Статья "Экологическая проектная деятельность обучающихся центра «Точка роста» «Огород на подоконнике»
статья по биологии

Аникина Наталия Александровна

В статье представлена проектная деятельность экологической направленности обучающихся Точки роста МБОУ СОШ №3 г. Козьмодемьянска им. С.Н. Сивкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx286.41 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая проектная деятельность обучающихся центра «Точка роста» «Огород на подоконнике»

Толстова Н.А., учитель биологии

Ремизова Н.М., учитель биологии, к.б.н.

МБОУ СОШ №3 г. Козьмодемьянска им. С.Н. Сивкова

Аннотация. В статье представлена проектная деятельность экологической направленности обучающихся Точки роста МБОУ СОШ №3 г. Козьмодемьянска им. С.Н. Сивкова.

Ключевые слова: проектная деятельность, огород на подоконнике, Точка роста.

Актуальность. Экологическое воспитание одно из основных направлений в системе образования [1]. На базе МБОУ СОШ №3 г. Козьмодемьянска им. С.Н. Сивкова работает Точка роста. По направлению «Биология» обучающиеся занимаются проектной деятельностью. Проектная деятельность предусматривает осуществление целенаправленной практической деятельности [2]. Метод проектов предполагает такую организацию образовательного процесса, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов [3]. Обучающиеся Точки роста МБОУ СОШ №3 г. Козьмодемьянска им. С.Н. Сивкова занимаются разведением мини-огорода на подоконнике. На занятиях школьники учатся любить природу, наблюдать, сопереживать. Включение детей в проектную 81 деятельность по экологической тематике способствует развитию умственных операций анализа, обобщения и классификации по существенным признакам, способности устанавливать логические связи и отношения, существующие в окружающей действительности, причинно-следственные связи [4, 5]. Участвуя в экологическом проектировании, школьники вырабатывают навыки бережного отношения к природе, активно включаются в систему общественных отношений, овладевают природоохранным и социальным опытом, реализуют его на практике [7]. Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость [6].

Цель проекта: формирование экологической культуры обучающихся Точки роста.

Задачи:

- научить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях,

- обобщить представления детей об условиях роста растений,

- развить познавательные и творческие способности,

- сформировать собственное отношение к природным явлениям и объектам,

- воспитать бережное отношение к своему труду,

- познакомить школьников с сортами комнатных овощных культур,

- закрепить навыки работы при посадке семян и ухода за рассадой,

- познакомить с правилами техники безопасности при работе с почвой, растениями, садовыми инструментами,

- сформировать ответственное отношение к своей работе, взаимопомощи, сотрудничества, воспитание ценностного отношения к природе, труду, культурным растениям,

- развитие интереса к профессиям, связанными с выращиванием растений, сельским хозяйством.

Методы проекта:

- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения; самостоятельное наблюдение; коллективное наблюдение;

- наглядные: тактильно-мышечная наглядность;

- словесные: беседы, объяснения, указания, инструкции;

- релаксация;

Формы организации проекта:

- познавательные занятия;

– практические занятия;

- экологические викторины.

Формы познавательной деятельности:

- микрогрупповая форма (работа в парах);

- групповая форма (единая познавательная задача ставится перед определённой группой школьников).
Ресурсное обеспечение проекта:

- методический инструментарий;

- материально-техническое (компьютер, телевизор, канцелярские

принадлежности, горшочки, лупа, салфетки, садово-огородный инвентарь),

- посадочный материал (семена огурцов, томатов, рукколы, луковицы лука,

готовый комплект для выращивания микрозелени).

Наглядный материал:

- иллюстрации;

- оснащение природным материалом.

Ожидаемые результаты проекта:

предметные:

- обучающиеся будут знать сорта комнатных овощных культур, расширят знания об овощных культурах,

- обучающиеся получат навыки работы при посадке семян и ухода за рассадой,

- обучающиеся закрепят правила техники безопасности при работе с почвой, растениями, садовыми инструментами,

личностные:

- научатся реализовывать теоретические познания на практике,

- у обучающихся сформируется ответственное отношение к своей работе, взаимопомощи, сотрудничества, воспитание любви к природе, труду,

- понимание необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде, культурным растениям,

метапредметные:

- обучающиеся разовьют познавательный интерес к профессиям, связанными с выращиванием растений, сельским хозяйством;

- сформируют положительное эмоциональное отношение к природе,

- умение определять понятия, создавать обобщения и делать выводы при проведении опытнической и научно-исследовательской деятельности;

- обучающиеся разовьют готовность участвовать в практических проектах по улучшению окружающей среды,

- сформируют и разовьют экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной

деятельности.

Сроки реализации проекта: декабрь-май.

I. Подготовительный этап - декабрь:

- сбор и анализ литературы, разработка плана реализации проекта;

- подготовка семян цветов, рассады;

- диагностика - определение уровня умений и знаний детей по теме,

- видеоурок «Прорастание семени двудольных»,

- беседа «Карликовые сорта томатов»

- беседа «Все о томатах и огурцах – происхождение, сорта» (рис.1).

;quality=95&sign=a30d77b73e6caefb14a762ae84e4b26b&type=album

Рис.1. Занятие Точки роста.

II. Основной этап – январь-март:

- опыты и поисково-исследовательская деятельность «Способы проращивания

семян», «Проращиваем семена», «Наблюдаем, как растут томаты и огурцы» (рис. 2),

- практические занятия «Огурцы на подоконнике», «Томаты в горшочках»,

«Проращивание семян рукколы», «Проращивание зелени с помощью готового комплекта

по выращиваю микрозелени».

- занятия по уходу за посеянными овощными культурами.

;quality=95&sign=7847f71adfe2048e799036bddd5c452c&type=album

Рис. 2. Прорастают огурцы.

III. Заключительный этап апрель-май

- занятие по уходу за посеянными овощными культурами,

- занятие «Сбор урожая»,

- конкурс «Самый лучший урожай».

Выводы. Опрос обучающихся Точки роста показал их заинтересованность в

проекте. Ребята нацелены на успешное окончание проекта и получение урожая.

Список источников:

1. Вдовина Г.Н. Экологический проект «Огород на окне» //

Исследователь/Researcher. - 2021. - №1-2 (33-34).

2. Терехова И.В., Брагина О. В. Экологический исследовательский проект

«Цветоводы» // Проблемы педагогики. - 2015. - №2 (3).

3. Гримовская Л. М. Развитие познавательных способностей детей в проектной

деятельности по экологической тематике // Вестник Мининского университета. - 2020. -

№2 (31).

84

4. Крохина Е. А., Горчакова М., Савинова С. В. Развитие представлений детей

старшего дошкольного возраста о мире деревьев посредством проектной деятельности //

Концепт. - 2019. - №12.

5. Свистунова Е. А. Модель формирования экологической культуры

старшеклассников во внеурочной деятельности посредством проектных технологий //

Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - №8.

6. Бодрова Л. А. Проектная деятельность как средство формирования

экологической культуры школьников // Ярославский педагогический вестник. - 2012. -

№1.

7. Ремизова Н. М. Опыт применения мини-проектов при изучении

биоразнообразия родного края на уроках биологии в 5 классе // Марийское краеведение:

опыт и перспективы развития. – 2022. – с. 137-139.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование оборудования центра «Точка роста» в урочной и внеурочной деятельности по химии.

Использование оборудования центра «Точка роста» в урочной и внеурочной деятельности по химии....

Мониторинг деятельности Центра "Точка роста"

Руководитель - Миляева О.И. Представлены некоторые результаты...

приказ об итогах заседания ресурсного центра "Организация деятельности центров "Точка роста"

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение«КУТЬ – ЯХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»Ханты – Мансийского автономного округа-Югры Нефтею...

Оганизация проектной деятельности обучающихся в центрах образования "Точка роста"

В данном материале представлена работа учащихся 8 класса МБОУ Новоленинская СОШ Нукутского района центра образования естественнонаучной и технологической направленности «Точка роста».Участ...