Рабочая программа по биологии 10-11 класс
методическая разработка по биологии (10 класс)

Гагарина Оксана Викторовна

рабочая программа по биологии 10-11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologiya10_-_11.docx53.76 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Могильно-Посельская СОШ

Принято Решением педагогического совета МБОУ «Могильно –Посельская СОШ» Большереченского МР Омской области Протокол № 1 от «29» август 2023г

Утверждена Директор МБОУ «Могильно-Посельская СОШ» Большереченского МР Омской области _______________________Е.Г.Храмова

Приказ № 35 от «29» августа 2023г

Рабочая программа
основного общего образования
по биологии (ID 1021030)
для 10-11 класса
на 2023-2024 учебный год

Составитель: Гагарина Оксана Викторовна

учитель биологии

С. Могильно-Посельское 2023- 2024

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Примерной программы воспитания.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Федеральной образовательной программы основного общего образования (ФООП ООО).

Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.

В программе определяются основные цели изучения биологии на уровне 5 класса основного общего образования, планируемые результаты освоения курса биологии: личностные, метапредметные, предметные.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой природы и методах её познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях.

Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:

  • формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;
  • формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;
  • формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе и организма человека;
  • формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;
  • формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;
  • формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.

Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ:

  • приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
  • овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;
  • освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;
  • воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Согласно учебному плану и календарному учебному графику на 2023 – 2024 учебный год на изучение биологии отводится:

В 10 классе 34 часов в год: лабораторных работ – 5;

В 11 классе — 34 часа в год; лабораторных работ – 3; практических работ – 3.

4 лабораторных работ, 6 практических.

Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень. Авт. В.В.Песачник. - М.: Просвещение, 2019 г.

Рабочая программа ориентирована на учебники биология 10, 11 класс: Авт. В.В.Песачник. - М.: Просвещение, 2019 г.

Срок реализации рабочей программы – 1год

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:

  • отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.

Гражданское воспитание:

  • готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.

Духовно-нравственное воспитание:

  • готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;. понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.

Эстетическое воспитание:

  1. понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.

Ценности научного познания:

  1. ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
  2. понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
  3. развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.

Формирование культуры здоровья:

  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения биологии ученик должен:

знать/понимать:

В результате изучения биологии в средней общей школе 10-11 классов учащиеся должны

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции; теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере);
  • сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства;); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя;); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
  • имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно-научной картины мира;
  • строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;
  • использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии;

уметь:

  • объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать биологические задачи разной сложности;
  • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере.

Содержание курса

10 класс

Раздел 1. Биология как наука. Методы познания

Тема Краткая история развития биологии. Система биологических наук

Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.

Демонстрация. Портреты учёных. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук».

Основные понятия. Биология, жизнь.

Тема Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы

Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы.1 основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

Демонстрация. Схемы: «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи».

Основные понятия. Свойства жизни. Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

Раздел 2. Клетка

Тема История изучения клетки. Клеточная теория

Развитие знаний о клетке. Работы Р.Гука, А. Ван Левенгука, К.Э.Бэра, Р.Броуна, Р.Вирхова. Клеточная теория Р. Шлейдена и Т.Шванна. основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Демонстрация. Схема «Многообразие клеток».

Основные понятия. Клетка. Цитология. Основные положения клеточной теории.

Тема Химический состав клетки

Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.

Органические вещества – сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.

Обобщающий урок по теме «Химический состав клетки»

Демонстрация. Диаграммы: «Распространение химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК».

Основные понятия. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Свойства воды. Минеральные соли. Биополимеры. Липиды, липоиды, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Репликация ДНК.

Тема Строение эукариотической и прокариотической клеток

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.

Демонстрация. Схемы и таблицы: «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Строение хромосом», «Строение прокариотической клетки».

Лабораторная работа №1 «Сравнение строения клеток растений и животных»

Основные понятия. Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки. Особенности растительной и животной клеток. Хромосомы. Кариотип. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом. Прокариотическая клетка, бактерия.

Тема Реализация наследственной информации в клетке

ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.

Демонстрация. Таблица «Генетический код», схема «Биосинтез белка».

Основные понятия. Генетический код, триплет, ген. Транскрипция, трансляция. Матричный синтез.

Тема Вирусы

Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Проверочная работа по теме «Клетка»

Демонстрация. Схема «Строение вируса», таблица «Профилактика СПИДа».

Основные понятия. Вирус, бактериофаг.

Раздел 3. Организм

Тема Организм – единое целое. Многообразие живых организмов

Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.

Демонстрация. Схема «Многообразие организмов».

Основные понятия. Одноклеточные. Многоклеточные.

Тема Обмен веществ и превращение энергии

Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.

Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.

Демонстрация. Схема «Пути метаболизма в клетке».

Основные понятия. Метаболизм, энергетический обмен, пластический обмен. АТФ. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез.

Тема Размножение

Деление клетки. Митоз – основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.

Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное оплодотворение у животных.

Демонстрация. Схемы и таблицы: «Митоз и мейоз», «Гаметогенез», «Типы бесполого размножения», «Строение яйцеклетки и сперматозоида».

Основные понятия. Жизненный цикл клетки. Митоз, биологическое значение. Типы бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Раздельнополые организмы и гермафродиты. Мейоз, его биологическое значение. Оплодотворение: наружное и внутреннее. Двойное оплодотворение у растений.

Тема Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.

Демонстрация. Таблицы: «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие». Таблицы, фотографии, диаграммы и статистические данные, демонстрирующие последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма.

Основные понятия. Онтогенез. Типы развития: прямое и непрямое развитие. Этапы эмбрионального развития. Периоды постэмбрионального развития. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие организма и продолжительность жизни.

Тема Наследственность и изменчивость

Наследственность и изменчивость – свойства организма. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Г.Мендель – основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.

Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.

Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни, их причины и профилактика.

Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные скрещивания; сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом; наследование, сцепленное с полом. Примеры модификационной изменчивости. Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека.

Лабораторная работа №2 «Составление простейших схем скрещивания».

Лабораторная работа №3 «Решение элементарных генетических задач».

Лабораторная работа №4 «Решение генетических задач»

Лабораторная работа №5 «Изучение модификационной изменчивости на основе изучения фенотипа комнатных растений»

Основные понятия. Наследственность и изменчивость. Генотип и фенотип. Гибридологический метод скрещивания. Доминантный и рецессивный.

Гены, аллели. Закономерности наследования признаков. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Геном. Аутосомы, половые хромосомы. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутагенные факторы. Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование.

Тема Основы селекции. Биотехнология

Основы селекции: методы и достижения. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрация. Карта-схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений». Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы: «Породы домашних животных», «Сорта культурных растений». Схемы создания генетически модифицированных продуктов, клонирования организмов. Материалы, иллюстрирующие достижения в области биотехнологии.

Обобщение изученного. Подведение итогов.

Основные понятия. Селекция; гибридизация и отбор. Сорт, порода, штамм. Биотехнология. Генная инженерия, Клонирование. Генетически модифицированные организмы.

Заключение 1 ч Обобщение знаний по курсу биологии 10 класса.

Резервное время

Содержание курса

11 класс

Введение

Раздел 1. Вид

Тема 1. История эволюционных идей

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественно- научной картины мира.

Демонстрация живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.

Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор.

Тема 2. Современное эволюционное учение

Вид. Критерии вида. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.

Доказательства эволюции органического мира.

Демонстрация. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Лабораторные и практические работы

  • Описание особей вида по морфологическому критерию.
  • Выявление приспособленности организмов к среде обитания.

Основные понятия. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования.

Тема 3. Происхождение жизни на Земле

Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы происхождения жизни.

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина-Холдейна.

Усложнение живых организмом на Земле в процессе эволюции

Демонстрация. Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов»; «Эволюция растительного мира»; «Эволюция животного мира». Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах. Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов.

Основные понятия. Теория Опарина — Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции.

Тема 4. Происхождение человека

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы.

Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

Демонстрация моделей скелетов человека, модели «Этапы развития человека»

Лабораторные и практические работы

  • Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство родства.

Раздел 2. Экосистемы

Тема 5. Экологические факторы

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы.

Демонстрация. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.

Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.

Демонстрация. Схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного сообщества)». Схемы и таблицы , демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды, круговорот веществ и энергии в экосистеме.

Лабораторные и практические работы

  • Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме.
  • Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности (в виде реферата, презентации, стендового доклада и пр.).
  • Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Экскурсия

  • Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер школы, ферма и др.) экосистемы.

Основные понятия. Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети.

Тема 7. Биосфера – глобальная экосистема

Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).

Демонстрация таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы.

Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Биомасса Земли.

Тема 8. Биосфера и человек

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде, национальных парков, заповедников.

Основные понятия. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга.

Заключение (1 ч)

Резервное время — 1ч.

Лабораторные работы:

  1. «Описание особей вида по морфологическому критерию»;
  2. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»;
  3. «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме»;

Практические работы:

  1. «Выявление приспособленности организмов к среде обитания»;
  2. «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности (в виде реферата, презентации, стендового доклада и пр.)»;
  3. «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

Экскурсия:

4. «Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер, ферма и др.) экосистемы»

Проверочные работы:

1. «Эволюционное учение»;

2. «Развитие жизни на Земле. Происхождение человека»;

3. «Экосистемы».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС ПО БИОЛОГИИ 2023-2024г

34 часов – 1 часа в неделю, 2 часа резервного времени

Раздел ( количество часов)

Тема урока

Содержание урока

Всего часов

Дата проведения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Тема1. Биология как наука. Методы научного познания.

1

Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Инструктаж по т/ на уроках биологии.

1

#1075;

РЭШ, инфоурок

2

Система биологических наук

1

РЭШ, инфоурок

Тема 2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы.

3

Сущность жизни. Основные свойства живой материи.

1

РЭШ, инфоурок

4

Живая природа как сложно организованная Иерархическая система.

Входная контрольная работа.

1

РЭШ, инфоурок

5

Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

1

РЭШ, инфоурок

Раздел 2. Клетка.

Тема 3. История изучения клетки. Клеточная теория.

6

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории.

1

РЭШ, инфоурок

Тема 4. Химический состав клетки.

7

Единство элементного химического состава живых организмов.

1

РЭШ, инфоурок

8

Неорганические вещества. Вода, минеральные соли.

1

РЭШ, инфоурок

9

Органические вещества клетки. Белки. Ферменты – биологические катализаторы.

1

РЭШ, инфоурок

10

Органические вещества клетки. Жиры.

1

РЭШ, инфоурок

11

Органические вещества клетки. Углеводы.

1

РЭШ, инфоурок

12

Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке.

1

РЭШ, инфоурок

13

Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека. Обобщающий урок по теме «Химический состав клетки»

1

РЭШ, инфоурок

Тема 5. Строение эукариотической и прокариотической клеток.

14

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро – основные части клетки, их функции.

1

РЭШ, инфоурок

15

Основные органоиды клетки, их функции.

1

РЭШ, инфоурок

16

Основные отличия в строении животной и растительной клеток. Лабораторная работа №1 «Сравнение строения клеток растений и животных».

1

РЭШ, инфоурок

17

Хромосомы, их строение и функции. Кариотип.

1

#1075;

РЭШ, инфоурок

18

Прокариотическая клетка. Строение бактериальной клетки.

1

РЭШ, инфоурок

Тема 6. Реализация наследственной информации в клетке.

19

ДНК – носитель наследственной информации.

1

РЭШ, инфоурок

20

Биосинтез белка.

1

РЭШ, инфоурок

Тема 7. Вирусы.

21

Вирусы – неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

1

РЭШ, инфоурок

22

Обобщающий урок по теме «Клетка»

1

РЭШ, инфоурок

Раздел 3. Организм.

Тема 8. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.

23

Многообразие организмов.

1

РЭШ, инфоурок

Тема 9. Обмен веществ и превращение энергии.

24

Энергетический обмен – катаболизм, его этапы.

1

РЭШ, инфоурок

25

Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы.

1

РЭШ, инфоурок

26

Пластический обмен. Фотосинтез. Обобщающий урок «Обмен веществ и энергии в клетке»

1

РЭШ, инфоурок

27

Обобщающий урок «Обмен веществ и энергии в клетке»

1

РЭШ, инфоурок

Тема 10. Размножение.

28

Деление клетки. Митоз.

1

РЭШ, инфоурок

29

Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.

1

РЭШ, инфоурок

30

Половое размножение, его формы. Образование половых клеток.

1

РЭШ, инфоурок

31

Мейоз, биологическое значение.

1

РЭШ, инфоурок

32

Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения.

1

РЭШ, инфоурок

33

Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Обобщающий урок «размножение организмов»

1

РЭШ, инфоурок

Заключение

34

Обобщение знаний по курсу биологии 10 класса.

1

РЭШ, инфоурок

Резервное время

Всего

34ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС ПО БИОЛОГИИ 2023-2024г

34 часа – 1 час в неделю

Раздел ( количество часов)

Тема урока

Содержание урока

Всего часов

Дата проведения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Тема 1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. Размножение.

1

Деление клетки. Митоз. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения. Половое размножение, его формы

1

РЭШ, инфоурок

2

Образование половых клеток. Мейоз, биологическое значение. Оплодотворение у животных и растений

1

РЭШ, инфоурок

3

Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Обобщающий урок «размножение организмов»

1

РЭШ, инфоурок

Тема 3. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

4

Прямое и непрямое развитие. Основные этапы эмбриогенеза. Постэмбриональные периоды развития животных. причины нарушения развития организма.

Входная контрольная работа.

1

РЭШ, инфоурок

5

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. Периоды постэмбрионального развития человека.

1

РЭШ, инфоурок

6

Обобщающий урок по теме: «Индивидуальное развитие организмов».

1

РЭШ, инфоурок

Тема 4. Наследственность и изменчивость.

7

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Лабораторная работа №2 «Составление простейших схем скрещивания».

1

РЭШ, инфоурок

6

Моногибридное скрещивание. I и II законы Г. Менделя. Закон частоты гамет. Анализирующее скрещивание.

1

РЭШ, инфоурок

9

Дигибридное скрещивание. III закон Г. Менделя.Лабораторная работа №3 «Решение элементарных генетических задач».

1

РЭШ, инфоурок

10

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Лабораторная работа №4 «Решение генетических задач»Обобщающий урок «генетика, основные закономерности наследственности»

1

РЭШ, инфоурок

11

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации

1

РЭШ, инфоурок

12

Лабораторная работа №5 «Изучение модификационной изменчивости на основе изучения фенотипа комнатных растений»Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Обобщающий урок «закономерности изменчивости»

1

РЭШ, инфоурок

Тема 5. Основы селекции. Биотехнология.

13

Основы селекции: методы и достижения. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Биотехнология: достижения и перспективы развития. Обобщающий урок «Генетика. Основы селекции».

1

РЭШ, инфоурок

Раздел 6. Вид

Тема 6. История эволюционных идей

14

Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К.Линнея. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

1

РЭШ, инфоурок

Тема 7. Современное эволюционное учение

15

Вид, его критерии . Л/р №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

РЭШ, инфоурок

16

Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. Факторы эволюции.

1

РЭШ, инфоурок

17

Адаптации организмов к условиям обитания. Видообразование как результат эволюции. Сохранение многообразия видов .

1

#1075;

РЭШ, инфоурок

18

Доказательства эволюции органического мира. Обобщающий урок по теме «Эволюционное учение»

1

РЭШ, инфоурок

Тема 8 Происхождение жизни на Земле

19

Развитие представлений о возникновении жизни.

1

РЭШ, инфоурок

20

Современные представления о возникновении жизни.

1

РЭШ, инфоурок

21

Развитие жизни на Земле

1

РЭШ, инфоурок

Тема 9 Происхождение человека

22

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира. Эволюция человека.

1

РЭШ, инфоурок

23

Расы человека. Происхождение человеческих рас. Обобщающий урок «Развитие жизни на Земле. Происхождение человека»

1

РЭШ, инфоурок

Тема 10 Экологические факторы

24

Организм и среда. Экологические факторы среды. Абиотические факторы среды. Биотические факторы среды.

РЭШ, инфоурок

25

Структура экосистем.

1

РЭШ, инфоурок

26

Пищевые связи, круговорот веществ

и превращение энергии в

экосистемах.

1

РЭШ, инфоурок

27

Причины устойчивости и смены экосистем.

1

РЭШ, инфоурок

28

Влияние человека на экосистемы.

1

РЭШ, инфоурок

Тема 6. Биосфера – глобальная экосистема

29

Биосфера – глобальная экосистема.

1

РЭШ, инфоурок

30

Роль живых организмов в биосфере.

1

РЭШ, инфоурок

Тема 7. Биосфера и человек

31

Биосфера и человек.

1

РЭШ, инфоурок

32

Основные экологические проблемы современности, пути их решения.

1

РЭШ, инфоурок

Заключение

33

Обобщение знаний по курсу биологии 10 класса.

1

РЭШ, инфоурок

Резервное время

34

Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Биология – наука о живой природе», «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая система»

1

РЭШ, инфоурок

всего

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС ПО БИОЛОГИИ 2023-2024г

34 часов – 1 часа в неделю, 2 часа резервного времени

Раздел ( количество часов)

Тема урока

Содержание урока

Всего часов

Дата проведения

Тема1. Биология как наука. Методы научного познания.

1

Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Инструктаж по т/ на уроках биологии.

1

#1075;

2

Система биологических наук

1

Тема 2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы.

3

Сущность жизни. Основные свойства живой материи.

1

4

Живая природа как сложно организованная Иерархическая система.

1

5

Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

1

Раздел 2. Клетка.

Тема 3. История изучения клетки. Клеточная теория.

6

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории.

1

Тема 4. Химический состав клетки.

7

Единство элементного химического состава живых организмов.

1

8

Неорганические вещества. Вода, минеральные соли.

1

9

Органические вещества клетки. Белки. Ферменты – биологические катализаторы.

1

10

Органические вещества клетки. Жиры.

1

11

Органические вещества клетки. Углеводы.

1

12

Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке.

1

13

Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека. Обобщающий урок по теме «Химический состав клетки»

1

Тема 5. Строение эукариотической и прокариотической клеток.

14

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро – основные части клетки, их функции.

1

15

Основные органоиды клетки, их функции.

1

16

Основные отличия в строении животной и растительной клеток. Лабораторная работа №1 «Сравнение строения клеток растений и животных».

1

17

Хромосомы, их строение и функции. Кариотип.

1

#1075;

18

Прокариотическая клетка. Строение бактериальной клетки.

1

Тема 6. Реализация наследственной информации в клетке.

19

ДНК – носитель наследственной информации.

1

20

Биосинтез белка.

1

Тема 7. Вирусы.

21

Вирусы – неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

1

22

Обобщающий урок по теме «Клетка»

1

Раздел 3. Организм.

Тема 8. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.

23

Многообразие организмов.

1

Тема 9. Обмен веществ и превращение энергии.

24

Энергетический обмен – катаболизм, его этапы.

1

25

Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы.

1

26

Пластический обмен. Фотосинтез. Обобщающий урок «Обмен веществ и энергии в клетке»

1

27

Обобщающий урок «Обмен веществ и энергии в клетке»

1

Тема 10. Размножение.

28

Деление клетки. Митоз.

1

29

Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.

1

30

Половое размножение, его формы. Образование половых клеток.

1

31

Мейоз, биологическое значение.

1

32

Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения.

1

33

Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Обобщающий урок «размножение организмов»

1

Заключение

34

Обобщение знаний по курсу биологии 10 класса.

1

Резервное время

Всего

34ч

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС ПО БИОЛОГИИ 2023-2024г

34 часа – 1 час в неделю

Раздел ( количество часов)

Тема урока

Содержание урока

Всего часов

Дата проведения

Тема 1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. Размножение.

1

Деление клетки. Митоз. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения. Половое размножение, его формы

1

2

Образование половых клеток. Мейоз, биологическое значение. Оплодотворение у животных и растений

1

3

Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Обобщающий урок «размножение организмов»

1

Тема 3. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

4

Прямое и непрямое развитие. Основные этапы эмбриогенеза. Постэмбриональные периоды развития животных. причины нарушения развития организма.

1

5

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. Периоды постэмбрионального развития человека.

1

6

Обобщающий урок по теме: «Индивидуальное развитие организмов».

1

Тема 4. Наследственность и изменчивость.

7

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Лабораторная работа №2 «Составление простейших схем скрещивания».

1

6

Моногибридное скрещивание. I и II законы Г. Менделя. Закон частоты гамет. Анализирующее скрещивание.

1

9

Дигибридное скрещивание. III закон Г. Менделя.Лабораторная работа №3 «Решение элементарных генетических задач».

1

10

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Лабораторная работа №4 «Решение генетических задач»Обобщающий урок «генетика, основные закономерности наследственности»

1

11

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации

1

12

Лабораторная работа №5 «Изучение модификационной изменчивости на основе изучения фенотипа комнатных растений»Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Обобщающий урок «закономерности изменчивости»

1

Тема 5. Основы селекции. Биотехнология.

13

Основы селекции: методы и достижения. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Биотехнология: достижения и перспективы развития. Обобщающий урок «Генетика. Основы селекции».

1

Раздел 6. Вид

Тема 6. История эволюционных идей

14

Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К.Линнея. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

1

Тема 7. Современное эволюционное учение

15

Вид, его критерии . Л/р №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

16

Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. Факторы эволюции.

1

17

Адаптации организмов к условиям обитания. Видообразование как результат эволюции. Сохранение многообразия видов .

1

#1075;

18

Доказательства эволюции органического мира. Обобщающий урок по теме «Эволюционное учение»

1

Тема 8 Происхождение жизни на Земле

19

Развитие представлений о возникновении жизни.

1

20

Современные представления о возникновении жизни.

1

21

Развитие жизни на Земле

1

Тема 9 Происхождение человека

22

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира. Эволюция человека.

1

23

Расы человека. Происхождение человеческих рас. Обобщающий урок «Развитие жизни на Земле. Происхождение человека»

1

Тема 10 Экологические факторы

24

Организм и среда. Экологические факторы среды. Абиотические факторы среды. Биотические факторы среды.

25

Структура экосистем.

1

26

Пищевые связи, круговорот веществ

и превращение энергии в

экосистемах.

1

27

Причины устойчивости и смены экосистем.

1

28

Влияние человека на экосистемы.

1

Тема 6. Биосфера – глобальная экосистема

29

Биосфера – глобальная экосистема.

1

30

Роль живых организмов в биосфере.

1

Тема 7. Биосфера и человек

31

Биосфера и человек.

1

32

Основные экологические проблемы современности, пути их решения.

1

Заключение

33

Обобщение знаний по курсу биологии 10 класса.

1

Резервное время

34

Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Биология – наука о живой природе», «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая система»

1

всего

34

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ

Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:

  • Л.П. Анастасова. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997 – 240 с.
  • Биология 10-11Практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. /Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин/ - М.: Просвещение, 2008, - 143 с.
  • Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2004.
  • Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Растения– М.: Дрофа, 2004.
  • Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Животные. – М.: Дрофа, 2004.
  • Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология – М.: Дрофа, 2004.
  • В.Б. Захаров Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. – М.: Просвещение, 2003.
  • Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2002.
  • А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.
  • А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
  • Г. И. Лернер Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 1998.

Литература для учителя:

  • Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
  • Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
  • Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
  • Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.
  • Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.
  • Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2001.
  • Дягтерев Н.Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
  • Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
  • Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
  • Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
  • Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
  • Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
  • Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
  • Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
  • Рязанова Л.А. Практикум по генетике в школе. – Челябинск: ЧГПИ, 1995.
  • Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  • Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  • Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

Литература для учащихся:

  • Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К Шумного и Г.М. Дымшица/.- М., Просвещение, 2006.
  • Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
  • Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
  • Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
  • Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
  • Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
  • Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
  • Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  • Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 1991.
  • Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.

Интернет-ресурсы:

Мультимедийные пособия:

  • Открытая Биология – Издательство «Новый диск», 2005.
  • 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
  • Открытая Биология – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...