Лабораторные работы 7 класс
учебно-методический материал по биологии (7 класс)

Лабораторные работы по биологии 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon laboratornye_raboty_7_kl.doc272.5 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс биология

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: «Строение плесневого гриба мукора»

Цель: Изучить строение и органы размножения плесневого гриба мукор.

Оборудование: плесневый гриб мукор, микроскоп, покровные и предметные стекла, лупа

Инструктивная карточка

  1. Рассмотрите невооруженным глазом плесневый гриб на хлебе. Опишите его внешний вид.
  2. Рассмотрите микропрепарат «Мукор» под микроскопом. Что представляет собой мицелий плесневого гриба?
  3. Найдите на концах гиф плесени черные головки со спорами. Это спорангии. Рассмотрите их. Найдите на микропрепарате лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите споры.
  4. Ответьте на вопросы: какой цвет имеет мицелий мукора? Почему этот гриб поселяется на продуктах питания? Как происходит размножение мукора?
  5. Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме: «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

Цель. Изучить особенности строения шляпочных грибов, изучить особенности и различия съедобных и ядовитых грибов

Оборудование. Муляжи шляпочных грибов, таблица «Шляпочные грибы»

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите муляжи и таблицы шляпочных грибов. Нарисуйте строение гриба и подпишите все его части.

https://arhivurokov.ru/multiurok/f/7/3/f733fb1c9df668adef295663337cbcbebf2e3b6b/5-9_2_1.jpeg

2. Рассмотрите съедобные и ядовитые грибы, посмотрите на их внешние различия.

3. Заполните таблицу. Сравните съедобные и ядовитые грибы

Признаки для сравнения

Изучаемые объекты

Белый гриб

Мухомор

■ Два ученика поспорили между собой. Один считает, что грибы относятся к царству растений, а другой с ним не согласен. Кто из них прав? Ответ обоснуйте.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

по теме: «Изучение внешнего строения водорослей»

Цель. Изучить внешнее строение водорослей на примере нитчатой водоросли спирогиры; доказать, что она относится к низшим растениям — многоклеточным зеленым водорослям.

Оборудование. Микроскоп, микропрепараты спирогиры.

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат спирогиры и изучите рисунок учебника. Напишите, сколько клеток у спирогиры, как они расположены, какой имеют цвет.

2. Зарисуйте отдельную клетку спирогиры, укажите ее части — ядро, оболочку, цитоплазму, вакуоль, хроматофоры.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

по теме: «Изучение внешнего строения мхов»

Цель. Изучить особенности внешнего строения мхов.

Оборудование. Микроскоп, лупа, мхи кукушкин лен и сфагнум, микропрепараты мхов

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите растения кукушкина льна и сфагнума с помощью лупы. Найдите побеги, ризоиды, спорангии.

2. Рассмотрите микропрепараты листьев мхов под микроскопом. Найдите у сфагнума зеленые хлорофиллоносные клетки и бесцветные водоносные клетки.

3. Заполните таблицу. Сравните моховидные.

Признаки для сравнения

Изучаемые объекты

Кукушкин лен

Сфагнум

Наличие побегов

Наличие корней

Ветвление побегов

Наличие ризоидов

Место образования спор

Особенности строения клеток листьев

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

по теме: «Изучение внешнего строения папоротника»

Цель. Изучить особенности внешнего строения папоротников

Оборудование. Гербарии папоротника щитовника мужского (можно использовать комнатные растения отдела папоротниковидных), лупа.

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите предложенные объекты. Найдите вегетативные органы и спорангии.

2. Заполните таблицу.

Признаки для описания

Отдел Папоротниковидные

Щитовник мужской

Наличие корней

Наличие побегов

Особенности строения листьев

Особенности строения стебля

Способ размножения

Место образования спор

■ Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти клад с помощью цветка папоротника?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

по теме: «Изучение строения и многообразия голосеменных растений»

Цель. Изучить особенности строения голосеменных растений и их многообразие

Оборудование. Побеги и шишки сосны (ели), микроскоп, микропрепараты «Мужская шишка сосны», «Хвоя сосны», «Пыльца сосны»

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите листья сосны (ели) и их расположение на побеге. Опишите приспособления у листьев к уменьшению испарения воды. Рассмотрите микропрепарат.

Листья у большинства хвойных:

а) ;

б) снаружи покрыты ;

в) устьица

2. Рассмотрите строение мужских шишек. Найдите ось и чешуйки. Зарисуйте расположение семян на чешуйке. Какова роль крылышка? Рассмотрите микропрепараты

3. Рассмотрите строение женских шишек. Найдите ось и чешуйки. Какова роль семязачатка?

4. Составьте таблицу «Многообразие голосеменных растений»

■ Объясните, почему голосеменные растения могут расти даже в сухих местах.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7

по теме: «Изучение строения покрытосеменных растений»

Цель. Изучить особенности строения покрытосеменных растений, выявить характерные черты классов покрытосеменных растений.

Оборудование. Гербарии пшеницы и шиповника, модели их цветков.

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите гербарии и модели цветков.

2. Заполните таблицу. Сравните представителей двух классов цветковых растений.

Признаки для сравнения

Класс

Класс

Шиповник

Пшеница

Тип корневой системы

Жилкование листьев

Число семядолей в зародыше

Число частей цветка

Строение околоцветника

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8

по теме: «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения»

Цель. Изучить наиболее распространенные растения своей местности, определить их систематическое положение

Оборудование. Тетрадь, карандаши, определители растений

Инструктивная карточка

  1. Изучите наиболее распространенные растения вашей местности, зарисуйте.
  2. Определите и запишите их систематическое положение.

3. Напишите, какую роль выбранные вами животные играют в жизни человека

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9

по теме: «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих»

Цель. Изучить строение членистоногих на примере речного рака, доказать, что он является представителем типа Членистоногие, класса Ракообразные.

Оборудование. Коллекция «Внешнее строение речного рака», влажные препараты, лупа.

Инструктивная карточка

  1. Рассмотрите коллекцию, влажный препарат и рисунок учебника Обратите внимание на строение конечностей речного рака.
  2. Найдите все части тела и конечности речного рака. Сосчитайте и запишите количество органов:

3. Заполните таблицу. Распределите указанные ниже признаки, характерные для типа и класса

Признаки:

а) отделы тела — головогрудь и брюшко;

б) хитиновый покров;

в) членистые конечности;

г) 2 пары усиков;

д) 1 пара глаз,

е) 5 пар ног, расположенных на грудной части головогруди.

Речной рак

Признаки типа

Признаки класса

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10

по теме: «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

Цель: изучить особенности внешнего строения рыб, связанные с обитанием в водной среде.

Оборудование: Рыбки из аквариума или окунь.

Инструктивная карточка

Рассмотрите рыбу, плавающую в банке с водой, определите форму ее тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела в ее жизни.

Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. С помощью лупы рассмотрите отдельную чешую.

Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной стороне; если она различна, то объясните эти различия.

4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост, установите, как они соединены между собой, какое значение имеет такое соединение в жизни рыбы.

5.На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы.

6.Найдите у рассматриваемой вами рыбы парные (грудные и брюшные) плавники и непарные (спинной, хвостовой) плавники. Понаблюдайте за работой плавников при передвижении рыбы.

7. Зарисуйте внешний вид рыбы, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Вывод запишите в тетрадь.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11

по теме: «Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни»

Цель. Изучить особенности внешнего строения и способы передвижения лягушки.

Оборудование: влажный препарат лягушки, таблица «Внешнее строение земноводных», ручная лупа.

Инструктивная карточка

  1. Рассмотрите лягушку на влажном препарате, определите форму ее тела. Объясните, какое значение она имеет в жизни лягушки.
  2. Рассмотрите все отделы тела лягушки. Какие отделы тела лягушки появились у нее с выходом на сушу?
  3. Рассмотрите окраску тела лягушки на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то объясните это различие.
  4. Каково значение в жизни лягушки имеет влажная кожа?
  5. Подпишите на рисунке «Внешнее строение лягушки» все отделы тела.

https://arhivurokov.ru/multiurok/f/7/3/f733fb1c9df668adef295663337cbcbebf2e3b6b/5-9_2_3.jpeg

  1. Опишите скелет лягушки. Заполните таблицу.

Отделы скелета

Скелет лягушки

Скелет головы

Скелет туловища: позвоночник

ребра

Пояса конечностей: плечевой

тазовый

Скелет конечностей: верхних

нижних

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12

по теме: «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни»

Цель: выявить особенности внешнего строения птиц в связи с полетом.

Оборудование: чучело птицы, набор перьев (контурные, пуховые, пух), пинцет, лупа.

Инструктивная карточка

  1. Рассмотрите чучело птицы. Найдите основные отделы тела. Назовите их.
  2. Рассмотрите голову птицы. Обратите внимание на ее форму, размеры. Найдите клюв, рассмотрите его строение. Найдите глаза и обратите внимание на их расположение. Найдите слуховое углубление.
  3. Рассмотрите туловище птицы. Определите его форму. Определите местоположение крыльев и ног.
  4. Обратите внимание на внешнее строение конечностей. Чем покрыты цевка и пальцы ног? Вспомните, у каких животных такой покров.
  5. Рассмотрите хвост птицы. Запишите названия перьев, расположенных на крыле и хвосте, подсчитайте их число.
  6. Исследуйте набор перьев. Найдите контурное перо, изучите его строение, назовите основные части. С помощью лупы рассмотрите опахало. Зарисуйте строение контурного пера и подпишите название его основных частей.
  7. Рассмотрите пуховое перо. Найдите очин и опахала. Зарисуйте это перо и подпишите названия его основных частей.
  8. На основании внешнего строения птицы отметьте приспособления птиц к полету.

Оформите результаты наблюдений в тетради

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 13

по теме: «Изучение строения млекопитающих»

Цель: изучить особенности внутреннего строения млекопитающего.

Оборудование: таблица «Внутреннее строение млекопитающего »

Инструктивная карточка.

  1. Рассмотрите расположение внутренних органов в теле млекопитающего.
  2. Найдите и рассмотрите легкие. Определите место их расположения. Установите, к какой системе органов они относятся. Как дышат млекопитающие?
  3. Найдите желудок, кишечник, печень.
  4. Найдите сердце. Установите его место расположения в полости тела. Какие органы относятся к кровеносной системе? Почему такая кровеносная система называется замкнутой?
  5. Определите, самку или самца вы рассматриваете. Установите расположение семенников (яичников) в полости тела.
  6. Определите расположение почек в полости тела. Укажите, к какой системе органов относятся рассмотренные вами органы. Как происходит удаление вредных продуктов обмена веществ из организма млекопитающего?
  7. Составьте в тетради следующую таблицу:

Названия органов

Названия систем органов, к которым принадлежат рассматриваемые органы

1. Назовите основные части скелета млекопитающего.

2. Какую функцию они выполняют?

3. Из каких органов состоит опорно-двигательная, дыхательная, кровеносная, центральная нервная системы млекопитающего?

4. Перечислите характерные черты внутреннего строения млекопитающего.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 14

по теме: «Распознавание наиболее распространенных животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека»

Цель. Изучить наиболее распространенных животных своей местности, определить их систематическое положение и значение в жизни человека.

Оборудование. Тетрадь, карандаши, определители животных

Инструктивная карточка

  1. Изучите наиболее распространенных животных вашей местности, зарисуйте.
  2. Определите и запишите их систематическое положение.
  3. Напишите, какую роль выбранные вами животные играют в жизни человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторные работы 7 класс по УМК "Физика. Астрономия - 7 класс" А.А. Пинского, В.Г. Разумовский

В работе рассмотрены лабораторные работы для изучения физики на углубленном уровне,  с использованием имеющего оборудованияв кабинете физики...

лабораторная работа №8 "Измерение мощности и работы электрического тока в лампе ". 8 класс

Основными задачами лабораторных занятий являются: освоение техники электротехнического эксперимента, обучение грамотному оформлению результатов измерений, практическая проверка теоретических знаний. Л...

Лабораторная работа № 7 "Измерение работы и мощности тока в электрической лампочке" (8 класс)

Данная лабораторная работа является одной из работ по исследованию характеристик электрического тока и его различных потребителей....

Использование проблемно-диалогической технологии на лабораторных работах.Лабораторная работа ,, Внутреннее строение рыбы"

Особенности проблемно - диалогического обучения и его использование на уроках биологии.Описание этапов внедрения технологии при проведении лабораторныхработ...

Лабораторная работа Особенности внешнего строения и передвижения рыб. Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник

Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.Лабораторную работу вы будете выполнять в па...