Модульный урок по теме: «Класс Земноводные, или Амфибии. Безногие, Хвостатые, Бесхвостые».
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Куратова Лидия Александровна

Модульный  урок  по  теме:  «Класс  Земноводные,  или  Амфибии. Безногие,  Хвостатые,  Бесхвостые». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modulnyy_urok_po_teme_zemnovodnye._7_klass.docx221.4 КБ

Предварительный просмотр:

Модульный  урок  по  теме:  «Класс  Земноводные,  или  Амфибии,                                                                                                                                                                  Отряды  Безногие,  Хвостатые,  Бесхвостые». 

Учебный

элемент

        

Учебный  материал  с  указанием  заданий

Руководство

по  усвоению

учебного

материала

УЭ – 0                  

Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны узнать: общую характеристику класса земноводных, их многообразие, классификацию, значение в природе, о необходимости охраны земноводных; научиться: определять на таблицах и иллюстрациях представителей отрядов бесхвостых, безногих, хвостатых амфибий, называть прогрессивные черты строения по сравнению с рыбами; развивать: умения сравнивать, анализировать, находить главное, делать выводы, самостоятельно работать с учебником, модулем; воспитывать: интерес к изучаемому предмету, самостоятельность, дисциплинированность, формировать научное мировоззрение, эволюционные взгляды на развитие животного мира.

Внимательно прочитайте цель урока, обсудите ее.

УЭ -    1

Цель: определить ваш исходный уровень знаний по предыдущим темам для того, чтобы убедится, что вы готовы изучать новый материал.

Выполните тестовое задание. Выберите один ответ из четырех:

   1.Для бесчерепных животных характерно:

       а) отсутствие внутреннего скелета;

       б) замещение хорды позвоночником;

       в) наличие костного скелета головы;

       г)  наличие хорды в течение всей жизни.

   2.К классу костных рыб не относится:

       а) карп;

       б) скат;

        в) окунь;        

        г) латимерия.

    3.Костные рыбы, в отличие от хрящевых, имеют:

       а) грудные и брюшные плавники;

       б) обтекаемую форму тела;

       в) жабры, покрытые жаберными крышками;

       г) развитый хвостовой плавник.

   4.Хрящевые рыбы, в отличие от костных рыб, не имеют:

      а) брюшных плавников;

      б) плавательного пузыря;

      в) жаберных щелей;

      г) хвостового плавника.

   5. К отряду акул не относятся:

      а) тигровая акула;

      б) рыба-молот;

      в) морская кошка;

      г) тупорылая акула.

   6. Число камер в сердце рыб:

      а) две;

      б) три;

      в) одна;

      г) четыре.

7.  Жабры закрыты жаберными крышками у:

      а) акулы;

      б) ската;

      в) окуня;

      г) химеры.

   8. Легочное дыхание характерно для рыб:

      а) двоякодышащих;

      б) кистеперых;

      в) лососеобразных;

      г) акул.

  9.. Латимерия – представитель рыб:

      а) окунеобразных;

      б) кистеперых;

      в) карпообразных;

      г) сельдеобразных.

 Проверьте и оцените свою работу. Проанализируйте ошибки.

Самостояте-льная работа с тестом (работать индивидуаль-но)

Проверка работы по ключу.

УЭ – 2

Цель: дать общую характеристику земноводных, сформировать представление о земноводных – первых животных, вышедших на сушу около 350 млн. лет назад, но так и не порвавших окончательно связь с водой.

 1.Прочитайте текст «Общая характеристика» на стр.174-175. Рассмотрите  рисунки  130,131.  Составьте план ответа. Попытайтесь дать общую характеристику класса земноводных по этому плану.

  2.Проверьте уровень усвоения знаний в ходе выполнения следующей работы:

    Задание  1.

  Впишите вместо пропусков слова и словосочетания:

1.Температура тела амфибий …

2.Она зависит от  …  …

3.Тело амфибий подразделяется на отделы: …, …, …

4.Личинка земноводных называется …

5.Она развивается в …

 

  Проверьте ответы. За каждый правильный ответ 1б.

Прочитайте внимательно цель, которую вы должны достигнуть.

Работайте самостоя-тельно

Работайте самостоя-тельно, закрыв учебник

Ответы на экране

Ваша оценка

    _______

Работайте самостоя-

тельно, закрыв учебник

Ответы на экране

Ваша оценка:

УЭ – 3

Цель: изучит особенности внутреннего строения, образа жизни земноводных, относящихся к отрядам Безногие, Хвостатые, Бесхвостые, выяснить места их распространения.

Прочитайте

внимательно

цель, которую вы должны достигнуть

 1. Прочитайте текст

    1-й вариант: Отряд Безногие  (стр.117-118)

    2-й вариант: Отряд Хвостатые  (стр.118-119)

    3-й вариант: Отряд Бесхвостые  (119_121)

 

 2.Внимательно рассмотрите рисунки,  номера которых встречаются в тексте.

 3.Составьте план ответа вместе с товарищем, обсудите изучаемый материал.

  4.Если вы быстро справились с заданиями по изучению материала, то выполнить упражнения в тетради на страницы  58-59 :

     1-й вариант: №6

     2-й вариант: №7

     3-й вариант: №9

5.Перескажите изученный материал, пользуясь составленным планом.

 6.Внимательно слушайте выступления учеников, запишите себе план ответа (если это был не ваш вариант). При необходимости, после выступления вашего товарища сделайте дополнения, исправления, уточнения.

Работа по вариантам (рядам) в парах постоянного состава

 

План поможет вам при устном ответе  

Добавьте себе 2 балла за выполненное задание

Ваша оценка

  _________

Обратите внимание на экран во время выступления товарища (на экране – иллюстрации представи-телей отрядов)

ФИЗПАУЗА

УЭ – 4

Цель: познакомиться с видами земноводных нашего региона, нуждающихся в охране.

 Прослушайте выступление товарищей, обсудите услышанное.

Прочитайте цель

УЭ -5

Цель: закрепить полученные на уроке знания

    Задание  1

 Прочитайте вопросы, ответьте на них устно:

1.К каким средам обитания приспособлены земноводные?

2.Где происходит размножение амфибий и развитие их личинок?

3.Когда и от каких животных произошли земноводные?

4.На какие отделы подразделяются тело земноводных?

5.Каковы особенности дыхания земноводных?

6.Каковы особенности кровообращения амфибий?

7.На основании каких признаков червяг относят к земноводным?

8.Каковы особенности строения хвостатых амфибий?

9.Как размножаются хвостатые амфибии?

10.Как приспособлено строение амфибий к среде их обитания?

11.Какие приспособления у бесхвостых амфибий появились в вязи с большой степенью освоения суши?

12.Как размножаются бесхвостые амфибии?

13.Назовите отряд и представителей (вид), изображенных на экране.

За каждый правильный ответ добавьте себе 1 балл

    Задание  №2

 Ответьте на вопросы кроссворда:

1.Дополнительный орган дыхания взрослых амфибий.

2.Второе название класса Земноводные.

3. Отряд земноводных, имеющих длинный хвост.

4.Отряд земноводных, имеющих короткое приземистое тело, 2 пары конечностей и не имеющих хвоста.

5. Личинка земноводных.

6. Среда, в которой развиваются личинки амфибий.

7. Органы дыхания личинок земноводных.

8. Основные органы дыхания взрослых амфибий.

9. Отряд земноводных, не имеющих конечностей и хвоста, тело которых поделено на множество поперечных колец.

Отсканировано 11

За каждый правильный ответ добавьте себе 1 балл

Прочитайте цель

Фронтальная беседа по вопросам

Ваша оценка

  _______

Работайте самостоя- тельно

Проверьте ответы (взаимопроверка )

Ваша оценка

   _______

УЭ – 6

Цель: определить качество знаний по изученной теме.

 Выполните тестовое задание:

 Уровень  А:

1.Животные отряда Бесхвостые

   А) не имеют конечностей и хвоста;

   Б) имеют хвост и конечности;

   В) не имеют хвоста, но имеют конечности;

2. Амфибии имеют:

   А) 1 круг кровообращения;

   Б)  2 круга кровообращения;

   В)  3 круга кровообращения.

3. Сердце у взрослых земноводных:

   А) трехкамерное;

   Б) двухкамерное;

   В) четырехкамерное;

   Г) однокамерное.

4. Семейство червяг относится к отряду:

   А) бесхвостых;

   Б) хвостатых;

   В) безногих.

5.Взрослые животные класса земноводных дышат с помощью:

   А) жабр;

   Б) легких и кожи;

   В) жабр и кожи;

   Г) только кожи.

  Уровень  В:

1. На голове амфибий имеется одна пара глаз, защищенных …

2. Температура тела амфибий …

3. Икра, отложенная самкой земноводных, развивается в  …

4. Головастики сходны с личинками  …

5. Земноводные появились, видимо, от древних … …

   Уровень  С.

 Напишите виды амфибий (по 1-2 примера), относящиеся к  отрядам 1)бесхвостые:………………………………………….. 2)хвостатые:……………………………………………

3)безногие:……………………………………………

   Проверьте ответы.

   За каждый правильный ответ  заданий уровня А и В поставьте себе 1 балл. За каждый пример в задании С добавьте себе  по одному баллу.

    Переведите баллы за это задание в оценку: если вы набрали  14-16 баллов – ваша оценка «5»,

                11-13 баллов – ваша оценка «4»,

                8-10 баллов – «3»,

                0-7 баллов – «2».

   Подсчитайте общее количество баллов за урок, суммируя все ваши оценки.

      29-32 баллов – оценка «5».  

   25-28 баллов – оценка «4».      

16-23 балла – оценка «3».    

 0-15 баллов – оценка «2».

Прочитайте цель

Закройте учебники, тетради

Самостоя- тельно выберите правильный ответ

Закончите предложение

   

Правильные ответы на экране

Ваша оценка

  ________

Общая сумма баллов за урок  _______

УЭ – 7

Цель: подведение итогов

1.Прочитайте еще раз цели урока. Достигли ли вы заданных целей? В какой степени? Что мешало достижению целей?

2. Оцените свою работу на уроке.

3. Выберите домашнее задание:

   А) Если ваша оценка за урок «5»: подготовьте сообщение об интересных видах земноводных.

   Б) Если ваша оценка за урок «4»: просмотрите записи в тетради, повторите вопросы темы, которые вызывали у вас затруднения.

   В) Если ваша оценка «3» или «2»: повторить §24, еще раз дома проработайте модуль.

   

Фронтальная беседа