Урок "Прорастание семян" 6 класс
методическая разработка по биологии (6 класс)
Урок разработан для обучающихся 6 класса. Ресурс урока содержит технологическую карту, презентацию, оценочный лист, инструктивные карточки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 89 КБ | |
| 1.25 МБ | |
| 26 КБ | |
| 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | «Прорастание семян» 6 класс Учитель Кузнецова О.А. | |
Цели урока | Деятельностная | формирование у учащихся УУД при изучении темы «Прорастание семян» |
Предметно – дидактическая | Познакомить учащихся с понятиями: проросток; условиями прорастания семян и их практическим значением для человека | |
Планируемые результаты урока | Предметные | пользоваться понятиями: проросток, прорастание; - перечислять необходимые условия для прорастания семян; - характеризовать основные этапы прорастания семян; - выращивать растения из семян и ухаживать за ними; - объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. |
Метапредметные | -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; -уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; | |
Личностные | убеждение в познаваемости окружающего мира, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | |
Тип урока | По ведущей дидактической цели | изучение нового материала |
По способу организации | комбинированный | |
По ведущему методу обучения | Проблемный, частично- исследовательский | |
Методы обучения | Основной | Проблемно-поисковый |
Дополнительный | словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами, учебником); практические (выполнение практической работы, составление таблиц, поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение). | |
Основные вопросы урока |
2. глубина посева семян | |
Средства обучения | Учебник: Биология. Покрытосеменные растения: строение и жизнедеятельность. 6 кл. : учеб. Линейный курс/ В. В. Пасечник. — М.: «Просвещение», 2021. Презентация к уроку «Условия прорастания семян». Инструктивные карточки. | |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ | Этап урока | Методы обуче-ния | Учебно - познавательные задачи урока | Время (в мин.) | Формируемые УУД | Методы оценки/cамооценки | |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Познава-тельные | Регуля-тивные | Коммуника-тивные, личностные | |||||
1 | Организацион-ный этап | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Создать благоприятный психологический настрой на работу. | Приветствуют учителя. Включаются в деловой ритм урока | 2 | Прогнозирование своей деятельности. | Вступают в диалог | |||
2 | Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний. | Фронтальный опрос, беседа, работа с карточками |
Ребята, давайте послушаем музыку и ответьте на вопрос, с каким временем года она у вас ассоциируется? А на картинах на слайде вы видите какое время года? А какие признаки весны вы можете назвать? ( слайд2) Посмотрите, у вас в контейнерах находятся семена овса , что с ними произошло? На столе у вас в пакетах лежат тоже семена овса , но они не проросли, а в контейнерах проросли. Значит, мы сегодня будем говорить о чем? Верно. Об условиях прорастания семян. В рабочих тетрадях запишем число и тему урока. (слайд 3-5) Сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока. Помогает учащимся в постановке задач урока. Предлагает учащимся сформулировать план изучения нового материала. | Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему урока, цель урока. Составляют план изучения темы План урока: 1.условия прорастания семян (температура, вода, воздух, здоровый зародыш )
| 10 | Поиск и выделение необходимой информации | Составление плана и последовательности действий | Участвуют в коллективном обсуждении, планируют общие способы работы | |
3 | Изучение нового материала (формирование ЗУН) | Демонстрация, беседа, рассказ, работа с учебником | Посмотрите на доску, я повесила модель семени фасоли и вдруг я нечаянно оторвала часть зародыша. Сможет ли такое семя прорасти? А сейчас обратимся к проросшим семенам овса Почему они проросли? Значит следующее условие- вода Обратимся к учебнику с. 140 с таблицей и посмотрим одинаковое ли количество воды нужно разным растениям? Всех больше? Всех меньше? Прочитайте опыт на карточке с №1 (слайд 6) Но когда земля чрезмерно увлажнена, вода занимает все поры и вытесняет воздух, поэтому семена сгниют, так как у них не будет возможности дышать. Прочитайте опыт на карточке № 2. (слайд7) Какое условие можно посмотреть на этом опыте? Обращаемся к таблице с.141, всем ли одинаковые температуры нужны для прорастания (самые высокие, самые низкие). Прочитайте опыт на карточке № 3 (слайд8) А на какую глубину мы будем сеять семена на одинаковую или разную? Прочитайте опыт на карточке № 4 (слайд 9) Проверим. Давайте подведем итог: Какие условия нужны для прорастания семян? | . Работают в группах с текстом учебника и дополнительной литературой Записывают необходимую информацию в тетрадь по алгоритму:
Демонстрируют результаты опыта №1 Демонстрируют результаты опыта №2 Демонстрируют результаты опыта №3 Демонстрируют результаты опыта №4 | 15 | Поиск и выделение необходимой информации. Анализ и сравнение объектов. Структурирование знаний. Преобразование текста в графическую схему или в словесный рассказ | Контроль сличение способа действия и его результата с эталоном для обнаружения отклонений | Умеют слушать и слышать друг друга, обучаются монологической и диалектической формам речи | Взаимопроверка, самопроверка |
Физкультминутка – 1 минута | |||||||||
(слайд 10-11) | Учащиеся работают в группах и составляют схему «Условия прорастания семян» в тетради. | 5 | |||||||
4 | Завершающий этап | Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке. Работа с тестом, проверка теста Если есть неправильные ответы проговариваем, почему ошиблись. ( слайд 12-15) | Учащиеся вступают в диалог с учителем, высказывают своё мнение, подводят общий итог урока. | 5 | Осознание того, что уже усвоено | Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной. | |||
5 | Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психолого -эмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Учитель формулирует домашнее задание по результатам урока и дает инструктаж по его выполнению. ( Слайд 16) | Саморегуляция и умение давать оценку своей работе Фиксируют домашнее задание в дневнике, задают уточняющие вопросы по поводу его выполнения. низкий уровень - § 26, ответить на вопросы 1-4; средний уровень – § 26, ответить на вопросы 1-7с. 143; достаточный уровень § 26 1-10 устно. . | 5 | Оценка уровня освоения материала | Проводят самооценку своей деятельности на уроке. | |||
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правильные ответы 1, 4, 7, 9, 10
Новые термины Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка. Проросток – это молодое растение, которое развивается из зародыша семени
Прорастание семян
Задание Какую роль выполняют для прорастания семян Вода Воздух Тепло ?
Мишу всегда поражало, что даже сильные и большие растения начинают свою жизнь из крохотного семени. Но что нужно, чтобы это чудо произошло? Ведь даже по своему участку на даче Миша знал, что не каждое семечко дает всходы. Прорастет ли семечко? Прочитайте текст, расположенный справа. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа. Какие из перечисленных условий необходимо для прорастания семян? Отметьте три верных вариантов ответа. 1. Кислород 2.Удобрения 3. Вода 4. Углекислый газ 5. Тепло Проросток растения
Получат ли семена все необходимое, чтобы дать ростки, зависит и от того, соблюдаются ли определенные правила при посеве семян в почву. Прорастет ли семечко? Прочитайте текст, расположенный справа. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа. На что нужно обращать особое внимание при посеве семян? Отметьте три верных вариантов ответа. Глубина посева Время суток 3.Сроки посева 4.Направление ветра 5. Качество почвы
Миша познакомился с процессом прорастания семян, перехода семени из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка. Прорастет ли семечко? Прочитайте текст, расположенный справа. Запишите свой ответ на вопрос. Почему при прорастании семени зародышевый корешок растет быстрее, опережая рост других органов зародыша? Запишите свой ответ. Питание или закрепление?
Миша решил провести эксперимент. Он взял два блюдца положил на их дно салфетки, поместил в них семена фасоли и налил немного воды. Одно блюдце с семенами он поместил в темное место, а другое оставил на подоконнике. Через 5 дней Миша заметил, что в блюдце, что находилось в темном месте и в блюдце, что находилось на подоконнике, проросло одинаковое количество семян фасоли . Прорастет ли семечко? Прочитайте текст, расположенный справа. Запишите свой ответ на вопрос. Какой вывод сделал Миша по результатам своего эксперимента? Запишите свой ответ.
Домашнее задание 1 уровень Параграф 26 вопросы 1-4 устно с.143 2 уровень Параграф 26 вопросы 1-7 устно с. 143 3 уровень Параграф 26 вопросы 1-10 устно с.143
Предварительный просмотр:
Оценочный лист Ф.И.
Проверка Д/З | Новый материал | Закрепление | Итог | ||
Фронтальный опрос | Критерии (1балл) | Самоконтроль | Взаимоконтроль | Тест | |
1. Планирование урока 2. Сообщения 3. Устные ответы 4. Взаимопомощь 5. Заполнение схемы | |||||
Предварительный просмотр:
ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ НЕОБХОДИМОСТЬ ВОДЫ И ВОЗДУХА ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН №1
Оборудование: три широких пробирки (или другие удобные емкости), семена гороха или фасоли (можно взять зерновки пшеницы или кукурузы), вода.
Ход опыта
- В три широкие пробирки положим семена гороха или фасоли.
- Семена в одной из пробирок оставим сухими (есть воздух, но нет влаги), в другую пробирку нальем немного воды так, чтобы она частично покрывала семена (есть воздух и влага), третью заполним водой до краев (имеется достаточно влаги, но нет воздуха).
- Прикроем пробирки стеклом и поставим в теплое место.
- Через 5—6 дней оценим результат.
ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ, ЧТО ПРОРАСТАЮЩИЕ СЕМЕНА АКТИВНО ПОТРЕБЛЯЮТ КИСЛОРОД (ДЫШАТ) №2
Оборудование: две стеклянные банки с крышками, проросшие семена гороха (или фасоли, зерновки пшеницы, овса).
Ход опыта
- Возьмем две стеклянные банки. В одну из них положим проросшие семена, другую оставим пустой.
- Обе банки плотно закроем крышками и поставим в темное теплое место.
- Через сутки оценим результат.
ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ НЕОБХОДИМОСТЬ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН №3
Оборудование: две пробирки или чашки Петри, семена гороха или другие крупные семена, холодильник.
Ход опыта
- В две пробирки положим семена гороха и нальем небольшое количество воды (так, чтобы она слегка прикрывала семена, но оставляла доступ воздуху).
- Поставим одну пробирку в темное теплое (+18...+20 °С) место, а другую — в холодильник.
- Через 5—6 дней оценим результат.
ОПЫТ, ПОКАЗЫВАЮЩИЙ СИЛУ НАБУХАНИЯ СЕМЯН, Т. Е. СИЛУ, С КОТОРОЙ ОНИ РАЗДВИГАЮТ ЧАСТИЧКИ ПОЧВЫ ПРИ ПРОРАСТАНИИ №4
Оборудование: семена гороха или фасоли, стеклянная банка, пластмассовый или металлический круг, диаметр которого равен внутреннему диаметру банки, вода, гиря массой около 1 г, маркер, который пишет на стекле.
Ход опыта
- Положим семена гороха в банку и нальем туда немного воды. Так, чтобы семена получали достаточно влаги и воздуха.
- Сверху на замоченные семена положим пластмассовый круг, а на него поставим гирю. Отметим маркером с наружной стороны стекла уровень (высоту), на котором располагается пластмассовый круг до набухания семян.
Поставим банку в теплое место, по истечении 4—5 дней оценим результат
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 6 классе "Распространение плодов и семян"
Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Распространение плодов и семян"...

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных растений
Познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений....
Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян.
Тема урока: Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Цель урока: Показать роль семени в индивидуальном развитии растений, познакомить учащихся с условиями прорастания семян,...

Биология 6 класс_ Тема урока: "Строение семян двудольных растений"_УМК Биология. Пасечник В.В. 6 класс
Презентация к уроку "Строение семян двудольных растений"....

ВЛИЯНИЕ ГЛУБИНЫ ЗАДЕЛКИ СЕМЯН И КАЧЕСТВА ВОДЫ НА ВСХОЖЕСТЬ И РОСТ СЕМЯН КАЛЕНДУЛЫ
ПРОЕКТ "ВЛИЯНИЕ ГЛУБИНЫ ЗАДЕЛКИ СЕМЯН И КАЧЕСТВА ВОДЫ НА ВСХОЖЕСТЬ И РОСТ СЕМЯН КАЛЕНДУЛЫ"...
