РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по медицинскому кружку «Первая помощь»
элективный курс по биологии

Смирнова Елена Юрьевна

Пояснительная записка

 

Медицина – благороднейшая сфера деятельности человека, основным назначением которого является помощь людям. Это одно из древнейших научно-практических направлений человечества, значимость которого невозможно переоценить. Представленная программа является своеобразным ориентиром для учеников, заинтересовавшихся миром медицины, и решающих для себя вопросы выбора будущей профессии.

 

Актуальность: Интерес к профессии часто имеет глубокие корни, берущие начало из самого детства, когда ребенок только начинает знакомиться с окружающим миром.  Принципиально важно вовремя выявить этот интерес, поддержать и способствовать его дальнейшему развитию. Значимость представленной программы не ограничивается только содействием интересам ученика. Она является и активно формирующим инструментом педагога. Проблема здоровья населения актуальна как никогда, а его охрана является первостепенной задачей государства. Истоки этой проблемы часто приходится искать в школьном и подростковом возрасте, когда ребенок, активно контактируя с окружающим миром, рискует пойти по неверному пути. Вот почему так важно, чтобы просвещение подрастающего поколения о здоровом образе жизни было своевременным, а отношение к здоровью - ответственным.

 

Рабочая программа медицинского кружка составлена для детей 9-11 классов.

 

Программа рассчитана на одну неделю:

- 10 часов (по 2 часа в день). Состав группы – 15 человек.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervaya_pomoshch.docx38.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №29

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН

УТВЕРЖДЕНО

Решением педагогического совета

от ___30.05___ 2023 года

Протокол №__1__

Председатель ______________________

                                                         (подпись руководителя)                           ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по медицинскому кружку

«Первая помощь»

Уровень образования (класс) __ основное общее образование (9 - 11 класс) __

Количество часов ____ 10 ____

Учитель ____ Смирнова Елена Юрьевна ____

Программа разработана Смирновой Еленой Юрьевной, учителем биологии и химии, в соответствии с ФГОС основного общего образования _____________


Пояснительная записка

Медицина – благороднейшая сфера деятельности человека, основным назначением которого является помощь людям. Это одно из древнейших научно-практических направлений человечества, значимость которого невозможно переоценить. Представленная программа является своеобразным ориентиром для учеников, заинтересовавшихся миром медицины, и решающих для себя вопросы выбора будущей профессии.

Актуальность: Интерес к профессии часто имеет глубокие корни, берущие начало из самого детства, когда ребенок только начинает знакомиться с окружающим миром.  Принципиально важно вовремя выявить этот интерес, поддержать и способствовать его дальнейшему развитию. Значимость представленной программы не ограничивается только содействием интересам ученика. Она является и активно формирующим инструментом педагога. Проблема здоровья населения актуальна как никогда, а его охрана является первостепенной задачей государства. Истоки этой проблемы часто приходится искать в школьном и подростковом возрасте, когда ребенок, активно контактируя с окружающим миром, рискует пойти по неверному пути. Вот почему так важно, чтобы просвещение подрастающего поколения о здоровом образе жизни было своевременным, а отношение к здоровью - ответственным.

Рабочая программа медицинского кружка составлена для детей 9-11 классов.

Программа рассчитана на одну неделю:

- 10 часов (по 2 часа в день). Состав группы – 15 человек.

Занятия в группах строятся с опорой на специфику контингента учащихся, их возрастные особенности, а также с учетом целей и задач, проводимого занятия.

Цель программы: получение знаний и отработка навыков оказания первой медицинской помощи в различных ситуациях.

Задачи:

Обучающие:

  1. Обобщить знания по анатомии, физиологии и гигиены человека
  2. Овладеть навыками оказания первой медицинской помощи

Развивающие:

  1. Развить способности учащихся самостоятельно искать, оценивать и анализировать информацию
  2. Овладеть новыми способами запоминания информации
  3. Научиться применять полученные знания в решении ситуационных задач
  4. Освоить и отработать навыки оказания первой медицинской помощи

Воспитательные:

  1. Развить навыки продуктивного общения в группе, основанные на принципах уважительного отношения друг к другу.
  2. Сформировать нравственное отношение к человеку и его здоровью.
  3. Воспитать чувство ответственности за последствия, совершаемые в ходе профессиональной деятельности

Организационно-педагогические основы обучения

Содержание, структура программы и форма проведения занятий соответствуют возрастным особенностям 14-17-летних учеников. Программа рассчитана на 1 неделю, занятия проводятся 1 раз вдень. Продолжительность одного занятия - 2 часа. Общая продолжительность курса – 10 часов.

Ожидаемые результаты

По истечении учебной недели учащиеся будут владеть следующими знаниями, умениями и навыками:

1. Владеть знаниями в области общей биологии, анатомии и физиологии человека.

2. Разовьют аналитическое мышление.

3.  Научаться оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Формы и способы проверки результата

Для оценки качества освоения знаний, и развития навыков используются следующие методы:

- тестирование

- лабораторная работа

- игра

- фронтальный опрос

Виды контроля, используемые в ходе реализации программы дополнительного образования:

1. Начальный (анкетирование, тестирование)

2. Промежуточный (по окончании каждого раздела)

3. Итоговый (зачет)


Учебно-тематический план

Тема занятий

Тип занятия

Кол-во часов

1.

Понятие первой помощи. Общие правила оказания первой помощи

Практическое

2

2.

Первая помощь при синдроме длительного сдавливания.  Правила первой помощи при ранениях, ушибах, переломах, электротравмах

Практическое

2

3.

Первая помощь при ожогах. Первая помощь при отравлениях

Практическое

2

4.

Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути. Первая помощь при воздействии высоких и низких температур

Практическое

2

5.

Первая помощь при различных типах кровотечений.  Первая помощь при отсутствии сознания. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственного дыхания

Практическое

2

Итого: 10 часов


Методическое обеспечение образовательной программы включает

Принципы и этапы реализации программы

Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на всестороннее развитие личности и индивидуализации ребёнка;

Принцип систематичности и последовательности в овладении опыта деятельности, который придаст системный характер образовательной деятельности;

Принцип связи обучения с жизнью;

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

Принципы обучения

Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли педагога;

Принцип доступности обучения;

Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил воспитанников;

Принцип наглядности.

Формы и методы организации образовательного процесса

Использование методов на занятиях:

- Методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги);

- Словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);

- Метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);

- Наглядный метод: метод иллюстраций: показ плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске.

Метод демонстраций: демонстрация опытов, компьютер и др.

Практические: упражнения, лабораторные и практические работы.

В процессе обучения различные методы и приёмы применяются в различных сочетаниях в зависимости от изучаемых тем. Методы и приёмы могут меняться местами.

Особая группа – это активные методы обучения: методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.

Использование учителем активных методов обучения предполагает:

  • Глубоко продуманные учебные цели;
  • Высокий уровень вовлеченности учеников в учебный процесс;
  • Анализ и обсуждение приобретённого детьми опыта или полученной информации.

Использование различных форм организации образовательного процесса:

Занятия в кабинете (тематические, игровые, интегрированные, итоговые);

Формы организации занятий по программе

Основной формой организации занятий являются кружки. На кружках используются такие формы организации учебной деятельности как:

  • Фронтальная (коллективная)
  • Групповая;
  • Индивидуальная.

При фронтальной форме организации учебной деятельности педагог работает со всей группой. Но, в отличие от урочной деятельности, на кружке царит более раскрепощённая, доверительная обстановка, и все дети с удовольствием включаются в учебный процесс, могут высказать своё мнение, поделиться опытом. Допускается свободный диалог.

Следующая форма организации учебной деятельности – групповая. Индивидуальная форма – применяется постоянно. Кружковцы готовят доклады, рефераты, выступления, участвуют в различных конкурсах. Работают по индивидуальным заданиям с дидактическим материалом, проводят практическую работу (наблюдения, опыты).

По окончании каждой темы проводятся: опрос, зачёт, защита рефератов или исследовательских работ.

Материально – техническое обеспечение

Оборудование и материалы:

-тематические папки

-готовые наглядные пособия

-методические разработки занятий и массовых мероприятий

-компьютер, коллекции, наборы таблиц и др.


Литература для детей

  1. Билич Г.Л., Крыжановский. Биология. Полный курс. В 3-х т. Том 3. Анатомия. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2012. – 928 с.

Литература для педагогов

  1. Красильникова И.М., Моисеева Е.Г. Неотложная доврачебная медицинская помощь: учебное пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2015. – 192
  2. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека /Под ред. М.Г. Привеса. – 9 изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1985. – 672.
  3. Фотографический атлас анатомии человека / Борзяк Э.И., Г. фон Хагенс – М.: Мир и Образование, 2015 – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (модифицированная) математического кружка для 7-9 классов первого года обучения

Данная программа прошла апробацию в 2011-2012 уч. году. Дети занимались с удовольствием и с интересом. Порадовало активное участие в театральных инсценировках 9-классников. Отработанный материал можно...

Рабочая программа по музыке, 6кл.,Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, ФГОС. Рабочая программа по музыкальнй литературе, первый год обучения. Сост. Соколова В.И., ФГОС

Рабочая программа по музыке для 6 кл. разработана в соответствии с ФГОСом, а также с учетом возможностей авторской программы "Музыка" Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской. В программе отражены осовные ее разд...

Программа элективного курса «Основы медицинских знаний. Первая помощь»

Программа элективного курса «Основы медицинских знаний. Первая помощь» рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-11 классов. Программа реализуется как в сетке учебных часов, та...

Рабочая программа " Основы медицинских знаний и здорового образа жизни"

Данная программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 6-9 классов.Для решения этих проблем важным является профилактическое направление в отношении здоровья населения и в первую очере...

Рабочая программа " Основы медицинских знаний и здорового образа жизни"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21036236","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Рабочая программа "Создание рекламного ролика с помощью программы для видеомонтажа Pinnacle Studio"

Учебный проект «Создание рекламного ролика с помощью программы для видеомонтажа Pinnacle Studio» предназначен для работы с учащимися 7 классов общеобразовательных школ, даёт возможность уч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...