Методы, формы организации деятельности учащихся, приемы используемые на уроках биологии в соответствие с обновленными ФГОС ООО
материал по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Методы, формы организации деятельности учащихся, приемы используемые на уроках биологии в соответствие с обновленными ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_na_urokah_biologii.docx14.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, формы организации деятельности учащихся, приемы используемые на уроках биологии в соответствии с обновленными ФГОС ООО.

При работе как с группой, так с целым классом очень важно использовать активные методы обучения. Их можно объединить в три группы: словесные, наглядные и практические и использовать на уроках в разном сочетании.

Словесные

Метод дискуссии: вопросы учителя или учащихся, требующие размышлений, обмена мнениями. Пример: «Нередко приходится работать согнувшись, низко склонив голову, при этом сдавливается грудная клетка, затрудняется дыхание и кровообращение. Объясните:

– как влияет это на здоровье и почему;
– как предотвратить, ослабить отрицательное влияние такой позы. Обоснуйте ответ».

Метод самостоятельной работы с учебником: учащиеся самостоятельно работают по заданию учителя с учебными пособиями, при этом составляя план, таблицы, схемы.

Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом: работа учащихся по дидактическим материалам.

Метод эвристической беседы: учащиеся решают проблемные вопросы и получают новые знания в процессе дискуссии, коллективных размышлений. Пример: «Сравните функции рибосом и митохондрий. В чем заключается противоположность функций этих органоидов клетки? Докажите!»

Метод проблемного изложения: проблемные вопросы решает сам учитель, размышляя вслух и побуждая учащихся к логическому мышлению.

Метод решения расчетных и логических задач: учащиеся по заданию учителя самостоятельно решают расчетные или логические задачи, требующие вычислений, размышлений и умозаключений. Пример: «Представьте ритмическую работу сердца 80-летнего человека и, исходя из продолжительности фаз сердечного цикла, определите, сколько лет из 80 у него: 1) отдыхали мышцы желудочков сердца; 2) отдыхали мышцы предсердий; 3) были закрыты створчатые клапаны; 4) были закрыты полулунные клапаны».

Наглядные

Метод частично-поисковый демонстрационный: учащиеся решают проблемный вопрос, наблюдая и обсуждая демонстрируемые учителем опыты, натуральные объекты и т.д.
Пример: «Какие химические превращения происходят с пищей под действием желудочного сока? Как это можно исследовать? Проанализируйте результаты опыта «Действие желудочного сока на белок»; сравните изменения содержимого во всех пробирках, заполните таблицу (№ пробирки – содержимое – условия – результат – причина результата), запишите выводы и обсудите в группах».

Метод опорных сигналов: использование плакатов с опорными сигналами.

Метод работы с использованием ИКТ: учащиеся решают проблемный вопрос и получают часть новых знаний при просмотре слайдов, видеофильмов, работе с соответствующими компьютерными программами (электронный лабораторный практикум «Биология 6–11 класс», «Библиотека электронных наглядных пособий, 6–9 класс», электронный атлас «Анатомия 8–9 класс»).

Практические

Лабораторно-практические занятия – важная форма урочной работы по биологии. На них максимум времени отводится самостоятельной работе учащихся. После сообщения темы, целей и задач лабораторной или практической работы учащиеся выполняют ее, пользуясь инструктивными карточками. При выполнении заданий лабораторной работы они могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями. Учащиеся должны сделать выводы по работе, ответить на ряд вопросов, носящих чаще всего проблемный характер. Часто та или иная проблема ставится непосредственно перед выполнением практической работы.

Лабораторный метод: учащиеся решают проблемный вопрос и получают часть новых знаний в ходе выполнения и обсуждения эксперимента или работая с натуральным раздаточным материалом. До лабораторной работы ученикам известна лишь ее цель, но не ожидаемый результат. Пример: «Определите, какие кровеносные сосуды видны на тыльной стороне кисти руки. Правильность своего ответа проверьте так: 2–3 раза сдавите пальцами запястье и наблюдайте за изменениями толщины сосудов, заметных на тыльной стороне кисти. Что происходит с этими сосудами и кровью в них? Почему? Что происходит с ними, если освободить запястье? Почему? В каком направлении (от сердца или к нему) течет кровь в этих сосудах?»
В программе заложены основные лабораторные работы, проводимые на уроках в школе, но иногда учащиеся получают задание выполнить лабораторную работу определенной тематики (определить частоту заболеваемости инфекционными болезнями в семье, проследить за динамикой температуры тела) дома и относятся к таким заданием с большим интересом.

Наблюдение за живыми объектами: использование живых объектов при проведении исследовательской или лабораторной работы.

Создание компьютерных презентаций: эту форму практической работы можно использовать как на уроках, так и на занятиях кружка при проведении предметной недели.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках физической культуры

В настоящее время на уроках физической культуры в общеобразовательных школах учителя применяют следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике фи...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках информатики

laquo;Информатика и ИКТ» один из «молодых» предметов в школьном курсе. Но из-за стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначени...

Методы, формы организации деятельности учащихся на уроках биологии

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследователь...

Методы, формы организации деятельности учащихся на уроках английского языка.

Методы, формы организации деятельности учащихся на уроках английского языка....

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения на уроках истории.

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения на уроках истории....