Конспект урока по предмету "Биология" по теме "Использование злаков в народном хозяйстве" (7 класс, программа вариант 9.1)
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Пономаренко Людмила Николаевна

Материал поможет учителю вызвать большую заинтересованность у обучающихся на уроке биологии  при изучении темы "Использование злаков в народном хозяйстве".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_biologii.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование злаков в народном хозяйстве.

Цели урока:

- познакомить учащихся с использованием злаковых растений в народном хозяйстве;

Развивающие.

-Развитие умения связности высказываний,

-развитие умения последовательно выражать свои мысли с помощью опорной    схемы.

Коррекционные.

-Развитие умения находить сходные и отличительные признаки;

-коррекция восприятия;

-увеличение объема внимания;

-расширение кругозора и активного словарного запаса.

Воспитательные. 

-Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности,

-воспитание интереса к изучению природы родного края, трудолюбия, уважения к людям труда, бережного отношения к хлебу.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:  

  • учебник и рабочая тетрадь «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Клепинина З. А.;
  • схемы «Эмоции»,
  • гербарий «Зерновые растения», «Кормовые злаки»
  • компьютер, презентация;
  • иллюстрации «Выращивание зерновых»;
  • перфокарты «Использование злаков в народном хозяйстве» (раб. тетрадь - с.41-задание №99,
  • карточки-задания, карточки (хлебные злаки, кормовые злаки, сорняки, зерно)
  • зерно (пшеница, рожь, овёс, ячмень, кукуруза),
  • изделия из муки,
  • печенье-отметки,
  • наглядный материал (крупы зерновых, мука, зерно, макароны, кукурузные хлопья, крахмал, кукурузное масло, патока и др.)),

Словарная работа: хлебные злаки, кормовые злаки, сорняки.

Ход урока

I.Организационно-мотивационный этап.

Проверка готовности к уроку. (Наличие ученических принадлежностей.)

1.Учитель: Здравствуйте, ребята!

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво…,

Вижу, класс наш хоть куда-

Мы начнем урок, друзья!

II. Психологически настрой.

- Выберите схему эмоций, которая подходит к вашему настроению.

 (Учитель показывает две карточки – схемы, где изображены: весёлое лицо, печальное лицо).

- Желаю вам хорошего настроения на нашем уроке. (Улыбка)

III. Актуализация опорных знаний (8 мин).

3.1.С какими зерновыми растениями мы познакомились на уроках биологии? (пшеница, рожь, овёс, ячмень, кукуруза?

- Эти злаки дикорастущие или культурные? (культурные, их специально выращивают люди)

3.2. Проверка домашнего задания. Фронтальная беседа с использованием слово + картинка.

- Восстановите последовательность выращивания зерновых культур.

- Выберите название и картинку, соответствующие каждому этапу.

(уч-ся получают колос с номером – на доске выбрать картинку, соответствующую ей)

 (уч-ся выходят к доске, выставляют иллюстрации и карточки с этапом и отвечают на вопрос учителя).

Учитель: Как происходит подготовка почвы?

1 Ученик: Подготовка почвы- картинка +слово

В почву вносятся органические и минеральные удобрения, если почва заросла сорняками, проводят лущение почвы - это процесс подрезания корней сорняков

Учитель: Как семена готовят к посеву?

2 Ученик: Посев-картина + слово

Проверяют семена на всхожесть, отбирают крупные и здоровые семена, обогревают и протравливание их для уничтожения микробов, сеют в определенные сроки с учетом особенностей культуры.

Учитель: Что нужно делать, чтобы колос вырос здоровым?

3 Ученик: Уход-картинка + слово

Чтобы колос вырос здоровым, нужно после посева провести прикатывание для лучшего прорастания семян, рыхлить почву для уничтожения сорняков, зимой проводить снегозадержание, в засушливое лето-поливать посевы, вносить удобрения и опрыскивать от вредителей.

Учитель: Как называется завершающий этап выращивания зерновых культур?

 С помощью каких машин проводится уборка зерновых? Как это делают?

4 Ученик: Уборка урожая-картинка + слово

Убирают зерно комбайнами. Колос срезают с земли, зерно попадает в комбайн. Этот этап называется жатва. 

- При выращивании зерновых участвуют люди многих профессий.

- Люди какой профессии производят обработку почвы? (трактористы)-Настя

- Люди какой профессии убирают зерно? (комбайнеры)-Соня

3.3. Вывод:

- Легко ли выращивать зерновые культуры? (очень сложно)

- От чего зависит урожай?

Высокие урожаи зависят от качественного выполнения работ при выращивании зерновых культур.

3.4. Выставление оценок учащимся за выполнение д/з.

Слушание ответов учащихся.

Физкультминутка

Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели) 

  Из земли поднимется колосом оно 

  (дети поднимаются, поднимают руки). 

  Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя). 

  Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд) 

  Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели) 

  Весело потянутся к солнцу колоски 

  (потянулись, поднялись на носочки).

IV. Основная часть урока.

4.1. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы познакомимся с использованием злаковых растений в народном хозяйстве.

Узнаем, какие продукты питания люди получают из зерновых злаков, какие злаки идут на корм животным.

Тема урока: Использование злаков в народном хозяйстве. (слайд 5)

4.2. Изучение нового материала.

Объяснение учителя с использованием слово-карточек, демонстрацией наглядного материала:

- К какому классу относятся злаки? Почему? (к однодольным) (семя имеет одну долю)

Злаки-большая группа однодольных растений, которые имеют важнейшее хозяйственное значение.

 - Как называются злаки, из которых получают хлеб? (называются хлебные злаки) (на доске карточка-хлебные злаки)

Использование зерновых злаков человеком.

                        Хлебные злаки       Зерно          

Хлеб – основной продукт питания человека.

- Проследим путь хлеба от поля до обеденного стола.

Учитель:

- Куда отправится зерно с поля? (ответы детей)

Зерно везут на фабрику, в зернохранилище. Семена при хранении должны обеспечиваться воздухом для дыхания и оставаться сухими.

- Определите зерно злаков. (на партах пакетики с зерном: №1-пшеница, №2- ячмень, №3-овёс. №4- рожь, №5- кукуруза).

Учитель: Из зернохранилища зерно отправляется на мукомольный комбинат. Здесь зерна перемалываются и превращается в муку.

 (показ муки, на каждую парту тарелку с различной мукой)

- Какого цвета мука этих растений? (рожь-темная, пшеница-белая, овсяная-серая, ячменная-…, кукурузная-…)

- Что получают из муки?  (тесто)

- Определите по цвету из какой муки замешано тесто. (определяют по образцам)

- Готовое тесто отправляют в печь. В печи завершается создание чуда-выращенные зернышки превращаются во вкусный ароматный …(хлеб)

- Определите хлеб по цвету. (черный-ржаной, белый-пшеничный, сероватый-овсяной, …-ячменный, …-кукурузный) (показ разных видов хлеба)

Физкультминутка

Колобок рукой катаю,

(правой рукой катаем шарик теста по левой)

Взад-вперед его гоняю.

(по ладошке катаем взад-вперед)

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

(гладим шариком ладонь)

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

(сжимаем и разжимаем шарик)

4.3. Работа уч-ся с текстом учебника, заполнение таблицы на основе анализа текста.

Фронтальная работа. Дифференцированный подход.

Письменные ответы учащихся. (в рабочих тетрадях вклеены виды продуктов по одному из злаков.

- Из текста на с.107-108 мы узнаем об использовании зерна человеком.

(Каждому учащемуся выдать рабочую тетрадь с таблицей для заполнения, соответствующим индивидуальному заданию).

Задание:

  1. Прочитать абзац о злаке, указанный в таблице.
  2. Прочитать задание в таблице.
  3. Заполнить таблицу.

1 гр.- прочитать свой абзац о злаке и записать еще по 1 продукту

2 гр.- прочитать свой абзац о злаке и найти 4 лишний продукт в таблице

3 гр.-среди рисунков продуктов найти 3 лишний 

Использование зерновых злаков человеком

злаки

задание

учебник

использование

Пшеница

дописать еще 1 продукт

с.107

4 абзац

мука, хлеб, макароны, манная крупа,

……………………………………

Кукуруза

дописать еще 1 продукт

с.107

7 абзац

мука, хлеб, масло, спирт, патока, крахмал,

…………………………………….

Овёс

зачеркнуть 1 лишний продукт

с.107-108

8 абзац

мука, хлеб, печенье, манная крупа

Овёс

зачеркнуть 1 лишний продукт

с.107-108

8 абзац

мука, хлеб, печенье, манная крупа

Рожь

зачеркнуть 1 лишний продукт

с.107

5 абзац

мука, хлеб, ячневая крупа

Ячмень

зачеркнуть 1 лишний продукт

с.107

5 абзац

мука, хлеб, овсяная крупа

- Чтение текста (4 абз. на стр. 107) про себя 1 уч-ся- заполнение 1 столбца таблицы. (пшеница)

- Чтение текста (5 абз. на стр. 107) про себя 2 уч-ся- заполнение 4 столбца таблицы. (рожь)

- Чтение текста (2 абз. на стр. 108) про себя 3 уч-ся- заполнение 2 столбца таблицы. (кукуруза)

- Чтение текста (8 абз. на стр. 107-108) про себя 2 уч-ся- заполнение 3 столбца таблицы. (овёс)

(Чтение текста, заполнение отдельных столбцов таблицы (таблицы-шаблоны))

Анализ выполненных заданий. Оценивание работы каждого учащегося.

Самопроверка- (по карточке с правильным ответом - колос-проверка злака)

 Вывод:

Использование зерновых злаков человеком.

Хлебные злаки           Зерно        Продукты питания

                                           

4.4. Объяснение учителя с использованием слово-карточек, демонстрацией наглядного материала:

Зерно является не только продуктом для человека. Оно используется и на корм сельскохозяйственным животным.

Использование зерновых злаков животными.

                                                          Продукты питания

    Хлебные злаки          Зерно         Корм для животных  

                                                         

- Знаете ли вы, где используются стебли (солома) зерновых растений?

  - корм для животных, подстилка для животных.

Вывод: Хлебные злаки дают человеку основной продукт-хлеб, для   животных-корм и подстилка.

  1. Рассказ учителя. Кормовые злаки.

- Среди злаков есть растения, которые используются только как корм скоту.

- Как называются такие злаки? (Кормовые злаки)

Среди злаков много ценных кормовых трав: тимофеевка, мятлик луговой, ежа сборная и другие. (показ картинок растений и их названия-на доске)

- Рассмотрите рисунок на с. 108

- Какие части кормовых растений используются и с какой целью?

Кормовые злаки           Зерно         Корм для животных  

                                                         Стебель      

                                                          Листья

Их специально сеют для получения сена на корм скоту в зимнее время. Но немало их растет и в дикой природе, например на лугах. Здесь эти травы скашивают, сушат и получают сено.

  1. Закрепление изученного. Интерактивное задание «Раздели на группы»

Фронтальная работа. Устные ответы учащихся.

  1. Сообщение уч-ся «Сорные злаковые растения».

Подготовленное сообщение учащихся (пересказ текста).

Слушание выступающего. 

- Итак, сорняки улучшают или ухудшают условия жизни растений, выращиваемых человеком?

Вывод: Сорняки ухудшают условия жизни растений, выращиваемых человеком.

V. Итоги урока.

Беседа по вопросам, формулирование вывода.

- Зачем человек выращивает хлебные злаки? (они дают человеку продукты питания)

- Почему люди не только берут кормовые злаковые в природе, но и специально выращивают на полях? (для корма животным)

- На с.109-прочитайте стихотворение Я. Акима «Хлеб».

- Как достается людям хлеб? (люди затрачивают много труда)

- Как нужно относиться к хлебу? (Бережно).

V. Организационно-мотивационный этап.

Рефлексия.

Цель: обозначить успехи и трудности, определить пути их устранения.

- Желтый колос-на уроке было интересно, узнал много нового.

- Зеленый колос-на уроке было не интересно, было трудно.

VI. Оценивание ответов учащихся на уроке.

-Ребята, вы хорошо поработали на уроке и получаете оценки:

 (Учитель раздаёт медальки-печенье с отметками).

VII. Домашнее задание.

(домашнее задание для каждого ученика записано на медалке)

1. Раб. тетрадь-с.41-№99-заполнить таблицу- заполнить таблицу.

2. Читать:

1 гр. – с. 107-109-читать,

2 гр. –с.  108-109-читать 3-4 абзацы,

3.гр. – с.109 (вывод)-читать.

Домашнее задание:

с.107-109-читать;

раб.т.-с.41- №99-заполнить таблицу

Домашнее задание:

с.108-109-читать;

раб.т.-с.41- №99-заполнить таблицу

Домашнее задание:

с.109-читать вывод;

раб.т.-с.41- №99-заполнить таблицу

Домашнее задание:

с.107-109-читать;

раб.т.-с.41- №99-заполнить таблицу

Домашнее задание:

с.108-109-читать;

раб.т.-с.41- №99-заполнить таблицу

Домашнее задание:

с.109-читать вывод;

раб.т.-с.41- №99-заполнить таблицу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и повторения по теме "Народное хозяйство России"

Первая часть - структура и ход урока, вторая часть - мультимедийное приложение (слайды с заданиями)....

конспект урока по теме "Этапы развития и современное хозяйство Уральского экономического района"

Конспект урока по теме "Этапы развития и современное хозяйство Уральского экономического района" 9 класс....

Конспект урока на тему: "Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Русские прялки." 5 класс

Учащиеся знакомятся с отдельными предметами крестьянского быта, сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении. Учатся сравнивать и находить общее и особенное в конструкции. Ра...

Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе по теме: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»Цель урока:- Систематизировать представление учащихся о жанрах сказки, через работу над текстом, наглядности....

Конспект урока по географии на тему: "Население и хозяйство Поволжья" (9 класс )

Характеристика этапов хозяйственного освоения территории; особенностей состава населения; современного хозяйства района; основных факторов становления крупнейших городов Поволжья. Практическая работа....

Конспект урока географии для СПО "География населения и хозяйства Африки"

Данный урок разработан в соответствии с темой и учтены возрастные особенности обучающихся. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной р...

Конспект урока по предмету "Чтение(литературное чтение)" по теме "А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» (2 урок)"" (8 класс, программа вариант 9.1)

Методический материал поможет учителю в формировании у обучающихся читательского интереса к изучению творчества А.С. Пушкина через использование ИКТ, игровых методов и приёмов....