Опыление
план-конспект урока по биологии

Смирнова Елена Юрьевна

Технологическая карта урока

Тема урока: Опыление цветковых растений

Тип урока: усвоение новых знаний

 Задачи урока:

 - обучающиеся должны знать понятие опыление, уметь различать растения с разным типом опыления, понимать биологическое значение опыления;

-показать практическую значимость изучения опыления;

-продолжить развитие общих учебных умений и способов деятельности -умений анализировать и выделять главное, обобщать и делать вывод, продолжить развитие умений осуществлять рефлексию своей деятельности.

 Планируемые результаты обучения:

 Предметные:

-знать  характеристики видов опыления растений.

-уметь отличать ветроопыляемые растения от насекомоопыляемых растений.

Метапредметные:

Регулятивные:  умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.

Коммуникативные : умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы.

 Личностные: 

- развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению опыления растений.

Используемая технология : ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение,  игровая технология,  технология проектирования.

Информационно-технологические ресурсы :  учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал(Приложение7).

Основные понятия урока: опыление, самоопыление, перекрёстное опыление.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Опыление70 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Опыление цветковых растений

Тип урока: усвоение новых знаний

 Задачи урока:

 - обучающиеся должны знать понятие опыление, уметь различать растения с разным типом опыления, понимать биологическое значение опыления;

-показать практическую значимость изучения опыления;

-продолжить развитие общих учебных умений и способов деятельности -умений анализировать и выделять главное, обобщать и делать вывод, продолжить развитие умений осуществлять рефлексию своей деятельности.

 Планируемые результаты обучения:

 Предметные:

-знать  характеристики видов опыления растений.

-уметь отличать ветроопыляемые растения от насекомоопыляемых растений.

Метапредметные:

Регулятивные:  умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.

Коммуникативные : умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы.

 Личностные:  

- развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению опыления растений.

Используемая технология : ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение,  игровая технология,  технология проектирования.

Информационно-технологические ресурсы :  учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал(Приложение7).

Основные понятия урока: опыление, самоопыление, перекрёстное опыление.

Формирование УУД

Деятельность  учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный этап.(1 мин)

Цель: создать  благоприятный психологический настрой на работу

Л(5-7) 1.5

Л(5-7) 2.1

К(5-7)5.

-Добрый день, ребята!  

-Ученые заметили, что человек лучше усваивает информацию, если в нём преобладают позитивные эмоции.Поэтому посмотрите друг на друга, улыбнитесь и начинаем наш урок.

Ребята, обратите внимание на девиз сегодняшнего урока

«На уроке, как в лесу

Едва-едва отвлёкся – все ушли вперед.

Пожалуйста, не теряйся»        СЛАЙД

                                     (В. Шаталов)

Приветствие учителя. Настраиваются на работу.

2.Мотивация учебной деятельности.( 3 мин)

Цель: актуализация опорных знаний и способов действий

П(5-7) 2.1

П(5-7) 2.2

Р(5-7) 4

Р(5-7) 5

К(5-7) 1.1

К(5-7) 1.2

-Подумайте, о каком  процессе идет речь?

Каждую весну воздух над лугами и лесами наполнен густыми ароматами цветов, а взор поражает их пёстрое многообразие. Пробудившись от зимней спячки каждое растение, стремится дать жизнь новым поколениям. СЛАЙД

-Что называется размножением?

- Как называется размножение с участием половых клеток?

- О размножении каких растений идёт речь?

- С каким органом покрытосеменного растения связано половое размножение?

- Вспомним главные части цветка и их строение.

- Для этого выполнените задание: напишите цифры, указывающие строение пестика и тычинки в нужном порядке.СЛАЙД

- Оцените свою работу. Для этого нам поможет оценочная  цветовая шкала:(на доске)

  • отлично-  красный
  • хорошо-  оранжевый
  • справился- синий
  • не справился-  желтый

и цветок на вашей парте.

-Вы берете цвет лепестка и приклеиваете его к 1.

-С их участием происходит два процесса. Об одном из них мы сегодня поговорим. Ваша задача -определить тему и задачи урока.

Воспроизводят имеющиеся знания о  растениях. Синтезируют имеющиеся знания и применяют их.

Формулируют тему урока,  цель урока.

Отвечают на вопросы.

Составляют схему, проверяют, оценивают,приклеивают к цветку первый лепесток.

3. Постановка целей и задач урока.(3 мин)

 Цель: создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи

Р(5-7) 1.1.

Р(5-7) 2.1.

К(5-7) 5

-Вскоре после открытия Новой Зеландии и Австралии туда прибыли первые поселенцы из Европы. Они возделывали там поля и посеяли клевер, которого раньше на этих землях не было.Клевер пышно разрастался на плодородной почве, но семян не давал, и, следовательно, не размножался. Каждый раз для посева приходилось привозить новые семена из Англии. Почему не происходило размножение? СЛАЙД

- Что мы будем изучать сегодня на уроке?  

-Какие задачи будем решать?

В случае затруднения ответа, учащимся показывается салйд со шмелём, потом прочитывается тект (Приложение1)СЛАЙД

ТЕМА УРОКА: Опыление цветковых растений.

ЗАДАЧИ:

-дать определение опылению

- рассмотреть виды опыления

- показать практическое применение знаний. СЛАЙД

Обсуждают проблему, выдвигают гипотезы.

Формулируют тему и  задачи урока.

4. Первичное усвоение новых знаний.(10мин)

Цель: поиск решения учебной задачи.

Л(5-7) 3.2

П(5-7) 1.1

П(5-7) 1.2

П(5-7) 3.3

Р(5-7) 4

Р(5-7) 5

К(5-7) 1.2

К(5-7) 4

К(5-7). 6.1

- Как вы понимаете термин «опыление»?

Организует работу в группах с учебником по видам опыления( задания выдаются на карточках- Приложение 2).

 Во время работы звучит МУЗЫКА «Цветочная поляна»

 В ходе беседы проверяет результаты работы.СЛАЙД

- Оцените свою работу, приклеив к цветку второй лепесток.

Организует работу по заполнению таблицы в парах:

 «Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений»(Приложение 3)

Проверяет работу. СЛАЙД

- Оцените свою работу, приклеив к цветку третий лепесток

- Оказывается, насекомых привлекает не только приятный запах. Сейчас разыграем сценку, из которой вы узнаете или вспомните два новых факта.(Приложение 4). ЗВУК пчелы и мухи.

Отвечают на вопрос.

Работают в группах с текстом, иллюстрациями, схемами в  учебнике и с дополнительной информацией.

Составляют схему опыления.

Работают в парах по заполнению таблицы.

Оценивают работу и приклеивают лепестки: второй и третий.

Разыгрывают сценку.

Отвечают на вопросы.

5.Домашнее задание.(1мин)

Цель: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Сообщение об опылении растений водой или птицами на выбор.

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы

6. Первичное закрепление.(4 мин)

Цель: построение ориентированной основы нового способа действия.        

Л(5-7) 3.2

П(5-7) 1.2

П(5-7) 2.1

П(5-7) 2.2

К(5-7). 6.1

-Все мы помним жителя Цветочного города, придуманного писателем Носовым- Незнайку. Помним и о его потрясающем умении нарушать установленные правила, вносить сумятицу в царившие до его появления покой и порядок. Однажды Незнайка прослушал лекцию “доктора цветочных наук Чашелистикова” и выдал следующие строки

Игра «Найди ошибки»  СЛАЙДЫ

Находят и исправляют ошибки.

7. Самостоятельное применение знаний.(1 мин)

Цель: выяснить умение применения знаний в новой ситуации.

Л(5-7) 1.4

Л(5-7) 2.1

П(5-7) 1.1

Р(5-7) 4

Р(5-7) 5

К(5-7). 6.1

Задаёт вопросы:

– Почему ливни над фруктовым садом весной могут стать причиной плохого урожая осенью?

-Почему весной выносят ульи в цветущий сад?

- Оцените свою работу, приклеив четвёртый лепесток.

Отвечают на вопросы.

Оценивают и приклеивают к цветку четвёртый лепесток.

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.(4 мин)

Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Р(5-7) 4

Р(5-7) 5

К(5-7) 1.1

Организует тестовую работу и

контрольно-оценивающую деятельность (Приложение 5)

- В центре вашего цветка заготовка теста, вы ставите точкой ответы.

- Оцените свою работу, приклеив пятый лепесток. СЛАЙД

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат

и приклеивают к цветку пятый  лепесток

9. Рефлексия.(3мин)

Цель: инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Л(5-7) 1.5.

Р(5-7) 4

Р(5-7) 5

К(5-7) 1.1

К(5-7). 6.1

Организует рефлексию.

Оценивают свою работу, работу класса и учителя, и приклеивают к цветку шестой  лепесток.

Задают вопросы учителю.

               Критерии, показатели диагностический инструментарий  оценивания УУД обучающихся

        Личностные:

Л(5-7) 1.4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Л(5-7) 1.5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах сверстников

Л(5-7) 2.1. Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, развития опыта участия в социально значимом труде.

Л(5-7) 3.2. Готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

                      Познавательные:

П(5-7) 1.1. Сформированность умения ознакомительного и изучающего чтения

П(5-7) 1.2. Сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации, в том числе с использованием ресурсов библиотек и интернета, для выполнений учебных заданий.

П(5-7) 2.1. Сформированность умения создавать и использовать модели и схемы для решения задач.

П(5-7) 2.2. Сформированность умения осуществлять выбор способов решения задач.

П(5-7) 3.3. Сформированность умения оформлять учебный проект под руководством учителя в соответствии с требованиями

                                  Регулятивные:

Р(5-7)1.1. Сформированность умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Р(5-7)2.1. Сформированность умения в сотрудничестве с учителем планировать пути достижения познавательных задач;

Р(5-7)4. Сформированность умения в сотрудничестве с учителем осуществлять превентивный контроль по результату и по способу действия.

Р(5-7)5. Сформированность умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям

                  Коммуникативные:

К(5-7) 1.1. Сформированность умения учитывать разные мнения и самостоятельно выстраивать свою деятельность в сотрудничестве в соответствии с целями, поставленными учителем;

К(5-7) 1.2. Сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя.

К(5-7) 4. Сформированность умения обмениваться необходимой и полезной информацией для общения и деятельности и оказывать необходимою помощь партнеру в процессе сотрудничества

К(5-7)5. Сформированность умений аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности

К(5-7). 6.1. Сформированность,уме ний в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

                        Приложение 1

Шмели — отличные красного клевера.Они имеют более длинный, чем у пчелы, хоботок, что позволяет им работать там, где пчелам это не под силу. Шмели «встают» раньше пчел и бодрствуют дольше, так как не боятся утреннего и вечернего похолодания. Их мохнатая шубка хорошо защищает от охлаждения. Сейчас шмелей разводят искусственно в основном для опыления красного клевера и культур закрытого грунта.

   Приложение 2

Составьте схему «Опыление цветковых растений»

Слова: опыление,самоопыление,перекрестное опыление,искусственное, в природе,

перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика, перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика того же самого цветка, перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика цветков других растений. Потомство очень похоже на родительское растение. Потомство приобретает новые свойства, более жизнеспособно.

Рисунки: гороха, ивы,овса, хлопчатника, арбуза.

 

  Приложение 3

Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

Признаки        

Насекомоопыляемые растения        

Ветрооыляемые растения

1 Крупные яркие цветки        

2 Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия        

3 Наличие нектара        

4 Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия        

5 Наличие аромата        

6 Пыльца мелкая, легкая, сухая, большое количество        

7 Крупная липкая шероховатая пыльца        

                                                    Приложение 4

Сценка.

1 Пчела.

 Ну, и запах! Умереть можно!

2 Пчела.

Люди говорят, что так пахнет гниющее мясо.

1 Пчела.

Так это же Рафлезия Арнольди.

2 Пчела.

Мало того, что у нее самый крупный цветок с диаметром 1 метр, так еще и самый отвратительный запах!

1 Муха.

Кто это вам сказал. Это самый замечательный запах! Именно этот запах нас и привлекает. Так пахнет не только Рафлезия Арнольди, но и другие растения тоже. Например, в Черноземной полосе России есть растение киргазон обыкновенный. Мы то же его любим.

2 Муха. 

-Да и цвет у него что надо! Часть лепестков окрашена в грязный красный цвет. Ну, ничего! Поем эти сочные клетки лепестков. Что это. Пыльца… Вся в пыльце!

                             

                                  Приложение 5

   Тестовая работа.

1. Опыление – это

А. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика..

 Б. Слияния спермия с центральной клеткой

 В. Прорастание пыльцевых зерен

 

2. Искусственное опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика с помощью:

А. Ветра

 Б. Человека

 В. Воды

3. Яркая окраска характерна для цветков, опыляемых:

А. Ветром

 Б. Искусственно

 В. Насекомыми  

4. Самоопыление происходит у:

А. Вишни клевера

Б. Картофеля, гороха

В. Березы, орешника

5. Много сухой пыльцы образуется у цветков, опыляемых:

       

А. Насекомыми  

Б. Ветром

В. Самоопылением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Строение цветка, Опыление"

Урок содержит полный материал по строению цветка, видам опыления. На уроке используются различные организации учебгой деятельности: например социоконструкция, социоафиширование. Для повторения рекомен...

Опыление. Способы опыления у цветковых

Презентация к уроку биологии на тему: Опыление. Способы опыления у цветковых....

Презентация к уроку по теме: "Опыление"

Презентация для проведения урока биологии в 6 классе по теме "Опыление растений"...

Урок "Опыление растений"

Методическая разработка...

Урок "Опыление у цветковых растений"

Урок построен на основе проблемной ситуации и активной работы учащихся по ее разрешению. Удачной на этом уроке будет работа с интерактивной доской....

Тема: Опыление. Способы опыления у цветковых

Образовательные. Познакомить с особенностями строения и приспособ­ленностью цветков к опылению насекомыми, ветром.Развивающие. Определить практическое значение самоопыления, искусственного опыления и ...

Урок ботаники в 6 классе "Поиск взаимосвязи между строением цветка и способом его опыления"

Урок, формирующий УУД .Цели урока:Образовательные:  дать понятие о способах опыления у цветковых растений, показать связь строения и функции на примере строения цветков растений с разным сп...