ПОРТФОЛИО. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПОРТФОЛИО.
материал по биологии
ПОРТФОЛИО. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПОРТФОЛИО.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №23 города Орска»
Портфолио учителя как инструмент профессионального развития и оценки профессиональных достижений.
Требования к содержанию портфолио.
Касяник Л. В.,
учитель биологии
второй категории
Орск 2014
Содержание
Введение 3
- Что такое портфолио? 5
- Цели и задачи портфолио 6
- Требования к содержанию портфолио 8
Заключение 11
Литература 12
Приложение
Введение
Качественное образование является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, а педагог – один из тех, кто претворяет ее в жизнь. Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя – творчески думающем, обладающим современными методами и технологиями образования, владеющем приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.
Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводиться приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становиться не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личностная, социальная и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.
Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профмастерства педагогов – формирование исследовательской культуры.
Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирование как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования – это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.
Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Работу учителя не загонишь в формулу «знания – умения – навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые не возникают из ничего и неоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с самим собой.
С другой стороны, у учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в его профессиональной жизни. Таким «досье успехов» может стать портфолио педагога.
- Что такое портфолио?
Портфолио (от французского porter – излагать, формулировать, вести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений.
Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы XV – XVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Документы, представленные в этих папках, позволяли заказчику составить впечатление о профессиональных качествах претендента. В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в среде фотографов и фотомоделей как альбом с фотографиями.
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в США. В конце прошлого века идея применения портфолио в школе становиться популярной во всем мире, в том числе и в России.
Портфолио ( в широком смысле слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Он относиться к ряду «аутентичных» (то есть истинных) индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной целью аутентичного оценивания является оказание помощи в развитии способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, совершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.
- Цели и задачи портфолио
Традиция формирования портфолио учителя появилась из жизненной необходимости, ведь требования к качеству образования постоянно повышаются. С одной стороны, портфолио учителя необходимо администрации образовательных учреждений для мониторинга эффективности работы преподавателя, с другой, что более важно, - самому педагогу для самонаблюдения и самосовершенствования. Так же портфолио учителя рассматривается как альтернативная форма оценки его профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
Важная цель портфолио – представить отчет по процессу образования и самообразования, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса, продемонстрировать способности практически применять приобретенные знания и умения.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи:
- Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности;
- Формировать умение работать – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
- Содействовать индивидуализации (персонализации) педагогической деятельности.
Портфолио учителя – это описание в фактах педагогических качеств и достижений преподавателя, включающее в себя спектр документов, формирующих представление о специфике подхода и мере профессиональной эффективности учителя.
Создание и продвижение портфолио преследует также ряд частных целей:
- Проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности конкретного учителя.
- Систематизировать учебные материалы и наработки для демонстрации работодателю.
- Продемонстрировать свои достижения менее опытным коллегам.
- Предложить способ организации того или иного учебного курса.
- Способствовать расширению методического диапазона образовательного учреждения.
Портфолио может служить основой для участия в конкурсах и грантовых программах.
- Требования к содержанию портфолио.
Портфолио учителя очень индивидуально. Кроме того, большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.
И все же есть общие принципы, требования и компоненты портфолио, которые можно проследить в любых дисциплинах.
- Принципы составления портфолио учителя.
- Объем портфолио учителя не должен превышать 8-10 страниц + приложения.
- Портфолио учителя – это не воплощение успеха, а материал, отражающий все стороны его работы. Экспериментальная работа, даже не совсем удачная, может свидетельствовать об исследовательской натуре педагога.
- Организация информации в портфолио педагога подчиняется двум основным правилам: последовательность и ясность.
- Все заявленные педагогические умения подтверждаются примерами осуществленных преподавателем мероприятий.
- Грамотно составленное портфолио учителя отвечает в первую очередь на вопрос «как?», и только потом на вопрос «что?»
- Требования к оформлению портфолио и принцип работы.
- Системность и регулятивность самомониторинга.
- Достоверность
- Объективность
- Нацеленность автора на самосовершенствование
- Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
- Аккуратность и эстетичность оформления
- Целостность, тематическая завершенность представленных метериалов
- Наглядность результатов работы
- Технологичность.
- Структура портфолио
- Общие сведения об учителе
- Образование, стаж, категория, повышение квалификации, звания, награды
- Документы, дипломы
- Грамоты, благодарственные письма
- Эссе
- Результаты педагогической деятельности
- Итоги успеваемости
- Участие в конкурсах
- Участие в олимпиадах
- Научно-методическая деятельность
- Методическая проблема (тема самообразования)
- Выступления, доклады, рефераты по теме
- Открытые уроки
- Методическая копилка( тесты, контрольные работы т.д.)
- Учебно-материальная база
- Оборудование
- Материалы на электронном носителе
- Материалы на бумажном носителе
- Внеурочная деятельность
- Проектная деятельность
- Кружковая деятельность
- Экскурсионная работа
- Выполнение функции классного руководителя
- Социальный паспорт класса
- Циклограмма работы, план воспитательной раьоты
6.3 Диагностика сформированности и развития коллектива класса. Определение уровня воспитанности.
6.4 Работа с родителями ( тематика родительских собраний, подборка советов) для родителей)
6.5 Достижения классного коллектива
- Рефлексивный блок
- Личный план профессионального самообразования
7.2 Отзыв педагогического коллектива о работе учителя
Заключение
Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структура портфолио учителя
Содержание структуры портфолио учителя.Поэтапное разделение основныхкритериев,показывающих педагогическую компетенцию....
Презентация "Требования к структуре и оформлению презентации исследовательской работы"
Данная презентация поможет вам и учащимся оформить свою исследовательскую работу....

статья "Структура портфолио"
Подход к созданию портфолио учителя должен быть индивидуальным в каждом случае. При формировании портфолио учителя педагогу необходимо проанализировать свою деятельность, выявить основные свои у...

Портфолио педагога.Структура портфолио.
Портфолио педагога.Структура портфолио.Очень подробно и понятно....
Требования к структуре и условия реализации ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт - принципиально новый для отечественной школы документ. Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись, прежде всего, стандарта...
Требования к структуре и содержанию адаптированной образовательной программы ребёнка с ОВЗ
Методические рекомендации по составлению адаптированной рабочей программы для детей с ОВЗ...

