Разработка урока по биологии 5 класс по теме "Среды жизни"
методическая разработка по биологии (5 класс)

Тузова Елена Петровна

Материал предназначен для использования на уроках биологии при изучении сред жизни живых организмов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий открытого урока по теме «Среды жизни»

1.Организационный этап (слайд)

Я надеюсь, что вы сегодня пришли с рабочим настроем, хорошим настроением и огромным желанием, получить новые знания и сделать много разных открытий.

Сегодня мы будем работать группами, потому что:

вместе  не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересней.

2.Актуализация знаний

Учитель: Начать сегодняшний урок мне хотелось бы не совсем обычно, а со сказки, в которой не хватает нескольких строк. Вам нужно их восполнить, но для этого необходимо вспомнить некоторую информацию из биологии, полученную на предыдущих уроках.

Итак, слушаем сказку:

Давным-давно случилась-приключилась такая вот волшебная история… Никто сегодня точно не знает, когда это было, как это было.… Но на одной из планет, в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо- чудесное. В огромном океане зародились живые существа… Существа эти, в отличие от неживых тел природы, обладали необычными свойствами… 

- Ребята, что за свойства отличали их от тел неживой природы?

- дыхание, размножение, раздражимость, питание, движение, выделение, рост и развитие, обмен веществ (Слайд 1)

Учитель: Шло время... Многое и изменились с тех давних- предавних времен на этой удивительной планете. Некоторые существа, к сожалению, не дожили до настоящего времени, канули в прошлом лихолетье, но многие из них сохранились и живут по сей день. И сегодня их немного и немало, а пять миллионов видов! И разные они – и огромные, и совсем крошки, и мохнатые, и перьями покрытые, и кровожадные хищники, и мирные, совсем безобидные, и неподвижные, и стремительно – быстрые…

И проживают они на сегодняшний день в четырёх царствах-государствах этой удивительной планеты.

-Ребята, я буду называть вам признак, а вы назовёте царство природы.

В первом царстве проживают самые древние обитатели планеты, клетки которых лишены ядра, в обиходе их называют микробами, а научное название - ….(Прокариоты или Бактерии). Слайд 3

Во втором царстве проживает особая группа живых организмов, обладающая признаками как растений, так и животных – это … (Грибы). (Слайд 4)

Жители третьего царства разодеты в зеленые убранства, который им придает особый красящий пигмент – хлорофилл. Они же обеспечивают кислородом жителей всех других царств. (Растения). (Слайд 5)

А жители этого царства – самые стремительные и подвижные. Некоторые из них движутся со скоростью 120 км/час! (Животные). (Слайд 6)

- Ребята, вы догадались, о какой удивительной планете шла речь в сказке? (Земля)

 - А в чем её уникальность? (В том, что на ней есть жизнь) (Слайд 8)

- Обратите внимание на представителей разных царств. Какие же они разные! Даже представители одного и того же царства. (Показ рисунков или слайдов)

3. Повторение пройденного материала.

Сегодня вы будете работать с рабочим листом. Я предлагаю вам выбрать спикера (ответственного) группы, который будет помогать вам.

Это задание вы выполняете каждый самостоятельно. Взаимопроверка с соседом. Проверяем правильные ответы :

Предлагаю вам узнать организм по краткому описанию:

1. Организмы, состоящие из грибницы

грибы

2. Только одноклеточные организмы

одноклеточные водоросли, простейшие (амёбы, инфузории, эвглена)

3.В клетке имеют ядро

Животные, растения, грибы

4.Растут в течение всей жизни

Растения

5. В клетке не имеют ядра

Бактерии  (прокариоты)

Посмотрите группы слов в первом столбике, постарайтесь определить кто из них третий лишний. Запишите «чужака» во втором столбике.

Группа живых объектов

«Чужак»

Царство «Чужака»

Берёза, рыба, клюква

рыба

Животные

Ворона, подберёзовик, ласточка

подберёзовик

Грибы

Груздь, опёнок, бацилла

бацилла

Бактерия

Заяц, дуб, гусеница

дуб

Растения

Проверяем со слайда (слайд)

4. Формулирование темы урока, постановка цели (Статья из газеты)

Слайд

 Учитель:

Внимание! Внимание! 17 марта стартуют Олимпийские игры среди животных. На стартовой линии выстроились спортсмены, которые продолжительное время проводили подготовку к знаменательному событию. Перед стартом корреспондент газеты «Необычное в природе» взял интервью у будущих звезд олимпиады.

Первым дал интервью Воробей. Для победы в олимпиаде он готов покорять земные недра. Вторым на стартовой линии стоит Дождевой червь. Он готов покорять воздушное пространство. Третьей на стартовой линии стояла Рыба. Она готова бороться за первенство в наземно-воздушном пространстве. Четвертым на стартовой линии стоит Муха. Она рвется в водное пространство.

                                     

- Корреспондент пришел в недоумение. Ребята, как вы думаете почему? (ответы детей)

Учитель: Чтобы ответить грамотно на этот вопрос, мы с вами познакомимся со средами жизни планеты Земля. (СЛАЙД)

- Какие вопросы нам предстоит рассмотреть сегодня?

 1) узнать, что такое среда обитания;

2) познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания;

3)определить черты приспособленности организмов к жизни в среде обитания.

- Итак, тема нашего урока: «Среда обитания живого организма».

- Ребята, как вы думаете, что мы можем назвать «средой обитания»?

Среда обитания – всё то, что окружает живой организм и оказывает на него влияние.

- А как вы думаете, в любом ли месте могут обитать живые организмы?

- Почему не везде?

- Вы абсолютно правы, живые организмы обитают лишь там, где для их жизни имеются определенные - благоприятные условия

С детства нам знакома фраза: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!».

Действительно, вода, воздух, благоприятные температурные условия, свет – основные условия для жизни.

Поэтому запишите в рабочий лист правильное определение среды обитания.

Среда обитания – это совокупность условий, в которых обитает организм.

5.  Этап усвоения новых понятий

Видео о природе

-Наша природа красива и разнообразна, но насколько хорошо вы знаете природу, мы сейчас проверим.

Проблемный вопрос урока.

 Учитель: Почему живые организмы отличаются друг от друга?

Вам предстоит огромная интересная работа, в течение урока мы будем работать в группах. Вам необходимо описать среду обитания. На столах у вас лежат информационные листы. Вы должны их изучить. Итогом вашей работы будет заполнение таблицы в рабочем  листе: название и условия среды обитания, представители данной среды, и рассказать о приспособленности данный организмов к данной среде обитания (на примере двух - трех любых организмов).

Учитель определяет для каждой группы с какой из сред они будут работать

 1.группа. Наземно-воздушная среда

 2 группа. Почвенная среда

 3 группа. Водная среда

4 группа Организменная среда

(На столах лежат информационные листы, рабочие листы).

Таблица

Среды жизни

Условия среды

Приспособление организмов к среде обитания

Примеры

Наземно-воздушная

Обилие света и кислорода, низкая плотность воздуха, резкие колебания температуры

Наличие развитых конечностей тела, волосяной и кожный покров

Наземные растения, животные, простейшие, бактерии, грибы

Почвенная

Дефицит или полное отсутствие света, высокая плотность, недостаток или избыток влаги, недостаток кислорода

Плохо развиты органы зрения, выделение слизи

Бактерии, грибы, черви, жуки, муравьи, простейшие, личинки насекомых,  животные (крот, землеройка)

Водная

Высокая плотность, теплопроводность, прозрачность, сильные перепады давления, освещенность убывает с глубиной

Обтекаемая, продолговатая форма тела, плавучесть

Мелкие растения и животные, медузы, водоросли, активные пловцы -рыбы, дельфины, тюлени.

Организменная

Наличие легкоусвояемой пищи, постоянство температурного, осмотического, солевого режимов, отсутствие угрозы высыхания, защищенность от врагов, нехватка кислорода,

Упрощение всех систем органов, , появление органов прикрепления, высокая плодовитость, сложные циклы развития со сменой одного или нескольких хозяев

Паразиты - вши, блохи, гельминты, грибок, простейшие и бактерии,

ЗАЩИТА 1 группа -  Наземно-воздушная

Дополнительный вопрос:

В какой среде обитает воробей? Ну, конечно же, в наземно-воздушной. И у него есть все приспособления для этого: крылья, перьевой покров, хорошо развитое зрение и слух, легочное дыхание.

А в какой среде живет человек? Тоже в наземно-воздушной. У человека хорошо развиты все органы чувств, он передвигается с помощью ног, дышит с помощью легких. То есть все необходимые приспособления.

ЗАЩИТА 2 ГРУППЫ– Почвенная

ЗАЩИТА 3 ГРУППЫ– Водная

ЗАЩИТА 4 ГРУППЫ- Организменная

Учитель: Все организмы, населяющие планету Земля, уникальны, неповторимы и наша задача сберечь это богатство.

Демонстрация кинофрагмента о бережном отношении к планете Земля ( после фильма звучат слова).

Ребята, давайте подумаем, как же можно сберечь нашу замечательную планету?

1. Не жгите костры на открытой почве.

2. Не бросайте бытовые отходы в водоемы.

3. Не мойте машины и мотоциклы в реках.

4. Не шумите в лесу, не беспокойте его обитателей и их детенышей.

5. Будьте всегда здоровы.

 Предложите свои лозунги в защиту природы.

1. КРОТ

Прочитайте текст и выполните задание

(1) Крот – маленький, одетый в чёрную шубку зверёк. (2) У крота продолговатое крепкое тело с мощными передними конечностями, которые укорочены и напоминают лопатки. (3) Глаза крохотные и ничего не видят, они прикрыты плёнкой, в то время как обоняние и осязание развито очень хорошо. (4) Питаются эти животные дождевыми червями, насекомыми и их личинками, пауками. (5) Зимой кроты не впадают в спячку, а передвигаются в глубоких, незамерзающих пластах почвы. (6) Потомство кроты приносят весной, самка выкладывает гнездо мхом, травинками и листьями.

В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что крот обыкновенный обитает в почвенной среде?(234)

2. РЕЧНОЙ РАК

Прочитайте текст и выполните задание

(1) Покров речного рака твёрдый, хитиновый, служит наружным скелетом. (2) Дышит речной рак жабрами. (3) Спереди на головном отделе на подвижных стебельках сидят выпуклые сложные глаза. (4) Клешни речной рак использует для защиты и нападения. (5) Брюшко рака состоит из семи члеников, имеет пять пар двуветвистых конечностей, которые служат для плавания. (6) Шестая пара брюшных ног вместе с седьмым брюшным сегментом образует хвостовой плавник.

В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что речной рак – водное животное?(256)

3. ПИНГВИНЫ

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Форма тела пингвинов обтекаемая. (2) В отличие от других нелетающих птиц, пингвины имеют грудину с чётко выраженным килем, к которому крепится мощная мускулатура. (3) Грудная мускулатура в несколько раз превышает мускулатуру самых крупных летающих птиц. (4) Большие ступни с плавательной перепонкой сравнительно коротки – находясь на суше, животные зачастую отдыхают, стоя на пятках, при этом жёсткое хвостовое оперение служит им дополнительной опорой. (5) Рулевую функцию у пингвинов выполняет не хвост, а ноги. (6) В отличие от других птиц кости пингвинов не содержат внутренних полостей.

В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что пингвины – водоплавающие птицы? Запишите номера выбранных предложений.     (146)

4. Белый медведь

 Прочитайте текст и выполните задания.

(1)У Северного полюса льды не тают круглый год, но такие животные, как моржи, тюлени и белые медведи приспособились к жизни в этих суровых условиях. (2) Моржей и тюленей защищает толстый слой жира. (3) У белого медведя есть ещё и густой бесцветный мех, который покрывает его чёрную кожу. (4) Лапы белого медведя широкие и длинные, пальцы соединяются толстой плавательной перепонкой.

(5) Заканчиваются пальцы небольшими, но толстыми, кривыми и острыми когтями.

(6) Это помогает взбираться по скользким льдинам, удобно при ходьбе по снегу, а также при плавании.

 

На основании каких предложений текста можно сделать вывод, что Белый медведь — обитатель арктических ледяных пустынь? Запишите номера выбранных предложений.

(235)

 

Ответ _________________________________________

Обратимся к проблемному вопросу, который был задан в начале урока статье газеты:

-Почему не может такого быть? (Возвращаемся к слайду про олимпиаду)

 Живому организму  подходят любые условия жизни?

ОТВЕТ: Каждый организм приспособлен к жизни в определенной среде обитания.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

У каждого живого организма есть свой дом, т.е. среда жизни. Среда жизни-это его стихия. Организму там уютно, комфортно. Всем известно, что человек имеет свою стихию (на слайде представлены 4 стихии). Такие стихии встречаются в гороскопах, а мы сегодня изложим их в новом виде.

На доске изображена схема

Воздух        Вода

Земля          Огонь

Каждый поставит свой знак, который он выбрал на соответствующую секцию.

Воздух ( фигурка птицы) – мне на уроке было легко. Я повысил свои знания и доволен своей работой на уроке.

Огонь ( фигурка дракона)– заинтересовался материалом. «Загорелся»ьузнать побольше нового.

Вода( фигурка рыбы)– «Утонул» в теме урока. Ничего не понял.

Земля( фигурка лошади)– твердо знаю материал.

Уходя с урока, какую вы бы для себя выбрали стихию?

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.

Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.Цель: Познакомить учащихся с общим ходом развития жизни на Земле.Задачи урока:1. Образовательная  – сформировать понятия об...

Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.

Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.Цель: Познакомить учащихся с общим ходом развития жизни на Земле.Задачи урока:1. Образовательная  – сформировать понятия об...

Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.

Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.Цель: Познакомить учащихся с общим ходом развития жизни на Земле.Задачи урока:1. Образовательная  – сформировать понятия об...

Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.

Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.Цель: Познакомить учащихся с общим ходом развития жизни на Земле.Задачи урока:1. Образовательная  – сформировать понятия об...

Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.

Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.Цель: Познакомить учащихся с общим ходом развития жизни на Земле.Задачи урока:1. Образовательная  – сформировать понятия об...

Разработка урока для 5 класса по теме "Жизнь под угрозой"

Разработка урока для 5 класса по теме "Жизнь под угрозой". Понятие опустынивания: причины, меры предотвращения....

Разработка урока в 10 классе по теме "Жизнь и творчество Шекспира"

Урок по теме "Жизнь и творчество Вильяма Шекспира" направлен на развитие  самостоятельной, творчески  мыслящей личности, а также на воспитание у учащихся чувство прекрасного, любви...