Урок биологии
методическая разработка по биологии (5 класс)
Наблюдение и эксперимент - основные методы в биологии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: биология
Класс: 5
Тема урока «Наблюдение и эксперимент – основные методы изучения биологии»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: выяснить, какова роль методов в изучении биологии для получения достоверной информации
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о методе наблюдения и эксперимента для изучения биологии.
Развивающие: продолжить формирование умения работать с дополнительным материалом, обосновывать свое мнение, анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, отвечать на вопросы, выступать перед аудиторией, продолжить развитие общеучебных умений
( понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи).
Воспитательные: воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе, расширять кругозор и научное мировоззрение.
Планируемые результаты:
Предметные: изучить особенности применения наблюдения и эксперимента, используя различные источники информации, развивать умение добывать и критически оценивать информацию
Метапредметные:
Познавательные УУД: .Поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания.
Воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи;
умение проводить элементарные исследования, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Смысловое чтение
Регулятивные УУД: планирование своей деятельности, умения наблюдать, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, организация совместной групповой познавательной деятельности, контроль, коррекция, оценка.
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения с позиции коммуникации, учет разных мнений, разрешение конфликтов, учет мнений собеседников, использование критериев для обоснования своего суждения.
Личностные: убеждаются в объективности и достоверности естественно-научных знаний, полученных при наблюдении объектов и явлений природы и в ходе научного эксперимента
Методы обучения: частично-поисковый, словесный, практический, проблемного обучения,
Оборудование: дополнительный материал по теме, ноутбук, проектор, сигнальные карточки
Технологии: технология группового обучения, проблемное обучения
Основные понятия, изучаемые на уроке: метод, научный метод, эксперимент
Этап урока | Содержание (деятельность учителя) | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||||||
1.Организационный момент | Приветствует обучающихся, проверяет готовность их к уроку, фиксирует отсутствующих. Организует внимание школьников. | Проверяют готовность к работе, организуют рабочее место | Коммуникативные: умение слушать партнера Регулятивные: умение организовать свою работу | ||||||
2. Мотивационно-целевой этап ( создание мотива, проблемы и ее принятие обучающимися) | Ссоздает эмоциональный настрой на работу, выдвигает проблему) 1) Отгадайте загадки: 1.В парке, в сквере и в саду В вальсе тихо на ветру 2.Он чёрной тучей был сначала, он белым пухом лёг на лес. 3.Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез. (СНЕГ) 4.Невидимкой, осторожно он является ко мне, И рисует, как художник, он узоры на окне. (МОРОЗ) - Скажите, пожалуйста, откуда берутся такие народные мудрости? На чём основывался человек, составляя подобные загадки, то есть, что он проделывал сначала, перед написанием текста? Видеосюжет «Опыт по обнаружению дыхания растений». Какой метод изучения природы применяется в сюжете? Какие методы изучения природы описаны в сюжете? Какая тема сегодняшнего урока - Учитель побуждает к высказыванию своего мнения, наводящими вопросами помогает определить тему урока и озвучивает ее Тема нашего урока «Наблюдение и эксперимент – основные методы изучения биологии». | Слушают учителя Высказывают и аргументируют свои предположения Записывают тему урока в тетрадь и формулируют цель и задачи урока при помощи опорных слов «Что? Как? С помощью чего? И т.д.) | Коммуникативные: умение слушать, анализировать, выражать и аргументировать свое мнение, учет разных мнений Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную умение ставить цели работы опыт по обнаружению дыхания растений 1.14 минуты | ||||||
3. Этап актуализации опорных знаний. (Актуализация и обнаружение имеющихся знаний по теме) | Беедау по уточнению и конкретизации первичных знаний с опорой на ранее изученный материал А что, по-вашему, значит наблюдать? Какие наблюдения вы проводили в своей жизни? Какие приборы можно использовать при наблюдении? Вспомните, что такое метод? | Высказывают свое мнение Приводят примеры | Познавательные: формулировать и аргументировать свое мнение, выстраивать умозаключения, дать оценку своей работе, выявление дефицитов информации, неоходимой для решения поставленных задач Коммуникативные: умение слушать, вести диалог Регулятивные: объяснять пользу и значение работы | ||||||
4.Этап изучения нового материала получение новой информации, ее осмысление, соотнесение с имеющимися знаниями) | Учитель уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, побуждает к высказыванию своего мнения Организует работу в парах (Приложение №1), комментирует задания для парной работы, обеспечивает положительную реакцию учащихся на работу одногруппников - Для ознакомления с методами изучения природы мы воспользуемся дополнительным материалом (Приложение 1). Наблюдение Этот метод остаётся важным методом научного познания сегодня. Например, можно наблюдать за поведением животных в природе. Так как наблюдение даёт возможность получить ответ па поставленный вопрос, оно должно быть целенаправленным, то есть иметь определённую цель. Для того чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо разработать план наблюдения, то есть порядок действий. Получаемые в ходе наблюдения ответы на поставленные вопросы необходимо как можно подробнее записывать в специальный дневник наблюдения. При этом ничего от себя добавлять нельзя. Для получения достоверных результатов необходимо провести повторные наблюдения в тех же условиях. - О каком первом методе вы узнали? Продолжение работы с текстом (Приложение 2)
- Как называется метод, о котором шла речь в данном абзаце? Эксперимент Эксперимент (от лат. экспериментум – проба, опыт) – более сложный, чем наблюдение, практический метод. С его помощью можно подтвердить или опровергнуть какое-либо предположение. От наблюдения эксперимент отличается активным воздействием на изучаемый объект. Например, можно опытным путём установить, как влияет полив на рост растения. Если при соблюдении одних и тех же условий результаты нескольких опытов совпадают, то говорят о достоверности полученных данных. (Организует работу с учебником с.13 «Этапы научного исследования» При проведении эксперимента человек воспроизводит то или иное природное явление в лаборатории. При этом внимательно наблюдает как оно происходит, при необходимости может изменять условия, а также повторять его. Сейчас мы почувствуем себя исследователями и проведем эксперимент. (Учитель проводит повторный инструктаж по ТБ. Поясняет ход работы, организует самостоятельную работу в группах, отмечает степень вовлеченности в работу групп, контролирует ход эксперимента) «Работа с моделями, схемами, таблицами». с.13 учебника | Обучающиеся выдвигают предположения Объединяются в группы, договариваются о совместном выполнении задания Читают дополнительный текст, анализируют полученную информацию, выполняют задания. Высказывают свои предположения Отчитываются о проделанной работе , Работа в группах. Проведение исследования. Выдвигают гипотезы, проводят эксперимент, делают аргументированный вывод | Познавательные: применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов с целью выделения особенностей метода наблюдения и эксперимента Регулятивные: Самостоятельно определять цели предстоящей работы, планировать пути достижения цели, организовать совместную деятельность, провести анализ итогов совместной работы Коммуникативные: Работать в паре, слушать партнера, задавать вопросы, договариваться, приходить к общему мнению | ||||||
5. Этап самоконтроля и самооценки (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация) | (Учитель организует работу по закреплению и осмыслению полученных знаний, предлагает проблемные задания, побуждает обучающихся к высказыванию и аргументации своего мнения с опорой на пройденный материал)
.2. Укажите методы, с помощью которых можно изучать следующие явления природы 1. Полет птицы — наблюдение 2. Скорость роста растения — наблюдение 3. Влияние частоты полива на рост и развитие растения — эксперимент 4. Какие места предпочитают скворцы и ласточки для строительства гнезд — наблюдение 5. Продолжительность зимней спячки у бурого медведя — наблюдение 6. Какие организмы обитают в пруду — наблюдение 7. Какой размер пастбища достаточен для прокорма стада северных оленей — измерение, эксперимент
| Работают над проблемными задачами, используя знания, полученные на уроке, учебник, знания из собственного жизненного опыта Отвечают на вопросы преподавателя, осуществляют взаимопроверку, высказывают свое мнение | Познавательные Умение понимать текст, выделять главное и второстепенное, извлекать важную информацию из текста, формулировать выводы Регулятивные: волевая саморегуляция; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. | ||||||
6. Домашнее задание ( по выбору) | Учитель дает комментарий к домашнему заданию, предлагает индивидуальные и творческие задания, отвечает на вопросы обучающихся 1. п.2, стр. 10, записи в тетради 2. В выходной день понаблюдайте за поведением домашнего животного. Что оно делает в тот или иной отрезок времени? Все виды деятельности записывайте в таблицу в краткой форме, например: в период с 10.00 до 12.00 спит, ест, умывается и т.д.
Проанализируйте заполненную таблицу. Укажите, в какой отрезок времени животное наиболее активно себя ведет. В какое время, в основном, спит? Когда питается? Запишите вывод о поведении животного в течении всего дня, сделанный по результатам наблюдений | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы | Регулятивные: формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений | ||||||
7. Общий вывод по уроку. Рефлексия. ( подведение итогов и выставление оценок) | Учитель акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке, организует рефлексию На доске изображено «Дерево знаний», учитель предлагает детям прикрепить к нему листочки, зеленый, если все понятно было на уроке, синий – есть затруднения, желтый – плохо понял материал | Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат своей работы, называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | Регулятивные: формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения, структурировать знания, определять степень успешности своей работы, Личностные: понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности |
Приложение 1
Текст№1
Прочитайте текст
Французский энтомолог Жан Анри Фабр пользовался этим методом при изучении окружающих организмов, в частности насекомых.
Фабра часто замечали на природе, когда он неподвижно сидел и что-то рассматривал.
Многим это занятие казалось странным. Проходящие мимо не могли, понять, чем на самом деле занимался этот человек.
Однако то, чем занимался Фабр, внесло большой вклад в науку. Его работы были не только оригинальны, но ещё и соответствовали высочайшим стандартам. Этот метод, на первый взгляд, кажется, простой работой. Но иногда для того, чтобы понять те или иные явления, необходимы годы.
Например, некоторые исследования Фабра длились десятилетиями. Он изучал поведение жуков скарабеев почти 40 лет.
Жан Фабр писал о жуках, о гусеницах бабочек, о кузнечиках, однако его наибольшие симпатии были на стороне ос. Разгадывание их нравов стало делом жизни Фабра. Благодаря своей наблюдательности он стал одним из лучших в мире знатоков насекомых.
Свои открытия Фабр описал в книгах, которыми и сегодня восхищаются учёные и любители природы разных стран.
С помощью этого метода человек накапливает информацию об окружающем мире, приводит её в систему и ищет в этой информации какие-то закономерности. При этом учёный лишь фиксирует результаты, не вмешиваясь в сам процесс.
Ответьте на вопросы:
- Какой метод описан в тексте?
- Найдите в тексте вывод о значении этого метода исследования природы
Приложение 2
Текст №2
Прочитайте текст
С помощью этого метода можно установить, как те или иные условия влияют на объект или явление, изучают поведение животных. Все вы видели, как маленькие утята следуют за мамой уткой, куда бы она ни шла.
Эта связь между мамой уткой и утёнком осуществляется в момент насиживания и вылупления птенца. Такая связь называется запечатлением. Самка во время насиживания яиц издаёт характерное кряканье, а утята, находящиеся в яйце, запечатляются на этот звук. Когда утята вылупятся, они бегут на голос, где бы ни находилась крякающая мать.
Утята запечатляются не только на голос, но и на образ (внешность) матери.
Однако, если в момент вылупления утки нет рядом, утята могут запечатлиться с любым движущимся предметом. Это было доказано экспериментально.
Выведенных из яиц утят помещали вблизи модели утки. Искусственную утку перемещали по кругу. Увидев её, утята начинали следовать за ней.
Запечатление может произойти и с человеком. Если утята первым увидят его, они будут реагировать на него, как на свою мать, и всюду за ним следовать.
Ответьте на вопросы:
- Какой метод описан в тексте?
- Найдите в тексте вывод о значении этого метода исследования природы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".
Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»
Цель урока: 1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее в начальной школе, ...

