Конспект по биологии на тему: "Закон Менделя".
план-конспект урока по биологии (11 класс)

Ломакина Антонина Романовна

Конспект к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект к уроку226.31 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по биологии 10 класс:

«Закономерности наследственности. Первый и второй законы Менделя».

Цели урока:

Ход урока:

1.Организационный момент: приветствие и настрой учащихся.

Слайд 1.

Звучит музыка, на её фоне зачитывается притча.

Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель, ты обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которыми кажутся очевидными и ясными. Почему?». Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил…

 «Площадь большого круга – это познание мною, а площадь малого круга – познание вами. Как видите, знаний у меня действительно больше чем у вас. Но всё вне этих кругов – это непознанное ни мною, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений».

Так что, чем глубже изучаем мы предмет, тем больше у нас сомнений, больше возникает вопросов. На сегодняшнем уроке мы постараемся снять часть из них.

II. Изучение нового материала.

Формулировка темы и постановка целей урока, плана урока (презентация,

Слайд 2.

2). Вступительное слово учителя о рождении науки генетики. 

И так, сегодня изучаем новую тему “Генетика” и первый урок этой темы “Закономерности наследственности. I и II законы Менделя”.

Слайд 3,4.

Удивительно, но наука об одном из главных свойств живого – способности наследовать и сохранять в ряде поколений признаки – одна из самых молодых биологических наук. Предметом ее исследования является не только наследственность – способность потомства сохранять признаки родителей, но и изменчивость – отличаться от них, приобретать новые. Таким образом, генетика является наукой о законах и механизмах наследственности и изменчивости.

Ещё в глубокой древности человек стал подмечать, что потомство похоже на родителей. Уже тогда люди старались получать, например, телят от самой удойной коровы, сеять семена растений, давших самый высокий урожай. Люди понимали, что в потомстве сочетаются признаки предков. Но закономерности, по которым те или иные признаки передаются потомкам оставались “тайной за семью печатями”. Среди учёных в середине XIX в. прочно утвердилось мнение: “Закон наследственности заключается в том, что никакого закона наследственности нет”.

Слайд 6.

Постановка проблемного вопроса.

Почему Г. Мендель выбрал объект для опытов - горох?

Почему Г. Мендель, не будучи биологом, и работая в одиночку, открыл законы наследственности, хотя до него это пытались сделать многие талантливые учёные?

Самостоятельная работа учащихся  со статьёй “Как работал Мендель?”. Приложение 1)

Самостоятельно выясняют преимущества гороха огородного как объекта для опытов.

Проверка выполнения самостоятельной работы, пояснения и дополнения учителя.

Слайд 7.

Действительно, успехи, достигнутые Менделем, частично обусловлены удачным выбором объекта для экспериментов – гороха огородного. Он потратил несколько лет, чтобы выбрать организм, с которым ему предстояло работать, и решить какие признаки этого организма следует изучать.

- Легко выращивать, имеет короткий период развития – в условиях Чехии можно получить несколько поколений за один год.

- Имеет многочисленное потомство.

- Много сортов, чётко различающихся по ряду признаков. Сорта гороха отличаются друг от друга хорошо выраженными наследственными признаками.

- Самоопыляющееся растение – растение происходит внутри одного цветка. Его репродуктивные органы защищены от проникновения пыльцы с цветков другого растения.

- Возможно искусственное скрещивание сортов. Горох – строгий самоопылитель, но возможно удаление тычинок и перенос пыльцы от растений другого сорта с целью получения гибридных семян. Гибриды плодовиты, что позволяет следить за ходом наследования признаков в поколениях. 

-имеет большое количество хорошо заметных альтернативных признаков:

Слайд 8.

  • окраска венчика — белая или красная;
  •  окраска семядолей — зеленая или желтая;
  •  форма семени — морщинистая или гладкая;
  •  окраска боба — желтая или зеленая;
  •  форма боба — округлая или с перетяжками;
  •  высота стебля — длинный или короткий;

Избрав в качестве экспериментального объекта горох, Мендель ещё потратил два года на предварительные опыты, чтобы найти чистые сорта с различными наследственными признаками. Чистые линии – это когда у одного растения семена только желтые, а у другого зеленые.

, обласкан приветствием этим.

Слайд 10.

ЗАДАЧИ ГЕНЕТИКИ.

Как биологическая наука генетика очень важна для всех специалистов, имеющих дело с живыми организмами – агрономов, ветеринаров, медиков и т.д.

 Задачи  которые стоят перед генетикой:

1.Изучение механизма действия генов.

2.Создание новых сортов растений и пород животных.

3.Решение многих медицинских вопросов.

4.Актуально изучение генетических последствий загрязнения окружающей среды.

Слайд 11. 12. 13. Любая наука имеет свои методы исследования (схема на слайде с классификацией методов).

МЕТОДЫ ГЕНЕТИКИ.

1.Гибридологический- система скрещиваний, позволяющая проследить в ряду поколений наследование признака и выявить новообразования. Это основной метод генетики.

2. Цитогенетический  - изучение материальных структур наследственности – микроскопическое изучение структуры и числа хромосом.

3. Биохимический – обнаружение изменений в биохимических параметрах организма,  связанных с изменением генотипа.

4. Онтогенетический – изучение проявления гена в процессе онтогенеза.

5. Популяционный – изучение генетического состава популяций, выяснение распространения отдельных генов в популяциях, вычисление частоты аллелей и генотипов.

6. Генеалогический -  составление и изучение родословных, изучение характера и типа наследования признаков.

7.Близнецовый  - изучение природы различных признаков ( морфологических, физиологических, поведенческих), выявление роли среды и наследственности в формировании признаков.

8. Генная инженерия – использование природных или искусственно созданных генов.

9. Математический анализ – статистическая обработка полученных данных.

Слайд 14.

Г. Мендель поставил перед собой цель выяснить правила наследования отдельных признаков гороха. Эту работу он проводил в течение 8 лет, изучив за это время более 10000 растений гороха. В своих работах он использовал гибридологический метод исследования. Метод предполагает изучение признаков родительских форм, проявляющихся в ряду поколений у потомства, полученного путем скрещивания (гибридизации). Поскольку потомков от таких скрещиваний называют гибридами, то и метод получил название гибридологического.

Суть метода заключается в:

- скрещивании (гибридизации) организмов отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам;

- анализе характера проявления этих признаков у потомков (гибридов).

Слайд 15.

Как мог Мендель, работая в одиночку, увидеть то, чего не могли разглядеть его современники, тесно связанные с научным миром? Удачу Менделя определило стечение ряда обстоятельств. Ставя опыты, Мендель придерживался ряда правил:

- Использовал для экспериментов чистые линии, т.е. растения, в потомстве которых при самоопылении, не наблюдалось расщепления по изучаемому признаку.

- Ставил одновременно опыты с несколькими родительскими парами, чтобы больше получить экспериментального материала.

- Наблюдал за наследованием малого количества признаков. Наблюдал наследование многообразных признаков не сразу в совокупности, а лишь одной пары (или небольшого их числа пар) альтернативных признаков.

- Вёл строгий количественный учёт потомков. В своё время Мендель изучал математику и теорию вероятности. Поэтому он понимал, что при оценке результатов скрещиваний нужно оперировать большими числами. Математически обработанные данные позволили установить количественные закономерности в передаче изучаемых признаков. 

До появления работ Г. Менделя существовала точка зрения, что наследственность и изменчивость носят непрерывный (слитный) характер, а половые гибриды образуют гибридные же половые клетки, поэтому, однажды появившаяся смесь признаков полностью передается из поколения в поколение.

Слайд 16.– В чём же заключается вклад Менделя?

- Показал, что наследуются не признаки, а факторы (задатки).

- Показал, что наследственность не слитная, а дискретная.

- Вывел первые законы.

- Ввёл новые понятия (доминантность, рецессивность).

- Ввёл буквенные обозначения и запись схемы скрещивания. 

Слайд 17.

Дискретная наследственность. Работа с учебником.

Г. Мендель установил важнейшие закономерности наследственности организмов и вскрыл дискретную (прерывную) природу ее. Доказав возможность наследования одного признака независимо от других, он тем самым показал, что наследственность дискретна, делима, и генотип состоит из отдельных единиц, определяющих отдельные признаки и относительно независимых друг от друга. Принцип дискретности наследственности лежит в основе всех современных методов селекции.

Слайд 18.

Язык генетики

Из разговора двух генетиков:

«Необходимо учитывать, что у гибридного гетерозиготного организма гаметы содержат только один аллельный ген»

  • О чем идет разговор?

Без знания языка генетики понять о чем идет речь,- невозможно.

Для того чтобы окунуться в мир генетики, мы сначала должны ознакомится с терминами и символами этой науки.

Слайд 19,20.

Генетическая терминология.

Доминантный признак – это признаккоторый проявляется в поколение.

Рецессивный признак - это признак, который подавляется.

Доминантный признак обозначается – А. 

Рецессивный признак обозначается – а.

Ген – участок молекулы ДНК, отвечающий за развитие определенного признака.

Каждый организм обладает своим набором генов, то есть генотипом.

Но не все признаки, полученные организмом от родителей, проявляются у потомков. Каждый организм обладает своим фенотипом- внешнее проявление признаков

Все гены организма находятся в хромосомах – самоудваивающихся структурных элементах ядра, содержащих ДНК.

Каждый ген имеет свое местонахождение – локус.

 Каждая соматическая клетка содержит несколько пар одинаковых – гомологичных хромосом.

У диплоидных организмов за каждый признак отвечают два гена (один от отца, другой от матери). Такие гены называются аллельными, они находятся в гомологичных (одинаковых) хромосомах.

Поэтому любой признак организма мы обозначаем двумя буквами (АА или Аа или аа). 

В зависимости от того, какие гены содержит организм, он может быть

гомозиготным - Организм, у которого аллельные гены одинаковы

и гетерозиготным. Если аллельные гены разные

В гетерозиготе доминантный признак проявляется в фенотипе, а рецессивный – скрывается.

Слайд 21.

Таблица 1. Генетическая символика

женский организм

мужской организм

×

знак скрещивания

P

родительские организмы

F1, F2

Потомки, гибриды первого и второго поколения

A, B, C, D

гены, которые кодируют доминантные признаки

a, b, c, d

Гены ( парные, аллельные) которые кодируют рецессивные признаки

АА, ВВ,СС, DD

Генотипы гомозиготных особей по доминантному признаку

aa, bb, cc, dd

Генотипы гомозиготных особей по рецессивному признаку

Аа, Bb, Cc, Dd

 Генотипы гетерозиготных особей.

G

гаметы

Слайд 22-25.

МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ.

В основу современной науки- генетики легли законы наследования признаков, установленные Г.Менделем.

Для опытов Мендель брал обычный посевной горох, характеризующийся

большим разнообразием форм и способностью к самоопылению. Прежде чем

проводить скрещивание, он проверил чистоту 34 сортов и выбрал растения,

предки которых в ряду поколения стойко передавали свои признаки.

Скрещивание двух организмов называется гибридизацией, потомство от скрещивания двух особей с разной наследственностью называют гибридным, а отдельную особь гибридом

Скрещивание двух организмов, отличающихся по одной паре

альтернативных(взаимоисключающих ) признаков, он назвал

моногибридным.

В своих опытах Мендель скрестил растения, выросшие из желтых семян, с

растениями, выросшими из зеленых семян. В потомстве от этого скрещивания все семена( семена первого поколения) оказались одинаковыми и имели желтую окраску.

Аналогичная картина наблюдалась и при скрещиваниях, в которых изучалось наследование других признаков: при скрещивании растений, имеющих гладкую и морщинистую форму семян, все семена полученных гибридов были гладкими, от скрещивания красноцветковых растений с белоцветковыми — все красноцветковые.

Проявляющийся у гибридов первого поколения признак Мендель назвал доминантным, а подавляемый рецессивным. Само же явление преобладания у гибридов признака одного из родителей Г. Мендель назвал доминированием. 

Позже выявленная закономерность была названа законом единообразия гибридов первого поколения, или законом доминирования.

Это первый закон Менделя: при скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям (двух гомозиготных организмов), отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все первое поколение гибридов (F1) окажется единообразным и будет нести признак одного из родителей.

Слайд 26-31.

Закон расщепления. По мнению Менделя, у потомства присутствуют оба

наследственных задатка, но рецессивный находится в скрытом состоянии. Чтобы проверить это предположение, Мендель высеял гибридные семена от каждого растения отдельно. В результате самоопыления этих растений завязались как желтые, так и зеленые семена в отношении 3:1.

Явление, при котором скрещивание гетерозиготных особей приводит к образованию потомства, часть которого несёт доминантный признак, а часть — рецессивный, называется расщеплением. Следовательно, расщепление — это распределение доминантных и рецессивных признаков среди потомства в определённом числовом соотношении. Рецессивный признак у гибридов первого поколения не исчезает, а только подавляется и проявляется во втором гибридном поколении.

Таким образом, на основе скрещивания гибридов первого поколения и анализа второго был сформулирован второй закон Менделя: при скрещивании гибридов первого поколения в потомстве происходит расщепление признаков в определенном числовом соотношении: 3/4 имеют доминантный признак, 1/4 - рецессивный. 

В последующих поколениях при самоопылении у растений,

выросших из зеленых семян, 1/3 давала только желтые семена, а у 2/3 вновь

обнаружилось расщепление по окраске в соотношении 3:1. Мендель провел

скрещивание растений, различающихся по 7 парам признаков, и везде получил одни и те же результаты: единообразие гибридов 1-го поколения при

расщеплении в F2 в отношении 3:1.

На основании этих данных Мендель сделал вывод о том, что наследуются

не сами признаки, а наследственные задатки (факторы), их определяющие.

Они передаются из поколения в поколение и в настоящее время называются

генами. Он предложил эти задатки обозначать буквами латинского алфавита:

доминантный фактор – заглавными (А),

рецессивный  - строчными (а). У каждого организма эти факторы парные, т. к. один происходит от материнского организма, другой – от отцовского. Каждый ген может находится в одном их состояний А или а. Эти состояния гена называют аллелями. В данном случае желтая окраска семян определяется доминантным аллелем А, зеленая же – рецессивным аллелем а. Эти аллели расположены в идентичных участках гомологичных хромосом.

Английский генетик Р.Пеннет предложил проводить запись в виде решетки, которую так и назвали решетка Пеннета. По вертикали указываются женские гаметы, по горизонтали — мужские.

Исходное растение АА отличается от гибрида Аа по наследственным задаткам, в то время как по внешним признакам они одинаковы. Внешнее проявление признака называется фенотипом, а совокупность генов - генотипом.

У особей АА и Аа фенотип одинаковый – семена имеют желтую окраску, - а генотип разный.

Организм, имеющий одинаковые аллели одного гена называют гомозиготным (в нашем случае АА и аа).

Организмы, имеющие разные аллели одного гена, называют гетерозиготными (Аа).

 Гомозиготы производят гаметы одного типа

(АА образует гаметы А,  аа же дает гаметы а).

Гетерозиготы производят разные типы гамет. Так, гетерозигота по одному гену Аа образует гаметы А и а.

Слайд 32.

3. Закрепление материала:

Задача: 
Ген черной масти у крупнорогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство F1 получится от скрещивания чистопородного черного быка с красными коровами?

Задача: 
У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили чистопородную коричневую самку с самцом голубой окраски. Какое потомство получится от скрещивания особей первого поколения? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточка - задание по теме "Законы Менделя"

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"3784927","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"503","width":"678"}}]]...

тест по теме "Законы Менделя"

Предлагаемая работа может быть использована в завершении темы "Основные понятия генетики. Законы Менделя". Проверочная работа представляет собой тестовые задания (4 варианта), в которых необ...

Конспект внеклассного мероприятия на тему: «Законы распространения наркомании» для учащихся 7-9 классов

Во время этого мероприятия учащиеся познакомятся с факторами риска и механизмами распространения наркомании, обсудят причины потребления наркотиков подростками и негативные последствия их уп...

Открытый урок в 9 классе по теме «Законы Г. Менделя».

В статье представлен материал: технологическая карта урока с использованием современных информационных технологий. Показаны примеры работы с  интерактивной доской в 9 классах при изучении темы &q...

Методическая разработка урока по Общей биологии на тему: Законы Менделя

Данная тема включает в себя большой объём материала, который необходимо изучить,   систематизировать и обобщить за одно занятие. В связи с этим на разработанном мною занятии целесообразно ...

Презентация к методической разработке урока по общей биологии на тему: Законы Менделя

Дополнение к уроку по теме: Законы Менделя. Очень обширный материал с примерами решения генетических задач....