рабочая программа по биологии для профильного 11 класса
рабочая программа по биологии (10, 11 класс)

Рабочая программа учебного курса биологии для основной школы для профильного изучения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_biologiya_prof_11_klass.docx81.54 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса биологии для основной школы составлена на основе нормативно – правовых актов:

Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от г.;

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»: приказ Минобрнауки от 17 мая 2012 года № 413

«О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»: приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 и от 31 декабря 2015 №1578

Приказ Минобрнауки России от № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 мая 2020 г. № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской от 28 декабря 2018 г. № 345»;

-

Письмо МО и Н РФ от #1075;. №08-1786 «О рабочих программах»

Основная образовательная программа МБОУ «Лицей № 2»

Учебный план МБОУ «Лицей №2»

Данный учебный предметимеет своими целями:

социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальныхотношений, обеспечивающее включение учащихся в ту илииную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных(научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологическойнауки.

Помимо этого, биологическое образование на старшей ступенипризвано обеспечить:

ориентацию в системе этических норм и ценностей относительнометодов, результатов и достижений современной биологическойнауки;

развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательныхинтересов к изучению общих биологических закономерностейи самому процессу научного познания;

овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловымикомпетентностями для формирования познавательной и нравственнойкультуры, научного мировоззрения, а также методологиейбиологического эксперимента и элементарными методами биологическихисследований;

формирование экологического сознания, ценностного отношенияк живой природе и человеку.

подготовку к последующему профессиональному образованию; развитиеиндивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого,чем предусматривается базовым уровнем, овладения основамибиологии и методами изучения органического мира.

применение полученных знаний для решения практических и учебно-исследовательских

задач в измененной, нестандартной ситуации,

умение систематизироватьи обобщать полученные знания; овладение основами исследовательской

деятельности биологической направленности и грамотногооформления полученных результатов; развитие способности моделироватьнекоторые объекты и процессы, происходящие в живой природе.

формироватьу обучающихся умение анализировать, прогнозировать иоценивать с позиции экологической безопасности последствия деятельностичеловека в экосистемах.

Задачи:

-формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

- формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

- приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

- воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

- создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.

Рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена в соответствии с примерной программой по биологии и на основе авторской программы В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. СонинаЕ. Т. Захаровой «Биология. Общая биология.Углубленный уровень. 10—11классы» «Дрофа», 2019 г. и учебным планом МБОУ «Лицей №2» на 2022 -2023 учебный год.

Особенности организации учебного процесса

На изучение биологии в 11 классе отводится по 3 ч в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на 102 часа – 34 учебные недели (3 часа в неделю), что полностью соответствует учебному плану лицея и авторской программе В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина Е.Т. Захаровой «Биология. Общая биология.Углубленный уровень. 10—11классы» «Дрофа», 2019 г.

Порядок изучения тем не изменен. Содержание программного материала сохранено.

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
  • эстетического отношения к живым объектам.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
  • осознавать современное многообразие типов мировоззрения, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
  • с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
  • учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
  • Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
  • Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
  • Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
  • Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
  • Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
  • Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
  • Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
  • Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.
  • Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

• Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

• В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

• Анализировать, сравнивать, классифицироватьи обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

• Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

• Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

• Вычитывать все уровни текстовой информации.

• Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изученияпредмета «Биология» являются следующие умения:

  • характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;
  • понимать сущность эволюционной теории, сложные и противоречивые пути ее становления, вклад в формирование современной естественнонаучной картины мира; выделять существенные признаки биологических объектов (видов) и процессов (действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов);
  • объяснять причины эволюции, изменяемости видов;
  • приводить доказательства (аргументацию) необходимости сохранения многообразия видов;
  • уметь пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • решать элементарные биологические задачи;
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания;
  • сравнивать процессы естественного и искусственного отбора;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека; аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссий по обсуждению гипотез сущности и происхождения жизни, проблемы происхождения человека;
  • овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и учиться объяснять их результаты;
  • находить биологическую информацию в разных источниках;
  • анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.
  • характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;
  • выделять существенные признаки биологических объектов (экосистем, биосферы) и процессов (круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере);
  • обобщать и систематизировать представления об экосистемах как целостных биологических системах, о закономерностях, проявляющихся на данном уровне организации живого (круговороте веществ и превращениях энергии, динамики и устойчивости экосистем);
  • понимать содержание учения В. И. Вернадского о биосфере;
  • понимать необходимость реализации идеи устойчивого развития биосферы, ее охраны;
  • развивать общебиологические умения на экологическом содержании: наблюдать и выявлять приспособления у организмов, антропогенные изменения в экосистемах;
  • объяснять причины устойчивости и смены экосистем;
  • приводить доказательства (аргументацию) необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности; изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • сравнивать биологические объекты (природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности) и формулировать выводы на основе сравнения;
  • обосновывать и соблюдать правила поведения в природной среде;
  • анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде, глобальные экологические проблемы;
  • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению экологических проблем;
  • уметь пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и учиться объяснять их результаты;
  • находить биологическую информацию в разных источниках;
  • анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Выпускник на углубленном уровне научится:

  • оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;
  • оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;
  • устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;
  • обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности,
  • понимать границы их применимости;
  • проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии:
  • выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов.
  • выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;
  • устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;
  • решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;
  • делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза, в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;
  • сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;
  • выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;
  • обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;
  • определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;
  • решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;
  • раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;
  • сравнивать разные способы размножения организмов; характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
  • выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;
  • обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
  • обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;
  • характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;
  • устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
  • аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;
  • обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
  • оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;
  • выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументировано ее объяснять;
  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.

Выпускник на углубленном уровнеполучит возможность научиться:

  • организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты,
  • интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;
  • прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;
  • выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;
  • анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
  • аргументировать необходимость синтеза естественнонаучного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
  • моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;
  • выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;
  • использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни, для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.

Содержание учебного предмета:

Основное содержание предмета по темам

Коли-во часов

Основные виды учебной деятельности

Биология как комплекс наук о живой природе

Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии.

Связь биологии с другими науками. Выполнение законов физики

и химии в живой природе. Синтез естественнонаучного и социогуманитарного

знания на современном этапе развития цивилизации.

Практическое значение биологических знаний.

Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные

принципы организации и функционирования биологических систем.

Биологические системы разных уровней организации.

Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественнонаучной

картины мира. Методы научного познания органического

мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая

обработка данных.

5

Характеризовать «Общую биологию» как учебный предмет об основных законах

жизни на всех уровнях ее организации. Выявлять в изученных ранее

биологических дисциплинах общие черты организации растений, животных,

грибов и микроорганизмов. Объяснять единство всего живого и взаимозависимость

всех частей биосферы Земли.

Составлять план параграфа Характеризовать уровни организации живой материи, выделяя системные

уровни. Описывать особенности процессов жизнедеятельности, характерные

для каждого уровня. Характеризовать отличия химического состава

объектов живой и неживой природы; общий принцип клеточной организации

живых организмов. Сравнивать обменные процессы в неживой и живой

природе; вскрыть смысл реакций метаболизма. Объяснять механизмы

саморегуляции биологических систем различного иерархического уровня.

Анализировать процессы самовоспроизведения, роста и развития организмов.

Характеризовать наследственность и изменчивость, Запоминать материальные

основы этих свойств. Сравнивать формы раздражимости у различных биологических объектов. Отмечать

значение биологических ритмов в природе и жизни человека. Запоминать

значение дискретности и энергозависимости биологических систем. Характеризовать

многообразие живого мира

Структурные и функциональные основы жизни

Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы.

Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность

и гидрофобность. Роль минеральных солей в клетке. Органические

вещества, понятие о регулярных и нерегулярных биополимерах.

Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды.

Функции углеводов. Липиды. Функции липидов. Белки. Функции белков.

Механизм действия ферментов. Нуклеиновые кислоты. ДНК:

строение, свойства, местоположение, функции. РНК: строение, виды,

функции. АТФ: строение, функции. Другие органические вещества

клетки. Нанотехнологии в биологии.

Клетка — структурная и функциональная единица организма. Развитие

цитологии. Современные методы изучения клетки. Клеточная

теория в свете современных данных о строении и функциях клетки.

Теория симбиогенеза. Основные части и органоиды клетки. Строение

и функции биологических мембран. Цитоплазма. Ядро. Строение

и функции хромосом. Мембранные и немембранные органоиды. Цитоскелет.

Включения. Основные отличительные особенности клеток

прокариот. Отличительные особенности клеток эукариот.

Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных

инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний. Вирусология,

ее практическое значение.

Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена

веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание.

Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена.

Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез.

Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический

код, его свойства. Эволюция представлений о гене. Современные

представления о гене и геноме. Биосинтез белка, реакции матричного

синтеза. Регуляция работы генов и процессов обмена

веществ в клетке. Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение

биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и

наркогенных веществ.

Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза,

фазы митоза. Соматические и половые клетки. Мейоз, значение мейоза,

фазы мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов. Формирование

половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных.

Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний.

Стволовые клетки.

46

Характеризовать химические элементы, образующие живое вещество. Различать

макро- и микроэлементы. Описывать неорганические молекулы живого

вещества, их химические свойства и биологическую роль.

Характеризовать органические молекулы: биологические полимеры — белки;

структурная организация и функции; углеводы, их строение и биологическую

роль; жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник

энергии. Характеризовать, описывать и зарисовывать ДНК как молекулы наследственности. Запоминать процесс редупликации ДНК и его значение.

Различать структуру и функции РНК. Описывать процесс передачи наследственной

информации из ядра в цитоплазму — транскрипцию Описывать структуру генома прокариот; характеризуют работу индуцибельного

и репрессибельного оперона. Разбирать строение генов эукариот. Выделять

структурную и регуляторные чести гена. Сравнивать процесс транскрипции

генов у прокариот и эукариот. Характеризовать процессинг и выделять

его биологическое значение. Выявлять механизмы регуляции экспрессии генов.

Характеризовать процесс трансляции.

Приводить примеры энергетического обмена. Описывать процессы синтеза АТФ.

Выписывать реакции бескислородного и аэробного расщепления глюкозы.

Характеризовать и объяснять события фотосинтеза: реакции световой и темновой

фаз. Характеризовать и приводить примеры хемосинтеза. Характеризовать

роль фотосинтеза и хемосинтеза в эволюции Характеризовать форму и размеры прокариотических клеток; строение цитоплазмы,

организацию метаболизма, функции генетического аппарата бактерий.

Описывать процесс спорообразования, его значение для выживания

бактерий при ухудшении условий существования; размножение прокариот.

Оценивать место и роль прокариот в биоценозах.

Характеризовать цитоплазму эукариотической клетки: органеллы цитоплазмы,

их структуру и функции. Характеризовать транспорт веществ в клетку и из нее:

фагоцитоз и пиноцитоз. Объяснять события, связанные с внутриклеточным пищеварением, подчеркивая его значение для организма. Отмечать значение

цитоскелета. Характеризовать включения, значение и их роль в метаболизме

клеток. Характеризовать клеточное ядро как центр управления жизнедеятельностью

клетки; структуры ядра (ядерная оболочка, хроматин, ядрышко).

Определять роль клетки в многоклеточном организме. Разъяснять понятие о

дифференцировке клеток многоклеточного организма. Описывать митотический

цикл: интерфазу, фазы митотического деления и преобразования хромосом;

биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост,

восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Описывать механизмы регуляции клеточного деления и апоптоза.

Отмечать особенности строения растительной клетки. Характеризовать особенности

метаболизма клеток растительного организма. Характеризовать основные

положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории

строения организмов. Определять значение клеточной теории для

развития биологии. Делать сообщения о жизни и деятельности ученых, внесших

значительный вклад в развитие клеточной теории.

Характеризовать вирусы и бактериофаги как внутриклеточные паразиты на

генетическом уровне. Обсуждать гипотезы о происхождении вирусов; открытие

вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс.

Характеризовать механизмы вертикальной и горизонтальной передачи

вирусов; заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Отмечать

вирусные заболевания, встречающиеся у человека; грипп, гепатит, СПИД;

предлагать меры и способы профилактики вирусных инфекций

Организм

Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов.

Взаимосвязь тканей, органов, систем органов как основа

целостности организма.

Основные процессы, происходящие в организме: питание и пищеварение,

движение, транспорт веществ, выделение, раздражимость,

регуляция у организмов. Поддержание гомеостаза, принцип обратной

связи.

Размножение организмов. Бесполое и половое размножение.

Двойное оплодотворение у цветковых растений. Виды оплодотворения

у животных. Способы размножения у растений и животных. Партеногенез.

Онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное

развитие. Прямое и непрямое развитие. Жизненные циклы разных

групп организмов. Регуляция индивидуального развития. Причины

нарушений развития организмов.

История возникновения и развития генетики, методы генетики.

Генетические терминология и символика. Генотип и фенотип. Вероятностный

характер законов генетики. Законы наследственности

Г. Менделя и условия их выполнения.

Цитологические основы закономерностей наследования. Анализирующее

скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное

наследование, кроссинговер. Определение пола. Сцепленное

с полом наследование. Взаимодействие аллельных и неаллельных

генов. Генетические основы индивидуального развития. Генетическое

картирование.

Генетика человека, методы изучения генетики человека. Репродуктивное

здоровье человека. Наследственные заболевания человека,

их предупреждение. Значение генетики для медицины, этические

аспекты в области медицинской генетики.

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции

признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Наследственная

изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Комбинативная

изменчивость, ее источники. Мутации, виды мутаций. Мутагены,

их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний.

Внеядерная наследственность и изменчивость. Эпигенетика.

Доместикация и селекция. Центры одомашнивания животных и

центры происхождения культурных растений. Методы селекции, их

генетические основы. Искусственный отбор. Ускорение и повышение

точности отбора с помощью современных методов генетики и биотехнологии.

Гетерозис и его использование в селекции. Расширение генетического

разнообразия селекционного материала: полиплоидия,

отдаленная гибридизация, экспериментальный мутагенез, клеточная

инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия. Биобезопасность.

51

Характеризовать сущность и формы бесполого размножения организмов; размножение

растений и животных. Выделять биологическое значение бесполого

размножения. Характеризовать половое размножение растений и животных. Определять гаметогенез и его периоды: размножение и рост, созревания (мейоз).

Рассматривать и комментировать конъюгацию и кроссинговер. Описывать

механизм, генетические последствия и биологический смысл кроссинговера;

биологическое значение и биологический смысл мейоза. Характеризовать

период формирования при сперматогенезе. Проводить сравнение сперматогенеза

и овогенеза. Описывать осеменение и оплодотворение, партеногенез.

Определять эволюционное значение полового размножения.

Делать сообщения по истории изучения индивидуального развития. Составлять

план параграфа. Выполнять практические работы. Обсуждать демонстрации

(работа в малых группах). Характеризовать периодизацию индивидуального

развития. Определять эмбриональный период развития и описывать

основные закономерности дробления — образование однослойного зародыша

— бластулы; гаструляцию и органогенез. Запоминать этапы дальнейшей

дифференцировки тканей, органов и систем. Характеризовать регуляцию эмбрионального

развития; детерминацию и эмбриональную индукцию, генетический

контроль. Демонстрировать роль нервной и эндокринной систем в

обеспечении эмбрионального развития организмов. Характеризовать постэмбриональный

период развития; формы постэмбрионального периода развития.

Характеризовать прямое развитие и его периоды (дорепродуктивный,

репродуктивный и пострепродуктивный); старение. Разъяснять сущность непрямого

развития; полного и неполного метаморфоза. Демонстрировать понимание

биологического смысла развития с метаморфозом.

Приводить формулировки закона зародышевого сходства К. Бэра и биогенетического

закона Э. Геккеля и Ф. Мюллера, иллюстрируя их примерами. Характеризовать

роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном

развитии организма. Определять критические периоды развития. Характеризовать

влияние изменений гомеостаза организма матери и плода в результате

воздействия токсических веществ. Обосновывать вредное воздействие табачного

дыма, алкоголя, наркотиков и т. д. на ход эмбрионального и постэмбрионального

развития. Определять причины возникновения врожденных уродств.

Характеризовать процесс физиологической и репаративной регенерации;

внутриклеточная, клеточная, тканевая и органная регенерация; эволюцию

способности к регенерации у позвоночных животных

Характеризовать основные формы изменчивости; генотипическую изменчивость:

мутации, их классификацию, значение мутаций для практики сельского

хозяйства и биотехнологии, комбинативную изменчивость. Обосновывать

эволюционное значение мутационной и комбинативной изменчивости. Характеризовать

фенотипическую изменчивость, отмечая роль условий внешней

среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Строить вариационные

ряды и кривые нормы реакции

Описывать представления древних ученых о родстве и характере передачи

признаков из поколения в поколение. Характеризовать взгляды средневековых

ученых на процессы наследования признаков. Демонстрировать знания

истории развития генетики. Приводить основные понятия генетики: наследственность

и изменчивость; признаки и свойства; гены, аллельные гены; гомозиготные

и гетерозиготные организмы. Определять генотип и фенотип организма;

генофонд

Характеризовать гибридологический метод изучения характера наследования

признаков. Характеризовать и описывать возможности методов генетического

анализа.

Формулировать законы Г. Менделя. Запоминать цитологические обоснования

законов Г. Менделя. Демонстрировать способность выписывать генотипы организмов

и гамет. Составлять схемы скрещивания, решать генетические задачи.

Строить родословные.

Формулировать закон Моргана и давать характеристику сцепленного наследования

генов (признаков). Анализировать генотип как систему взаимодействующих

генов организма. Определять формы взаимодействия аллельных и неаллельных

генов.

Характеризовать основные формы изменчивости; генотипическую изменчивость:

мутации, их классификацию, значение мутаций для практики сельского

хозяйства и биотехнологии, комбинативную изменчивость. Обосновывать

эволюционное значение мутационной и комбинативной изменчивости.

Характеризовать фенотипическую изменчивость, отмечая роль условий внешней

среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Строить вариационные

ряды и кривые нормы реакции

Перечислять центры происхождения и многообразия культурных растений,

запоминать культуры, в них сформировавшиеся. Давать определение понятий

«сорт», «порода», «штамм». Характеризовать методы селекции растений и

животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый);

отдаленная гибридизация; явление гетерозиса.

Обосновывать значение селекции для развития сельскохозяйственного производства,

медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Характеризовать достижения и основные направления современной

селекции. Описывать методы репродуктивного и терапевтического клонирования;

клеточные технологии и способы генетической инженерии

Закономерности развития живой при-

роды. Эволюционное учение

Теория эволюции

Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и

Ж. Б. Ламарка. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Свидетельства эволюции

живой природы: палеонтологические, сравнительно-анатомические,

эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические.

Развитие представлений о виде. Вид, его критерии. Популяция

как форма существования вида и как элементарная единица эволюции.

Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция и макроэволюция.

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения

генофонда популяции. Уравнение Харди — Вайнберга. Серге́йСерге́евичЧетверико́в —генетик-эволюционист. Молекулярно-

генетические механизмы эволюции.

Формы естественного отбора:

движущая, стабилизирующая, дизруптивная. Экологическое и географическое

видообразование. Направления и пути эволюции. Формы

эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Механизмы

адаптаций. Коэволюция. Роль эволюционной теории в формировании

естественнонаучной картины мира.

Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде

обитания как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.

Основные систематические группы органического мира.

Современные подходы к классификации организмов.

49

естествоиспытателей

о живой природе. Оценивать представления об «изначальной целесообразности

» и неизменности живой природы. Запоминать принципы бинарной

классификации К. Линнея. Знакомиться с основными положениями эволюционной

систематики растений и животных. Определять достижения науки и

технологий в качестве предпосылок смены креационистских взглядов на живую

и неживую природу, на эволюционные представления. Характеризовать

научные предпосылки, побудившие Ч. Дарвина к поиску механизмов изменения

в живой природе. Анализировать экспедиционный материал Ч. Дарвина

в качестве предпосылки разработки эволюционной теории. Характеризовать

учение Ч. Дарвина об искусственном отборе, формы искусственного отбора и

объяснять методы создания новых пород домашних животных и сортов культурных

растений. Запоминать основные положения теории Ч. Дарвина о естественном

отборе. Характеризовать формы борьбы за существование и механизм

естественного отбора. Давать определение естественного отбора.

Приводить примеры физиологических адаптаций. Объяснять относительный

характер приспособлений и приводить примеры относительности

адаптаций

Характеризовать главные направления биологической эволюции. Отражать

понимание биологического прогресса как процветания той или иной систематической

группы; биологического регресса — как угнетенного состояния таксона,

приводящее его к вымиранию. Давать определение и характеризовать

пути достижения биологического прогресса: ароморфоза, идиоадаптации

и общей дегенерации. Приводить примеры дивергенции, конвергенции и параллелизма.

Объяснять причины возникновения сходных по структуре и/или

функциям органов у представителей различных систематических групп организмов.

Запоминать основные правила эволюции. Оценивать результаты эволюции

Развитие жизни на Земле

Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала.

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции

биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных.

Вымирание видов и его причины.

Современные представления о происхождении человека. Систематическое

положение человека. Эволюция человека. Факторы эволюции

человека. Расы человека, их происхождение и единство.

21

Описывать античные и средневековые представления о возникновении и сущности

жизни. Характеризовать первые научные попытки объяснения сущности

и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, эксперименты

Л. Пастера. Теории вечности жизни.

Характеризовать химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина),

биологический и социальный этапы развития живой материи. Описывать

эволюцию протобионтов, возникновение генетического кода. Оценивать

значение работ С. Фокса и Дж. Бернала.

Оценивать вклад материалистических теорий в развитие представлений о

возникновении жизни. Характеризовать гипотезу мира РНК.

Характеризовать начальные этапы биологической эволюции. Определять филогенетические

связи в живой природе и сравнивать их с естественной классификацией

живых организмов. Описывать гипотезу симбиогенеза в происхождении

эукариот. Сравнивать гипотезы возникновения многоклеточных организмов Характеризовать развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Отмечать появление

сухопутных растений; возникновение позвоночных: рыбы, земноводные,

пресмыкающиеся.

Характеризовать развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Отмечать появление

и распространение покрытосеменных растений; возникновение птиц

и млекопитающих. Описывать развитие плацентарных млекопитающих, появление

хищных, возникновение приматов. Характеризовать геологические изменения

кайнозоя: дрейф материков, оледенения. Обсуждать основные этапы

эволюции растений и животных

Характеризовать место человека в живой природе, его систематическое положение.

Отмечать признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к

млекопитающим. Описывать стадии эволюции человека: древнейших, древних

и первых современных людей. Рассматривать и запоминать популяционную

структуру вида Homosapiens; расы. Знакомиться с механизмом расообразования,

отмечая единство происхождения рас. Приводить свою

аргументированную точку зрения. Характеризовать современный этап эволюции

человека; взаимоотношение социального и биологического в его эволюции.

Обосновывать единство человеческих рас. Давать аргументированную

критику расизма и «социального дарвинизма». Отмечать ведущую роль законов

общественной жизни в социальном прогрессе человечества

Организмы и окружающая среда

Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы

(принцип толерантности, лимитирующие факторы). Приспособления

организмов к действию экологических факторов. Биологические

ритмы. Взаимодействие экологических факторов. Экологическая

ниша.

Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические

уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и

поток энергии в экосистеме. Биотические взаимоотношения организмов

в экосистеме. Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса

экосистем разных типов. Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия

влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость

сохранения биоразнообразия экосистемы. Агроценозы, их особенности.

Учение В. И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности

существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль. Круговороты

веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные

биомы Земли.

Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу.

Природные ресурсы и рациональное природопользование.

Загрязнение биосферы. Сохранение многообразия видов как основа

устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Проблемы

устойчивого развития.

Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы

биологии.

31

Формулировать основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере.

Объяснять невозможность существования жизни за границами биосферы.

Характеризовать компоненты биосферы: косное и биогенное вещество, живое

вещество, биокосное вещество биосферы. Определять главную функцию

биосферы как обеспечение биогенного круговорота веществ на планете. Характеризовать

основные круговороты: воды, углерода, азота, фосфора и

серы. Оценивать значение круговоротов веществ для существования жизни на

Земле

Описывать геологическую историю материков, смену климата. Определять и

анализировать понятия «экология», «среда обитания». Характеризовать

абиотические факторы: влажность, освещенность, температурный режим и др.

Объяснять интенсивность действия и взаимоотношения абиотических факторов.

Описывать биотические факторы, на конкретных примерах демонстрировать

их значение. Запоминать формы взаимоотношений между организмами:

позитивные отношения — симбиоз, антибиотические отношения и нейтральные

отношения — нейтрализм. Оценивать роль факторов среды обитания в

жизнедеятельности животных и растений

Анализировать антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека

в природе) на разных этапах развития человеческого общества. Характеризовать

минеральные, энергетические и пищевые ресурсы. Описывать

неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы, подчеркивая относительность неисчерпаемости

ресурсов. Характеризовать процессы их возникновения и усло-

вия среды, приводящие к их формированию. Раскрывать проблемы рационального

природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение

эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения

планеты

Объяснять необходимость знания и умения практически применять сведения

об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве

для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для

решения всего комплекса задач логических систем

Учебно - методический комплекс:

Базовый учебник:

. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Углубленный уровень. 10—11классы» «Дрофа», 2019 г.

Дополнительная литература для обучающихся:

  • Л.П.Анастасова «Общая биология. Дидактические материалы» - М., Вентана-Граф, 1997 г
  • Т.А. Козлова, В.С. Кучменко «Биология в таблицах» Справочное пособие. М.: Дрофа 2000
  • Интернет-ресурсы
  • education – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Методические пособия для учителя:

  • Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев, Москва, ООО «Дрофа», 2010 г.;
  • «Рабочие программы по биологии 6-11 класс», ООО «Глобус», 2008 г.;
  • Т.И.Чайка «Биология. Поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина 10 класс.- Волгоград, «Учитель», 2007 г.
  • Сборники для подготовки к ЕГЭ 2011. Биология» сост. Е.А.Никишов, С.П.Шаталов, ФИПИ, 2011, ООО «Астрель», 2011.
  • О.В. Воробьёва «Уроки биологии с применением информационных технологий» М.: «Планета»

Наглядные, демонстрационные и другие средства обучения:

  • портреты выдающихся биологов;
  • гербарии (современная флора);
  • коллекция образцов ископаемых растений и животных;
  • CD (биологические энциклопедии, словари, справочники, сборники проверочных заданий, дидактические материалы к основным разделам и темам курса на электронных носителях);
  • комплект микропрепаратов;
  • комплекты демонстрационных таблиц по биологии;
  • комплекты транспарантов;
  • лоток для раздаточного материала;
  • лупа препаровальная;
  • лупа ручная;
  • микроскоп школьный;
  • модели-аппликации, изображающие различные биологические процессы в области биохимии, генетики, эмбриологии, эволюции, экологии;
  • набор препаровальных инструментов;
  • набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ;
  • слайд -альбомы, посвященные проблемам эволюции и экологии;
  • спиртовка лабораторная;
  • цифровой микроскоп.

Материально - техническое обеспечение образовательного процесса, средства обучения.

В школе имеется кабинет биологии, оснащенный с учетом современных требований к его оформлению и роли в учебном процессе. Он является той информационной средой, в которой проходят не только уроки биологии, но и внеурочные и внеклассные занятия, проводится воспитательная работа с учащимися. Оснащение кабинета биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, технические и мультимедийные средства обучения, компьютер, устройства для хранения учебного оборудования.

Оборудование кабинета классифицировано по разделам курса, видам пособий, частоте его использования. Учебное оборудование по биологии включает:

- натуральные объекты (живые и препарированные растения и животные, их части, органы, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии);

- приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, посуда и принадлежности);

- средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал);

- муляжи и модели (объемные, рельефные);

- экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, электронные пособия и пр.);

- технические средства обучения — проекционную аппаратуру (мультимедийный проектор, компьютер);

- учебно-методическую литературу для учителя и учащихся (определители, справочные материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты).


Календарно-тематическое планирование

Предмет______БИОЛОГИЯ______

Количество часов __102_

Урока

Тема урока

Дата проведения

Форма конт-ля

Примечания

план

кор-ка

Эволюционное учение

Закономерности развития живой природы.

Эволюционное учение

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период.

Система органической природы К. Линнея.

Развитие эволюционных идей Ж.Б. Ламарка.

Предпосылки возникновения дарвинизма.

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы борьбы за существование

Развитие эволюционной теории Ч. Дарвина.

"История эволюционных идей"."Дарвинизм". Зачет.

Вид, его критерии и структура.

Вид, его критерии и структура.

Популяционная структура вида. Генетические основы эволюции.

Факторы эволюции.Серге́йСерге́евичЧетверико́в —генетик-эволюционист.

Факторы эволюции.

Естественный отбор. Формы естественного отбора.

Приспособленность организмов.

Относительный характер приспособленности организмов.

Лаб.р. №1 " Описание приспособленности организма и ее относительного характера".

Лаб.р. №1

Видообразование.

Закономерности развития живой природы.

Эволюционное учение. Семинар.

Закономерности развития живой природы.

Эволюционное учение. Семинар.

Закономерности развития живой природы.

Эволюционное учение. Зачет.

Макроэволюция. Биологические

последствия приобретения

приспособлений

Методы изучения эволюции: палеонтологические, биографические.

Методы изучения эволюции: эмбриологические и сравнительно - анатомические.

Методы изучения эволюции: молекулярно-биохимические, генетические и математические.

Макроэволюция. Направления эволюции. Пути достижения биологического прогресса.

Пути достижения биологического прогресса.

Закономерности эволюционного процесса. Формы направленной эволюции.

Правила эволюции.

Макроэволюция. Биологическиепоследствия приобретенияприспособлений.

Семинар.

Макроэволюция. Биологическиепоследствия приобретенияприспособлений.

Семинар.

Макроэволюция. Биологическиепоследствия приобретения приспособлений.

Зачет.

Развитие жизни на Земле

Гипотезы и теории возникновение жизни на Земле.

Основные этапы неорганической эволюции.

Начало органической эволюции.

Формирование надцарств организмов.

Основные этапы эволюции растительного мира.

Основные этапы эволюции животного мира.

История Земли и методы её изучения.

Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах.

Развитие жизни в палеозое.

Развитие жизни в мезозое.

Развитие жизни в кайнозое.

Современная система органического мира.

" Развитие жизни на Земле" Обобщение.

Происхождение человека

Антропология - наука о человеке. История представлений о происхождении человека.

Положение человека в системе животного мира.

Отличия человека от животных.

Движущие силы антропогенеза.

Основные стадии антропогенеза.

Основные стадии антропогенеза.

Эволюция современного человека.

Человеческие расы.

Приспособленность человека к разным условиям среды. Биосоциальная сущность человека.

"Происхождение человека " Семинар.

«Происхождение человека»Зачет.

Биосфера, ее структура и функции

Биосфера - живая оболочка Земли.Учение В. И. Вернадского о биосфере.

Структура биосферы.

  1. З

Закономерности существования биосферы.

Круговорот веществ в природе.

Жизнь в сообществах. Основы экологии.

История формирования сообществ живых организмов.

Биогеография. Основные биомы суши.

Сообщества организмов: структура и связи.

Экосистемы. Основные показатели экосистем.

Факторы среды обитания. Абиотические факторы среды.

Абиотические факторы среды.

Биотические факторы среды.

Свойства биогеоценозов и динамика сообществ. Смена биоценозов.

Природные и антропогенные экосистемы.

Биоразнообразие - основа устойчивости сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения.

Антибиотические отношения. Нейтрализм.

Биосфера, ее структура и функции. Жизнь в сообществах. Основы экологии.Обобщение.

Биосфера и человек. Ноосфера.

Воздействие человека на природу. Ноосфера.

Природные ресурсы и их использование.

Антропогенное влияние на природные сообщества.

Антропогенное влияние на природные сообщества.

Охрана природы и перспективы рационального природопользования.

«Биосфера и человек. Ноосфера.»Семинар.

Бионика.

Понятие бионика.

Роль биологических знаний в 21 веке.

Повторение основных вопросов курса "Биология". Подготовка к ЕГЭ.

Система и многообразие органического мира.

Царство растений. Строение и жизнедеятельность растительного организма.

Размножение растительного организма. (на примере покрытосеменных растений).

Многообразие растений. Основные отделы растений.

Многообразие растений. Основные отделы растений.

Классы покрытосеменных, роль растений.

Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные.

Основные типы беспозвоночных.

Основные типы беспозвоночных.

Хордовые животные. Характеристика основных классов.

Хордовые животные. Характеристика основных классов.

Хордовые животные. Характеристика основных классов.

Хордовые животные. Характеристика основных классов.

Организм человека и его здоровье.

Ткани. Типы тканей и их свойства.

Строение и жизнедеятельность органов и систем органов.

Строение и жизнедеятельность органов и систем органов.

Строение и жизнедеятельность органов и систем органов.

Строение и жизнедеятельность органов и систем органов.

Размножение и развитие человека.

Внутренняя среда организма человека.

Нейрогуморальная регуляция процессов

жизнедеятельности организма

Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме.

Личная и общественная гигиена. Психическое и физическое здоровье человека.

Заключительный урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...