Урок биологии в 5 классе "Вирусы" (ФГОС обновлённые)
презентация к уроку по биологии (5 класс)

Сидоренко Ирина Александровна

Урок биологии на тему "Вирусы" носит проблемный характер с элементами поисковой деятельности. В представленносм методическом материале имеется мультимедийная презентация урока и проверочной работы, карточки для работы в группах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virusy_5.pptx1.75 МБ
Файл svoystva_zhivogo_virusy.docx15.67 КБ
Файл zhiznennyy_tsikl_virusa.docx759.8 КБ
Файл proverochnaya_rabota_virusy.pptx199.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВСПОМНИМ…

Слайд 2

Какое царство представлено в описании? Являются прокариотами, т.е. в клетках нет ядра. Состоят из одной клетки. Встречаются повсеместно. Есть все типы питания. 1

Слайд 3

Какое царство представлено в описании? Являются эукариотами, т.е. в клетках есть ядро. По типу питания - гетеротрофы Имеют ограниченный рост. Большинство ведут активный образ жизни, но есть прикреплённые 2

Слайд 4

Какое царство представлено в описании? Являются эукариотами, т.е. в клетках есть ядро. По типу питания – автотрофы. Имеют неограниченный рост. Ведут прикреплённый образ жизни 3

Слайд 5

Какое царство представлено в описании? Являются эукариотами, т.е. в клетках есть ядро. По типу питания - гетеротрофы Имеют неограниченный рост. Ведут прикреплённый образ жизни. 4

Слайд 6

Какие организмы представлены в описании? Живут за счет других организмов ( хозяинов ), нанося при этом вред 5

Слайд 8

1. Какое царство представлено в описании? Являются прокариотами, т.е. в клетках нет ядра. Состоят из одной клетки. Встречаются повсеместно. Есть все типы питания. 1. Б АКТЕРИИ

Слайд 9

2. Какое царство представлено в описании? Являются эукариотами, т.е. в клетках есть ядро. По типу питания – гетеротрофы. Имеют ограниченный рост. Большинство ведут активный образ жизни, но есть прикреплённые 2. ЖИВОТНЫЕ

Слайд 10

3. Какое царство представлено в описании? Являются эукариотами, т.е. в клетках есть ядро. По типу питания – автотрофы. Имеют неограниченный рост. Ведут прикреплённый образ жизни 3. РАСТЕНИЯ

Слайд 11

4. Какое царство представлено в описании? Являются эукариотами, т.е. в клетках есть ядро. По типу питания – гетеротрофы. Имеют неограниченный рост. Ведут прикреплённый образ жизни. 4. ГРИБЫ

Слайд 12

5. Какие организмы представлены в описании? Живут за счет других организмов ( хозяинов ), нанося при этом вред 5. ПАРАЗИТЫ

Слайд 13

Какие объекты природы ведут исключительно паразитический образ жизни? ВИРУСЫ

Слайд 14

ВИРУСЫ – формы жизни, паразиты живого

Слайд 15

СВОЙСТВА ЖИВОГО Клеточное строение Рост и развитие Обмен веществ и энергии: Питание и выделение, дыхание Наследственность и изменчивость Приспособленность к условиям среды Размножение Раздражимость Движение

Слайд 16

Вирусы Известно _____ видов, но существует _______!!!! Размеры вирусов очень ________, и змеряются в нм Строение вируса – не имеют_____________________ , состоят из У каждого вируса имеется ___________ хозяин https://www.youtube.com/watch?v=ZHKT_XU13sI

Слайд 17

Вирусы Известно _____ видов, но существует _________!!!! Размеры вирусов очень ________, и змеряются в нм Строение вируса – не имеют_____________________ , состоят из У каждого вируса имеется ___________ хозяин https://www.youtube.com/watch?v=ZHKT_XU13sI 6000 б олее 1 млн. малы к леточного строения ДНК или РНК капсид из белка / белка и жира с вой

Слайд 18

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ вируса 1 2 3 4 5

Слайд 19

СВОЙСТВА ЖИВОГО Клеточное строение Рост и развитие Обмен веществ и энергии: Питание и выделение, дыхание Наследственность и изменчивость Приспособленность к условиям среды Размножение Раздражимость Движение

Слайд 20

СВОЙСТВА вирусов Наследственность и изменчивость Приспособленность к условиям среды Размножение Имеют ДНК или РНК Очень быстро изменяются - мутируют Внутри клеток хозяина за счет встраивания ДНК

Слайд 21

ВИРУСЫ – формы жизни, паразиты живого Вывод: Проявляют признаки живого только в клетках хозяина, наносят вред, вызывая заболевания

Слайд 22

Д.з. 1. Подготовить сообщение «ВИРУСНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ» (письменно)* План: 1. Название заболевания 2. Поражаемые органы /системы органов 3. Способ заражения 4. Профилактика Клещевой энцефалит Грипп Ветряная оспа ВИЧ Корь Пневмония * Одно заболевание – задание на группу

Слайд 23

«Плохие новости в упаковке из белка» Питер Медавар , нобелевский лауреат Д.з. (по желанию) 2. Объяснить высказывание ученого о вирусах:



Предварительный просмотр:

Это строительные блоки жизни. От одноклеточных организмов, таких как бактерии, до многоклеточных, таких как люди, все живые существа состоят из них. Их не увидеть невооруженным глазом, их можно различить  под микроскопом.

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ, НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ, ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ К УСЛОВИЯМ СРЕДЫ, РАЗДРАЖИМОСТЬ, ДВИЖЕНИЕ, РАЗМНОЖЕНИЕ, ПИТАНИЕ И ВЫДЕЛЕНИЕ, ДЫХАНИЕ, РАЗВИТИЕ И РОСТ

Каждая клетка несет ДНК, материал, который передает генетическую информацию, включающую унаследованные черты. ДНК способна изменяться в процессе эволюции, таким образом, организмы приобретают новые признаки.

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ, НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ, ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ К УСЛОВИЯМ СРЕДЫ, РАЗДРАЖИМОСТЬ, ДВИЖЕНИЕ, РАЗМНОЖЕНИЕ, ПИТАНИЕ И ВЫДЕЛЕНИЕ, ДЫХАНИЕ, РАЗВИТИЕ И РОСТ

Особенности строения и жизнедеятельности, позволяющие организмам выживать в характерной для них среде обитания. Так, некоторые виды мух по форме тела и окраске сходны осами и пчелами, бабочек — с сухими листьями, гусениц — с сучками деревьев; изменение окраски у других животных в разные сезоны года (заяц-беляк).

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ, НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ, ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ К УСЛОВИЯМ СРЕДЫ, РАЗДРАЖИМОСТЬ, ДВИЖЕНИЕ, РАЗМНОЖЕНИЕ, ПИТАНИЕ И ВЫДЕЛЕНИЕ, ДЫХАНИЕ, РАЗВИТИЕ И РОСТ

Способность реагировать на раздражители, которые представляют собой изменения в окружающей их среде (изменения температуры, запахи, указывающие на присутствие хищника, или различные звуки) Также организмы могут реагировать на боль, голод, жажду или дискомфорт. Эта чувствительность помогает выжить в окружающей среде.

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ, НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ, ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ К УСЛОВИЯМ СРЕДЫ, РАЗДРАЖИМОСТЬ, ДВИЖЕНИЕ, РАЗМНОЖЕНИЕ, ПИТАНИЕ И ВЫДЕЛЕНИЕ, ДЫХАНИЕ, РАЗВИТИЕ И РОСТ

Растения способны поворачивать листья к солнцу, закрывать цветочные лепестки и сгибать стебли при необходимости. Животные могут перемещаться быстро, в случае гепарда, или медленно, в случае улитки.

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ, НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ, ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ К УСЛОВИЯМ СРЕДЫ, РАЗДРАЖИМОСТЬ, ДВИЖЕНИЕ, РАЗМНОЖЕНИЕ, ПИТАНИЕ И ВЫДЕЛЕНИЕ, ДЫХАНИЕ, РАЗВИТИЕ И РОСТ

Все живые существа способны воспроизводить себе подобных половым или бесполым путем. Половой предполагает, что потомство получает половину генов от каждого родителя через половые клетки, в то время как бесполые родители предоставляют точную копию своей ДНК своему потомству через деление клеток.

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ, НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ, ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ К УСЛОВИЯМ СРЕДЫ, РАЗДРАЖИМОСТЬ, ДВИЖЕНИЕ, РАЗМНОЖЕНИЕ, ПИТАНИЕ И ВЫДЕЛЕНИЕ, ДЫХАНИЕ, РАЗВИТИЕ И РОСТ

Чтобы организм мог жить, он должен потреблять пищу и преобразовывать ее в энергию для своего тела. Большинство живых существа перерабатывают съеденную пищу в энергию и передают её клеткам тела. Растения превращают энергию солнца в пищу посредством фотосинтеза. Продукты обмена веществ удаляют через специальные клетки или системы.

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ, НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ, ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ К УСЛОВИЯМ СРЕДЫ, РАЗДРАЖИМОСТЬ, ДВИЖЕНИЕ, РАЗМНОЖЕНИЕ, ПИТАНИЕ И ВЫДЕЛЕНИЕ, ДЫХАНИЕ, РАЗВИТИЕ И РОСТ

Это больше, чем просто вдох и выдох. Оно представляет собой способность живого организма преобразовывать энергию для питания клеток, используя кислород для расщепления питательных веществ и производства углекислого газа в качестве побочного продукта, выделяемого при выдохе.

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ, НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ, ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ К УСЛОВИЯМ СРЕДЫ, РАЗДРАЖИМОСТЬ, ДВИЖЕНИЕ, РАЗМНОЖЕНИЕ, ПИТАНИЕ И ВЫДЕЛЕНИЕ, ДЫХАНИЕ, РАЗВИТИЕ И РОСТ

Живой организм имеет клетки, которые делятся, чтобы создавать новые клетки. По мере того как клетки увеличиваются в размере и делятся, организм со временем становится больше. Таким образом появляются и качественные изменения в организме.

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ, НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ, ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ К УСЛОВИЯМ СРЕДЫ, РАЗДРАЖИМОСТЬ, ДВИЖЕНИЕ, РАЗМНОЖЕНИЕ, ПИТАНИЕ И ВЫДЕЛЕНИЕ, ДЫХАНИЕ, РАЗВИТИЕ И РОСТ



Предварительный просмотр:

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ вируса

Вирус атакует клетку, проникает в неё и внедряет свою ДНК в ДНК хозяина. Далее клетка как завод начинает воспроизводить частицы вируса, из которых происходит сборка новых вирусов. Образуется огромное количество вирусов, которые выходят из клетки, заражая остальные. Пораженная клетка при этом погибает.

Выделите основные этапы действия вируса.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ вируса

Вирус атакует клетку, проникает в неё и внедряет свою ДНК в ДНК хозяина. Далее клетка как завод начинает воспроизводить частицы вируса, из которых происходит сборка новых вирусов. Образуется огромное количество вирусов, которые выходят из клетки, заражая остальные. Пораженная клетка при этом погибает.

Выделите основные этапы действия вируса.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ вируса

Вирус атакует клетку, проникает в неё и внедряет свою ДНК в ДНК хозяина. Далее клетка как завод начинает воспроизводить частицы вируса, из которых происходит сборка новых вирусов. Образуется огромное количество вирусов, которые выходят из клетки, заражая остальные. Пораженная клетка при этом погибает.

Выделите основные этапы действия вируса.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ вируса

Вирус атакует клетку, проникает в неё и внедряет свою ДНК в ДНК хозяина. Далее клетка как завод начинает воспроизводить частицы вируса, из которых происходит сборка новых вирусов. Образуется огромное количество вирусов, которые выходят из клетки, заражая остальные. Пораженная клетка при этом погибает.

Выделите основные этапы действия вируса.

       

 

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверочная работа «Вирусы» 1. Выберите признаки…. Клеточное строение Раздражимость Наследственность и изменчивость Движение Размножение Обмен веществ Приспосабливаемость к условиям среды Рост и развитие 1 вариант …. ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ВИРУСОВ 2 вариант …… НЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ВИРУСОВ

Слайд 2

2. Обозначьте рисунок «Строение вируса» 1 вариант Вирусы обладают наследственностью 3 . Объясните…. 2 вариант Вирусы обладают изменчивостью 1 вариант 2 вариант

Слайд 3

4. Определите вирусное заболевание по описанию. Предложите меры профилактики Инфекционное заболевание, обусловленное поражением иммунной системы организма, окончательная стадия формируется через 9-11 лет после инфицирования. Заканчивается, если не проводить поддерживающую терапию , смертью больного . Природно-очаговая инфекционная болезнь, обусловленная поражением центральной нервной системы. Инкубационный период после укуса переносчиком варьирует в пределах от 8 до 23 дней. Характерны резкий подъем температуры до 39—40 °, тошнота, рвота. Может наступить паралич.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...