ИП ПО ЕНГ
проект по биологии (9 класс)

Храмова Светлана Юрьевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ip_po_fg_2023.docx629.74 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ, РАЗВИТИЮ И/ИЛИ ОЦЕНКЕ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ / ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ– 2023

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

по формированию, развитию и/или оценке функциональной грамотности
обучающихся начальной / основной школы

Номинация: «Индивидуальный проект»

Образовательная организация (полное наименование): Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа "Образовательный центр" имени Героя Советского Союза С.С.Заруднева с. Августовка

Разработчики проекта: Храмова Светлана Юрьевна (учитель физики, математики, биологии)

Большая Глушица – 2023


Содержание

1. Основная идея проекта……………..………………………………….......3

2. Актуальность…………………………..……………………………….......3

3. Цель и задачи проекта………………………………………………..…….4

4. Основное содержание проекта………………………………………..…..5

5. Ожидаемые результаты и педагогические эффекты…………………….7

6.  Литература…………………………………………………………………8

Приложение 1.Нормативно-правовая база.…………………… …………..9

Приложение 2. Результаты  окружного по ЕНГ…………………………...10

Приложение 3. Учебный материал    (контекстная задача.)………………12

Основная идея проекта

Задача современной школы – воспитание и обучение функционально грамотного гражданина. Поэтому высокий уровень сформированности функциональной грамотности у обучающихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению и  самореализации. Требования общества к образовательным результатам меняется, поэтому  необходимо шагать в ногу со временем, вносить изменения и подходы к обучению в современных школах.  

Функциональная грамотность формируется посредством школьных предметов. Инструментарием развития функциональной грамотности учащихся, а также проверки их сформированности являются исследовательские задания, НПК,  практикоориентированные задания и т.д.. Через чтение, исследования ученик приобретает способность заниматься своим обучением самостоятельно, строить конструктивные взаимоотношения с людьми, вырабатываются коммуникативные качества. Поэтому на учителей возложена большая ответственность за воспитание, обучение, развитие учеников, способных вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Учащиеся, хорошо владея предметным материалом, к сожалению, не всегда могут применять их в реальных жизненных ситуациях. Таким образом, учащиеся не обладают достаточной способностью  понимания и осмысления проблем реального мира. В связи с этим остро встает проблема внедрения функциональной грамотности учащихся.

Актуальность Развитие функциональной грамотности вошло в ранг национальных целей и стратегических задач нашей страны. В указе президента РФ от 7 мая 2018 года сказано, что наша страна должна стать одной из 10 ведущих стран мира по качеству образования, а в процесс обучения нужно внедрять «образовательные технологии, обеспечивающие освоение обучающимися базовых навыков и умений». Несмотря на официальный уровень признания, есть ряд системных проблем, связанных с формированием функциональной грамотности. На результаты окружного мониторинга  по ЕНГ в 2022 и 2023 году среди учащихся Августовской школы повлияло неумение внимательно и вдумчиво читать, непонимание информации, представленной в различных видах (текст, график, рисунок и т.д.), несформированность умения делать выводы из прочитанного, т.е. низкий уровень  читательской грамотности (невнимательность) для выполнения заданий по ЕНГ, а также недостаточность внешнего опыта.  В связи с этим в образовательном процессе актуальны следующие технологии: развивающего обучения; проблемного обучения; разноуровневого обучения; метод проектов; игровые технологии: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникативные технологии; критического мышления.

Проблема исследования: найти педагогические средства для развития осознанного интереса к естественнонаучным знаниям и  формированию функциональной грамотности учащихся.

Объект исследования: компетентность учащихся при работе с материалом заданий по ЕНГ.

Предмет исследования: содержание, методы работы учащихся с заданиями.

Цель: обеспечение развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовность к саморазвитию и самоуправлению посредством развития функциональной грамотности.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены и последовательно решались следующие задачи:  

1. Выявить тенденции и предпосылки развития естественнонаучной грамотности учащихся.

2. Выявить и обосновать организационно-педагогические условия успешной реализации содержания и методов читательской компетентности учащихся по формированию естественнонаучной грамотности.

 Научная  новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что на основании изученного материала и проведенного исследования разработала и апробировала  некоторые из методов по формированию естественнонаучной грамотности .

Практическая значимость исследования заключается в дальнейшем использовании его результатов и рекомендаций учителями естественнонаучного цикла в учебно-воспитательной работе.

4. Основное содержание проекта

Предмет естественнонаучного цикла интегрирует в своем содержании знания разных областей наук и включает в себя модули естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности. Естественнонаучная грамотность предполагает изучение основ безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения, нравственности и гражданственности, научной мысли и открытий. В формировании функциональной грамотности педагогу  следует иметь в своем арсенале набор технологий развития критического мышления обучающихся. Задача, которая стоит перед учениками – выработка критической позиции к любому утверждению, предусматривающей поиск подходящих аргументов (логических, экспериментальных, математических, лингвистических) для доказательства своей точки зрения по рассматриваемой проблеме. Однако важно формировать ценностное отношение личности к происходящим в мире событиям и явлениям.

Именно на занятиях  по естественнонаучной грамотности рассматриваются темы о жизни и здоровье, как о важных ценностях для человека, развиваются навыки безопасного поведения и гигиены личности, о научных открытиях и важности научного познания, о глобальных проблемах человечества и необходимости создания открытого общества, изучение которых должно наталкивать ребенка на понимание, что монополии на истину не существует и любое утверждение может быть предметом обсуждения и критики.

 Мною в 9 классе была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию естественнонаучной грамотности  по теме «Клонирование» . (Приложение 1).

Для формирования ЕНГ необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления. Например, разберем метод «Узнай-объясни-сделай вывод»

 «Узнай»: задания данной группы соответствуют к методам научного познания, то есть способам получения научных знаний. В этих заданиях ученику может быть предложено найти способы установления каких-то фактов, определения (измерения) физических величины или параметров, проверки гипотез; наметить план исследования предлагаемой проблемы.

 «Объясни»: это группа заданий, формирующие умение объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов. Данные базируются не только на определённом объёме научных знаний, но и на основе внешнего опыта..

 «Сделай вывод» : задания  формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде рисунков, графиков, диаграмм, чисел, схем или просто словесного описания. Анализ этих данных, их структурирование, обобщение позволяют логическим путём прийти к выводам, состоящим в обнаружении каких-то закономерностей, тенденций, к оценкам и так далее

Таким образом,   задания по ЕНГ должны возбуждать интерес к деятельности по их решению; опираться на знания и опыт учащихся; способствовать развитию психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (внимания, памяти, мышления, воображения);   строиться на междисциплинарной (интегрированной) основе; быть направлена на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности; учитывать уровни развития творчества. 

 5. Ожидаемые результаты и педагогические эффекты

В результате опытно-педагогической работы я пришла к выводу, что наиболее результативным является форма работы на занятиях по ФГ: комплексная работа с текстом содержащим схемы, рисунки, таблицы, диаграммы и т.д.

В результате хотелось бы видеть обучающегося, который владеет необходимым уровнем по естественнонаучной грамотности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную  познавательную деятельность.

Сопоставляя полученные результаты окружного мониторинга за 2022 год и 2023 год, следует признать, что показатели сформированности основ естественнонаучной  грамотности немного понизились (Приложение 2).  

Все методики, кропотливая, но интересная работа. По  их материалам, позволяет надеяться, что уровень формирования типа правильной естественнонаучной  грамотности  успешно реализуется.  

Литература

  1. Алексашина И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся. – «КАРО», 2019. – 130 с.
  2. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
  3. Статья из журнала. УДК 373.3. кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Асхадуллина Наиля Нургаяновна Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)
  4. PISA [Электронный ресурс] (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). URL: https://fioco.ru/PISA (дата обращения: 16.09.2021).
  5. TIMSS [Электронный ресурс] (Международное исследование качества математического и естественно-научного образования). URL: https://fioco.ru/timss (дата обращения: 16.09.2021).

 Приложение 1

Нормативно-правовая база.

  1. Федеральный Закон «Об образовании  в  Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении ФГОС СОО», от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО», от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении « ФГОС НОО», от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДОО»
  3. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
  4. Нацпроект «Образование» ФП «Современная школа»  (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16)
  5. Ведомственная целевая программа «Качество образования» (Приказ Рособрнадзора от 22.01.2019 № 39);
  6. Приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;
  7.  Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642  (ред. от 20.06.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации  «Развитие   образования»;
  8. Закон Самарской области «Об образовании в Самарской области»

Приложение 2

Результаты  окружного мониторинга по ЕНГ.

По итогам мониторинга по ЕНГ за два учебных года следующие результаты по % выполнения заданий

На результат диагностической работы повлияло неумение внимательно и вдумчиво читать, непонимание информации, представленной в различных видах (текст, график, рисунок и т.д.), несформированность умения делать выводы из прочитанного, т.е. низкий уровень  читательской грамотности, а также недостаточность внешнего опыта.

В интересах развития качества образования, повышения уровня сформированности естественнонаучной грамотности   необходимо:

  1. При обучении по предметам естественнонаучного цикла  делать акцент на формирование функциональной грамотности обучающихся.
  2. Планировать урочную и внеурочную деятельность по формированию поиска новых или альтернативных способов задач, на проведение исследований или групповых проектов.
  3. Развивать когнитивную сферу, учить познавать мир, решать задачи разными способами.
  4. Формировать готовность к взаимодействию с естественнонаучной стороной окружающего мира: погружать в реальные ситуации (отдельные задания, цепочки заданий,  объединенных ситуацией).
  5. Формировать коммуникативную, информационную, социальную, читательскую компетенции,  отрабатывать на каждом уроке (занятии) навыки работы с текстом, так как каждое задание  содержит  огромный поток информации, которую каждому учащемуся нужно уметь извлекать и анализировать.
  6. Работать с информацией, представленной в различных формах: текстовой, табличной, графической, а также переходить от одной формы к другой.
  7. Развивать регулятивную сферу: учить планировать деятельность, конструировать алгоритмы, контролировать процесс и результат, выполнять проверку на соответствие исходным данным и правдоподобие.  
  8. Работать по методическому обеспечению формирования у обучающихся навигационных навыков быстрого и надежного поиска информации с помощью компьютеров.
  9. Активно использовать задания, размещенные в открытом доступе, с целью формирования функциональной грамотности обучающихся.

Приложение 3

Учебный материал  (контекстная задача).

Модуль: «Основы естественнонаучной грамотности»

Учебная задача 1. «Машина для копирования живых существ?»

Машина для копирования живых существ?

Прочитайте статью из газеты и ответьте на вопросы.




5




10




15

Без всякого сомнения, если бы был объявлен конкурс «Животное 1997 года», Долли была бы победителем! Долли — шотландская овца, которую вы видите на фотографии. Но Долли не простая овца. Она — клон другой овцы. Клон — значит копия. Клонирование — значит копирование «с единственного исходного образца». Ученые преуспели в создании овцы (Долли), идентичной овце, взятой в качестве «исходного образца».
«Копировальную машину» для овец придумал шотландский ученый Ян Вильмут. Он взял очень маленький кусочек вымени взрослой овцы (овца 1). Из этого маленького кусочка он


20




25




30

выделил ядро и ввел это ядро в яйцеклетку другой (самки) овцы (овца 2). Но перед этим он удалил из яйцеклетки весь материал, который бы определил впоследствии характеристики овцы 2 в ягненке, родившимся из этой яйцеклетки. Ян Вильмут вживил обработанную таким образом яйцеклетку овцы 2 в еще одну (самку) овцу (овца 3). Овца 3 забеременела, и у нее родился ягненок — Долли.
Некоторые ученые полагают, что в течение нескольких лет будет возможным клонировать и человека. Однако многие правительства уже решили принять закон о запрещении клонирования людей.

https://estestvoznanye.ru/sites/default/files/klonirovanie-1.pnghttps://fmclass.ru/pic/498db5f880d07/a_26-1.png

ЗАДАНИЕ 1.

 Какой овце идентична Долли?

A.

Овце 1

B.

Овце 2

C.

Овце 3

D.

Отцу Долли

Характеристика задания  1.

1. Область содержания: клонирование

2. Контекст: личностный.

3. Мыслительная деятельность: находить и извлекать информацию.

4. Объект оценки (предметный результат): извлекает информацию из сплошного текста, использует знания из курса биология.

5. Уровень сложности: 1.

6. Формат ответа: открытая форма, краткий ответ.

7. Критерии оценивания (0 или 1 балл)

Информация для проверки ответов заданий к ситуации:

1 балл

Дан верный ответ.

Правильный ответ: А.

Долли идентична той овце, чей генетический материал был использован. Генетический материал хранится в ядрах клеток. Ядро было извлечено из клетки овцы 1 и внедрено в клетку овцы 2 (строки 15—20). Весь генетический материал клетки овцы 2 был перед этим удалён (строчки 20—24). Овца 3 использовалась только для вынашивания Долли (строки 24—28). Таким образом, Долли идентична овце 1.

Возможна другая формулировка, не искажающая смысла.

0 баллов

Другие ответы или ответ отсутствует

Рекомендации по включению ситуации в образовательный процесс:

Биология, 9  класс. – Клонирование.

Учебное пособие, в котором содержится ситуация:

Методические рекомендации для учителей. «Сборник задач на формирование естественнонаучной грамотности», 2020 год

Учебная задача 2 «Машина для копирования живых существ?»

Машина для копирования живых существ?

 В строках 15—16 использованная часть вымени описывалась как «очень маленький кусочек». Из текста статьи вы можете понять, что имеется в виду под «очень маленьким кусочком».

ЗАДАНИЕ 2.  

 «Очень маленький кусочек» — это

A.

клетка.

B.

ген.

C.

клеточное ядро.

D.

хромосома.

Характеристика задания  2.

1. Область содержания: клонирование.

2. Контекст: личностный.

3. Мыслительная деятельность: находить и извлекать информацию.

4. Объект оценки (предметный результат): использует знания из курса биология.

5. Уровень сложности: 1.

6. Формат ответа: открытая форма, краткий ответ.

7. Критерии оценивания (0 или 1 балл)

Информация для проверки ответов заданий к ситуации:

1 балл

Дан верный ответ.  Правильный ответ: A

Ген -это часть хромосомы, которая содержится в клеточном ядре, которое является частью клетки. Поскольку из «очень маленького кусочка» было выделено клеточное ядро (строки 17—18), то этот «очень маленький кусочек» должен был это ядро содержать. Из предложенных вариантов ответа ядро содержит только клетка, значит, «кусочком» была клетка.

.Возможна другая формулировка, не искажающая смысла.

0 баллов

Другие ответы или ответ отсутствует

Рекомендации по включению ситуации в образовательный процесс:

Биология, 9 класс — Клонирование

Учебное пособие, в котором содержится ситуация:

Методические рекомендации для учителей. «Сборник задач на формирование естественнонаучной грамотности», 2020 год

Учебная задача 3 . «Машина для копирования живых существ?»

Машина для копирования живых существ?

В последнем предложении статьи сказано, что во многих странах было решено запретить законом клонирование людей. Две возможные причины данного решения представлены ниже. Являются ли данные причины научными? Объясните.

ЗАДАНИЕ 3. 

Обведите «Да» или «Нет» напротив каждой причины.

Обоснование

Научное ли?

1

Клонированные люди могут быть более чувствительны к отдельным болезням, чем нормальные люди.

Да / Нет

2

Люди не должны брать на себя роль Создателя.

Да / Нет

Характеристика задания  3.

1. Область содержания: клонирование.

2. Контекст: личностный.

3. Мыслительная деятельность: находить и извлекать информацию.

4. Объект оценки (предметный результат): использует знания из курса биология.

5. Уровень сложности: 2.

6. Формат ответа: открытая форма, краткий ответ.

7. Критерии оценивания (0 или 2 балла)

Информация для проверки ответов заданий к ситуации:

2 балла

Дан верный ответ. 1) ДА; 2) НЕТ

Первое утверждение может быть проверено экспериментально, если не на клонированных людях, то, по крайней мере, на клонированных животных, растениях или микроорганизмах. Если обнаружится, что, например, клонированные растения более чувствительны к болезням, то небезосновательным будет утверждение, что и «клонированные люди могут быть более чувствительны к отдельным болезням, чем нормальные люди». Второе утверждение является субъективным.

Возможна другая формулировка, не искажающая смысла.

1 балл

Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование не корректно или отсутствует

ИЛИ

Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован

0 баллов

Другие ответы или ответ отсутствует

Рекомендации по включению ситуации в образовательный процесс:

Биология, 9 класс – Клонирование.

Учебное пособие, в котором содержится ситуация:

Методические рекомендации для учителей. «Сборник задач на формирование естественнонаучной грамотности», 2020 год