Рабочий лист по теме "Строение клетки"
рабочие листы по биологии (5 класс)

Обучающимся предлагается выполнить 5 заданий и затем оценить свою работу.

1. Подписать части микроскопа.

2. Вставить слова в текст "Правила работы с микроскопом".

3. Прочитать текст и заполнить таблицу.

4. Зарисовать строение растительной клетки.

5. Выбрать правильные утверждения.

Лист "Оцени свою работу" (с критериями и ключом).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочий лист47.74 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочий лист. Тема урока: Строение клетки

Задание 1. Подпишите части микроскопа под цифрами.

https://urok.1sept.ru/articles/691702/img1.jpg

Задание 2. Вставьте в текст пропущенные слова.

Правила работы с микроскопом

1. Микроскоп поставьте штативом…………на расстоянии………….см от края стола. В отверстие предметного столика при помощи зеркала…………. 2. Приготовленный препарат поместите на……….и закрепите предметное стекло зажимами. 3. Пользуясь винтом, плавно опустите…………так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии………… мм от препарата. 4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. 5. Глядя в окуляр, при помощи……….медленно поднимайте…………., пока не появится чёткое изображение объекта исследования.

Задание 3. Прочитайте текст и заполните таблицу.

Плазматическая Мембрана. Я есть в каждой клетке. И в растительной и животной клетке я являюсь своего родом забором, который окружает клетку снаружи. С латинского языка «плазматическая мембрана» переводится как «кожица» или «пленка». Я выполняю в клетке очень важные функции. Но самая основная моя функция - защитная. Ведь у клетки, как и любого другого организма, есть свои враги. Поэтому я защищаю клетку от воздействия внешней среды. Например, чтобы в клетку не проникли вредные микроорганизмы, продукты обмена, и т.д. на поверхности моей мембраны можно увидеть различные выросты и складки. Благодаря им клетки прочно соединяются между собой. К тому же моя поверхность пронизана мельчайшими отверстиями, которые называются порами.

Через эти поры содержимое одной клетки соединяется с содержимым других клеток - соседок, перемещаются некоторые вещества. Через мембрану осуществляется обмен веществ, т.е. для того, чтобы питательные вещества, необходимые клетке, проникли внутрь. Они должны пройти через мембрану. К тому же и вредные продукты жизнедеятельности клетки, чтобы удалится из нее, должны пройти через мембрану. Клетка. У растений плазматическая мембрана на внешней стороне имеет плотную оболочку, которая состоит из целлюлозы (клетчатки). Эта оболочка выполняет защитную и опорную функцию. Она служит как бы каркасом у клетки, т.е. придает ей определенную форму и размеры. И не дает плазматической мембране разбухнуть.

Ядро. Я самый важнейший и самый крупный органоид клетки. Живу я в клетке обычно в самом центре. В состав мой входят одно или несколько ядрышек. По размерам они очень маленькие, но их роль в клетке очень велика. В ядре хранится вся наследственная информация о клетке и об организме в целом. Например, какого размера должен быть организм, какого цвета у него будут волосы и глаза, какого пола будет этот организм - женского или мужского, на кого будет похож будущий организм - на папу или на маму. В состав маленьких ядрышек входят хромосомы. Это белые нитевидные тела. Именно на них, как на магнитофонной ленте, записана вся информация об организме и клетке.

Вакуоль. Я тоже живу только в клетках растений. Я имею вид прозрачного пузырька. Этот пузырек заполнен липкой жидкостью, которая называется клеточный сок - запасные питательные вещества и продукты жизнедеятельности, не нужные клетки. Самая главная функция, которую я выполняю, - это переваривание пищевых частиц в клетке растений.

Пластиды. Пластиды - это особые органоиды, которые встречаются только в клетках растений. Мы бываем разного цвета. Бесцветные пластиды - ЛЕЙКОПЛАСТЫ, накапливают питательные вещества про запас. Например, в клубнях картофеля, в репе и т.д. Красно-желтые - ХРОМОПЛАСТЫ отвечают за окраску плодов и цветков растений. Зеленые пластиды называются ХЛОРОПЛАСТАМИ. В хлоропластах есть особый пигмент - хлорофилл. Именно он придает растениям зеленый цвет. Выполняет он в растениях и еще важную функцию. В отличие от животных растения не могут самостоятельно передвигаться и добывать себе готовую органическую пищу. Поэтому им самим себе необходимо готовить себе органические вещества. В этом им помогает хлорофилл. Этот процесс называется фотосинтезом, происходит на свету и только в зеленых растениях.

Цитоплазма. Я являюсь для клетки внутренней средой, т.е. я выполняю своего рода функцию моря. Состою я из вязкого полужидкого вещества, похожего на кисель. К тому же я пронизана многочисленными нитями. Они выполняют роль скелета клетки. Я служу местом обитания многим жителям нашей страны. В цитоплазме живут органоиды. Цитоплазма есть в растительной и в животной клетке. Находится она в постоянном движении, поэтому по цитоплазме перемещаются многие необходимые для клетки вещества, и направляются они именно в ту часть клетки, в которую нужно. К тому же цитоплазма связывает между собой органоиды. И в ней идут химические реакции. Так что я важна для клетки и попрошу запомнить мое имя.

Название органоида

Функции

Задание 4. Зарисуй строение растительной клетки и подпиши все составляющие

Задание 5. Какие утверждения верны? Поставьте знак "+" или "-".

  1. Клетка - основная единица строения всех живых организмов.
  2. Оболочка защищает клетку.
  3. Цитоплазма - твёрдая часть клетки.
  4. В ядре хранится наследственная информация
  5. Хлоропласты - зелёные пластиды.
  6. Клетки одинаковы по форме и размерам.

Оцени свою работу на уроке

Задания

Баллы

Критерии оценки

Задание 1

3 балла - правильно даны ответы на 6 вопросов

2 балла - правильно даны ответы на 5 вопросов

1 балл - правильно даны ответы на 4 вопроса

0 баллов - правильно даны ответы на 3 и менее вопросов

Задание 2

3 балла - допущено нет ошибок

2 балла - допущено 1 ошибка

1 балл - допущено 2 ошибки

0 баллов - допущено более 3 ошибок

Задание 3

3 балла - принимал активное участие в работе группы, выступал от группы.

2 балла - работал, но не выступал.

0 баллов - был пассивным, ничего не делал

Задание 4

3 балла - правильно даны ответы на 6 вопросов

2 балла - правильно даны ответы на 5 - 4 вопроса

1 балл - правильно даны ответы на 3 вопроса

0 баллов - 2-0 вопросов.

Итого

Максимальный балл - 12

Оценка за работу на уроке

10-12 баллов - оценка 5

8-9 баллов - оценка 4

5-7 баллов - оценка 3

Меньше 5 баллов - оценка 2

Ключ к заданию 1.

1. Тубус, 2 - окуляр, 3 - штатив, 4 - объектив, 5 - зеркало, 6 - предметный столик.

Ключ к заданию 2.

1. К себе, 10-15 см. 2. Направьте свет. 3. Предметный столик. 4. Тубус, 10-12 мм. 5. Винтов, тубус.

Ключ к заданию 4.

  1. +
  2. +
  3. -
  4. +
  5. +
  6. -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Клетки и ткани"

Современная биология – комплексная наука, изучающая жизнь во всех ее проявлениях на различных уровнях организации. Клеточный и тканевый – это те уровни, кото...

рабочая программа элективного курса "Клетки и ткани"

Рабочая программа элективного курса «Клетки и ткани» полностью соответствует авторской программе «Клетки и ткани» доктора биологических наук, профессора кафедры цитологии и гистологии Санкт-Петербургс...

Рабочая программа элективного курса "Клетки и ткани"

Спецкурс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для обучающихся 11 классов для учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Изучение спецкурса поможет в выборе жизненного п...

Рабочие программы элективного курса "Клетки и ткани"

Данные рабочие прпо курсу «Клетки и ткани » для 10 класса создана на основе Программы: Обухов Д.К., Кириленкова В.Н. Программа элективного курса «Клетки и ткани» / Программы эл...

Проект по математике "Развивающие игры на листе бумаги в клетку"

Тема проекта «Развивающие игры на листе бумаги в клетку» в наш век цифровых технологий очень актуальна, поскольку сегодня, большинство людей проводят своё свободное время за компьютерами, ...

Рабочий лист для учащихся 9 класса по теме "Химический состав клетки"

В рабочем листн предусмотрено три задания, которые выполняются при помощи учебника (УМК Пономарева) и при помощи интернет-ресурсов (ссылки на интернет-ресурсы даны)...

Маршрутный лист по теме "Клетка"

Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки....