Задания на формирование естественно-научной грамотности по теме " Лист, функции листа"
методическая разработка по биологии (6 класс)

Леганова Наталья Николаевна

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. В течение нескольких лет мною были подобраны задания из разных источников, содержание которых нацелены на проверку умений, характеризующих естественнонаучную грамотность, но при этом должны основываться на ситуациях, которые можно назвать жизненными, реальными и интересными для школьников.

Задания объединены по блокам согласно компетенциям естественнонаучной грамотности

I.                 Задания на формирование компетенции: научное объяснение явлений.

II.               Задания     на     формирование    компетенции:    понимание                  особенностей естественнонаучного исследования.

III.             Задания       на формирование компетенции:      интерпретация данных для получения выводов.

Это требует от естественно научно грамотного человека следующих компетентностей:

  • научно объяснять явления;
  • понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
  • интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_na_eng_po_teme_transpiratsiya.docx619.82 КБ

Предварительный просмотр:

Задание на формирование естественно-научной грамотности  на уроках биологии

Биология, 6 класс

Тема урока: Лист, функции листа

Люди часто попадают в условия, когда хочется пить, а питьевой воды нет.  Например, когда ребенок потерялся в лесу.

Даже если рядом есть водоем, пить из него опасно, так как не всегда есть уверенность, что вода в нем чистая.

Используя знания об испарении воды растениями, предложите способ добывания воды в  жаркий день в лесу.

https://storage.myseldon.com/news-pict-87/8777C35C2B6803615CDA95E39625A01E

Предполагаемый ответ:

 Сделать подобное  приспособление для сбора испаряющейся воды, используя знания о транспирации

https://kitchenpantryscientist.com/wp-content/uploads/2012/07/IMG_1186.jpg

https://i0.wp.com/zonaextrima.ru/wp-content/uploads/2021/07/sbor-vody.jpg?w=1200&ssl=1

Работа с текстом

Транспирация воды лесом

Часть влаги, просочившейся в почву, расходуется самим лесом на физиологическое испарение деревьями воды, поступающей из почвы через корневую систему и ствол в листву.

Под транспирационною способностью следует понимать условную величину, показывающую испарение воды растением.

 При сравнении различных пород по этой способности, устанавливается отношение между потерей воды испытуемой породой и потерей воды породой, принятой для сравнения.

Хвойные породы обладают значительно меньшей транспирационной способностью, нежели лиственные, и гораздо меньшей изменчивостью этой способности у отдельных видов.

Чем светолюбивее порода, тем больше она испаряет влаги.  Кроме того, при недостатке влаги светолюбивые породы менее способны сокращать испарение воды, чем теневыносливые.

Относительную величину испарения древесными породами можно установить, перечислив количества испаряемой отдельными породами воды на 1 кг воды, содержащейся в листьях.

При этом оказывается, что берёза испаряет в 25 раз больше, ясень в 15 раз, дуб в 13 раз, клён остролистный в 9 раз больше воды, нежели её содержалось в листве. Таким образом, у лиственных пород наибольшей экономией испарения отличается листва дуба, ясеня и клёна остролистного; эти породы и являются основными в степном лесоразведении.

Хвойные породы обладают наибольшей экономностью испарения: ель, сосна и пихта европейская испаряют воды лишь в 4 - 7 раз больше, чем её содержится в хвое. Следовательно, хвойные породы расходуют на растительную транспирацию приблизительно в 8 - 10 раз меньше воды, нежели лиственные.

Выполните задания:

1. Что такое транспирация?

        Поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа.

        Испарение воды листьями.

        Массовое опадение листьев.

        Передвижение воды к листьям.

2. В чём заключается значение испарения в жизни растений? Подчеркните все верные ответы.

        Испарение способствует выделению кислорода

        Благодаря испарению происходит передвижение веществ по растению

        Испарение способствует выделению углекислого газа

        Благодаря испарению происходит охлаждение растения

        Испарение способствует передвижению минеральных веществ

3. Прочитайте. Выберите в предложенном списке ответ «да», если утверждение верное, ответ «нет» - если неверное.

Да, нет – У растений испарение регулируется открывание и закрывание устьиц.

Да, нет – Одно и то же растение даже при разных условиях испаряет всегда одинаковое количество воды.

Да, нет – В пасмурную погоду воды испаряется больше, чем в солнечный день.

Да, нет – Чем крупнее листья растения, чем больше их поверхность, тем меньше испаряется влаги.

1. Проанализируйте таблицу «Количество устьиц»:

 Количество устьиц 

Вид 

Число устьиц на 1 мм2 

Верхняя сторона листа 

Нижняя сторона листа 

Кувшинка 

625 

3 

Дуб 

0 

438 

Яблоня 

0 

246 

Пшеница 

47 

32 

Овес 

40 

47 

Очиток 

21 

14 

Молодило 

11 

14 

Выполните задания:

1. У какого растения количество устьиц больше всего на нижней стороне листа?

2. У какого растения количество устьиц больше всего на верхней стороне листа?

3. Предположите у всех ли растений нижняя сторона листа будет испарять больше?

4. От какого показателя это зависит?

Проблемные вопросы

 1. У большинства растений устичные клетки располагаются на нижней стороне листа. А как вы считаете: где находятся устьица у кувшинки и кубышки?

 2. Однажды, чтобы лучше они смотрелись, она смазала листья фикуса с двух сторон вазелином. Но через некоторое время листья пожелтели, а фикус погиб. Почему?

Лабораторная работа.

 «Зависимость транспирации от площади поверхности листьев.» 

Цель работы: выявить зависимость транспирации от площади поверхности листьев.

Гипотеза: чем больше площадь поверхности листьев, тем больше транспирация.

Оборудование: компьютер, датчики температуры и влажности, комнатное растение герань (пеларгония) или хлорофитум.

Порядок проведения эксперимента: 

1. Подготовьте компьютер для проведения опыта (включить, подключить датчик влажности).

2. Поместите два листа растения в целлофановый пакет, разместите в нем датчик. Завяжите пакет бечевкой.

 3. Проведите измерения влажности.

4. Выньте датчик и оставьте на некоторое время в комнатных условиях.

 5. Поместите шесть листьев растения в целлофановый пакет, разместите в  нем датчик. Завяжите пакет бечевкой.

6. Проведите измерения влажности.

7. На полученных графиках определите значения влажности и занесите в таблицу.

8. Проанализируйте полученные значения, сформулируйте вывод. Ответьте на вопросы.

Что такое транспирация? Какое значение имеет транспирация для жизни растения? Как зависит влажность воздуха в пакете от площади поверхности листьев?

 9. Обработка и анализ результатов.

Результаты измерений запишите в таблицу: «Зависимость транспирации от площади поверхности листьев».

Количество листьев

Влажность %

2

6

Вывод: Наша гипотеза __________________________.

 Влажность воздуха в пакете зависит от_________________________________________________.

Транспирация зависит от ___________________________________.

Чем больше площадь поверхности листьев, тем ____________________ транспирация.

 Значение транспирации заключается в том, что __________________________________________________________________ __________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс

Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс...

Задания по формированию естественно-научной грамотности для учеников 6 класса

  Естественнонаучная грамотность – это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследова...

Задания на формирование естественно-научной грамотности по теме "Слуховой анализатор"

Предлагаются задания на формирование естественно-научной грамотности по теме "Слуховой анализатор"...

Задания на формирование естественно-научной грамотности по теме " Смена биогеоценозов"

Задания на формирование естественно-научной грамотности по теме " Смена биогеоценозов" на примере озера Светлояр...

Задания на формирование естественно-научной грамотности по теме " Лист, функции листа"

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересовать...

Задания на формирование естественно-научной грамотности по теме " Смена биогеоценозов"

Задания на формирование естественно-научной грамотности по теме " Смена биогеоценозов"...

Задания на формирование естественно-научной грамотности по теме "Слуховой анализатор"

Предлагаются задания на формирование естественно-научной грамотности по теме "Слуховой анализатор"...