РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по биологии, 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)

Фраш Наталья Александровна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по биологии, 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_dlya_ob._s_psihich.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени героя России Николая Васильевича Ростовского города Лабинска муниципального образования Лабинский

район.

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от  31 августа 2023 года  протокол № 1

Председатель ________________ Гончаров С.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для обучающихся с задержкой психического развития

по  биологии

Уровень образования (класс) общее образование, 7 класс

Количество часов  34 (1 час в неделю)

Учитель: Фраш Наталья Александровна

Программа разработана в соответствии с ФГОС среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) и на основе федеральной образовательной программы среднего общего образования (приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 под № 371), основной образовательной  программы среднего общего образования МОБУ СОШ №  1 им. Героя России Н.В.Ростовского города Лабинска Лабинского района, утвержденной педагогическим советом (с изменениями, протокол от 31 августа 2023 года № 1)


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для обучающихся с ЗПР составлена в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ. От 29.12.2012г.;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);  основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования; постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

 В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Рабочая программа по биологии для обучающихся с задержкой психического развития 9 классов составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы Никишов А.И., Богданов Н.А и ориентированы на работу по учебникам и рабочим тетрадям.

Цель: спланировать достижения предметных результатов средствами УМК Никишова А.И., учитывая возрастные и психофизические особенности учащихся, имеющих заключение ПМПК.

Главной целью изучения предмета является: - освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности организма человека; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы и организма человека; - овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов, жизнедеятельности организма человека; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска в естественных условиях природной среды; работать с биологическими приборами, инструментами, информационными источниками; проводить наблюдения за собственным организмом, практические работы.

Указанная цель раскрывается в основных задачах предмета:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей впроцессе проведения наблюдений за организмом человека, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью, культурыповедения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы особственном здоровье, оказания первой помощи в естественных условиях среды; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, здоровью окружающих; для соблюдения правил поведения на природе, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Данная программа учитывает возможные затруднения учащихся с задержкой психического развития  в процессе ее усвоения. Поэтому проводится адаптация программы (упрощение подачи и смыслового содержания материала, выделение тем для ознакомительного изучения, организация практических работ в форме демонстрации и др.) с соблюдением всех требований ООП ООО школы и сохранением практических работ и демонстраций. Программа позволяет учащимся с задержкой психического развития глубже воспринять раскрываемую в курсе картину мира. Реализация программы предполагает применение на уроках коррекционно-развивающих, информационнокоммуникативных, объяснительно-иллюстративных и игровых педагогических технологий, которые способствуют развитию элементарных мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ), восполнению пробелов в знаниях у школьников с задержкой психического развития..

Основные направления коррекционно-развивающей работы 1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие зрительной памяти ивнимания;
  • развитие пространственных представлений ориентации; - развитие слухового вниманияи памяти;

2.Развитие основных мыслительных операций: - навыков соотносительного анализа; навыков группировки и классификации; - умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; - умения планировать деятельность; - развитие комбинаторных способностей.

3.Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

4. . Коррекция нарушений в развитии эмоциональноличностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

5.Развитие речи, овладение техникой речи.

  1. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
  2. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. В процессе реализацииобразовательной программы по биологии решаются коррекционно -развивающие задачи: коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения различных заданий коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных заданий - коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путем выполнения упражнений на развитие памяти. - коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия - коррекция и развитие тактильного восприятия - коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления) - коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки). - умение выражать свои чувства.
  1. Общая характеристика учебного предмета,  коррекционного курса

Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Изучение курса биологии обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности. В основные идеи изучения курса заложены цели формирования научного мировоззрения, овладении фундаментальными знаниями, умениями и методами познания природы. Уделяется особое внимание аксиологической составляющей образования, через воспитание ценностного отношения к природе, собственному здоровью, здоровью окружающих, гигиенической и экологической грамотности.

Поэтому главная цель биологического образования заключается в повышении качества и эффективности получения и практического использования знаний.

Построение учебного содержания осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу данного курса положен системно-деятельный подход, а также взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Рабочая программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

В учебном плане школы на уровне основного общего образования биология представлена как базовый курс в объеме 238 часов. Из них в учебном плане 9 класса отведено 68 часов на учебный год из расчета 2 часа в неделю.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебногопредмета

В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные, ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

  • ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;  ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;  понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:

  • уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
  • понимание необходимости здорового образа жизни;
  • осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;  сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей,основу которых составляют процесс общения и грамотная речь.

Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

  • правильному использованию биологической терминологии и символики;
  • развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
  • развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование  нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетическихценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета,     коррекционного курса, внутрипредметного модуля

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
  • аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
  • аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
  • аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
  • выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.);
  • делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
  • аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
  • анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;  описывать и использовать приемы оказания первой помощи;  соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов; анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. Общие биологические закономерности.

Метапредметные результаты:

Познавательные: владеть приемами работы с информацией; осуществлять поиск, отбор источников необходимой информации и ее систематизацию; формулировать проблему, участвовать в групповой работе.

Коммуникативные:  планировать  учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической  и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя; отвечать на поставленные вопросы.

Личностные результаты: проявление интереса к изучению природы; владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности.  

В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

 В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Планируемые результаты освоения внутрипредметного модуля:

Обучающийся  научится:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логические рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  • самостоятельно либо при поддержке педагога организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов; анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих.

Планируемые результаты коррекционного курса

Обучающийся  научится:

  • находить признаки, доказывающие родство человека и животных;
  • выделять биологические и социальные факторы антропогенеза;
  • объяснять основные этапы эволюции человека, основные черты рас человека;
  • анализировать особенности строения с человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, представителей различных рас;
  • узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах;
  • устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей, органов и их систем;
  • соблюдать меры профилактики заболеваний органов  человека;
  • работать с дополнительными источниками информации;
  • давать определения;
  • работать с биологическими объектами;
  • организовывать свою учебную деятельность;
  • составлять план работы;
  • составлять план ответа;
  • узнавать объекты на таблицах;
  • составлять вопросы к тексту;
  • разбивать текст на отдельные смысловые части;
  • оценивать свой ответ и ответ одноклассников;
  • искать дополнительную информацию на электронных и бумажных носителях;
  • готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
  • пользоваться поисковыми системами Интернета;
  • пользоваться биологическими словарями и справочниками;
  • составлять конспект параграфа;
  • составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний;
  • обобщать и делать выводы по изученному материалу;
  • представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;
  • иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками;
  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
  • обобщать и делать выводы по изученному материалу;
  • готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе информации из учебника и дополнительных источников.
  1. Содержание учебного предмета, коррекционного курса, внутрипредметного модуля

Раздел 1. Царство Животные

Тема 1 Общая характеристика животных

Организм животных как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных: нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных. Таксономические категории. Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах. Трофические уровни и цепи питания. Демонстрация: распределение животных и растений по планете: биогеографические области. Лабораторные и практические работы: анализ структуры различных биомов суши и Мирового океана на схемах и иллюстрациях.

 Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм. Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики. Споровики -  паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах. Демонстрация: схемы строения амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных. Лабораторные и практические работы: строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки.

 Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение. Демонстрация: типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных. Классы: Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы. Роль в природных сообществах. Демонстрация: схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных. Лабораторные и практические работы: изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры.

Особенности организации плоских червей. Свободно живущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле. Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний. Демонстрация: Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печёночного сосальщика и бычьего цепня.

Лабораторные и практические работы: жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня.

Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды).

Свободно живущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческойаскариды. Меры профилактики аскаридоза. Демонстрация: Схема строения и цикл развития человеческой аскариды. Различные свободно живущие и паразитические формы круглых червей. Лабораторные и практические работы: жизненный цикл человеческой аскариды.

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червянереиды). Вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей. Классы:Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах. Демонстрация: схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.

Лабораторные и практические работы: внешнее строение дождевого червя.

        Особенности                 организации                 моллюсков.                 Смешанная                 полость                 тела.

Многообразиемоллюсков. Классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Демонстрация: схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

Лабораторные и практические работы: внешнее строение моллюсков.

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразиечленистоногих. Классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса. Отряды насекомых с полным и неполным превращением (метаморфозом). Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

Демонстрация: схема строения речного рака. Различные представители низших ивысших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса паукообразных. Схемы строения насекомых различных отрядов. Схемы строения многоножек.

Лабораторные и практические работы: Изучение внешнего строения и многообразие членистоногих.

 Происхождение хордовых. Подтипы Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник, особенности его организации и распространения. Демонстрация: схема строения ланцетника, схема метаморфоза у асцидий.

 Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

 

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных. Демонстрация: многообразие амфибий,  схемы строения кистепёрых рыбы земноводных. Лабораторные и практические работы: особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни.

 Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), Крокодилы и Черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий. Положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

Демонстрация: многообразие пресмыкающихся,  схемы строения земноводных ирептилий. Лабораторные и практические работы: сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи.

 Происхождение птиц. Первоптицы и их предки. Настоящие птицы. Килегрудые, или Летающие, Бескилевые, или Бегающие, Пингвины, или Плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация: многообразие птиц, схемы строения рептилий и птиц.

Лабораторные и практические работы: особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни.

 Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери(сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные,  Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные). Демонстрация: схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих, многообразие млекопитающих, схемы строения рептилий и млекопитающих.

Лабораторные и практические работы: изучение внутреннего строения млекопитающих.

 Содержание внутрипредметного модуля «Роль живых организмов в экосистеме»

Понятие о среде обитания. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой обитания. Абиотические и биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. Антропогенный фактор. Влияние факторов среды на животных и растения. Взаимоотношения животных в биоценозах.  Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Продуценты, консументы и редуценты. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида.

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы и компоненты биосферы. Биомасса биосферы, её объём и динамика обновления.     Демонстрация: схемы и таблицы, иллюстрирующие влияние факторов среды на организм.

Распространение животных в природных биоценозах и агроценозах,  экологические пирамиды: пирамида энергии, пирамида чисел, пирамида биомассы,  схемы круговоротов веществ в природе, с участием живых организмов.  

 

Содержание коррекционного курса

Содержание  курса ориентировано на углубление и расширение знаний учащихся о проявлении в организме человека основных жизненных свойств:

  • о строении и взаимодействии клеток и тканей организма человека, значения гомеостаза и обмене веществ;
  • о топографии и физиологии органов и систем органов;
  • о особенностях индивидуального развития организма;
  • о правилах личной гигиены;
  • о причинах, нарушающих нормальные физиологические процессы в организме; причинах заболеваний;
  • о вреде алкоголя и наркотических средств для здоровья и развития организма человека.
  • о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих здоровью человека и нарушающих его;
  • об оказании при необходимости доврачебной помощи;
  • оказание внимания санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ п/ п

Название раздела

Кол-во часов

1.

Царство Животные

 24

2.

Роль живых организмов в экосистеме

10

Итого:   34 часа, из них 10  часов - модуль

п/п

Название раздела/темы уроков

Раздел 1. Царство Животные

1

Что изучает зоология. Правила техники безопасности на уроке

2

Место животных в природе и жизни человека

3

Входной мониторинг

4

Общая харектеристика одноклеточных животных

5

Модуль 1. Экология и значение одноклеточных. Понятие о среде обитания

6

Образ жизни и строение инфузорий

7

Тип Кишечнополостные животные

8

Тип плоские черви. Класс Ресничные черви

9

Тип Круглые черви (Нематоды)

10

Модуль 2. Экология и значение круглых червей

11

Тип Кольчатые черви

12

Модуль 3.  Взаимоотношения животных в биоценозах

13

 Контрольная работа за 1 полугодие

14

Происхождение и особенности членистоногих

15

Внешнее строение и многообразие членистоногих

16

Класс Ракообразные

17

Класс Паукообразные

18

Модуль 4. Экология и значение членистоногих

19

Тип Молюски. Класс Брюхоногие Моллюски

20

Модуль 5 Экология и значение двухстворчатых моллюсков

21

Особенности и значение хордовых

22

Модуль 6. Многообразие костных рыб их экологическое значение

23

Класс Земноводные или Амфибии

24

Модуль 7. Многообразие и роль земноводных в природе и жизни человека

25

Класс Пресмыкающиеся или Рептилии

26

Класс Птицы, особенности внешнего строения

27

Экологические группы птиц

28

Общая характеристика млекопитающих

29

Размножение и развитие млекопитающих

30

Модуль 8. Среда обитания. Экологически факторы

31

Промежуточная аттестация

32

Модуль  9. Биотические факторы

33

Модуль  10. Пищевые связи в экосистеме

34

 Роль живых организмов в биосфере

Итого:   34 часа, из них 10  часов - модуль

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

На уроках биологии для использования на учебных занятиях, во внеурочное время, при выполнении домашних заданий могут быть рекомендованы следующие виды учебнопознавательной деятельности обучающихся :

1.Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

  • слушание объяснений учителя;
  • слушание и анализ выступлений своих товарищей;
  • самостоятельная работа с учебником;
  • работа с научно-популярной литературой;
  • отбор и сравнение материала по нескольким источникам;  написание рефератов и докладов.

2.Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

  • наблюдение за демонстрациями учителя;
  • просмотр учебных фильмов;
  • анализ графиков;
  • анализ таблиц;
  • анализ схем;
  • изучение устройства приборов по моделям и чертежам.

3.Виды деятельности с практической (опытной) основой:  работа с раздаточным материалом;  выполнение работ практикума.

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
  1. Учебник –  Сивоглазов В.И., Сарычева Н.Ю., Каменский А.А,
  2. Электронное приложение к учебнику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) учебного предмета «Английский язык» для 2 класса 68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений.  Данная рабочая программа адап...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по литературе на 2021-2022 учебный год 6 Б класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  для обучающихся с задержкой психического развития  по литературе на 2021-2022 учебный год  6 Б класс...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по родной литературе на 2021-2022 учебный год 6 Б класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  для обучающихся с задержкой психического развития  по родной литературе на 2021-2022 учебный год  6 Б класс...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по родному языку на 2021-2022 учебный год 6 Б класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  для обучающихся с задержкой психического развития    по родному языку на 2021-2022 учебный год   6 Б класс...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по русскому языку на 2021-2022 учебный год 6 Б класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  для обучающихся с задержкой психического развития  по русскому языку на 2021-2022 учебный год    6 Б класс...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по литературе на 2020-2021 учебный год 5 Б класс

Адаптированная рабочая программа  для обучающихся с задержкой психического развития по литературе на 2020-2021 учебный год 5 Б класс...

Рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития . Математика 6 класс.

Рабочая программапо математике 6 класс, разработана для индивидуальной работы с детьми 7 вида....