Тема урока: Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей (Биология 9 класс, УМК: В.В. Пасечник)
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Студеникина Татьяна Геннадьевна

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели:

Деятельностная: Рассмотрение различных видов травм опорно-двигательной системы, определение их симптомов и правил оказания первой доврачебной помощи.

Содержательная: Формирование системы новых понятий, расширение знания учеников за счёт включения новых определений, терминов, описаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervaya_pomoshch_pri_travmah_oda.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей (Биология 9 класс, УМК: В.В. Пасечник)

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели:

Деятельностная: Рассмотрение различных видов травм опорно-двигательной системы, определение их симптомов и правил оказания первой доврачебной помощи.

Содержательная: Формирование системы новых понятий, расширение знания учеников за счёт включения новых определений, терминов, описаний.

Задачи:

Образовательные:
- научиться характеризовать различные виды травм опорно-двигательной системы;

- научиться различать повреждения суставов, костей и растяжения связок;

- определять приемы оказания первой доврачебной помощи;

- показать практическое использование знаний по предмету в жизненной ситуации.

Воспитательные: 

- показать учащимся зависимость между оказанием правильной и своевременной доврачебной помощи и сохранением здоровья и жизни пострадавшего;

- рассмотреть возможности предупреждения травм опорно-двигательной системы;

- продолжить умение работать в группах (коммуникативная культура общения);
- продолжить развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности;
- создавать условия для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности.

Развивающие:

- развивать умения анализировать, аргументировать свою точку зрения;

- продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками информации;
- развивать умение делать выводы.

Планируемые УУД:

Л – личностные:

- способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

- способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других.

П – познавательные:

- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи;

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам работы;

-выбирать, анализировать, и интерпретировать информацию.

Р – регулятивные:

- аргументировать предлагаемые варианты решений;

- составлять план действий;

-делать выбор и брать ответственность за решение;

 - принимать себя и других, не осуждая.

К – коммуникативные:

- выражать свою точку зрения в устных текстах;

- проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; - представлять результаты совместной деятельности команды;

- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

- планировать организацию совместной работы, определять свою роль, распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы.

Ресурсы: карточки с кейсовыми ситуациями, интерактивная доска, презентация, учебник.

Основные понятия темы: травма, травматизм, ушиб, перелом, растяжение связок, вывих.

Планируемые образовательные результаты:

1) предметные:

- формирование ценностного отношения к собственному организму;

 - использование изученных терминов, понятий;

- владение навыками работы с информацией биологического содержания;

- умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни;

- овладение приемами оказания первой помощи человеку.

2) личностные:

- готовность обучающихся к самостоятельности;

-  наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;

-  сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе.

3) метапредметные:

- готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками;

- овладение навыками работы с информацией: восприятие информации.

Методы обучения: практические, с использованием элементов технологии «кейс-стади», словесно-наглядные, групповая и фронтальная формы работы.

                                                           

Ход урока:

I. Организационный момент. (1 минута)

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Мотивация и целеполагание. (4 минуты)

На прошлых уроках мы познакомились с опорно-двигательной системой. Перечислите основные функции опорно-двигательной системы (опорная, защитная, обеспечивает движение, кроветворная, определяет форму тела). Но несмотря на то, что опорно-двигательная система достаточно прочная, и человек в среднем, в течение дня находится в движении 3-4 часа, она так же может травмироваться.

Проблемная ситуация.

- А теперь представьте:

Произошла автомобильная авария. Есть двое пострадавших – женщина и мужчина. Мужчина находился за рулём, женщина – пассажирка. После того, как их извлекли из машины, было видно, что у женщины, кричащей и плачущей от боли, перелом бедренной кости. Нарушение кожных и мышечных покровов, видна часть кости + кровотечение. Мужчина же вёл себя спокойно, был в сознании, но вял и бледен, крови на одежде и на видимых участках тела не было, только стопа правой нижней конечности находилась в неестественном положении (вывернута).

Теперь попробуйте ответить на такие вопросы. Кто больше пострадал во время этой аварии? Кому помощь более необходима? Как нужно поступить?

Ребята, вы догадались, о чем будет наш сегодняшний урок?

Тема урока «Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей». Что мы сегодня будем рассматривать на уроке? Дети определяют цель урока: сегодня мы рассмотрим различные виды травм опорно-двигательной системы, научимся определять их симптомы и правила оказания первой доврачебной помощи, что поможет избежать подобных ситуаций в жизни, а при случае суметь оказать помощь себе и окружающим. III. Изучение нового материала. (25 минут)

В каком случае людям необходима первая помощь? Как называется действие извне, нарушающее целостность и функции организма? (травма)

Распространённость травм среди людей называется травматизмом. Помочь в такой ситуации может только тот, кто СУМЕЕТ. Поэтому чтобы суметь, надо знать, уметь и тренироваться!

Но для того, чтобы оказать первую помощь, необходимо научиться распознавать виды травм. Совершим экскурс и познакомимся с видами травм (беседа по слайдам презентации).

Перелом - нарушение целостности кости. Виды переломов.

Строение сустава также приспособлено к выполнению определенных движений, при неловких движениях, при падении и сильном ударе по суставу могут произойти ушибы, растяжения связок, скрепляющих сустав, или вывих кости.

Ушиб – повреждение тканей и органов без нарушения целостности кожи.

Растяжение связок – повреждение связок сустава, связанное с их перерастяжением.

Вывих – смещение суставных костей, при которых головка одной кости выходит из суставной ямки другой.

Что необходимо сделать, если произошел несчастный случай?

Работа с кейсами:

Организуется работа с кейсовыми ситуациями в группах (учащиеся заранее делятся на 4 группы, прием «Собери открытку», открытки по числу групп разрезаются на четное число участников, которые рассаживаются напротив друг друга). Каждой группе предлагается одна ситуация – кейс, который необходимо решить в течение 10 минут и ответить на вопросы. В группе выбирается модератор (руководитель группы) руководит обсуждением, записывает решения, руководит возникшей дискуссией, готовит выступление. Во время работы по решению кейса можно пользоваться информацией из учебника § 16. Школьники работают в группе, а учитель помогает тем группам, в которых учащиеся затрудняются при решении проблемной ситуации.

Кейс для 1-й группы

Ситуация: Прозвенел звонок с урока и ребята, толкаясь, гурьбой выбежали на улицу. Накануне выпал снег и к утру приморозило. Петя поскользнулся на ступеньках входа в школу и упал. Сразу же подбежали одноклассники. Коленка болела, тяжело было идти. Уже дома мальчик обнаружил на ноге синяк.                  

        Что произошло с Петей?                                                                                                                               Ваши действия?                                                                                             Как предотвратить этот несчастный случай?    

(У Пети травма – ушиб, наблюдалась боль, появился синяк.

В первую очередь обратиться в травмпункт. Необходимо приложить пузырь со льдом или что-то холодное из холодильника, обернутое тканью.

Чтобы этого не произошло, необходимо аккуратно ходить не толкаться, при гололеде необходимо соблюдать технику безопасности).

Кейс для 2-й группы

Ситуация: Друзья каждый раз после занятий в школе шли на школьную спортивную площадку и занимались на турнике. И этот раз оказался не исключением, ребята направились к турнику. На улице стояла сырая погода, ночью шел дождь, площадка была покрыта лужами. Артем научился выполнять на турнике упражнение «подъем переворотом», он очень гордился своим навыком. Ребята, можно сказать, завидовали ему в этом. Рома решил за ним повторить, но руки были еще слабые, к тому же перекладина была мокрая. При совершении переворота рука неловко соскользнула, и он упал. Рука болела в области сустава, мальчик не мог ею двигать из-за боли, появилась отечность.         

Что произошло на площадке?                                                        

Ваши действия?                                                                                   

Как предупредить подобную ситуацию?

(У Ромы травма – вывих, наблюдалась отечность и отсутствие движений в суставе из-за боли.

В первую очередь обратиться в травмпункт, чтобы вправить вывих. Необходимо обеспечить неподвижность сустава, приложить холод.

Чтобы этого не произошло, при выполнении подобных упражнений необходимо соблюдать технику безопасности).

Кейс для 3-й группы

Ситуация: На выходных днях ребята классом решили пойти на каток. Стояла хорошая погода и людей на катке становилось все больше. Ребята немного покатались, а затем решили поиграть в догонялки. Мальчишки, лавируя между людьми, старались догнать друг друга. Маша и Люда спокойно катались по кругу, наслаждаясь чудной погодой и музыкой, раздававшейся из громкоговорителя. Навстречу девочкам неслись мальчишки, столкновения все же не удалось избежать. Маша упала на руку и от сильной боли чуть не заплакала. По дороге домой девочка заметила, что кисть опухла и как-то неестественно висела, больно было ее сгибать.                                                                                                                                       Что случилось?                                                                                         Ваши действия?

Как предотвратить подобную ситуацию?

(У Маши травма – перелом, наблюдалась боль, появился отек, боль при сгибании, неестественное положение кисти.

В первую очередь обратиться в травмпункт, исключить движение конечности.

Чтобы этого не произошло, при играх на катке необходимо соблюдать технику безопасности).

Кейс для 4-й группы

Ситуация: Ребята готовились к областным соревнованиям по баскетболу среди юношей. Тренировка шла полным ходом. Антон не успел зайти домой за кроссовками, и был в кедах. Во время игры Иван с Антоном, спортсмены играли на тренировке за разные команды, прыгнули за мячом, Иван оттолкнул Антона и тот неудачно приземлился на пол, нога подвернулась. Он почувствовал резкую боль, было больно наступать на ногу. К вечеру нога немного опухла, вокруг сустава появился кровоподтек.                        

Что произошло на площадке?                                                        

Ваши действия?                                                                                    

Как предупредить подобный случай?

(У Антона травма – растяжение связок, наблюдалась боль, появился отек.

В первую очередь обратиться в травмпункт, чтобы исключить серьезную травму. Необходимо наложить тугую фиксирующую повязку и приложить холод.

Чтобы этого не произошло, необходимо использовать для игры специальную спортивную обувь, при игре в баскетбол высокие кроссовки, фиксирующие голеностопный сустав, соблюдать технику безопасности).

Проведение физкультминутки. (проводит ученик из класс)

К обсуждению приступают согласно очередности ситуаций. Каждая из групп зачитывает кейс и высказывает свое мнение, отвечая на вопросы, предложенные в карточке. Все высказывания записываются на доске учителем. В процессе обсуждения любой учащийся может высказать мнение по предложенной ситуации. В решениях, представленных учащимися, учитель с детьми отмечают сильные и слабые стороны. Причем по кейсу может быть принято несколько решений, если они обоснованы. Учитель должен дать учащимся определенную свободу действий, за дисциплиной они должны следить сами. Одна из задач учителя заключается в обучении учащихся культуре общения и ведения дискуссии.

По окончании обсуждения формулируют выводы по решению кейсов. Решается проблемная задача, поставленная в начале занятия.

IV. Закрепление пройдённого. (5 минут)

Определить на слайде презентации виды травм.

Какую помощь необходимо оказать при переломе ребер?

Как необходимо транспортировать человека с подозрением на перелом позвоночника, черепа (учитель акцентирует, если нет возможности вызвать скорую помощь)?

Каковы цели доврачебной помощи при травмах?

Подведение итогов.

V. Рефлексия. (3 минуты)

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал…

Я научился …

Было интересно …

У меня получилось …

Было трудно …

Я смог …

Я понял, что …

Теперь я могу …

Урок дал мне для жизни …

VI. Домашнее задание. (2 минуты)

§ 16 составить памятку «Профилактика подросткового травматизма».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»

охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждение суставов, костей и растяжение связок; определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от п...

Урок биологии в 8 классе "Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей".

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей...

первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей

Цель урока: Ознакомление с видами повреждений опорно-двигательного аппарата.Освоить технологии оказания первой помощи при переломах костей,вывихах, растяжениях.Задачи урока:• образовательные: охаракте...

Урок по биологии: «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей».

Урок по биологии в 8 классе:  «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей».  К учебнику: Биология. Человек. 8 класс. Колесов Д.В., Маш Р.Д....

Технологическая карта урока биологии в 8 классе «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»

Данный урок может быть проведен при изучении темы "Скелет человека", "Строение костей" как закрепляющий....