Экологическая тропа «По тропинкам школьного двора»
презентация к уроку по биологии

Экологическая тропа «По тропинкам школьного двора"

        Экологическая тропа – это маршрут на местности, который специально оборудован для целей экологического образования и воспитания. Во время движения по экологической тропе посетители получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях. Созерцание красоты окружающей природы дополняется визуальной информацией на стендах и указателях, которые установлены на маршруте, а также рассказом экскурсовода или преподавателя. Экскурсия по экологической тропе сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы, благодаря чему эффект восприятия информации усиливается мощным зарядом положительных эмоций. История создания таких маршрутов насчитывает уже около 100 лет.

Проблемная ситуация: по результатам опроса детей мы сделали вывод: у

детей недостаточно знаний о растениях, которые растут вокруг нас, а

экологическое поведение детей не всегда грамотно.

Гипотеза: создание экологическо тропы с использованием ГИС поможет в решении задач экологического образования и воспитания учащихся.

Актуальность

    Основы экологической культуры, связанные с бережным отношением к природе, закладываются в дошкольном возрасте. Детский возраст является благоприятным периодом для начала работы по воспитанию у детей любви к окружающей природе. Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности.

   Целью работы является разработка  экологической тропы, предназначенной для проведения экообразовательной, духовно– просветительской  деятельности  МБОУ «СОШ № 6».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekotropa_gis.docx201.52 КБ
Файл prezentatsiya_.pptx760.17 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа Белгородской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»

СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА (МБОУ «СОШ №6»)

                 

Номинация

«Проектирование экологических троп с использованием ГИС»

Экологическая тропа «По тропинкам школьного двора»

Выполнили:

Виноградова Снежана Александровна, ученица 10 класса

Руководители проекта:

Григорова Людмила Александровна, учитель биологии;

Нечаева Алена Ивановна, учитель географии;

Максюта Даниил Дмитриевич, учитель информатики

Старый Оскол

2023

Содержание

Введение

3-4

1. Теоретическая часть

1.1 История создания  экологических троп

 5

1.2. Геоинформационные системы в экологии

  6

2. Практическая часть

2.1. Этапы создания экологической тропы

  7

2.2. Паспорт  экологической  тропы              

    8-17

     Заключение

  18

Список литературы

 19

Введение

        Экологическая тропа – это маршрут на местности, который специально оборудован для целей экологического образования и воспитания. Во время движения по экологической тропе посетители получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях. Созерцание красоты окружающей природы дополняется визуальной информацией на стендах и указателях, которые установлены на маршруте, а также рассказом экскурсовода или преподавателя. Экскурсия по экологической тропе сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы, благодаря чему эффект восприятия информации усиливается мощным зарядом положительных эмоций. История создания таких маршрутов насчитывает уже около 100 лет.

Проблемная ситуация: по результатам опроса детей мы сделали вывод: у

детей недостаточно знаний о растениях, которые растут вокруг нас, а

экологическое поведение детей не всегда грамотно.

Гипотеза: создание экологическо тропы с использованием ГИС поможет в решении задач экологического образования и воспитания учащихся.

Актуальность

    Основы экологической культуры, связанные с бережным отношением к природе, закладываются в дошкольном возрасте. Детский возраст является благоприятным периодом для начала работы по воспитанию у детей любви к окружающей природе. Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности.

   Целью работы является разработка  экологической тропы, предназначенной для проведения экообразовательной, духовно– просветительской  деятельности  МБОУ «СОШ № 6».

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: 

  1. по литературным данным проанализировать основные функции экологических троп, способы их создания на природных территориях и основы организации работы на подобных объектах;
  2. создать карту экотропы с использованием ГИС;
  3. объединить собранный материал в единый виртуальный тур с помощью геоинформационных программ;
  4. развивать познавательный интерес к миру природы, чувство ответственности за ее сохранность;

  1. Определить и нанести на схему маршрут экологической тропы и места размещения на ней информационных тематических станций, с последующей установкой на них информационных и интерактивных щитов;

  1. Разработать информационно-тематическое содержание для обеспечения работы на каждой тематической станции экологической тропы.

     При создании проекта экологической тропы можно использовался сетевой сервис «Яндекс. Карты», информационно-справочный сервер «Единая карта», портал «Мир карт», «Google планета Земля» и «ДубльГИС».

В результате проектирования экологической тропы с помощью интернет-сервисов можно получить наглядное детальное описание маршрутов.

Теоретическая  часть

  1. История создания экологических троп

     Впервые понятие природная или экологическая тропа появилась в США. В начале века лесничий Бентон Маккей предложил учредить нечто вроде «заповедника для пешеходов» – проложить тропу по Аппалачскому хребту. К 4 1922 году пешеходная тропа через все Аппалачи от штата Мэн на северо-западе до Джорджии на юго-востоке была готова, длина ее составила 3300 км.

    В России еще до революции, в 1916 году, в Крыму, в 7 км от Судака вдоль скал была вырублена пешеходная тропа. Ее называют Голицынской, так как строительство проводилось по указанию князя Л. С. Голицына. Широкое распространение учебных и учебно-познавательных троп на территории бывшего СССР началось с начала 60-х годов.

      Современная экологическая тропа – комплексное средство экологического воспитания и образования детей. Она является своеобразным «кабинетом в природе для проведения учебной и пропагандисткой работы по вопросам охраны природы, исследовательской работы учащихся, фенологических наблюдений. Учащиеся на тропе изучают объекты и явления природы, познают виды природопользования, приобретают опыт оценивания характера и результатов взаимодействия человека и природы. Они овладевают навыками культуры экологически грамотного поведения в природном окружении, развивают умение пропагандировать идеи охраны природы среди сверстников и населения, расширяют свой кругозор по современным экологическим проблемам и путям их решения.

       Экологическая тропа помогает эффективно реализовать связь знаний, полученных учащимися на тропе, с программным материалом, расширяет и углубляет его. На экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания знания, чувства и действия. Особенность знаний на экологической тропе в том, что получаемые на ней знания не сводятся лишь к расширению научной картины мира. Основное внимание здесь важно направлять на анализ конкретного отношения человека к окружающему миру, развивать навыки комплексной оценки результатов труда, умения прогнозировать экологические последствия, в том числе в результате личного поведения своих одноклассников, знакомых.

1.2 Геоинформационные системы в экологии

Объем информации, существующий в современном мире, не может сравниться с тем, который был получен в прошлом веке. Изменения коснулись как способов получения, так и способов хранения и передачи информации. Информатизация затронула все стороны жизни общества,  трудно назвать какую-либо сферу человеческой деятельности – от начального школьного образования до высокой государственной политики, где не ощущалось бы её воздействие.

В науках о Земле информационные технологии породили геоинформатику и географические информационные системы. Среди всего многообразия традиционных областей использования ГИС заметно доминирует новая её отрасль – экологическая. Использование ГИС позволяет оперативно получать информацию по запросу, отображать её на карте, оценивать состояние экосистемы, а при наличии данных и проследить развитие во времени.

ГИС является лучшим способом хранить информацию об участке суши или моря. Некоторые возможности применения ГИС в экологии:

  • Ввод, накопление, хранение цифровой экологической информации
  • Отражение текущего состояния экосистемы
  • Исследование экологической ситуации в пространстве и времени

Создать реальную экологическую тропу не просто, так как это сопряжено с большими организационными и финансовыми трудностями, а новейшие информационные технологии облегчают задачу, тем более предоставляют ряд преимуществ:

  • Доступность
  • Хранение цифровой информации с привязкой к карте
  • Возможность пополнения
  • Использование для людей с ограниченными возможностями
  • Использования данных круглый год (например, в процессе обучения в школе)

Практическая часть

2.1 Этапы создания экологической тропы:

  1. Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов
  2. Составление картосхемы тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов.
  3. Создание экологической тропы, с использованием геоинформационной системой:  нанесение маршрута, фотографий.

2.2 Паспорт экологической тропы

1.Название экотропы

«По тропинкам школьного двора»
2.Цели и задачи экотропы

Целью экологической тропы является: получение информации природных объектах, процессах и явлениях связанных с ними.

Учебная экологическая тропа выполняет следующие задачи: познавательную, обучающую, развивающую, воспитательную и оздоровительную.

 Познавательная и обучающая задача экотропы включает знакомство с местной живой и неживой природой; изучение типичных представителей растительного и животного мира и способов их адаптации к условиям обитания; изучение различных экосистем и выявление экологических связей между растениями, животными и условиями среды; анализ влияния деятельности человека на экосистемы; знакомство с научными методами изучения природных объектов и приобретение навыков самообразования и  исследовательской работы. Поэтому экологическую тропу называют «учебным кабинетом в природе».

Развивающая задача экотропы состоит в том, чтобы способствовать развитию у детей внимания, наблюдательности, памяти, аналитического мышления и восприятия красоты, раскрыть их творческие возможности.

Воспитательная задача состоит в воспитании любви к природе, развитии экологической культуры. Любовь к природе не приходит сама собой - ее нужно пробудить. И здесь особенно важен опыт непосредственного общения детей с природой. Проводя наблюдения на экологической тропе, школьники познают родную природу, видят ее красоту и ранимость, начинают понимать, что каждый вид является важным звеном экологической системы. Понимание единства всей живой и неживой природы лежит в основе осознанного экологически правильного поведения. Участие в общей работе по созданию и благоустройству экотропы приучает детей к труду, развивает у них чувство ответственности и бережное отношение к плодам своих и чужих рук.

3.Местонахождение

Белгородская  область, город Старый Оскол, м-н Жукова - 36, территория школьного дора.

4.Состояние экотропы

Состояние тропы удовлетворительное.

5.Режим использования тропы

Экологическую тропу можно использовать в тёплое время года. Это учебные экскурсии, исследования, отдых. Запрещается: загрязнение тропы бытовым мусором.

6.Необходимые мероприятия

Очистка территории от сушняка, систематизация произрастающих деревьев, уборка листьев и мусора.

Для экскурсий был выбран участок протяжённостью 400метров, на нём отмечены  6 остановок.

 

Перед началом путешествия по экологической тропе, учитель или ученик,  выступающий в роли  экскурсовода,  озвучивает правила поведения на экологической тропе и в природе, перечисляет остановочные пункты (этапы) тропы.

     В содержание экскурсий включаются сведения не только о растениях и животных, но и об их взаимосвязи, о единстве человека и природы. Путешествие  проходит по станциям. Вот краткое описание этих станций.

Правила поведения на экологической тропе

1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!

2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.

3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.

4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.

6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т.п.

7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение.

 Станция №1«Береза - символ России»

Рассказ учителя  о березе:

Хорошо в березовой роще весной! Воздух, как никогда, чист и ароматен. С ветвей свисают сережки, пускающие по ветру тучки желтой пыльцы. В начале апреля можно собирать пахучие, смолистые почки. Почки вместе с ветками сушат в тени, у березы высоко ценятся смолистые ароматные почки. Береза не только вылечит, но и напоит. В березовой роще можно встретить различных животных, например ежиков, улиток, гусениц.

Не капризна наша лесная красавица, любит березка только свет и простор, растет даже на вечной мерзлоте. Не боится суровых морозов и коварных весенних заморозков. Начинает солнышко припекать весной, просыпаются от зимней спячки древесные соки. Вот когда появляется опасность погибнуть от заморозков, ведь водные растворы, которыми являются древесные соки, быстро замерзают и губят дерево. Пока растение спит, морозы не страшны. У березки есть свое приспособление, чтобы справиться с весенними заморозками - белая кора. Не доверяет березка весеннему солнышку. Кора отражает солнечный свет, не дает быстро нагреваться внутренним слоям дерева, т.е. не дает быстро проснуться от зимней спячки и древесному соку.

Березовая рощица - это небольшой участок лиственного леса (березняк).

Береза - лиственное дерево, она сбрасывает осенью листья. В сентябре начинает золотиться листва березы. Дерево это часто называют красой русской природы.

Большинство видов берёз - деревья высотой 30-45 м. Вырастает береза из маленького семечка, напоминающего своим видом крошечную рыжеватую бабочку. Береза растет быстро, если ей достаточно света и питания. К двадцати годам береза становится взрослым деревом, начинает цвести и давать семена. Цветет береза сережками, в то же время, когда распускаются ее листья.

Использование березы:

В народной и официальной медицине используются преимущественно берёзовые почки, молодые листья. Свежее сырьё выделяет летучие фитонциды с очень сильными бактерицидными свойствами (поэтому воздух помещений, в которых высушиваются листья и берёзовые почки, эффективно обеззараживается).

Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство.

Береста издавна применялась в народных промыслах для изготовления корзинок, коробок, ковшей, лукошек, простейшей обуви, служила материалом для письма (берестяная грамота).

Березовый сок вкусен и полезен. Его с удовольствием пьют не только люди, но разные лесные птицы и звери. Дятел пробивает острым клювом тонкую белую кору и лакомится соком: улетит дятел - слетятся к березе другие птицы. Любят сладкие березовые слезы и медведь, и глухарь, и муравьи, и бабочки лимонница и крапивница, и вся прочая лесная мошкара. Березовый сок издавна применяют в народной медицине при фурункулезе, ангине, трудно заживающих ранах, язвах. За этот целебный дар люди часто губят березку. При добыче березового сока дерево теряет питательные вещества и воду, и это сказывается на его общем состоянии. Деревья, от которых берут сок, растут медленнее, ветви у них короче и листья мельче. Семена деревьев, ослабленных подсочкой, имеют меньшую всхожесть. В конце концов регулярное взятие сока приводит к полному истощению и гибели березы.

Поэтому при сборе сока надо соблюдать специальные правила. Как быть, если перед вами истекающее соком дерево: если рана свежая, нужно наложить пластырь или повязку из чистой тряпочки и влажной глины, а если процесс гниения начался и разрубленное место потемнело, его надо расчистить ножом до здоровой светлой древесины и тогда только наложить повязку.

Кто не видел на березе черточки? Их называют чечевичками. Через эти чечевички-отдушины вовнутрь ствола проникает воздух, так дерево дышит. На зиму чечевички закрываются, и дерево почти не дышит.

В лесах, рощах, парках часто встречаются не только березы-одиночки, но и живописные семейки из 3-4 берез и более. Это дети одной матери, выросшие из поросли пня. Растут они быстро, так как получают питание от могучей корневой системы материнского растения.

Используют также и березовые дрова для отопления в деревнях, где нет газа. В банях большим спросом пользуются берёзовые веники.

        

Береза - символ России. В старину молодые девушки устраивали вокруг берез хороводы, заплетали на веточках берез цветные ленточки и загадывали счастливую судьбу. Собирали они также по осени в березовых рощах грибы, чаще всего - подберезовики.

Станция №2 «Птичья столовая».

Информация о птицах для детей

Птицы — одни из самых удивительных животных на Земле. Птицы имеют крылья и перья. У птиц есть клювы и когти. Птицы живут в гнездах. Птицы едят фрукты, зерно, червей, насекомых и т. д. Птицы бывают разных видов. Они тоже разных размеров. Самая маленькая птица — колибри. Самая большая птица — Страус. Птицы имеют разный цвет. У некоторых птиц, таких как павлин, есть красивые и красочные перья. Ворона и кукушка имеют черный цвет. Хотя лебеди и голуби имеют белый цвет. Некоторые птицы могут летать высоко, и некоторые птицы могут плавать в воде. Утка, аист и лебедь — водяные птицы. Птицы, такие как павлин и петух, не могут летать высоко. Птицы, такие как орел, стервятник, коршун и ястреб, могут летать очень высоко в небе. Некоторые птицы не могут летать, один из таких видов — пингвин. Птица откладывает яйца и вылупляет молодых особей. Кукушка и соловей поющие птицы. Попугая можно научить говорить. Совы могут видеть даже в темноте. Летучие мыши висят на ветвях деревьев вверх ногами. Птицы — особый вид животных с определенными специфическими характеристиками. Птицы населяют окружающую среду, которая им подходит. Птицы являются социальными. Они живут в стаях, охотятся. Птицы играют важную роль в жизни человека. Птицы, такие как куры и утки, дают пищу человеку в виде мяса и яиц. Птицы помогают нам избавиться от насекомых. Некоторые птицы выращиваются человеком для развлечений, такие как попугай, голубь и т. д.

1. Беседы:

«Какие они птицы?»

Цель: активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, об уходе за птицами в уголке природы; воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять.

Кого вы видите на дереве? Как вы догадались, что это птицы? (Все с крыльями, все умеют летать.) Но имеют крылья и умеют летать не только птицы, но и бабочки, жуки? (Тело птиц покрыто перьями, у них есть клюв, две ноги с острыми коготками.) Перья - оперение. Произнесите эти слова. Они похожи друг на друга? А по оперению, цвету крыльев, перьев эти птицы похожи? (Нет, оперение разное). Кому какая птица представляется наиболее красивой и почему (2 - 3 ответа.) 

Ребята, а знаете ли вы,  как птица спит (распушает перья, закрывает глаза и прячет голову под крыло), как купается (влезает ногами в воду, приседает, бьет крылышками по воде, потом приглаживает и сушит перышки). И т. д.

Как вы думаете, почему говорят, и говорят правильно, что птицы  - наши друзья?  (Они поедают насекомых и гусениц, сохраняя людям леса, парки, сады. С птицами, радующими окружающих своим щебетанием, веселее, радостнее жить.)

 «Знакомство с вороной»

Цели:

  1. Дать знания о птице - вороне, её строении.
  2. Познакомить с особенностями поведения (повадками).
  3. Активизировать словарь детей за счёт слов: ворона, крылья, летает, прыгает, каркает.
  4. Воспитывать доброжелательное отношение к природе, всему живому.
  5. Развивать интерес к жизни птиц.

Воспитатель говорит, что по дороге в детский сад встретил чудовище. Описывает его: оно большое, серого цвета, чёрные крылья, две ноги, на голове большой клюв.

- Как называется эта птица?  (ворона)

Буратино спорит с ребятами, что она большая. Дети доказывают игровому персонажу, что ворона -  это птица. Называют существенные признаки (крылья, клюв, перья). Обсуждают размер крыльев, цвет крыльев.

Учитель рассказывает о том, чем питается ворона.

Буратино: Ребята, а каких птиц вы ещё знаете?

3. Наблюдение

«Наблюдение за птицами»

Цель: учить детей узнавать пернатых по внешнему виду, замечать, как птицы передвигаются, чем питаются, подводить к пониманию отличительных черт живых организмов от объектов неживой природы. Продолжать формировать у детей эмоциональную отзывчивость.

2  «Наблюдение за воробьями»

Цель: помочь детям вспомнить названия птиц, обратить внимание на изменившееся поведение птиц на участке, обратить внимание на щебетание.

3 «Наблюдение за птицами, кормление птиц»

Цель: учить детей сравнивать птиц (голубя и воробья, снегиря и синицу, сороку и ворону) по величине, окраске, оперению. Дополнять знания детей о различных видах птиц.

Обогащение словаря: птицы, крупные, мелкие, оперение, ходить, прыгать, летать, лапки, коготки.

4 «Наблюдение за птицами. Чтение И. Токмакова «Голуби»»

Цель: обратить внимание детей на изменение в поведении птиц с приходом весны (воробьи греются на солнышке, купаются в лужах, чирикают, голуби воркуют). Покормить птиц. Предложить детям показать, как птицы клюют корм.

Обогащение словаря: птицы, тепло, весна, рады, звонко поют и чирикают.

«Наблюдение за грачом»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами, рассказать о том, что с приближением теплого времени года птицы возвращаются в родные края, первыми прилетают грачи и скворцы.

«Наблюдение за грачами»

Цель: продолжать знакомить детей со строением птиц, активизировать знания детей о частях тела птиц, учить называть их.

Обогащение словаря: крыло, клюв, хвост, лапы, шея, туловище, блестит, перья.

«Наблюдение за птицами»

Цель: систематизировать и дополнить знания детей о птицах, их характерных особенностях (внешний вид, движения, питание).

Обогащение словаря: птицы, оперение, грудка, хвост, крылья.

«Наблюдение за скворечником»

Цель: рассмотреть скворечник, уточнить форму домика, крыши, отверстия. Понаблюдать, как вылетают скворцы, как они возвращаются в скворечник, продолжать знакомить детей с птицами, дать представление о том, как люди заботятся о птицах.

Станция №3 «Кленовая аллея»        

Клен – дерево быстрорастущее.

   Молодые побеги, которые получают достаточно влаги, тепла и света, за год подрастают примерно на метр. В нашей стране наибольшее распространение получил Остролистный Клён.

Высотой может достигать 30 метров. В среднем этот представитель семейства кленовых может прожить до 200 лет.

Кора спелого клена имеет серый оттенок. Диаметр дерева доходит до полутора метров.

Листья клёна ни с чем не спутаешь. Крупные и жилистые, они имеют по пять лопастей с остроконечными долями.

Осенью листья наливаются янтарным огнем, пока не опадут. Уже после листопада, семена, похожие на стрекоз, опадают, чтобы дать жизнь новым побегам.

Древесина клёна имеет белый цвет со слегка золотым отливом. Хорошо окрашивается, поэтому ценится в столярных мастерских.

Весной клен пробуждается одним из первых. Цветение длится полторы недели, прежде чем на дереве появятся первые листья.

С цветением клёна связано много примет. Одна из них заключается в том, что если береза начнет цвести раньше клёна, стоит ждать сухого лета. Если клён цветет раньше березы, лето будет дождливое.

Цветочки у него малозаметные: мелкие, желтовато - зеленые, но у них сильный привлекательный запах.

К тому же в это время не так много цветущих растений, поэтому пчелы и другие насекомые устремляются к клену, собирают сладкий нектар и опыляют растение. Плоды клена похожи на маленькие пропеллеры. Осенью они отрываются от веток, и ветер разносит их по окрестностям.

Распространение клена:

В мире существует около 150 видов клёна, при этом в России произрастает только 25. Самые распространенные виды – остролистный клён, клён полевой и клён белый.

Распространен преимущественно в Северном полушарии, хотя его вечнозеленые собратья встречаются в тропиках.

В России обитает в смешанных лесах, не образовывая чисто кленовых лесов. Очень любит освещенные места, поэтому этих балагуров можно найти на опушках и окраинах леса.

Значение и применение клена:

Древесину клена можно легко гнуть, поэтому еще с давних времен ее использовали для изготовления музыкальных инструментов. Еще в IX веке славяне делали из клена гусли. В Средние века клен стал широко применяться в изготовлении струнных, смычковых и других музыкальных инструментов.

В древнем Новгороде клен был излюбленным материалом мастеров, изготовлявших ложки, ковши, резные и точеные сосуды.

Из него же изготовляли весла, рукоятки ножей, подшипники и другие ответственные детали простейших машин.

Сейчас из клена изготавливают звонкие скрипки, гитары. А еще из клена изготавливают лыжи, быстрые и легкие. Из кленовой древесины делают бейсбольные биты, кегли для боулинга.

Красивый клён очень часто высаживают в парках.

Кленовый сок:

Человек получает из клёна вкуснейший сироп. А когда его сгущают по определенной технологии до консистенции масла, получается сладость вкусная и полезная. Сок клена не уступает березовому соку  –  в старину из него выпаривали сахар.

Но человек не одинок в своем желании полакомиться. Этот сок давно оценен птицами и зверями. Дятел, чтобы добраться до сладкого, делает клювом в коре дырку, а белка просто прокусывает её. Это совсем не вредит дереву. Эти ранки маленькие, и затягиваются они быстро.

Медицинское применение клена:

В лечебных целях используют листья и побеги, сбор которых производят весной.

Настой и отвар листьев клена оказывают мочегонное, желчегонное, противовоспалительное, обезболивающее и ранозаживляющее действие.

При порезе  -  прикладывают чистые измельченные листья клена к ране.

 

Приметы про клён:

Клен - это необыкновенное деревоО нём у русского народа есть немало примет поверий, сложены песни.

- если кто-то несчастный и обиженный дотронется до зеленеющего дерева, оно высохнет;

- говорят, что клён «плачет» перед дождем;

- а если весной он выделяет сок, то скоро потеплеет;

- если ветви клена дружно склонились в одну сторону, это верный признак того, что рядом находится хорошая водяная жила;

- если у клена листья распускаются позже, чем у березы, то лето будет засушливое.

Станция №4 «Травушка-муравушка».

    На данной станции учащиеся изучают травянистые растения . Определяют лекарственные растения с помощью определителя растений. Составляется гербарий. Фиксируют материал в маршрутных листах.

Станция №5 «Цветник».

    Цветник – украшение на территории детского сада, используется не только в декоративных, но и в дидактических целях. В нём высажены растения, цветущие с ранней весны до поздней осени. Нежные нарциссы, яркие тюльпаны, строгие ирисы – цветут весной; календула, роза, колокольчик, настурция – летом; астра, лилейник, георгины, – осенью.

Биологические особенности: Цветок является важным органом цветковых (покрытосеменных) растений. Часто он красивый и хорошо заметный. Цветки растений весьма разнообразны, они разного размера, цвета, имеют разные запахи или без запаха, собранные вместе или одиночные.Объединяет все цветки растения выполняемая ими функция -размножение растений, в результате которого образуются семена и плоды. Цветки большинства растений размещаются на цветоножках, похожих на тонкие стебельки. Вверху цветоножка переходит в цветоложе, на нем располагается сам цветок. Из узлов цветоложа растут чашелистики, лепестки, тычинки и пестик. Рыльце пестика принимает пыльцу. Поэтому оно обычно липкое, шероховатое и иногда ветвистое. Тычинки обычно состоят из тычиночной нити и пыльника. В пыльниках образуется пыльца, Опыление — это перенос пыльцы с пыльников тычинок на рыльце пестика. Виды опыления: самоопыление в пределах одного цветка происходит у растений, образующих нераскрывающиеся цветки,перекрестное опыление — перенос пыльцы между цветками разных особей, осуществляется разными способами: с помощью насекомых, птиц, летучих мышей, ветра и воды. У растений с перекрестным опылением выработались различные приспособления, облегчающие опыление: лепестки цветков ярко окрашены, сильный запах, источаемый цветками, легкая пыльца, переносимая ветром и др.

Использование растения: Цветы используются в основном для декоративных целей, обеспечивающий источник эстетического удовольствия. Выращивание и производство цветов в садоводстве называется цветоводство . Искусство аранжировки цветов - флористика, на Дальнем Востоке ( Япония ) такое искусство является традиционным и имеет название икебана . Цветки часто являются предметом вдохновения художников. Некоторые цветы обеспечивают пчел сырьем для производства меда - нектаром и пыльцой. Поэтому выращивают все большее число видов медоносных растений, таких, например, как гречка, клевер . Некоторые растения выращивают для того чтобы получать эфирные масла собственно из цветов. Эфирные масла являются сырьем, например, для парфюмерной и фармакологической промышленности. Из лепестков роз получают розовое масло, из соцветий лаванды - лавандовое масло и др.. Цветы и соцветия имеют меньшее значение в кулинарии чем другие части растений, но некоторые виды являются важными овощами и специями. Некоторые цветы и соцветия также используются как лекарственные растения. Например, цветы ромашки лекарственной и соцветия липы используются как противопростудное, противовоспалительное и спазмолитическое средство. 

Станция №6 «Географическая площадка». 

      Географическая площадка - специально организованный и четко ограниченный на местности участок, предназначенный для систематического проведения практических занятий по естествознанию. Она необходима для систематического проведения комплексных фенологических наблюдений за живой и неживой природой и поэтому располагается вблизи школы. Формирует практические умения пользоваться измерительными приборами.
Географическая площадка имеет квадратную форму (размер 10 х 10м). Для осуществления практических природоведческих работ и наблюдений ее оснащение должно включать:
1) флюгер (прибор для определения направления ветра, укрепленный на металлическом столбе, высота которого не менее 10 м) со столбом-высотомером для закрепления практических навыков и сравнений при определении высоты дерева, дома и других объектов;
2) метеорологическую будку (небольшое деревянное сооружение, размещенное на опорах высотой 1,5-2 м) с установленным в ней термометром; работа предполагает наличие лестницы, которую периодически приставляют к ней, чтобы дети могли свободно подняться и снять показания прибора;
3) осадкомер, по которому определяется количество выпавших осадков за установленный промежуток времени: прибор укрепляется на металлической трубе высотой 1,5-2 м;
4) светоизмерительную рейку (длина 1,5-2 м, ширина 8-10 см), предназначенную для выполнения практических работ по измерению толщины снежного покрова; одна ее сторона окрашивается в белый цвет и на нее наносятся деления через 1 см, противоположная — в черный цвет, с делением 10 см;
5) штакетник, окружающий по периметру географическую площадку, окрашиваемый через 1 метр в разные цвета и служащий в качестве забора-измерителя (какой участок забора отбрасывает тень в разное время суток);
6) измерительную делянку, которая должна обязательно включать наглядные меры - кубический метр с делениями на дециметры;
7) гномон - прибор (прочный шест длиной 1,5 м, установленный чаще всего в центре площадки и предварительно проверяемый на точность установки (вертикальность) отвесом), посредством которого определяется полуденная линия - направление местного меридиана, точное местное время и высота солнца над горизонтом, направление сторон горизонта; при его установке желательно, чтобы длина надземной части равнялась 1 метру;
8) дорожки, сориентированные по основным, промежуточным сторонам горизонта в целях улучшения ориентировки детей на местности;
9) песочную зону для моделирования различных форм рельефа (холма, горы, склона, вершины и др.).

      На площадке выполняются различного рода практические работы по определению движения солнца, направлению ветра, ориентированию на местности с помощью компаса, измерению толщины снегового покрова и т.п. При этом наиболее приемлемой формой работы является групповая (в звеньях по 5-7 человек).
Рекомендуется проводить работу по предварительно составленным инструкциям. Промежуточные измерения фиксируются всеми детьми в тетрадях на основании выверенных учителем результатов наблюдений дежурных. На уроке обобщаются и анализируются результаты наблюдений.
Ознакомление младших школьников с устройством географической площадки и систематическая работа на ней предоставляют возможность подготовить детей к проведению самостоятельных исследований в среднем потоке.

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Почему в своей работе мы решили создать экологическую тропу с использованием ГИС?

Новейшие информационные технологии имеют преимущества:

  • Доступность
  • Хранение цифровой информации с привязкой к карте
  • Возможность пополнения
  • Использование для людей с ограниченными возможностями
  • Использования данных круглый год (например, в процессе обучения в школе)

Таким образом,  ГИС является лучшим способом хранить информацию об участке поверхности, она позволяет не только хранить и накапливать информацию, но и исследовать экологическую ситуацию во времени. Этот может использоваться на уроках биологии, географии, химии, экологии, даже информатики

Целью наше  работы было создание  экологической тропы с использованием ГИС, с чем мы  справились. В ходе работы решены все задачи, поставленные в начале работы. Нами были изучены вопросы проектирования и разработки экологических троп с использованием ГИС.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лихачева Э. А., Насимович Ю. А., Александровский А. Л. Ландшафтногеоморфологические особенности Москвы. Природа. М., 1996.
  2. "Тропа в гармонии с природой". Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. М.: "Р. Валент", 2007.
  3. Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке. Журнал «Биология в школе» №6, 2000.
  4. Чижова В.П., Методика оpганизации учебных тpоп в зонах отдыха /Геогpафические аспекты исследования pекpеационных систем. — М. 1979
  5. http://www.ecosystema.ru
  6. http://www.apartment.ru
  7.  http://www.esosedi.ru 9.https://ecodelo.org/329012_chto_takoe_ekoturizm_sovremennaya_kontseptsiya_eko turizma-ekologicheskii_turizm_kak_sovremen


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Руководители проекта : Григорова Людмила Александровна, учитель биологии Нечаева Алена Ивановна, учитель географии Максюта Даниил Дмитриевич, учитель информатики ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА «ПО ТРОПИНКАМ ШКОЛЬНОГО ДВОРА» Проектирование экологических троп с использованием ГИС г. Старый Оскол, 2023 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ Основы экологической культуры, связанные с бережным отношением к природе, закладываются в школьном возрасте. Детский возраст является благоприятным периодом для начала работы по воспитанию у детей любви к окружающей природе. Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности.

Слайд 3

ЦЕЛЬ Разработка экологической тропы с использованием ГИС, предназначенной для проведения экообразовательной , духовно - просветительской и патриотической деятельности учащихся в МБОУ «СОШ № 6 »

Слайд 4

ЗАДАЧИ Проанализировать основные функции экологических троп, способы их создания на природных территориях и основы организации работы на подобных объектах; создать карту эко-тропы с использованием ГИС; объединить собранный материал в единый виртуальный тур с помощью геоинформационных программ; развивать познавательный интерес к миру природы, чувство ответственности за ее сохранность; определить и нанести на схему маршрут экологической тропы и места размещения на ней информационных тематических станций; разработать информационно-тематическое содержание для обеспечения работы на каждой тематической станции экологической тропы.

Слайд 5

ИСТОЧНИКИ ГИС При создании проекта экологической тропы использовался сетевой сервис « Яндекс.Карты », информационно-справочный сервер «Единая карта», портал «Мир карт», « А rcgis ».

Слайд 6

СИСТЕМА СБОРА ГИС СИСТЕМА ХРАНЕНИЯ СИСТЕМА АНАЛИЗА ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КООРДИНАТНОЙ ИНФОРМАЦИИ СТРУКТУРА ГИС

Слайд 7

1 2 3 4 5 6 МАСШТАБ 1 : 1000 (1 СМ к 10 М) Маршрут экологической тропы: «По тропинкам школьного двора» 1. Береза – символ России 2. «Птичья столовая» 3. Кленовая аллея 4. «Травушка-муравушка » 5. Цветник 6. Географическая площадка

Слайд 8

ИТОГОВЫЙ ПРОДУКТ https://storymaps.arcgis.com/stories/d0adbc2facf542a787c976f570f4f3d1

Слайд 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Новейшие информационные технологии имеют преимущества: Доступность Хранение цифровой информации с привязкой к карте Возможность пополнения Использование для людей с ограниченными возможностями Использования данных круглый год (например, в процессе обучения в школе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Экологический паспорт школьного двора"

Наша планета начинается на школьном дворе! Экология школьного двора  взаимосвязана с экологией микрорайона школы......

"Деревенская улица на школьном дворе" социальный проект по благоустройству двора

Ежегодно в нашей школе реализуются социальные проекты по оказанию социальной помощи обучающимся. Вашему вниманию предоставлен один из проектов по трудоустройству учащихся из социально незащи...

ПОЛОЖЕНИЕ о школьной экологической акции «Мой школьный двор, мой дом, мой город»

ПОЛОЖЕНИЕ о школьной  экологической акции «Мой школьный двор, мой дом, мой город»...

Программа социально-экологического проекта «ШКОЛЬНЫЙ ДВОР»

Школьный двор часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Эта среда должна быть функциональна и комфортна, так как является составляю...

Средства усиления выразительности речи. Понятие тропа. Виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза.

Средства усиления выразительности речи. Понятие тропа. Виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза....

Электронная экологическая лаборатория: от чистого школьного двора – к чистому городу!

Электронная экологическая лаборатория - сайт разработанный авторами проекта на основе свободно распространяемого программного обеспечения Wordpress. Содержание сайта структурировано по этапам реализац...