач

Анализаторы

5

Решение биологических задач

Высшая нервная деятельность

3

Определение типов памяти

Выявление объема кратковременной памяти

Решение биологических задач

2

Решение биологических задач повышенной сложности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа. «Биологический практикум»

материал содержит планирование кружковой работы по Цитологии для 6-11 классов....

Программа спецкурса хозрасчетных занятий по английскому языку в 9 классе. Лексический практикум.

Программа рассчитана на 25 часов ( 1 час в неделю). занятия проводятся по учебному пособию изд-ва Longman  "Intermediate Vocabulary", автор B.J.Thomas....

Рабочая учебная программа спецкурса по ФИЗИКЕ «Практикум решения физических задач по механике» 10 класс

Курс призван помочь учащимся в овладении новыми методами анализа и решения задач базового, повышенного и высокого уровня по механике. В 10 классе на изучение данного раздела физики отводится 3 часа в ...

Спецкурс "Математика. Практикум" 9 класс

Спецкурс "Математика. Практикум" 9 класс...

Кружок "Биологический практикум"

Вводная часть о биологическом кружке для 5-6 классов. Цели и задачи кружка, особенности преподавания....

Программа спецкурса для 9 класса «Практикум решения задач»

Программа предполагает изучение вопросов, которые входят в школьный курс математики: проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций и др....

рабочая программа спецкурса "Практикум подготовки к ЕГЭ по обществознанию"

Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа. Программа составлена с учетом личного опыта...