Семя, его строение и значение 6 класс Биология
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Проектирование современного урока в рамках обновленных ФГОС (функциональная грамотность) на основе детских результатов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_ego_stroenie_i_znachenie.docx42 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 3

Формат описания урока

  1. Фамилия, имя, отчество автора:   Гогорева Любовь Ефимовна
  2. Место работы: филиал «Разъезженская СШ» «Большереченская СШ»
  3. Должность: учитель химии и биологии
  4. Класс:  6
  5. Предмет:  биология
  6. Тема урока:   «Семя, его строение и значение»
  7. Место урока в теме и в программе по предмету: Данный урок 2 в разделе «Особенности строения цветковых растений» (всего на раздел определено 13 уроков). Предыдущая тема «Общее знакомство с покрытосеменными (цветковыми) растениями», последующая «Корень. Корневые системы». На данном уроке будет продолжена тема о постепенном расселении на нашей планете цветковых растений, которые заняли господствующее положение, создав облик нашей планеты. Почему это произошло? Рост и развитие растений могут начинаться со споры или семени. Для растения семя – орган размножения и расселения, с его помощью продолжается жизнь растений на Земле. В сухих семенах жизнь сохраняется годами, а в замороженном виде – в течение сотен лет и даже больше.
  8. Ключевая идея урока в формате проблемного вопроса: Что же у всех растений общего? Если новое растение развивается из семени, то откуда у него могут появиться корень, стебель, почки? Возможно ли, что в маленьком семени уже заложены все эти органы? Есть ли маленькое растение в семени?
  9. Цель (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:

знать:

  • строение семян однодольных и двудольных растений;
  • общие и отличительные признаки в строении семян однодольных и двудольных растений.

уметь (сможет продемонстрировать):

  • описывать внешнее строение семени;
  • определять и называть части семени;
  • выделять существенные признаки однодольных и двудольных растений;
  • распознавать и определять семена;
  • работать с натуральными объектами, сравнивать их.
  1. Инструменты и критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запланированных результатов: лист самооценки, лабораторная работа, фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа в парах, беседа, работа с презентацией, тестирование, рефлексия.
  2. Организационно-педагогические условия проведения урока

Актуализация знаний

Эпиграф урока записан на доске:

Растения дают нам жизнь
Об этом знают даже дети,
Но как же появляются …
Растения на свете?

Мы продолжаем с вами знакомство со строением органов  цветковых растений.  Орган – это часть организма, выполняющая в нем определенную функцию и имеющая особое строение. (В закрытой коробочке семя мака и семя подсолнуха. Перед учащимся карточка со стихотворением.)

У меня в руке будущая жизнь

Будущий побег и могучий корень.

Дружно прорастут в глубину и ввысь,

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока гостит осень на дворе,

А потом зима вьюгою завоет

Спит и дышит жизнь у меня в руке.

Будущий побег и могучий корень.

Давайте ребята выберем словосочетания, помогающие нам решить проблему, что у нас в закрытой коробочке. (Будущий побег и могучий корень; будущая жизнь; новое растение «появление растения на свет»). Ребята, как  вы думаете, о чем пойдет речь на  уроке? (Ответ учеников).  Правильно, наш разговор пойдет о семени. Тема нашего урока: «Семя, его строение и значение». (Записано на доске и в тетради учащихся).

Заполнение листка самооценки – правильный ответ 1 балл. (Всего 4 балла)

Сегодня мы продолжим изучать царство растений, нас ждет интересное общение и плодотворная деятельность.

Фронтальный опрос:

1.Давайте вспомним, какие растения мы изучаем (цветковые)

2.Почему они получили такое название? (на этих растениях образуется цветок)

3.Что образуется на месте цветка? (плод)

4.На какие группы можно разделить плоды по строению околоплодника? (сухие и сочные)

5.На какие группы можно разделить плоды по количеству семян? (односемянные и многосемянные)

        Заполнение листка самооценки – правильный ответ 1 балл (Всего 5 баллов)

Описание учебной задачи

        Что хотели бы еще узнать, чему научиться? Давайте мы с вами сформулируем цели урока? (учитель записывает на доске)

1.Изучить строение семени;

2.Разобраться все ли семена одинаковы по строению;

3. Запомнить на какие группы делят растения по строению семян.

Заполнение листка самооценки – правильный ответ 1 балл (Всего 3 балла)

Ребята, а что вы знаете о семенах? (опережающее задание ученикам)

Ответ учеников:

1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее, чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года.

2. Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера (отдельное семя весит 0,00003 г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г.

3. Есть семена лекарственные.

а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.

б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника.

в) Семя укропа огородного применяется при болезнях печени, для возбуждения аппетита, при судорогах, одышке и как успокаивающее средство.

д) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма.

4. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат равен 0,2 г

Молодцы! Интересная информация.

Заполнение листка самооценки – за один  ответ 2 балла. (Всего 8 баллов) 

Откройте тетради и запишите определение понятия семя. (Семя – это орган, предназначенный для размножения и распространения семян!)

Сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем- то отличаются? Внимание на экран! (презентация 1-5 слайд). Что вы запомнили? из чего состоит семя?

Пользуясь учебником с. 9, запишите определение зародыша и семядолей. Прочитайте и заполните 5 слайд.

Проверка и заполнение листка самооценки – правильный ответ 1 балл 

Индивидуальная работа:

Лабораторная работа «Изучение строения семени фасоли. Изучение строения семени пшеницы».

Цель: изучить внешнее и внутреннее строение семени однодольного и двудольного растений.

Оборудование и материалы: лупа ручная, препаровальная игла, набухшие и сухие семена фасоли и пшеницы.

Инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторной работы.

1.Работать за столом следует аккуратно.

2.Не делать резких движений.

3.Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, чтобы не уколоться.

4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

Ход работы: 

  1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли и пшеницы, отметьте их форму и окраску.
  2. Найдите рубчик и семявход.
  3. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с семян кожуру.
  4. Найдите зародыши семян. Изучите их строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корень, стебель, почку.
  5. Определите, в какой части семени фасоли и пшеницы находятся запасные питательные вещества.
  6. Зарисуйте семена и подпишите их части.
  7. Вывод.

Рисунок «Строение семени фасоли и пшеницы»

        

Вывод:______________________________________________________________________

Ответ:  Семя – это зачаток нового растения, которое состоит из зародыша, покрытого плотной семенной кожурой.

А теперь рассмотрите  данные семена. Запишите к каким растениям они принадлежит (однодольные или двудольные).

Заполнение листка самооценки –5 баллов (Всего 5 баллов)

Работа в парах: (Алгоритм сравнения на столе)

Что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).

А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).

Те растения, которые имеют в зародыше одну семядолю, называются однодольными. Например – пшеница, лук, лилия.

Те растения, которые имеют в зародыше две семядоли, называются двудольными. Например – яблоко, огурец, слива, томат.

Умозаключение: Мы выяснили, что: семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества.

Заполнение листка самооценки – правильный ответ 2 балла (Всего 2 балла)

Тестирование: «+или - »

Прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте «+» если оно не верное, поставьте «-».

Фамилия, имя

+/-

  1. У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли.
  2. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм.
  3. Строение семян всех двудольных растений одинаково.
  4. Первым у проростка появляется корешок.
  5. Молодое растение называют заростком.
  6. Снаружи семена покрыты корой.
  7. Через семявход в семя проникает вода.
  8. Семена растений, имеющие одну семядолю, называют двудольными.

+

-

+

+

-

-

+

-

Взаимопроверка  – каждый «+» оценивается в 1 балл (Всего 4 балла)

Итоги урока

В землю ляжет, чтобы встать и до солнышка достать. (Семя)

Теперь вернемся к цели, которую ставили в начале урока. Посмотрите, достигли вы тех целей, что ставили в начале урока?

1.Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша, и содержит запас питательного вещества.

2.Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.

3. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др

4.Растения, имеющие в зародыше семени две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох и др.

Познавательная и практическая задача:

“Из одного зерна озимой мягкой пшеницы может вырасти пять колосьев. Допустим, в колосе 50 зерен. Предположим также, что все зерна всхожие. Высчитайте, сколько зерен получилось бы от одного зерна от посева в первом году; во втором; в третьем; в четвертом”.

(Ответ: первый урожай – 250; второй – 62 500; третий – 15 625 000; четвертый – 3 906 250 000 зерен.) Семя – это орган, предназначенный для размножения и распространения семян!

Оценивание.

25-31 баллов – «5»;

20-24 балла – «4»;

14-19 балла – «3».

«5» получили –

«4» получили –

«3» получили –

Рефлексия.

Продолжите предложения:

  1. Мы узнали…
  2. Научились…

На листах самооценки изобразите смайлик, который соответствует вашей оценке урока: «Было интересно», «Было неинтересно».

Домашнее задание        

1.В каких сказках идет речь об овощах, семенах и плодах? Это будет вашим домашним заданием.

Перечень дидактических материалов.

  1. Презентация «Семя»;
  2. Набухшие и сухие семена фасоли и пшеницы;
  3. Рисунок 9 на стр 10 учебника;
  4. Карточка для устной работы в парах;
  5. Эпиграф и стихотворение «Семя»
  6. Лист самооценки.

Оснащение урока.

1.Компьютер;

2. Проектор;

3. Учебник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовое задание по биологии в 8 классе по теме"Строение и значение кожи""

Предложенное тестирование можно провести в конце изученной темы "Строение и значение кожи" в 8 классе....

Открытый урок по биологии в 6 классе, тема "Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия"

Комбинированый урок для учащихся 6 класса, проводится в системе уроков по УМК Н.И. Сонина....

Открытый урок по теме: "Семя, его строение и значение"

Открытый урок для 6 класса по теме: "Семя, его строение и значение"...

Семя, его строение и значение.

Конспект урока.Тема:  Семя, его строение и значение....

Семя, его строение и значение.

Презентация к уроку....