Лабораторные работы 6 класс
учебно-методический материал по биологии (6 класс)

Лабораторные работы по биологии 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лабораторные работы 6 класс20.48 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс биология

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: «Определение состава семян пшеницы»

Цель: определить химический состав семени; рассмотреть значение органических и неорганических веществ.

Оборудование:

  • пшеничная мука, стакан с водой, марля;
  • йод;
  • семя подсолнечника, лист белой бумаги;
  • спиртовка, ложечка для сжигания веществ.

Инструктивная карточка.

1. Добавьте к небольшому количеству пшеничной муки воды и сделайте комочек теста. Как изменилось тесто?

2. Заверните в марлю комочек теста, опустите в стакан с водой и промойте его.

Как изменилась вода в стакане?

3. Капните 1—2 капли раствора йода в стакан с чистой водой.

Как изменился цвет воды?

4. Капните 1—2 капли йода в стакан с водой, в который опускали тесто. Как изменился цвет содержимого стакана? Какой можно сделать вывод?

5. Положите семя подсолнечника между двумя листами белой бумаги; сильно подавите на семя тупым концом карандаша.

Что произошло с бумагой? Какой можно сделать вывод?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме: «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)»

Цель: закрепить умение работать с готовыми микропрепаратами и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения растительных и животных клеток.

Оборудование:

  • микроскопы,
  • микропрепараты животной и растительной клеток.

Инструктивная карточка

  1. Рассмотрите готовый микропрепарат под микроскопом
  2. Найдите клетки элодеи.
  3. Нарисуйте группу клеток.
  4. Зарисуйте клетку листа элодеи. Надпишите ее части.
  5. Рассмотрите постоянный препарат животной ткани
  6. Сравните его с микропрепаратом листа элодеи. В чем их сходство и различие?
  7. Зарисуйте группу клеток.
  8. Зарисуйте клетку. Надпишите ее части.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

по теме: «Ткани живых организмов»

Цель: рассмотреть на готовых микропрепаратах ткани животных и растений; научится распознавать основные типы тканей растений и животных; закрепить умения работать с микропрепаратом и микроскопом.

Оборудование:

  • микроскоп; микропрепараты тканей животных и растений.

Инструктивная карточка.

1. Рассмотрите микропрепарат тканей живых организмов. Какие ткани вы видите? Каковы особенности каждого типа тканей?

2. Заполните таблицу: «Ткани животных и растений»

Название ткани

Особенности строения

Что образуют

Рисунок

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

по теме: «Распознавание органов у растений и животных»

Цель: изучить внешнее строение органов растений и животных

Оборудование:

  • гербарные экземпляры растений
  • коллекции животных
  • живые объекты;
  • таблицы по строению органов и систем органов растений

Инструктивная карточка.

1.Рассмотрите органы у растений, дайте им характеристику

2. Рассмотрите органы у животных, охарактеризуйте.

3. Заполните таблицу:

Характеристика

Органы растений

Органы животных

1. Особенности строения

2. Выполняемые функции

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

по теме: «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Цель: рассмотреть передвижение воды и минеральных солей по стеблю при помощи простейших опытов.

Оборудование:

  • раствор воды с чернилами;
  • препаровальный нож;
  • побег липы (предварительно простоявший в чернильном растворе 18-20 часов);
  • ручная лупа.

Инструктивная карточка.

  1. Препаровальным ножом сделайте поперечный срез побега липы (предварительно простоявшего в растворе чернил 18—20 часов).
  2. С помощью лупы рассмотрите сделанный срез. Какой слой стебля окрасился? Сделайте рисунок.
  3. Препаровальным ножом сделайте продольный срез стебля липы.
  4. С помощью лупы рассмотрите срез. Как окрасился стебель? Сделайте рисунок.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

по теме: «Вегетативное размножение комнатных растений»

Цель: изучить способы вегетативного размножения у растений, познакомиться подробно с черенкованием, сформировать элементарные умения черенковать комнатные растения.

Оборудование:

  • три склянки с водой;
  • скальпель;
  • комнатные растения.

Инструктивная карточка.

Черенкование стеблей

  1. Внимательно осмотрите побеги растений: традесканции, колеуса, бегонии металлической. Обратите внимание, что придаточные корни появятся раньше всего около узлов. Поэтому нижний срез надо делать под узлом.
  2. Разрежьте побег на черенки с 2 — 3 листьями (узлами) на каждом. Удалите нижний лист.
  3. Поставьте черенки в воду так, чтобы 2/3 стебля были над водой.

Черенкование листьев

  1. Срежьте у сенполии (или глоксинии, кустовой пеперомии, эписции) листовую пластинку вместе с черешком и поставьте в неглубокую воду.
  2. Разрежьте длинный лист сансевьеры (или стрептокарпуса) на листовые черенки длиной в 5 — 7 см каждый.
  3. Поставьте черенки в неглубокую воду (не спутайте верх и низ черенков!).

Наблюдение за развитием корней у черенка

  1. Все сосуды с черенками поставьте в светлое нежаркое место.
  2. После развития корней посадите в цветочные горшки с почвой. Полейте.
  3. Наблюдение за развитием корней записывайте в таблицу.

№ п/п

Растение

Дата черенкования

Дата появления первого корня

Дата развития корней длиной в 1,5 – 2 см

Дата посадки в почву

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

по теме: «Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)»

Цель: рассмотреть типы развития насекомых: прямое и непрямое.

Оборудование:

  • коллекции «Стадии развития насекомых»

Инструктивная карточка

  1. Написать название насекомых, находящихся в коллекции.
  2. Перечислите стадии развития каждого из насекомых.
  3. Укажите тип развития насекомого.

4. Чем прямое развитие отличается от непрямого?

5. В чем преимущество непрямого развития у насекомых по сравнению с прямым?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторные работы 7 класс по УМК "Физика. Астрономия - 7 класс" А.А. Пинского, В.Г. Разумовский

В работе рассмотрены лабораторные работы для изучения физики на углубленном уровне,  с использованием имеющего оборудованияв кабинете физики...

лабораторная работа №8 "Измерение мощности и работы электрического тока в лампе ". 8 класс

Основными задачами лабораторных занятий являются: освоение техники электротехнического эксперимента, обучение грамотному оформлению результатов измерений, практическая проверка теоретических знаний. Л...

Лабораторная работа № 7 "Измерение работы и мощности тока в электрической лампочке" (8 класс)

Данная лабораторная работа является одной из работ по исследованию характеристик электрического тока и его различных потребителей....

Использование проблемно-диалогической технологии на лабораторных работах.Лабораторная работа ,, Внутреннее строение рыбы"

Особенности проблемно - диалогического обучения и его использование на уроках биологии.Описание этапов внедрения технологии при проведении лабораторныхработ...

Лабораторная работа Особенности внешнего строения и передвижения рыб. Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник

Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.Лабораторную работу вы будете выполнять в па...