ПОРТФОЛИО. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПОРТФОЛИО.
материал по биологии

Касяник Людмила Васильевна

ПОРТФОЛИО. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПОРТФОЛИО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio._trebovaniya_k_strukture._kasyanik_l._v.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №23 города Орска»

Портфолио учителя как инструмент профессионального развития и оценки профессиональных достижений.
Требования к содержанию портфолио.

Касяник Л. В.,

 учитель биологии

второй категории

Орск 2014

Содержание

     Введение                                                                                      3

  1. Что такое портфолио?                                                         5
  2. Цели и задачи портфолио                                                   6
  3. Требования к содержанию портфолио                             8

Заключение                                                                                11

Литература                                                                                 12

Приложение

Введение

Качественное образование является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, а педагог – один из тех, кто претворяет ее в жизнь. Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя – творчески думающем, обладающим современными методами и технологиями образования, владеющем приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать  свой конечный результат.

Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводиться приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становиться не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личностная, социальная и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профмастерства педагогов – формирование исследовательской культуры.

Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирование как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования – это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.

Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Работу учителя не загонишь в формулу «знания – умения – навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые не возникают из ничего и неоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с самим собой.

С другой стороны, у учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в его профессиональной жизни. Таким «досье успехов» может стать портфолио педагога.

  1. Что такое портфолио?

Портфолио (от французского porter – излагать, формулировать, вести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений.

Понятие «портфолио»  пришло к нам из Западной Европы XV – XVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Документы, представленные в этих папках, позволяли заказчику составить впечатление о профессиональных качествах претендента. В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется  для показа достижений фирмы, а в среде фотографов и фотомоделей как альбом с фотографиями.

Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в США. В конце прошлого века идея применения портфолио в школе становиться популярной во всем мире, в том числе и в России.

Портфолио ( в широком смысле слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Он относиться к ряду «аутентичных» (то есть истинных) индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной целью аутентичного оценивания является оказание помощи в развитии способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, совершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.

  1. Цели и задачи портфолио

Традиция формирования портфолио учителя появилась из жизненной необходимости, ведь требования к качеству образования постоянно повышаются. С одной стороны, портфолио учителя необходимо администрации образовательных учреждений для мониторинга эффективности работы преподавателя, с другой, что более важно,  - самому педагогу для самонаблюдения и самосовершенствования. Так же портфолио учителя рассматривается как альтернативная форма оценки его профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Важная цель портфолио – представить отчет по процессу образования и самообразования, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса, продемонстрировать способности практически применять приобретенные знания и умения.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи:

  1. Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности;
  2. Формировать умение работать – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
  3. Содействовать индивидуализации (персонализации) педагогической деятельности.

Портфолио учителя – это описание в фактах педагогических качеств и достижений преподавателя, включающее в себя спектр документов, формирующих представление о специфике подхода и мере профессиональной эффективности учителя.

Создание и продвижение портфолио преследует также ряд частных целей:

  1. Проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности конкретного учителя.
  2. Систематизировать учебные материалы и наработки для демонстрации работодателю.
  3. Продемонстрировать свои достижения менее опытным коллегам.
  4. Предложить способ организации того или иного учебного курса.
  5. Способствовать расширению методического диапазона образовательного учреждения.

Портфолио может служить основой для участия в конкурсах и грантовых программах.

  1. Требования к содержанию портфолио.

Портфолио учителя очень индивидуально. Кроме того, большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.

И все же есть общие принципы, требования и компоненты портфолио, которые можно проследить в любых дисциплинах.

  1. Принципы составления портфолио учителя.
  1. Объем портфолио учителя не должен превышать 8-10 страниц + приложения.
  2. Портфолио учителя – это не воплощение успеха, а материал, отражающий все стороны его работы. Экспериментальная работа, даже не совсем удачная, может свидетельствовать об исследовательской натуре педагога.
  3. Организация информации в портфолио педагога подчиняется двум основным правилам: последовательность и ясность.
  4. Все заявленные педагогические умения подтверждаются примерами осуществленных преподавателем мероприятий.
  5. Грамотно составленное портфолио учителя отвечает в первую очередь на вопрос «как?», и только потом на вопрос «что?»

  1. Требования к оформлению портфолио и принцип работы.
  1. Системность и регулятивность самомониторинга.
  2. Достоверность
  3. Объективность
  4. Нацеленность автора на самосовершенствование
  5. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
  6. Аккуратность и эстетичность оформления
  7. Целостность, тематическая завершенность представленных метериалов
  8. Наглядность результатов работы
  9. Технологичность.

  1. Структура портфолио
  1. Общие сведения об учителе
  1. Образование, стаж, категория, повышение  квалификации, звания, награды
  2. Документы, дипломы
  3. Грамоты, благодарственные  письма
  4. Эссе
  1. Результаты педагогической деятельности

  1. Итоги успеваемости
  2. Участие в конкурсах
  3. Участие в олимпиадах

  1. Научно-методическая деятельность

  1. Методическая проблема (тема самообразования)
  2. Выступления, доклады, рефераты по теме
  3. Открытые уроки
  4. Методическая  копилка( тесты, контрольные  работы  т.д.)

  1. Учебно-материальная база

  1. Оборудование
  2. Материалы на электронном носителе
  3. Материалы на бумажном носителе

  1. Внеурочная деятельность

  1. Проектная деятельность
  2. Кружковая деятельность
  3. Экскурсионная работа

  1. Выполнение функции классного руководителя

  1. Социальный паспорт класса
  2. Циклограмма работы, план воспитательной раьоты

6.3 Диагностика сформированности и развития  коллектива  класса. Определение  уровня  воспитанности.

          6.4 Работа  с  родителями ( тематика  родительских  собраний, подборка советов)  для  родителей)

          6.5 Достижения классного коллектива

  1. Рефлексивный блок

  1. Личный план профессионального самообразования

7.2 Отзыв педагогического коллектива о работе учителя

Заключение

Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура портфолио учителя

Содержание структуры портфолио учителя.Поэтапное разделение основныхкритериев,показывающих педагогическую компетенцию....

Презентация "Требования к структуре и оформлению презентации исследовательской работы"

Данная презентация поможет вам и учащимся оформить свою исследовательскую работу....

статья "Структура портфолио"

Подход к созданию портфолио учителя должен быть индивидуальным в каждом случае. При формировании портфолио учителя педагогу необходимо проанализировать свою деятельность, выявить основные свои у...

Портфолио педагога.Структура портфолио.

Портфолио педагога.Структура портфолио.Очень подробно и понятно....

Требования к структуре и условия реализации ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт - принципиально новый для отечественной школы документ. Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись, прежде всего, стандарта...

Требования к структуре и содержанию адаптированной образовательной программы ребёнка с ОВЗ

Методические рекомендации по составлению адаптированной рабочей программы для детей с ОВЗ...