ЭКОквест
методическая разработка по биологии (8 класс)

Завьялова Татьяна Николаевна

Экологическая проблема – проблема взаимоотношений общества и природы, сохранения окружающей среды. На протяжении тысячелетий человек постоянно увеличивал свои технические возможности, усиливал вмешательство в природу, забывая о необходимости поддержания в ней биологического равновесия.

Особенно резко возросла нагрузка на окружающую среду во второй половине 20 века. Во взаимоотношениях между обществом и природой произошел  качественный скачек, когда в результате резкого увеличения численности населения, интенсивной индустриализации и урбанизации нашей планеты хозяйственные нагрузки начали повсеместно превышать способность экологических систем к самоочищению и регенерации. Вследствие этого нарушился естественный круговорот веществ в биосфере, под угрозой оказалось здоровье нынешнего и будущего поколений людей. В современном мире экологические проблемы приобретают глобальный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekokvest.docx441.19 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Экологическая проблема – проблема взаимоотношений общества и природы, сохранения окружающей среды. На протяжении тысячелетий человек постоянно увеличивал свои технические возможности, усиливал вмешательство в природу, забывая о необходимости поддержания в ней биологического равновесия.

Особенно резко возросла нагрузка на окружающую среду во второй половине 20 века. Во взаимоотношениях между обществом и природой произошел  качественный скачек, когда в результате резкого увеличения численности населения, интенсивной индустриализации и урбанизации нашей планеты хозяйственные нагрузки начали повсеместно превышать способность экологических систем к самоочищению и регенерации. Вследствие этого нарушился естественный круговорот веществ в биосфере, под угрозой оказалось здоровье нынешнего и будущего поколений людей. В современном мире экологические проблемы приобретают глобальный характер.

Нынешнее поколение обязано заняться решением этих проблем, чтобы было возможно существование самого человечества. Поэтому, планета обращается к вам, с просьбой о помощи. Вы согласны ей, помочь?

Игра «ЭКО-квест» – это стремление донести до школьников мысль о том, что охрана природы дело важное, необходимое, что каждый человек обязан внести свой посильный вклад в дело охраны природы в конкретном регионе.

Игра «ЭКО-квест» проводится в рамках метапредметной недели и посвящена году экологии, в параллели 5-6 классов.

 От каждого класса формируется команда, она получает маршрутный лист и оправляется на «Станции» для  выполнения заданий.  На каждой станции старшеклассники организуют и помогают  командам  обучающимся 5-6 классов.

Задания на станциях направлены на активизацию познавательной активности, развитие интереса к экологическим  проблемам и их решению, воспитанию экологической культуры.

                                                           ЭКОквест

Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы, привлекать внимание учащихся к экологическим проблемам окружающей среды, продолжать воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение работать в команде. Игра ЭКОквест способствует формированию личностных и метапредметных результатов.

Личностные результаты:

формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления.

Метапредметные результаты:

познавательные:

учащиеся должны

уметь сравнивать, анализировать, обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия;  самостоятельно выбирать критерии совершаемых логических операций;

коммуникативные:

учащиеся должны

уметь вести диалог, грамотно выдвигать контраргументы, критично относиться не только к мнению других, но и к собственному,  понимать и принимать позицию другого человека;

регулятивные:

учащиеся должны

 осознавать конечный результат, выбирать и находить  средства для достижения цели; использовать для достижения цели различные средства; составлять план решения проблемы, планировать свою образовательную линию действий;  давать оценку собственным действиям и достигнутым результатам;  осознавать и  анализировать причины своего успеха или неуспеха и находить способы устранения ошибок.

Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.

Практическая польза квеста: 

  • Бережное отношение к воде.
  • Азбука поведения в природе.
  • Уборка бытового мусора.
  • Сортировка мусора.
  • Вторая жизнь бытовых отходов: новая жизнь старых вещей. 

Начало действий.

За 1-2 дня участники получают конверт с заданием - зашифровано слово. В этой игре использовали шифр Цезаря.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Конверты.

Текст - Всего через несколько сотен лет наша планета может превратиться в гигантскую свалку, и чтобы этого не допустить, к нам прилетели посланники из будущего. Но без помощи юных исследователей они не справятся. Спасать планету начнём в пятницу в 12:00.

Для участия в спасении необходиморазгадать ключевое слово, используя шифр Цезаря. СДВИГ РАВЕН ДВУМ.

ЗАЩИФРОВАННОЕ СЛОВО

ОТВЕТ

Ямрнрекб

ЭКОЛОГИЯ

Конкурс шутливая разминка. Кто первый даст правильный ответ.

птица кашевар  

 сорока 

хитрый  гриб                  

лисичка

бабочка из шкафа

моль

рост змеи

длина

обувь с ресничками

инфузория-туфелька

мумия абрикоса

курага

глупый репей

лопух

прибор, через который амеба разглядывает людей

(микроскоп).

Правила квеста.

Сообщаются правила квеста.

Карта, по которой дети должны пройти задание и таблица.

 

1 задание

2 задание

3 задание

4задание

5задание

1-я команда

 

 

 

 

 

2-я команда

 

 

 

 

 

3-я команда

 

 

 

 

 

4-я команда

 

 

 

 

 

5-я команда

 

 

 

 

 

Станции:

1. Вода - очищение воды, бережное отношение к воде.

2. Азбука поведения в природе .

3. Сортировка мусора .

4. Вторая жизнь старых вещей.

5.Станция конечная (рефлексия).

1 станция. Вода - очищение воды, бережное отношение к воде .

Вода – одно из главных богатств на Земле. Вода входит в состав любого живого организма. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь! Данная тема является особо актуальной в нашем современном мире.

Участники квеста смотрят опыты с водой и в процессе выполняют задания.

Пройдя этот блок,  ребята должны сделатьвыводы и ответить на вопросы.

Опыт “Уксус против моющего средства” (опыт проводят старшеклассники).                                                                             Биосфера находится в опасности из-за деятельности человека и постоянного стремления увеличить прибыль за счет глобальной окружающей среды. Химические вещества поступают в атмосферу и оказывают пагубное воздействие на озоновый слой нашей Земли. Пустые контейнеры часто остаются на свалках на неопределенный срок. Мы должны вложить свой вклад и принять меры сейчас, чтобы помочь природе.

Для выполнения опыта понадобится:

  • разведенный уксус
  • моющее средство для стекол
  • ткань для протирки
  • старая газета

Начинаем эксперимент.

  1. Найдите грязное зеркало или окно.
  2. Налейте уксус на газету. Бумага должна быть достаточно насыщенной для очистки поверхности.
  3. Протрите половину окна или зеркала в течение минуты круговыми движениями.
  4. На второй половине окна используйте моющее средство для стекол. 
  5. Возьмите ткань и намочите моющим средством.
  6. Протрите вторую половину окна так же, в течение одной минуты.
  7. Когда Вы закончите, посмотрите на стекло. В какой половине чище? Заметна ли разница?

Производители моющих  средств  для  стекол используют различные уловки, чтобы заманить людей покупать именно их товар. Они пишут на этикетке, что используют только натуральные ингредиенты. Но в большинстве случаев это не так! Так что, будьте внимательны, покупая моющее средство.

Какой метод очистки окна вы считаете самым экологически чистым?

Вывод. В большинстве случаев никакой разницы между уксусом и моющим средством нет! Многие моющие средства содержат тяжелые химические вещества, которые являются опасными для окружающей среды и атмосферы. Уксус же является нетоксичной кислотной жидкостью и   так же эффективно очищает поверхность стекол, как и магазинные моющие средства. Газета была использована для демонстрации того, как переработанный материал может заменить ткань для протирки, которая требует много энергии для производства.

Опыт “Очистка разливов от нефти”

Разлив нефти происходит, когда жидкость нефтяных углеводородов выбрасывается в окружающую среду в результате человеческой ошибки. Эта форма загрязнения может занять месяцы, даже годы для эффективной очистки окружающей среды. Последствия могут быть разрушительными, особенно для птиц и морских обитателей. Птицы, которые подвергаются разрушительному действию разлива нефти, склонны к повреждению почек, неисправности печени, обезвоживанию и метаболическим дисбалансам.

Для выполнения опыта понадобится:

  • небольшой кусок алюминиевой фольги
  • растительное масло
  • форма для выпечки
  • вода
  • несколько ватных шариков

Начинаем эксперимент.

  1. Налейте воду в форму для выпечки (заполните форму на половину водой).
  2. Сделайте из фольги подобие лодки или катера размером с палец.
  3. Заполните лодку маслом и поместите ее на поверхности воды в форму для выпечки.
  4. Опрокиньте лодку.
  5. Подождите несколько минут, когда масло загрязнит воду и начнет распространяться.
  6. Теперь пришло время для наведения порядка. Используйте свои ватные шарики, чтобы впитать масло, поместив их на загрязненной территории.

У вас не займет много времени, чтобы справиться с этой проблемой. Но представьте, сколько усилий нужно будет приложить, когда разливается большое количество нефти.Вы заметите, что масло остается на поверхности воды и начинает рассеиваться на почти  экспоненциальном уровне. Если бы вы создали волны в воде, масло распространялось бы более быстрыми темпами. 

Результат: ватные шарики поглощают нефть, но и принимают много воды вместе с ней. Если бы вы попытались очистить ковш разлитой нефти, вам пришлось бы приложить намного больше усилий.

Вывод: участники получают - "чистую воду".

2 станция. Азбука поведения в природе.

Находясь в лесу, на речке, помните, вы у природы в гостях; так будьте же благоразумными гостями.ЭКОДЕВИЗ - чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят!  

СОСТАВЬТЕ  основные правила поведения на природе. Для этого обведите кисть своей руки и на каждом пальце напишите, выбрав из предложенных, пятьосновных, по вашему мнению, правил поведения в природе.

1. Не врывайся в лес с криком: в этом доме много деток - птенчиков, зверушек; не пугай их. Проявляйте уважение к местам обитания диких животных. Наблюдайте за ними на расстоянии, чтобы не мешать их естественному поведению.                                                                                        2. Не приноси домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!). Птенец у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома, а научиться летать ему помогают его родители и друзья.                                                                                                        3. Не ломай деревья - они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься.                                                                                             4. Не лови понравившуюся тебе бабочку или жука – может быть это последний экземпляр на всей земле.                                                                            5. Не рви цветы - пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.                                                                                                                 6. Не разоряй муравейник - муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы.                                                                                                                              7. Не убивай лягушек и жаб - в мире нет ничего бесполезного и безобразного.                                   8. Не разжигай костёр вблизи дерева или куста - соблюдай правила разведения костров, чтобы не случился пожар.                                                         9. Не оставляй костёр не потушенным.                                                                 10. Не оставляй мусор – в замусоренный лес ты не захочешь больше прийти. 11. Будет правильно, если вы унесете с пикника не только «свой» мусор, но и «чужой».

3 станция. Сортировка мусора.

Современные люди потребляют намного больше, чем предыдущие поколения. Объемы потребления ежегодно стремятся вверх, а с ними увеличиваются и объемы отходов. Проблема мусора на сегодняшний день уже не просто трудность, а глобальная экологическая задача, которая требует немедленного решения.  Экологическая проблема отходов получила сильный толчок благодаря техническому прогрессу. Несомненно, он дал человечеству неисчислимо много, но и ситуация с отходами в мире ухудшилась. Разработаны новые виды материалов (например, пластик), которые разлагаются сотни лет или не разлагаются вообще. В итоге они гниют на свалках, выделяя целый букет токсинов.

Разложение мусора происходит долгие годы.Участники должны самостоятельно предложить способ как можно эти все проблемы решить. Если ответ будет получен верный, то участники должны отсортировать самостоятельно мусор по контейнерам на время.

Задание - посмотреть на фото "помойки" и обратить внимание, сколько лет необходимо для полного разложения отходов.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/664249/img1.jpg

4 станция. Вторая жизнь старых вещей.

ЗАДАНИЕ. Поставьте запятую - загрязнять нельзя перерабатывать.

Если выполнено всё верно, то дальше необходимо рассказать и показать СЛЕДУЮЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/664249/img2.jpg

Знак этот означает, что сама упаковка сделана из материала, который может быть вторично переработан. Если внутри пиктограммы стоят цифры от 1 до 7, то они означают наименование материала, из которого изготовлена упаковка. По порядку возрастания цифр они означают: полиэтилентерфталат, полиэтилен высокой плотности, ПВХ, полипропилен, полистирол или другой пластик. Иногда вместо букв могут применяться заглавные латинские буквы, которые обозначают то же самое.img4.jpg (155195 bytes)

Участникам необходимо найти на упаковках этот знак и сказать, что можно сделать из этого материала.

Для помощи участники могут посмотреть таблицу.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/664249/img3.jpg

5 станция - станция конечная (рефлексия).

На большом листе ребята запишут выводы по квесту и каждый участник наклеит листочек своей деятельности.

"Дерево успеха"

 Закрась себя и подпиши.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/664249/img7.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по экологической игре «Экоквест «Стратег»».

Мастер-класс по экологической игре «Экоквест «Стратег»»....

Логопедическая экоквест-игра

Данный логоквест способствует закреплению умений и навыков по обучению грамоте, мелкой моторике, связной речи, словарю, грамматическому строю речи, фонематическому восприятию в сочетании с эколог...

Экоквест "Чистая вода"

Экоквест "Чистая вода"...

Экоквест "Мой край Югра"

Отчет о проведении экологического квеста "Мой край Югра"...

Экоквест «Раздельный сбор отходов»

Пояснительная записка Тематическое направление: Экологическое воспитание. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность) Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о...