Методическая разработка урока биологии: "Организм человека как биологическая система".
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Сидоренкова Юлия Васильевна

Материал содержит разработку урока биологии для 8 класса по теме: "Организм человека как биологическая система". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-_organizm-publikatsiya.docx209.12 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РК «ССШИ №1»

учитель биологии – Сидоренкова Юлия Васильевна

Методическая разработка урока биологии по теме:

Организм человека – открытая биологическая система

Тема урока: Организм человека как биологическая система

Класс: 8

Цели:

- сформировать у учащихся понятие о физиологических системах организма человека; выявить взаимосвязь строения и функций основных биологических систем организма человека;

- формировать умения различать органы и системы органов на объемных моделях, плакатах, рисунках; продолжить формировать понятие об организме как о едином целом;

- развивать мышление, память, умения сравнивать и анализировать, применять полученную информацию в практической деятельности; развивать потребности в творческой самореализации, самообразовании ;

- воспитывать бережное отношение к собственному организму;

- продолжить формирование умений работать в малых группах, оценивать себя и одноклассников;

Коррекционные цели:

-диагностика индивидуальных особенностей учащихся при выполнении индивидуальных и групповых заданий (репродуктивных, практических, творческих) на разных этапах урока;

  • способствовать формированию компетентностей (социальных, здоровьесберигающих, информационных, коммуникативных);
  • развивать познавательный интерес, активное, творческое мышление, наблюдательность при работе с моделями, таблицами, текстовой информацией и видеоматериалом по теме урока;
  • расширять представление о составляющих здоровья в нашей жизни;

- способствовать укреплению здоровья учащихся путем использования здоровьесберигающих технологий при проведении урока.

  • Оборудование:

- инструктивные карты к уроку; учебники;

  • словарь основных понятий и терминов темы;
  • карточки с заданиями (тестовые и индивидуальные);
  • магнитная доска;
  • технические средства обучения (телевизор и DVD проигрыватель);
  • видеоматериал (видеоролики о работе основных систем органов человека);
  • аудиоматериал – музыка для релаксации и проведения коррекционной паузы;
  • цветные карточки для фронтальной работы;
  • модель торса человека;
  • объемные модели органов: глазного яблока, ушной раковины, сердца, щитовидной железы, головного мозга, легких;
  • модели суставов и трубчатых костей;
  • плакаты с изображением всех основных систем органов (кровеносной, дыхательной, пищеварительной, нервной, выделительной);
  • карточки с изображением органов и систем органов человека для практических заданий;
  • набор кусочков тканей различных цветов и фактуры (для проведения тактильного эксперимента);
  • ваза с яблоками;
  • парфюмерный набор (духи, дезодоранты) – для проведения эксперимента

Тип урока: комбинированный;

Форма проведения: урок-путешествие по организму человека;

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах, фронтальная;

Базовые понятия и термины: орган, организм, клетка, ткань, система органов, физиология человека, анатомия, гигиена, здоровье, гормоны, нервная система, дыхательная система, кровеносная система, сенсорное восприятие, органы чувств, физиологические системы, функциональные системы;

Межпредметные связи: химия, физика, география, природоведение, экология, литература, трудовое обучение, физическая культура.

Формы и методы работы:

  • пояснительно-иллюстративные (рассказ и демонстрация с объяснением, работа с таблицами, дидактическими материалами, опорными схемами, фронтальная беседа, просмотр видеороликов);
  • практические (выполнение практических заданий, проведение сенсорных экспериментов, работа с объемными моделями, макетами, таблицами);
  • интерактивные (работа в парах, микродискуссия, выполнение индивидуальных заданий, просмотр видеоматериала с последующим обсуждением, проверка усвоения материала с помощью цветных карточек);
  • исследовательские (индивидуальные домашние задания - подготовить творческие работы по теме, составление синквейнов по заданным теме урока);
  • релаксационные (проведение коррекционной паузы);

Структура урока:

I) Организационный этап – 1-2 минуты

  1. Организация класса.
  2. Сообщение и обоснование актуальности темы и целей урока.

II) Проверка домашнего задания - 3 минуты

  1. Индивидуальные ответы учащихся
  2. Интерактивное упражнение «Неопознанный объект»

III) Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний - 3 минуты.

IV) Изучение нового материала - 18 минут. Коррекционная пауза!! – 3-4 минуты

V) Обобщение и закрепление знаний, коррекция знаний - 13 минут.

  1. Итоговое повторение.
  1. Домашнее задание - 1 минута.
  2. Подведение итогов урока - 2 минуты.
  1. Выставление оценок.
  2. Рефлексия.

Ход урока:

I) Организационный этап:

1) Организация класса:

a) Приветствие: проверка по журналу присутствующих на уроке;

б) Проверка соответствия рабочих мест, наличие необходимого оборудования, готовность к уроку;

в) Создание эмоционально-положительного фона для работы на уроке

2) Сообщение:

а) темы урока;

б) выявление целей и задач урока (совместно с учениками);

в) вопросов, необходимых для рассмотрения на уроке;

г) структуры урока

II) Проверка домашнего задания:

  1. Защита собственных творческих работ в форме синквейнов по теме «Органы».
  1. Проверка знаний основных понятий, терминов по пройденной теме – в форме интерактивной игры «Неопознанный объект»

с использованием цветных сигнальных карточек.

Интерактивная игра «Неопознанный объект»

#1057;овокупность клеток, которые имеют общее строение, происхождение и выполняют одну и ту же функцию (ткань).

2. Основной элемент скелета позвоночных животных, образован костной тканью (остеон).

3. Наука, изучающая жизнедеятельность целостного организма и его частей – систем органов, тканей, клеток; выявляющая причины, механизмы и закономерности жизнедеятельности организма и взаимодействия его с окружающей средой (физиология).

4. Ткань, состоящая из клеток и большого количества межклеточного вещества (соединительная).

5. Совокупность тканей и органов, связанных общей функцией (физиологическая система).

6. Ткань, состоящая из клеток, плотно прилегающих друг к другу, и небольшого количества межклеточного вещества (эпителиальная).

7. Ткань, составляющая основную массу мышц, служит для приведения в движение всего организма и отдельных его органов (мышечная).

8. Наука, изучающая форму и строение отдельных органов, систем и организма в целом (анатомия).

III) Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний учащихся

  1. Мотивация:

Эпиграфом к уроку служит высказывание известного французского философа Р. Декарта: «Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно»

  1. Актуализация опорных знаний:

Учащиеся проводят первичную рефлексию своей деятельности на уроке с помощью инструктивной карточки «Основные термины по теме», выясняют, какие понятия уже изучены, а какие являются новыми (новые понятия выделены зеленым цветом).

Основные термины по теме:

Организм человека как биологическая система

Анатомия -

Физиология

Гигиена -

Цитология

Гистология

Физиология человека

Здоровье

Биологическая система

Клетка

Органеллы

Ткань

Орган

Гомеостаз -

Физиологические системы органов

Функциональные системы органов

Гормоны

Нервная регуляция функций

Гуморальная регуляция функций -

IV) Изучение нового материала

При изучении нового материала учащиеся работают по следующим направлениям:

  1. Обработка данных опорных конспектов и таблиц, текстовой информации. Данная форма работы проводится в парах с последующим обсуждением фронтально.

Инструктивная карта: «СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ЧЕЛОВЕКА»

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

ОРГАНЫ

ФУНКЦИИ

Опорно-двигательная

Скелет,

мышцы

Опорная,

двигательная,

защитная

Покровная

Кожа, слизистые оболочки

Защитная, терморегуляция

Пищеварительная система

Кишечник, пищеварительные железы

Переваривание и усвоение питательных веществ

Кровеносная система

Сердце, кровеносные сосуды

Транспортная, защитная, терморегуляция

Лимфатическая система

Лимфоузлы и лимфатические сосуды

Иммунная, выведение избытка жидкости

Дыхательная система

Легкие, воздухоносные пути

Газообмен между организмом и окружающей средой

Выделительная система

Почки, мочевыводящие пути (мочеточники,

мочевой пузырь)

Выведение продуктов обмена и избытка жидкости

Нервная система

Нервы,

головной мозг, спинной мозг

Координация работы всех органов и систем

Эндокринная система

Железы внутренней секреции (щитовидная)

Гуморальная регуляция функций

Сенсорные системы

Органы чувств (органы зрения, слуха, вкуса, обоняния)

Взаимосвязь организма с окружающей средой

Половая система

Половые органы, половые железы

Размножение, половое созревание

Для уточнения отдельных понятий учащиеся могут обратиться к словарю терминов и понятий.

СЛОВАРЬ терминов по теме:

Организм человека как биологическая система

Система органовсовокупность органов, выполняющих общую функцию.

Физиологические системы органов – это органы, объединенные общим строением, происхождением и функцией.

Функциональные системы – временные объединения разных систем органов для выполнения определенной функции.

Гомеостаз - поддержание постоянства внутренней среды организма.

Гормоны – биологически активные вещества; вырабатываются железами внутренней и смешанной секреции; участвуют в гуморальной регуляции функций.

Нервная регуляция функций – регуляция функций организма, которая осуществляется с помощью нервной системы.

Гуморальная регуляция функций - регуляция функций организма, которая осуществляется с помощью биологически активных веществ – гормонов.

Иммунитет способность организма поддерживать гомеостаз в ответ на попадание чужеродных тел (микроорганизмы, аллергены).

Организм человекацелостная система, способная к саморегуляции и самовоспроизведению.

  1. Работа с объемными моделями, иллюстрациями, таблицами при изучении каждой физиологической системы органов. Данная форма работы проводится во время демонстрации, объяснения учителя, затем - в парах с последующим обсуждением.
  2. Интерактивное изучение: просмотр видеофрагментов о работе кровеносной, нервной, выделительной, дыхательной систем организма человека. Цель такой формы работы: объяснить взаимосвязь строения и функций, согласованную работу органов и систем.
  3. Проведение сенсорных экспериментов:

А) тактильных (исследование тактильной чувствительности при помощи набора тканей)

Б) обонятельных (анализ восприятия запахов и процессов, происходящих в ЦНС)

В) зрительных (анализ зрительного восприятия – объектом служит тарелка с яблоками)

Коррекционная пауза - проводится между этапами изучения нового материала. Коррекционная пауза проводится обязательно под музыку и включает в себя следующие формы работы:

А) Динамическая пауза: физическая разминка, упражнения дыхательной гимнастики;

Б) Выполнение пальчиковой гимнастики;

В) Выполнение гимнастики для глаз;

Г) Релаксационная пауза

При проведении коррекционной паузы используется музыкальное сопровождение: а) медленное, спокойное – для релаксации, для зрительной гимнастики; б) быстрое, веселое – для физической разминки

V) Закрепление знаний, коррекция знаний

Учащиеся получают индивидуальные задания, а в парах осуществляют взаимопроверку. Задания:

А) разобрать и собрать модель «Торс человека»

Б) среди набора органов найти соответствие к определенной системе органов (карточки с названиями выдаются индивидуально)

В) определить взаимосвязь строения и функций предложенных органов или физиологических систем

Г) доказать, что организм – единое целое, используя предложенную на рисунке схему.

Вопросы для итогового закрепления:

  1. Правильно ли называть человека:

А) открытой системой;

Б) системой, обладающей разными уровнями организации?

2. Почему физиологические процессы в организме протекают согласовано?

  1. Перечислите основные свойства биологических систем.

VI) Домашнее задание:

Индивидуально-дифференцированные и творческие задания:

А) выучить основные понятия и термины по теме (словарь);

Б) составить синквейн по теме «Организм человека как биологическая система»;

В) подготовить «рекламу» одной из физиологических систем организма человека;

VII) Подведение итогов урока:

1) выставление оценок в соответствии с критериями и обоснование баллов в соответствии с активностью во время урока и качеством ответов

2) Рефлексия деятельности и настроения на уроке.

РЕФЛЕКСИЯ

На уроке я:

  • Лучше всего запомнил…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Самым важным я считаю…

Описание: C:\Users\User\Desktop\ОТКРЫТ.УРОК-ВСЕ\ОРГАНИЗМ-ФОТО\уровни живого.jpg Описание: C:\Users\User\Desktop\ОТКРЫТ.УРОК-ВСЕ\ОРГАНИЗМ-ФОТО\орган зрения.jpg

Описание: C:\Users\User\Desktop\ОТКРЫТ.УРОК-ВСЕ\ОРГАНИЗМ-ФОТО\организм.jpg

Список литературы:

  1. Аксенова М.А. Энциклопедия для детей. Человек - М.: Аванта, 2001
  2. Бехин П.А. Анатомия человека. Системы и органы – М.: Дрофа, 2008
  3. Кассан А.А. Анатомия человека. Иллюстрированный атлас – М.: Просвещение, 2011
  4. Воронина Г.А., Иванова Т.В., Калинова Г.С. - «Биология. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы по новым стандартам» (М., «Просвещение», 2015);
  5. Руснак Т. Технологии обучения биологии. Теория и практика // Биология – 2011 - №15

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

  1. 1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»-
  2. 2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» -
  3. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования
  4. Школьный портал
  5. Биология - Российская электронная школа ()


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система Российской Федерации"

Методическая разработка урока обществознания для обучающихся 11 класса, которая поможет учителю в полной мере дать обучающимся  представление о пенсионной системе РФ....

Презентация к методической разработке урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система Российской Федерации"

Данная презентация является дополнением к методической разработке урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система РФ"...

Методические разработки урока по истории древнего мира, по системе ФГОС: "Древний Рим"

Урок разработан с учетом требований стандартов 1 и 2 поколения, содержит рекомендации по практическому воплощению методических установок для достижения заявленных целей....

Методическая разработка урока "Наследственные болезни человека".

Урок по биологии для учащихся 10 классов "Наследственные болезни человека" с использованием технологии критического мышления....

Методическая разработка урока-7 класс. Человек и его профессия. Выставка работ “Моя будущая профессия”

Методические рекомендации к занятию.Урок способствует формированию таких универсальных учебных действий, как анализ, обобщение, формулировка выводов, извлечение необходимой информации из текста. Учени...

Методическая разработка урока физики в 9 классе: "БИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ РАДИАЦИИ"

Урок объяснения нового материала на тему: «Биологическое действие радиации».Продолжительность: 40 минутЦели: Закрепить знания учащихся о явлении радиоактивности; ввести физическ...