«Практическая биология»
рабочая программа по биологии (5 класс)

Юлия Валерьевна Коваленко

Направленность программы  - естественнонаучная

Уровень освоения программы - базовый

Программа «Практическая биология» ориентирована на приобретение знаний по разделам биологии (микробиологии, ботанике, зоологии), на развитие практических умений и навыков, поставлена на формирование интереса к опытной, экспериментальной и

Исследовательской деятельности, которые способствуют познавательной и творческой активности обучающихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большеколпанская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

На заседании ШМС

Руководитель ШМС:

______/ Г.В. Ибадова

Протокол № _____

от ______2022г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ

«Большеколпанская СОШ»

__________/ И.П. Игнатьева Приказ №___от _________2022г.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

C:\Users\школа\Desktop\программы точки роста\логотип.jpeg

Предмет: БИОЛОГИЯ

Программа внеурочной деятельности: «Практическая биология»

Класс: 5

Руководитель: Коваленко Ю.В.

2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

Направленность программы - естественнонаучная

Уровень освоения программы - базовый

Программа «Практическая биология» ориентирована на приобретение знаний по разделам биологии (микробиологии, ботанике, зоологии), на развитие практических умений и навыков, поставлена на формирование интереса к опытной, экспериментальной и

Исследовательской деятельности, которые способствуют познавательной и творческой активности обучающихся.

Актуальность и особенность программы.

Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.

Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно-исследовательской деятельностью.

Программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 5 классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике. Заключается в том, что программа «Практическая

биология» в занимательной форме знакомит детей с разделами биологии: микробиологии, ботанике, зоологии, готовит к олимпиадам и конкурсам различных уровней.

В учебном плане по предмету «Биология» отведен всего 1 час в неделю в 5 классах, что дает возможность сформировать у обучающихся только базовые знания по предмету.

На уроках биологии в 5классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.

Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.

Цельи задачи программы

Цель: формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к миру живых организмов, приобретение необходимых практических умений и навыков проведения экспериментов, основ исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  • Расширение кругозора обучающихся;
  • Расширение и углубление знаний обучающихся по овладению основам и методов

познания, характерных для естественных наук (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение);

  • Подготовка обучающихся, ориентированных на биологический профиль обучения, к усвоению материала повышенного уровня сложности по химии.

Развивающие:

  • Развитие умений и навыков проектно –исследовательской деятельности;
  • Развитие творческих способностей и умений учащихся самостоятельно приобретать и применять знания на практике.

Воспитательные:

  • Воспитание экологической грамотности;
  • Воспитание эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру;
  • ориентация на выбор биологического профиля.

При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

-использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, метод проектов);

-организация проектной деятельности школьников и проведение мини - конференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.

Формы проведения занятий: лабораторный практикум с использованием оборудования центра «Точка роста», экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.

Срок реализации программы - 1год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 34 часов.

Планируемые результаты освоения программы.

-иметь представление об исследовании, проекте ,сбор и обработка информации, составлении доклада, публичном выступлении;

-знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

-уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

-уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

-владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

-знания основных принципов и правил отношения к живой природе;

-развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы; - развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);

-эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,

классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметныерезультаты:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

-выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;-

Классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

-объяснение роли биологии в практической деятельности людей;

-сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

-умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;

-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  1. В ценностно – ориентационной сфере:

-знание основных правил поведения в природе;

-анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

  1. В сфере трудовой деятельности:

-знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

-соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

  1. В эстетической сфере:

-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Структура программы

При изучении разделов программы изучаются разные области биологии. Ботаника— наука о растениях. Зоология — наука, предметом изучения которой являются представители царства животных. Микология — наукао грибах. Физиология— наука о жизненных процессах. Экология—наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой.

Бактериология— наука о бактериях. Орнитология — раздел зоологии, посвященный изучению птиц. Биогеография—наука, которая изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Систематика— научная дисциплина, о классификации живых организмов. Морфология изучает внешнее строение организма.

Тематическийплан

Названиераздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Лаборатория Левенгука

5

3

Практическая ботаника

19

4

Биопрактикум

9

ИТОГО

34

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение. (1 час)

Во введении учащиеся знакомятся с планом работы и техникой безопасности при выполнении лабораторных работ.

Раздел 1. Лаборатория Левенгука (5 часов)

Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка

Лабораторные работы:

-Изучение устройства микроскопа

- Приготовление и рассматривание микропрепаратов (чешуя лука)

- Строение растительной клетки

-Явления плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке

Раздел 2. Практическая ботаника (19 часов)

Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Ульяновской области.

Лабораторные работы:

- Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листа

- Испарение воды листьями до и после полива

- Тургорное состояние клетки

- Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения

- Обнаружение нитратов в листьях

Проектно-исследовательская деятельность:

∙ Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»

∙ Проект «Редкие растения Ульяновской области»

Раздел 3. Биопрактикум (9 часов)

Учебно - исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.

Лабораторные работы:

Влияние абиотических факторов на растение

Измерение влажности и температуры в разных зонах класса

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (34 часа)

Тема программы

Количество часов

№ п/п

Тема урока

Лабораторные

работ

Экскурсии

Дата

По плану

фактически

Введение

1

1.

Вводный инструктаж по ТБ при проведении лабораторных работ.

Раздел 1. Лаборатория Левенгука

Раздел 2. Практическая ботаника

5

19

2.

3.

4.

5.

6.

7-8.

9-10.

11-12.

13.

14.

15.

16.

17.

18-19.

20-21.

22-23.

24-25.

Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование.

Использование оборудования: микроскоп световой, цифровой, штативная лупа, ручная, лабораторное оборудование

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов»

Использование оборудования: микроскоп световой, цифровой

Приготовление микропрепарата. Техника биологического рисунка

Лабораторная работа №2

«Приготовление препарата клеток сочной чешуи лука»

Использование оборудования: микроскоп световой, цифровой, предметные и покровные стекла, препаровальная игла.

Мини-исследование «Микромир»

Строение клетки. Ткани.

Лабораторная работа №3 «Строение растительной клетки»

Использование оборудования: микроскоп световой, цифровой, микропрепараты

Мини-исследование «Микромир»

Лабораторная работа №4 «Явление плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке»

Использование оборудования: микроскоп световой, цифровой, предметные и покровные стекла, препаровальная игла

Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений». Экскурсия

Использование оборудования:

Работа с гербариями

Техника сбора, высушивания и монтировки гербария

Использование оборудования:

Работа с гербариями

Техника сбора, высушивания и монтировки гербария

Использование оборудования:

Работа с гербариями

Физиология растений.

Лабораторная работа № 5.«Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев»

Использование оборудования:

Компьютер с программным обеспечением. Датчики :температуры и влажности Комнатное растение: монстера или пеларгония

Физиология растений.

Лабораторная работа № 6.«Испарение воды листьями до и после полива».

Использование оборудования:

компьютер с программным обеспечением, измерительный Интерфейс, датчик температуры, датчик влажности

Физиология растений.

Лабораторная работа № 7. «Тургорное состояние клеток»

Использование оборудования:

цифровой датчик электропроводности, вода, 1М раствор хлорида натрия, пробирки, штатив, химические стаканы, фильтровальная бумага, нож или скальпель, линейка или штангенциркуль

Физиология растений.

Лабораторная работа № 7. «Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения»

Использование оборудования:

Весы, датчик относительной влажности воздуха

Физиология растений.

Лабораторная работа № 8 « Обнаружение нитратов в листьях»

Использование оборудования:

цифровой датчик концентрации ионов, электрод нитрат-анионов, электрод сравнения

Определяем и классифицируем

Использование оборудования:

Определители растений

Морфологическое описание растений

Использование оборудования:

Определители растений

Определение растений в безлиственном состоянии

Использование оборудования:

Определители растений

Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории» ( проект)

Использование оборудования:

Определители растений

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Раздел #1041;иопрактикум

9

26-27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Как выбрать тему для исследования. Постановка целей и задач. Источники информации

Как оформить результаты исследования

Красно-книжные растения Ленинградской области

Красно-книжные растения Ленинградской области

Систематика растений Северо-Западного региона

Использование оборудования:

Электронные таблицы и плакаты

Систематика растений Ленинградской области

Систематика растений Ленинградской области

Экологический практикум

Лабораторная работа № 9 « Описание и измерение силы воздействия абиотических факторов на растения в классе»

Использование оборудования:

цифровые датчики, регистратор данных с ПО ReleonLite, комнатное растение, почвенная вытяжка из горшечного грунта

Экологический практикум

Лабораторная работа № 10 « Измерение влажности и температуры в разных зонах класса»

цифровые датчики(температуры и влажности), регистратор данных с ПО ReleonLite

Отчетная конференция

1

1

Итого

34

10

2

Формы контроля и аттестации обучающихся

Для отслеживания результативности образовательного процесса по программе «Практическая биология» используются следующие виды контроля:

  • Предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения программы) - входное тестирование;
  • Текущий контроль (в течение всего срока реализации программы);
  • Итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации программы).

Формы аттестации

  • Самостоятельная работа;
  • тестирование;
  • творческие отчеты;
  • участие в творческих конкурсах по биологии;
  • презентация и защита проекта.

Текущий

контроль:

Формами контроля усвоения учебного материала программы являются отчеты по практическим работам, творческие работы, выступления на семинарах, создание презентации по теме и т. д. Обучающиеся выполняют задания в индивидуальном темпе, сотрудничая с педагогом. Выполнение проектов создает ситуацию, позволяющую реализовать творческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Включение обучающихся в реальную творческую деятельность, привлекающую новизной и необычностью является стимулом развития познавательного интереса.

Одновременно развиваются способности выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

По окончании каждой темы проводится итоговое занятие в виде тематического тестирования.

Организационно-педагогические условия реализации программы.

  1. Учебно-методическое обеспечение программы

Методика обучения по программе состоит из сочетания лекционного изложения теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов решения практических задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем самостоятельного выполнения практических работ. Для развития творческого мышления и навыков аналитической деятельности педагог проводит занятия по презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры.

  1. Материально – техническое обеспечение программы

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Практическая биология» предполагают наличие оборудования центра «Точка роста»:

  • Цифровая лаборатория по биологии;
  • помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и мебелью (доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, раковина с холодной водопроводной водой);
  • микроскоп цифровой;
  • комплект посуды и оборудования для ученических опытов;
  • комплект гербариев демонстрационный;
  • комплект коллекции демонстрационный (по разным темам);
  • мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш-карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет).

Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий,

Тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения практических работ.

Литература

#1044;ольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: БШКАРКЕ88, 1996.

  1. Лесные травянистые растения. Биологияиохрана:справочник.-М.:Агропромиздат,1988.
  2. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. Для учителя. -2-еизд.,доп.—М.: Просвещение, 1991.
  3. Самкова В.А.Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3—5классов//Биология в школе.- 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.
  4. Под. ред. Г.С. Ковалевой, А.Ю. Пентина «Естественно - научная грамотность. Сборник эталонных заданий» Выпуск 1; Выпуск 2., г. Москва, Санкт- Петербург, «Просвещение» 2021
  5. Ю.П. Киселева, Д.С. Ямщикова «Живые системы» Естесественно - научная грамотность, тренажер 7-9 классы., г.Москва «Просвещение» 2020г.

Интернет-ресурсы

  1. — биологическое разнообразие

России.

  1. ;Всемирный фонд дикой природы(WWF).
  2. — интернет-сайт

«Общественные ресурсы образования»/ СамковаВ.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

  1. ;кружок юных натуралистов зоологического музея

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая биология

Предлагаю свой вариант увеличения количества часов на изучение биологии в 6 классе за счет параллельно идущего спецкурса " Практическая биология"...

Рабочая программа "Практическая биология"

Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии для 5 классов...

Методические рекомендации самостоятельные/практические Биология

Методические указания по выполнению практических работ разработаны в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности, рабочей п...

Программа учебного курса "Практическая биология"

Программа учебного курса "Практическая биология" ориентирована на обучающихся основной школы (5,6,8,9 классы)...

Дидактический материал для курса "Практическая биология", 5 класс

Дидактический материал для курса "Практическая биология", 5 класс...

Дидактический материал для курса "Практическая биология", 6 класс

Дидактический материал для курса "Практическая биология", 6 класс...

Программа учебного курса Практическая биология 10-11 базовый уровень

Программа учебного курса Практическая биология 10-11 базовый уровень  ...