ЕГЭ по биологии. Точки роста
методическая разработка

Францева Татьяна Владимировна

ЕГЭ не только оценивает знания и способности выпускников,  но и показывает качество образования в школе, квалификацию учителя, его способность подготовить к этому испытанию своих учеников. «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян», - писал Д. Менделеев и с ним трудно не согласиться.

Год от года структура экзамена меняется: задания становятся более сложными, контекстными, угадать правильный ответ невозможно, так как требуется биологическая логика в рассуждениях; даже хорошо знающие биологию ученики не могут сдать экзамен на высокие баллы.Выпускники должны продемонстрировать не только знания и умение объяснять и интерпретировать научные факты, биологические процессы и явления, но еще и владение умениями выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования, владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов и анализа их результатов. Возможность решения перечисленных проблем делает представленную практику актуальной; она позволит любому учителю биологии проанализировать свою систему подготовки к ЕГЭ и найти необходимые точки роста своей работы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ege_po_biologii._tochki_rosta.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования МО «Нижнеудинский район»

Научно-практическая конференция

«Лучшие педагогические и управленческие практики»

ЕГЭ по биологии. Точки роста

Автор: Францева Татьяна Владимировна,

учитель биологии

МБОУ «СОШ № 48 г. Нижнеудинск»

Конфуцию, первому профессиональному педагогу Поднебесной принадлежит высказывание: «Учитель и ученик растут вместе». Невозможно подготовить выпускников к успешной сдаче экзамена, если сам не владеешь информацией. Поэтому первая точка педагогического роста – постоянное пополнение своего теоретического багажа, включающего и биологические знания, и установленные ФГОС требования к результатам обучения. Это возможно при систематическом участии в онлайн-семинарах, вебинарах и курсах повышения квалификации (приложение 2).

Методическое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования осуществляет ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», на сайте которого имеются документы, необходимые каждому учителю:

  • нормативно-правовые документы;
  • демоверсии, спецификации, кодификаторы (документы, определяющие структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена);
  • аналитические и методические материалы;
  • методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ;
  • видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ;
  • открытый банк заданий ЕГЭ [3].

Для качественной подготовки необходимо изучить структуру методического обеспечения и соотнести учебный материал с содержанием этих документов (приложение 3). Понимание структуры КИМ, знание содержания кодификатора и спецификации, анализ типичных ошибок участников ЕГЭ по биологии позволяет скорректировать план подготовки к экзамену и методику преподавания. При составлении рабочей программы для 10-11 классов необходимо учитывать элементы содержания и типы заданий, которые должны освоить выпускники; все темы курса «Общая биология», проверяемые на экзамене, должны быть в полной мере изучены.

Еще один важный момент, своеобразная точка роста – это внимательный отбор учебной литературы и источников подготовки к экзамену. Каждый учитель биологии сталкивался с этой проблемой: учебники несовершенны, многие из них не содержат информацию, которая запрашивается на экзамене. Основной учебник, на который ссылается В.С. Рохлов, руководитель комиссии по разработке КИМ – это учебник А.В. Теремова, Р.А. Петросовой, не входящий в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации образовательных программ среднего общего образования. Я в своей работе использую 3-х-томник Тейлора, материал которого содержится в критериях оценивания контекстных заданий линий 25 и 26; справочник Т.Л. Богдановой с большим количеством таблиц, схем и рисунков; биологический словарь Реймерса, в котором дается объяснение свыше 4000 биологических терминов и понятий с примерами.

Общедоступными источниками для подготовки к экзамену являются уже названные материалы сайта ФИПИ: демоверсии, открытый банк заданий прошлых лет. Заслуживает доверие видеоблог на платформе YouTube «ЕГЭ БИОЛОГИЯ | Даниил Дарвин», создатель которого – мой выпускник 2011 года (сдавший биологию на 96 баллов), получивший образование на биофаках ИГУ и МГУ. Небольшие анимационные видеоролики являются дополнением при объяснении сложных тем.

 Ученики выпускных классов получают огромный объем биологической информации, в котором легко запутаться. Эффективная подготовка к экзамену требует структурирование биологического содержания за все года обучения. Наибольшее внимание необходимо уделить разделу «Общая биология» (более 65% экзаменационной работы), повторение разделов биологии основной школы («Ботаника», «Зоология», «Человек») осуществлять с учётом общебиологических закономерностей при разборе конкретных линий ЕГЭ. 

Анализ результатов ЕГЭ-2021 показал основные познавательные дефициты, выявленные у участников ЕГЭ: умение объяснять биологические факты и явления на основе общебиологических закономерностей; применение методов научного познания для изучения живых организмов; решение компетентностно-ориентированных задач с биологическим содержанием [6, с.37]. Ежегодно обучающимся трудно давать развернутые ответы на задания высокого уровня сложности второй части КИМ. Кроме недостаточного владения предметными знаниями, неуспешность выполнения заданий второй части связана и с неумением выделять основные элементы, требующие ответа, способности удерживать смысл задания, грамотно и логично излагать письменный ответ.

Поэтому помимо системного повторения всех разделов курса, необходимо уделять внимание элементам содержания и видам деятельности, недостаточно сформированным по результатам анализа экзамена предыдущего года: работе со схемами, установление соответствия и последовательности процессов, отработке терминологии. И крайне важно научить грамотно вычленять элементы ответа при чтении задания (навык смыслового чтения), логике изложения и оформления ответа. Как уже говорилось выше, для успешного прохождения экзамена надобно логическое понимание сути явлений и процессов.

Совершенствование методики преподавания биологии – главная точка роста, основа успешной подготовки к экзамену. Подготовка обучающихся через заучивание конкретных элементов ответа заданий второй части неэффективна; основная наша задача – научить понимать смысл явления или процесса, аргументировать свое мнение  и давать ответы биологически грамотным языком. Высокие баллы на экзамене получают ученики, не просто много знающие, но и умеющие рассуждать, интерпретировать знания в новой ситуации. Поэтому на уроках и во внеурочной деятельности необходимо:

  • формировать у обучающихся навыки по работе с ситуационными, контекстными, эвристическими вопросами в заданиях; а значит, создавать собственный пакет таких заданий (интересные факты из научно-популярной литературы, материалы по функциональной грамотности);
  • осуществлять системное освоение обучающимися основного содержания курса биологии через сочетание различных способов усвоения знаний: работа с биологическим словарем, конспекты в виде графиков, таблиц и схем, видеоинформация, использование онлайн-тренажеров (последние два года в своей работе использую цифровой образовательный ресурс для школ «ЯКласс»);  
  • обучать разнообразным видам учебной деятельности, представленными в кодификаторе элементами содержания и требованиями к уровню подготовки выпускников, в том числе развивать исследовательские умения учеников и умения аргументировать свое мнение, давать развернутые ответы на вопросы;
  • планировать регулярный мониторинг по отработке отдельных умений, как при прохождении текущего содержания, так и при повторении пройденного материала; при проведении мониторинга широко использовать задания различного типа – отслеживать продвижение учеников в изучении биологии с анализом причин ошибок.

Принципы организации подготовительных занятий также можно рассматривать как точку развития умений, ведущих к успешной сдаче экзамена. Очень часто я сравниваю подготовку к ГИА с закаливанием организма. В обоих случаях - это повышение устойчивости организма в условиях физиологического стресса. И основные принципы закаливания: систематичность, постепенность, учет индивидуальных особенностей, разнообразие средств и форм, самоконтроль, применимы при подготовке к экзаменам.

Одного урока в неделю недостаточно для результативной подготовки, поэтому работа продолжается внеурочно. Учеников 10-11 классов, готовящихся к сдаче ЕГЭ по биологии, я объединяю в одну группу. Работа в такой группе имеет свои преимущества: во-первых, это постепенное повторение с возможностью обмениваться мнениями и приходить к правильному решению совместными действиями; во-вторых, 11-классники сами могут стать учителями и объяснять материал, тем самым закрепляя его в своей памяти. Принцип разновозрастной групповой работы прост, но эффективен – вначале идет теоретическая подготовка по каждой линии, а затем отрабатываются отдельные умения в формате ЕГЭ с помощью тренировочных экзаменационных вариантов. Используя технологию сотрудничества, каждый ученик может увидеть свои проблемные темы или типы заданий и системно решать их.

Учителям хорошо известно, что одним из самых простых, но действенных инструментов усвоения материала, является визуализация. Информация, которую необходимо донести до других, преобразуется в схему, рисунок или таблицу. И опять мы имеем несколько плюсов: идет структуризация материала, что помогает компактно повторить темы основной школы («Ботаника», «Зоология», «Человек») и облегчает запоминание; а главное - ученики учатся правильно анализировать графическую информацию (ее содержат многие задания ЕГЭ), знания становятся собственными, так как задействована личность ученика.

Прочно запоминается то, что имеет положительную эмоциональную окраску, поэтому важно создать дружескую атмосферу коллективного творчества, активной умственной деятельности учеников. И здесь все приемы хороши – интересные, оригинальные вопросы, соревновательный дух коллектива, эмоциональные разрядки и совместное чаепитие – все работает на общий результат, успешную подготовку к экзамену.

В заключение аннотации приведу китайскую пословицу: «Учитель открывает дверь, но войти ты должен сам». Усилия ученика, его желание сдать экзамен максимально хорошо тоже являются точками роста в этой сложной совместной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в МБОУ СОШ № 6. Основные цели и задачи, образовательные направления, планирование работы образовательного проекта "Точка роста".

В презентации показаны основные цели и задачи, образовательные направления, планирование работы образовательного проекта "Точка роста" в МБОУ СОШ № 6 МО Темрюкский район....

Рабочая программа по биологии 5-9 классы с использованием оборудования образовательного центра естественно-научной и технологической направленности "Точка роста"

Рабочая программа учебного курса биологии 5-9 класса составлена на основе программы по  биологии  для  5–9  классов  автора: Сивоглазов В. И. Биология. Рабочие про...

Рабочая программа кружка "Практическая биология" ("Точка роста"), 6 класс

Рабочая программа кружка "Практическая биология" (с использованием оборудования "Точка роста"), 6 класс...

Занятие по практической биологии по теме "Строение клетки" с использованием оборудования центра «Точка роста»

Занятие ориентировано  на развитие практических умений и навыков, на формирование интереса к  экспериментальной и исследовательской деятельности, которые способствуют познавательной и творче...

рабочая программа элективного курса по биологии для 10-11 классов "Практическая биология" с использованием оборудования центра "Точка роста"

Программа разработана  с учётом основного биологического материала, изложенного в учебнике «Общая биология. 10 – 11 классы»  Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В...

Конспект урока по биологии в 5 классе по "Точке Роста" на тему "Исследования в биологии- измерение"

Урок составлен по обновленным ФГОС ООО для учащихся 5 класса, содержит информацию по использованию оборудования "Зарница" центров "Точки Роста"...