Презентация на тему: "Жизненный цикл вирусов"
презентация урока для интерактивной доски по биологии (10 класс)

Первых Ирина Вальтеровна

В данной презентации рассматривается вопрос о жизненных циклах вирусов, профилактике вирусных инфекций, вакцинации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zhiznennyy_tsikl_virusov.ppt2.08 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизненный цикл вирусов. Профилактика вирусных инфекций. Вакцина.

Слайд 3

Вирус прикрепляется к поверхности восприимчивой клетки – этот процесс называется адсорбцией . Вирус вводит свою нуклеиновую кислоту в клетку (у бактериофагов) или проникает в клетку полностью, а затем происходит отделение вируса от белковой оболочки и освобождение нуклеиновой кислоты. Этот процесс называется инъекцией . Репликация вирусных молекул нуклеиновой кислоты осуществляется за счет нуклеотидов, накопленных в клетке хозяина. Синтез вирусных белков и ферментов -- осуществляется на рибосомах клетки. Сборка вирусных частиц — осуществляется из синтезированных пораженной клеткой вирусных белков и нуклеиновых кислот. Лизис – выход вирусных частиц из пораженной клетки; при этом происходит распад клетки под влиянием ферментов фага, а у эукариот выпячивается оболочка клетки, и вирусные частицы «выталкиваются» в окружающую среду. Фазы жизненного цикла вируса

Слайд 4

Фазы жизненного цикла вируса 1) адсорбция (фиксация) вируса на мембране клетки хозяина 2) проникновение (пенетрация) вируса в клетку 3) депротеинизация (утрата белковой оболочки вируса) 4) репликация (размножение) 5) сборка вирионов(вирусных частиц) 6) выход вирионов из клетки

Слайд 5

Стр.119 – фазы жизненного цикла вируса

Слайд 8

Мир Главные цифры на 7 ноября Заражения 249 878 373+332 372 Смерти 5 049 273+4 402 Россия Главные цифры на 8 ноября Заражения 8 834 495+39 400 Смерти 248 004+1 190 Крым Главные цифры на 8 ноября Заражения 102 835+791 Смерти 3 141+15

Слайд 10

Способы борьбы с вирусными инфекциями • Первый способ - вакцинация. Суть его сводится к простой формуле «Бей врага его же оружием». Вирус здесь выступает против вируса. Вакцины включают систему иммунитета. В 1885 году французский ученый Луи Пастер изобрел вакцину против бешенства. При введении в организм такие вирусы не вызывают заболевания, но создается активный иммунитет к данному вирусу.

Слайд 12

Эдвард Дженнер – английский врач Родился: 17 мая 1749 г., Беркли , Глостершир, Англия Умер: 26 января 1823 г. (73 года), Беркли , Глостершир, Англия

Слайд 13

Дженнер использовал в эксперименте двух людей — доярку Сару Нелмс и восьмилетнего мальчика Джеймса Фиппса. У Нелмс незадолго до этого развилась коровья оспа — у ее рогатых подопечных возникла эта болезнь: их кожа, включая вымя, покрылась некоторым количеством волдырей. В ходе работы их содержимое попало на натруженные руки доярки, на которых также выступили характерные вздутия. Дальнейшее описано в огромном множестве статей в невероятных подробностях. Дженнер взрезал один из волдырей на руке крестьянки тонким ножом так, чтобы тот оказался весь покрыт содержащейся в нем жидкостью. Этим ножом врач проткнул кожу молодого Фиппса в нескольких местах на плече. Через несколько дней у мальчика развилась лихорадка, а на месте введения появились волдыри. По прошествии нескольких дней симптомы ушли. Через два месяца Дженнер снова ввел мальчику содержимое волдырей от другой доярки и не увидел симптомов, из чего заключил, что мальчик получил защиту от оспы.

Слайд 14

Картина « Доктор Дженнер проводит свою первую вакцинацию в 1796 году». Эрнест Борд (1877—1934).

Слайд 15

Само слово «вакцина» (от латинского vacca — «корова») ввёл Луи Пастер, увековечив, таким образом, память Дженнера. Но если английскому учёному повезло — его жестоко критиковали, но не преследовали, то Пастеру пришлось пережить беспощадную травлю. В 1885 году он на основе высушенного мозга заражённых кроликов создал вакцину против бешенства. Казалось, что открытие Пастера, позволяющее излечить болезнь, должно было быть встречено научным сообществом с энтузиазмом, но этого не произошло. Прививка вводилась уже после заражения, в ней находился ослабленный, но живой возбудитель бешенства, и это шло вразрез с существующими тогда представлениями о вакцинации. Вслед за бешенством вскоре появились вакцины против столбняка, холеры, брюшного тифа… Борьба с эпидемиями продолжилась, и у каждой новой вакцины была своя драматичная история, свои гении, злодеи и герои.

Слайд 17

Антитела , иммуноглобулины — крупные глобулярные белки плазмы крови , выделяющиеся плазматическими клетками иммунной системы и предназначенные для нейтрализации клеток патогенов ( бактерий , грибов , многоклеточных паразитов) и вирусов , а также белковых ядов и некоторых других чужеродных веществ. Каждое антитело распознаёт уникальный элемент патогена, отсутствующий в самом организме, — антиген, а в пределах данного антигена — определённый его участок. Связываясь с антигенами на поверхности патогенов, антитела могут либо непосредственно нейтрализовать их, либо привлекать другие компоненты иммунной системы, такие как фагоциты, чтобы уничтожить чужеродные клетки или вирусные частицы. Антитела — важнейший компонент гуморального специфического иммунитета.

Слайд 18

Все вакцины можно условно разделить на четыре группы: Живые вакцины (традиционные). Они содержат ослабленный живой микроорганизм. Примером могут служить вакцины против полиомиелита, кори, свинки, краснухи или туберкулеза. Инактивированные вакцины . Содержат либо убитый целый микроорганизм (вакцины против коклюша, бешенства и вирусного гепатита А), либо компоненты клеточной стенки или других частей возбудителя (вакцины против коклюша и менингококковой инфекции). Анатоксины . Вакцины, содержащие инактивированный токсин (яд), который вырабатывают бактерии. Примером могут служить вакцины против дифтерии и столбняка. Биосинтетические вакцины (генно-инженерные). Вакцины, полученные методами генной инженерии. Примером может служить вакцина против вирусного гепатита B.

Слайд 19

• Второй способ - химиотерапия . Это воздействие химических препаратов на вирусы. Трудность состоит в том, что вирусы размножаются внутри клеток, используя их системы, в силу чего, воздействия на вирусы приводит к нарушению обмена веществ клеток

Слайд 20

• Третий способ - интерферон . Это защитный белок, вырабатываемый клетками в ответ на заражение их вирусами. Он действует по принципу стоп-сигнала и подавляет размножение вирусов уже проникших в клетку. Опыт показывает, что если интерферон вырабатывается слабо, то вирусные заболевания протекают тяжелее.

Слайд 21

Четвёртый способ – лечебные сыворотки Лечебная сыворотка — это препарат плазмы крови без фибриногена , содержащий готовые антитела, которые образовались в крови животного (или человека), ранее заражённого данным возбудителем (перенёсшего данное заболевание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии в 6 классе на тему "Жизненные формы растений"

Презентация к уроку биологии в 6 классе на тему "Жизненные формы растений"...

Презентация "Методы защиты от компьютерных вирусов"

ГБОУ СПО БСХТ; автор Мусина Ж.М., 2012 г., 14 слайдов. Можно использовать на уроке, для самостоятельной подготовке учащихся и т.п....

Презентация к уроку "Классификация компьютерных вирусов"

Презентация к уроку по информатике "Классификация компьютерных вирусов"(8 кл.)...

Конспект к уроку на тему: "Жизненный цикл клетки"

периоды жизненного цикла клетки, митоз, мейоз...

Урок по биологии в 9 классе для факультативного курса по теме «ВИЧ-инфекция: пути заражения, Строение и жизненный цикл вируса»

Данный материал предназначен для учеников 9  класса на факультативном занятии по биологии  с целью углубления знаний по данной теме....

Решение задач по биологии по теме: "Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз" ЕГЭ ФИПИ 2020 задание № 27

В работе представлено решение 15 задач по сборнику ЕГЭ Биология ФИПИ 2020 под редакцией В.С. Рохлова...