Проект "Звук-слух-мозг"
проект по биологии
Предварительный просмотр:
Проект на тему: Звук – слух – мозг
Автор работы: Доманина Василиса, Качалова Ксения студенты
Группа: 20
Руководитель проекта: Рябчикова Ирина Николаевна
Учреждение: Челябинский педагогический колледж №1
Введение
1. Главные понятия………………………………………………………………….2
1.1. Звук………………………………………………………………………………3
1.2. Слух………………………………………………………………………………3
1.3. Нарушение слуха………………………………………………………………..3
1.4. Степени потери слуха…………………………………………………………...3
1.5. Аудиограмма……………………………………………………………………..4
1.6. Мозг………………………………………………………………………………5
1.7. Слуховая кора. Слуховая функция коры головного…………………………...5
2. Каким образом звук попадает в мозг…………………………………………….7
3. Особенности восприятия звуков…………………………………………………7
4. Пути попадания звука в мозг …………………………………………………….7
4.1. Механический процесс передачи звука ……………………………………….7
5. Влияние шума на организм человека…………………………………………….8
6. Устройство и принцип работы слуховых аппаратов ……………………………8
6.1. Показания к применению……………………………………………………….8
6.2. Устройство и принцип работы………………………………………………….8
6.3. Кнопки на корпусе аппарата……………………………………………………8
6.4. Звуковод………………………………………………………………………….8
6.5. Ушной вкладыш…………………………………………………………………9
6.6. Внутреннее устройство слухового аппарата…………………………………..9
7. Виды и особенности………………………………………………………………9
8. Противопоказания…………………………………………………………………10
Вывод………………………………………………………………………………….10
Библиография………………………………………………………………………..11
Введение
Актуальность. Человек всегда жил в мире звуков и шума. Способность к восприятию звуков - одна из важнейших составляющих нашего полноценного общения с окружающим миром. Звуковые ощущения позволяют не только получать эстетическое наслаждение от прослушиваемой музыки, пения птиц, шороха листьев, но и массу полезной информации, необходимой нам повседневно.
Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде. В древние времена существовала так называемая казнь под колоколом -- несчастного помещали внутрь колокола, после чего за работу брался палач-звонарь. Приговоренный был обречен на медленную и мучительную смерть, ведь громкость и частота звука внутри колокола абсолютно несовместимы с жизнью. Это заинтересовало меня, и я захотела узнать, как шум может повлиять на человека.
Мы любим слушать музыку. Люди, кажется, создают мелодии с тех пор, как научились издавать звуки. Но звук, мелодия и весь симфонический оркестр — ничто без принимающей стороны. На самом деле музыку слышат не уши, а мозг. Музыкальные инструменты и колонки создают движение, которое превращается в звук уже внутри мозга. Удар по струнам, например, из волн в воздухе превратится в механическую энергию, потом в волны в жидкости и уже после этого в электрическую энергию, которую воспринимает мозг. С её помощью попробуем разобраться в том, как устроено восприятие звуков в нашем организме.
Проблема исследования - современный человек ежедневно подвергается воздействию различных звуков, которые могут превратиться в шум, однако, каждый желающий может защитить себя от негативных звуков.
Объект исследования – звук, слух и мозг.
Предмет исследования - сведения звуке, слухе и мозге.
Цель работы - выяснить, как звук, слух, мозг взаимодействуют между собой.
Задачи проекта:
• Изучить различные источники литературы.
• Подробно рассмотреть такие понятия как звук, слух и мозг.
• Понять, как звук, слух, мозг взаимодействуют.
Гипотеза Я предполагаю, что звук, слух и мозг взаимосвязаны.
Методы исследования:
1. Поиск материала из Интернета.
2. Анализ и обработка полученной информации.
Главные понятия
Звук, слух и мозг — это три неразрывно связанных между собой звена, три составляющие единой системы, системы слухового воспроизведения, важнейшей функцией которой является реализация "акустического поведения". Только человек в результате постоянного развития и совершенствования присущих его высокоорганизованному мозгу способностей завоевал у природы возможность познания тех явлений окружающей среды, информация о которых лежит за пределами естественных функций его органов чувств.
Звук
В узком смысле под звуком понимают колебания, рассматриваемые по отношению к тому, как они воспринимаются органами чувств животных и человека.
Звук, в широком смысле - колебательное движение частиц упругой среды, распространяющееся в виде волн в газообразной, жидкой или твердой средах в форме продольных волн. Волна – это распространение колебаний в пространстве с течением времени. Различают продольные и поперечные звуковые волны в зависимости от соотношения направления распространения волны и направления механических колебаний частиц среды распространения. Как и любая волна, звук характеризуется амплитудой, частотой, длиной и скоростью.
На протяжении всей своей многовековой истории люди стремились проникнуть в тайны звуков окружающего мира и использовать их в собственных интересах. Наивная вера первобытного человека в чудодейственных, сверхъестественные возможности звуков, сопровождающих различные явления природы и стихийные бедствия, стала причиной слепого поклонения источникам этих звуков и многочисленных суеверий. Удивительное влияние ритмов и мелодий на настроение и состояние людей обусловило их применение в ритуальных и религиозных обрядах. Совершенство и точность усиливающих, отражающих и собирающих звуки акустических устройств древних храмов и площадей поражают и восхищают современных ученых-акустиков. И это неудивительно: ведь столь совершенные акустические приборы были созданы в то время, когда еще не существовало научно обоснованного представления о сущности звуковых явлений, не было точных методов получения оценки физических свойств звука. История, во всяком случае, утаила от нас имена тех, кто создал статуи шепчущих богов, древнеегипетскую флейту, иерусалимскую трубу.
Истоки науки о звуке — акустики — восходят к VI в. до н. э. и связаны с именем греческого философа и ученого Пифагора. Именно он и его ученики выявили гармонические сочетания звуков на основе опытов со струнами разной длины. Пифагор не только определил зависимость высоты тона от длины струны, но и количественно описал музыкальные интервалы. Более поздние представления пифагорийцев о гармонии вселенной включали описанные Пифагором численные отношения музыкальных интервалов, соотносимые с расстояниями между планетами. Отголоски этого учения можно найти в трудах знаменитого немецкого астронома И. Кеплера (1604 г.). Он писал: «Моя цель заключается в том, чтобы показать, что небесная машина — не какое-то божественное живое существо, а подобна часовому механизму».
Слух
Слух - способность органом слуха воспринимать звуки; специальная функция слухового аппарата организма, возбуждаемая звуковыми колебаниями окружающей среды, например, воздуха или воды. Одно из биологических пяти чувств, называемое также акустическим восприятием.
Человек способен слышать звук в пределах от 16 Гц до 20 кГц. Эти волны имеют важнейшее биологическое значение, например, звуковые волны в диапазоне 300—4000 гц соответствуют человеческому голосу.
Нарушение слуха
Когда один из отделов слухового анализатора поврежден, звуковая информация не может быть должным образом донесена до мозга, что приводит к снижению слуха вплоть до глухоты, когда восприятие речи на слух невозможно даже в специально создаваемых условиях. Из всех участков слухового пути волосковые клетки внутреннего уха наиболее чувствительны к повреждениям. Часто, при повреждении волосковых клеток, слуховой нерв остается сохранным, но, не выполняющим, при этом, свою функцию.
Различают одностороннее и двустороннее нарушение слуха.
Для определения степени нарушения слуховой функции оценивают пороги слуха на тоны разной частоты. Порог слуха – это минимальный уровень звука, который Вы можете слышать. Процедура по определению порогов слуха называется аудиометрией. Степень потери слуха определяется в зависимости от средней арифметической потери слуха (HL) в области речевого диапазона частот (500, 1000, 2000, 4000 Гц). В соответствии с Международной классификацией различают следующие степени снижения слуха:
Степени потери слуха
Для определения степени нарушения слуховой функции оценивают пороги слуха на тоны разной частоты. Порог слуха – это минимальный уровень звука, который Вы можете слышать. Процедура по определению порогов слуха называется аудиометрией. Степень потери слуха определяется в зависимости от средней арифметической потери слуха (HL) в области речевого диапазона частот (500, 1000, 2000, 4000 Гц). В соответствии с Международной классификацией различают следующие степени снижения слуха:
ЛЁГКАЯ ПОТЕРЯ СЛУХА
(I степень тугоухости):
Пороги слухового восприятия от 20 до 40 дБ. Восприятие разговорной или громкой речи на расстоянии 6-3 метров. Затруднено восприятие речи в шумной обстановке. Шепотная речь воспринимается на расстоянии 2 метра - у уха.
УМЕРЕННАЯ ПОТЕРЯ СЛУХА:
Среднее нарушение (II степень тугоухости):
Пороги слухового восприятия от 41 до 55 дБ. Восприятие разговорной или громкой речи на расстоянии 3 метра - у уха, при этом речь лучше понимается, когда человек видит лицо говорящего. Восприятие шепотной речи возможно только у уха или отсутствует.
Среднетяжелое нарушение (III степень тугоухости):
Пороги слухового восприятия от 56 до 70 дБ. Речевое общение затруднено, так как речь разговорной громкости воспринимается неразборчиво даже у самого уха. Возможно восприятие громкой речи у уха.
ТЯЖЕЛАЯ ПОТЕРЯ СЛУХА
(IVстепень тугоухости):
Пороги слухового восприятия от 71 до 90 дБ. Возможно восприятие только крика у уха.
ГЛУБОКАЯ ПОТЕРЯ СЛУХА
(тяжелое нарушение слуха, граничащее с глухотой, или глухота):
Пороги слухового восприятия от 90 до 120 дБ. Восприятие даже громкой речи у уха невозможно. Отсутствует разборчивость речи даже при использовании слуховых аппаратов или других звукоусиливающих средств.
Однако отдельные звуки человек может слышать. При этом возможности для различения звуков окружающего мира зависят от диапазона воспринимаемых частот.
При наличии минимальных остатков слуха (восприятие низкочастотных звуков от 125 до 500 Гц) остается способность воспринимать лишь очень громкие звуки на небольшом расстоянии (громкий крик, гудок поезда, звук барабана).
При наличии лучших остатков слуха (диапазон воспринимаемых частот от 125 до 2000 Гц) возможно восприятие и различение на небольшом расстоянии громких звуков, разнообразных по своей частотной характеристике (звучание ударных инструментов, громкие голоса животных, бытовые звуки).
ГЛУХОТА:
Пороги слухового восприятия выше 120 дБ. Абсолютная невозможность слухового восприятия звуков, что встречается редко.
Аудиограмма
Аудиограмма – это график, отображающий состояние слуха человека. На специальную аудиометрическую сетку, на которой по горизонтали откладываются звуковые частоты (128 Гц, 256 Гц, 512 Гц и т.д), а по вертикали – уровни громкости соответствующих звуков на пороге слышимости (что тоже самое, потери слуха) в децибелах (дБ), наносятся в виде точек показания аудиометра для каждого уха отдельно. Соединяя эти точки, получают кривую, которая и является аудиограммой. Данную процедуру проводят врачи-сурдологи, оториноларингологи, аудиологи. Аудиограмма не только дает представление о состоянии слуховой функции, но и позволяет до известной степени определить характер этого нарушения.
Во время проведения данного исследования пациенту предъявляются звуки различной частоты и интенсивности (громкости). Перед началом процедуры аудиометрист объясняет пациенту задачу: «Сейчас Вы будете слушать различные звуки. Нажимайте на кнопку, как только услышите звук». Пациент в наушниках слушает подаваемые аудиометром звуки, сигнализируя наличие слышимости путем нажатия кнопки.
Таким образом, определяется минимальный уровень звука (слуховой порог), который «слышит» пациент на каждой частоте. Слуховой порог, соответствующий каждой частоте, отмечается на специальной аудиометрической сетке, где уровень потери слуха, измеряемый в дБ, указан на вертикальной оси (от легкой до глубокой степени, сверху вниз), а звуковые частоты, выраженные в Герцах (Гц), на горизонтальной оси (от низких до высоких частот, слева направо).
С целью различения аудиограммы для каждого уха используют различные значки: О - правое ухо (или красным цветом), Х - левое ухо (или синим цветом).
Мозг
Головной мозг — это главный регулирующий орган нашего тела. Расположен он в мозговом отделе черепа и надёжно защищён костями
Слуховая кора. Слуховая функция коры головного мозга
На рисунке ниже показана проекционная слуховая зона мозговой коры, которая лежит главным образом в надвисочной плоскости верхней височной доли, но также распространяется на латеральную сторону височной доли, на большую часть островковой коры и даже на латеральную часть теменной покрышки.
На рисунке выше показаны две отдельные части слуховой коры: первичная слуховая кора и ассоциативная слуховая кора (называемая также вторичной слуховой корой). Первичная слуховая кора непосредственно возбуждается проекциями от медиального коленчатого тела, тогда как ассоциативная слуховая кора возбуждается вторично импульсами из первичной слуховой коры, а также проекциями из таламических ассоциативных зон, прилежащих к медиальному коленчатому телу.
а) Восприятие частоты звука в первичной слуховой коре. В первичной слуховой коре и ассоциативной слуховой коре обнаружены, по крайней мере, шесть тонотопических карт. В каждой из этих карт высокочастотные звуки возбуждают нейроны у одного конца карты, а низкочастотные звуки — у противоположного конца. В основном, как видно на рисунке выше, низкочастотные звуки локализуются спереди, а высокочастотные — сзади.
Это справедливо не для всех карт. Возникает вопрос: почему слуховая кора имеет так много разных карт? Ответ, вероятно, в том, что каждая из отдельных областей анализирует одно из специфических свойств звука. Например, одна из больших карт в первичной слуховой коре, вероятно, различает сами звуковые частоты и дает человеку физическое ощущение высоты звуков. Другая карта, вероятно, используется для определения направления, откуда исходит звук.
Другие области слуховой коры выделяют особые качества, например внезапное начало звуков, или, возможно, особые модуляции, например выделение звуков определенной частоты из шума.
Диапазон частот, на которые реагирует каждый нейрон слуховой коры, гораздо уже, чем в улитке и релейных ядрах мозгового ствола. Вновь обратившись к рисунку, можно видеть, что базальная мембрана улитки стимулируется звуками всех частот, и такое же широкое звуковое представительство обнаруживается в улитковых ядрах. Однако, когда возбуждение достигает мозговой коры, большинство звукочувствительных нейронов реагируют лишь на узкий, а не на широкий диапазон частот.
Следовательно, где-то по пути механизмы анализа «обостряют» реакцию на частоту. Полагают, что причиной этого обостряющего эффекта является главным образом феномен латерального торможения. Это значит, что стимуляция улитки одной частотой тормозит звуковые частоты с обеих сторон этой первичной частоты; причиной являются коллатеральные волокна, ответвляющиеся от первичного сигнального пути и оказывающие тормозное влияние на прилежащие пути. Важность такого эффекта показана также для усиления особенностей соматосенсорных, зрительных и других типов ощущений.
Многие нейроны слуховой коры, особенно в ассоциативной слуховой коре, не просто реагируют на специфические звуковые частоты в ухе. Полагают, что эти нейроны «связывают» разные звуковые частоты друг с другом или звуковую информацию с информацией от других сенсорных областей коры. Действительно, теменная часть ассоциативной слуховой коры частично перекрывает соматосенсорную область II, что, вероятно, обеспечивает возможность ассоциации слуховой информации с соматосенсорной.
Каким образом звук попадает в мозг?
Мы привыкли думать, что слышим и воспринимаем звуки благодаря органам слуха. Это так, если речь идет о механизме попадания звуковой волны. На самом деле способность человека слышать и распознавать звуки обусловлена деятельностью головного мозга, а уши – это всего лишь “врата” для проникновения звуков.
Особенности восприятия звуков
Шумовой фон – это то, что ежеминутно окружает современного человека, особенно если он проживает в большом городе. Это звуки транспорта, систем вентиляции, музыки, разговоров и смеха проходящих мимо людей. Одни звуки вызывают приятные ассоциации, например, звук кофемашины, а другие несут негативную энергию (звук будильника утром). Тот факт, что восприятие определенных звуков вызывает воспоминания, свидетельствует о тесной связи органов слуха и мозга. Закрепившиеся воспоминания и восприятия помогали композитору Бетховену сочинять музыку после того, как он полностью утратил слух в возрасте 44 лет.
Пути попадания звука в мозг
Уши улавливают звуковые волны и посылают их в мозговые структуры для дальнейшей интерпретации. Звук представляет собой механическое колебание, результат быстро или медленно вибрирующих волн давления.
Чисто механически процесс передачи звука происходит так:
- звук поступает в ухо и направляется к барабанной перепонке;
- барабанная перепонка начинает вибрировать, приводя в движение слуховые косточки;
- звуковые колебания проникают в среднее ухо к улитке;
- улитка способствует преобразованию механической энергии в сложные звуковые сигналы;
- звуковые сигналы передаются в мозг для интерпретации.
Улитка играет ключевую роль в превращении звуковых сигналов в электронные импульсы. Она представляет собой систему каналов, наполненных жидкостью. По всей длине улитки располагаются волосковые клетки различной степени чувствительности. Своим расположением они напоминают клавиши пианино. Эти клетки необходимы для обнаружения тонов различных частот.
Волосковые элементы обеспечивают переход механических вибраций в электрические импульсы.
Перепады напряжения, вызываемые колебаниями волосковых клеток, складываются в электрические сигналы, передающиеся по слуховому нерву в головной мозг. Слуховая кора головного мозга распознает эти импульсы и позволяет человеку воспринимать их как шумы, звуки речи или музыки.
Вся цепочка шагов по проникновению звука в мозг и его интерпретация происходит мгновенно, что дает возможность людям слышать и правильно воспринимать звуки сразу после их возникновения.
Звук голоса человека достигается не только снаружи, но и через вибрации в черепе. По этой причине люди не “узнают” звук собственного голоса, когда слышат его в записи, поскольку в этот момент они воспринимают его только извне, как и все остальные звуки. Сначала вся какофония звуков при помощи периферийных нейронов раскладывается на составляющие, и только потом так называемые “фильтрующие” нейроны раскладывают звуки по амплитуде, громкости, мелодичности и так далее. Это все - восходящий путь. А вот процесс преобразования, например, слов, гораздо сложнее, и происходит по нисходящему пути, Исследования ведутся на разных уровнях и пока достоверно ясно только, что восприятие звука является динамичным процессом, изменяющимся под воздействием множества факторов.
Влияние шума на организм человека
Наука, изучающая влияние звука, шума на функции организма называется аудиология. В настоящее время доказано, что шум – это общебиологический раздражитель, то есть он оказывает воздействие не только на орган слуха, но и на весь организм в целом. Таким образом, действие шума можно разделить на специфическое и неспецифическое. Специфическое действие шума проявляется в изменениях, которые наступают в слуховом анализаторе, а неспецифическое – в изменениях, возникающих в других органах и системах человека.
Специфическое действие. Для улавливания звука у человека и животных есть специальный орган - ухо, которое преобразует колебательное движение звуковой волны в определенные ощущения, которые и воспринимаются нашим сознанием.
«Влетев» в ухо, звук доходит до барабанной перепонки и заставляет ее колебаться. Чем громче звук, тем сильнее колеблется барабанная перепонка. Через молоточек, наковальню, стремечко и улитку колебания передаются слуховым нервам, а они передают информацию в мозг. Там, в слуховом нерве, они преобразуются в электрические сигналы и происходит это с помощью слуховых волосков, которые соприкасаются при возникновении звука. Под воздействием громкого звука они теряют упругость и могут даже ломаться, что влечёт за собой необратимую потерю слуха - волоски не восстанавливаются. Под влиянием сильного шума, особенно высокочастотного, в органе слуха происходят необратимые изменения. При высоких уровнях шума слуховая чувствительность падает уже через 1-2 года, при средних – обнаруживается позже, через 5 - 10 лет, то есть снижение слуха происходит медленно, болезнь развивается постепенно.
Неспецифическое действие шума. При неспецифическом действии шума люди жалуются на головные боли, которые могут иметь разную интенсивность и локализацию, головокружение при перемене положения тела, снижение памяти, повышенную утомляемость, сонливость, нарушения сна, эмоциональную неустойчивость, снижение аппетита, потливость, боли в области сердца. Для того чтобы заработать бессонницу, достаточно шума в 42 дБ; чтобы просто стать раздражительным – 35 дБ (звук шепота). Шум рассеивает внимание человека, существенно влияет на его трудоспособность и результативность труда. Так, при фоне шума в 70 дБ человек, выполняющий операции средней сложности, допускает в 2 раза больше ошибок, чем при отсутствии этого шумового фона. Особенно сильно влияет шум на работоспособность людей, занятых умственным трудом. При этом информация, полученная при ощутимом шумовом загрязнении, долго не может храниться в памяти человека или сохраняется только в пассивном (узнаваемом в тексте), а не в активном варианте.
Устройство и принцип работы слуховых аппаратов
Показания к применению
Использование слухового аппарата рекомендуется врачами, если диагностирована тугоухость и слух снижен до 40-80 дБ (частота, при которой слышна человеческая речь на расстоянии от 1 м до самой ушной раковины). Тип и модель устройства подбирается с учетом причин снижения слуха, а также возраста и образа жизни больного. К счастью, на современном рынке есть несколько разновидностей приборов, которые могут быть установлены как внутри ушной раковины, так и вне ее. Применение слухового аппарата не позволяет полностью вернуть слух. Это не лечение, это только вспомогательное средство, которое позволяет слабослышащим людям достаточно комфортно и безопасно чувствовать себя в повседневной жизни. В некоторой степени восстанавливает функцию уха слухопротезирование. Но оно производится только в том случае, если тугоухость не подлежит лечению.
Устройство и принцип работы
Несмотря на кажущиеся огромные различия, устройство слухового аппарата любой конструкции разработано по одному и тому же принципу. Он имеет микрофон, который улавливает звуки из окружающей среды. Звук преобразуется в электрические импульсы, поступающие в усилитель. Так он становится громче и подается в телефон (ресивер). Там электрические импульсы снова преобразуются в звук, который человек может слышать. Это, конечно, очень упрощенная схема, как работает современный аппарат для слуха. Обычно он имеет несколько различных режимов, позволяющих установить оптимальные для пользователя настройки. И, конечно же, он состоит из множества мелких деталей. Но базовые элементы конструкции остаются неизменными вот уже более 100 лет.
Первые слуховые аппараты были очень громоздкими и плохо передавали звук. Новые же позволяют слышать очень четко, а по размерам настолько маленькие, что могут быть вмонтированы даже в оправу для очков.
Кнопки на корпусе аппарата
Большинство заушных аппаратов имеют на своём корпусе кнопку или переключатель. В зависимости от заложенной программы, они могут выполнять необходимые функции. Например, с их помощь пользователь способен менять режимы или регулировать громкость. Программа предусматривает и выполнение нескольких задач. Если вы не знаете, какую функцию выполняют кнопки на вашем устройстве, то обратитесь за консультацией к вашему специалисту.
Звуковод
После поступления и прохождения всех стадий обработки, звук в слуховом аппарате будет усилен и направится к слуховому каналу. В виде звуковой энергии он проделает этот путь по тонкому силиконовому звуководу.
Ушной вкладыш
Ушной вкладыш выполнен из силикона или акрила и помимо того, что прилегает к ушному каналу, повторяет форму ушной раковины. Изготовление такого вкладыша происходит после снятия слепка с уха с помощью специального материала. Вкладыш имеет множество форм и размеров, позволяющих подобрать оптимальную форму для каждого ушного канала. Плохо подобранный вкладыш чреват некачественной передачей звука или созданием обратной связи. Поэтому стоит доверить подбор вкладыша необходимого размера вашему специалисту. Плотное прилегание позволяет добиться акустического уплотнения, обеспечивающего сохранение звука и более мощный сигнал. Индивидуальные ушные вкладыши рекомендованы для людей, страдающих от тяжелой или глубокой потери слуха.
Внутреннее устройство слухового аппарата
Самой массивной частью слухового аппарата является его корпус, располагаемый за ушной раковиной. Под прочной пластиковой панелью скрываются:
- Микрофон. Улавливает звуковые колебания и отправляет их на обработку.
- Процессор. В зависимости от модели и настройки происходит обработка поступающего сигнала. Это может быть усиление или подавление определённых частот или же распознавание речи и её «очищение» от общего шума.
- Усилитель. Создаёт электрический сигнал необходимой интенсивности, которая индивидуально подбирается специалистом на основании данных оценки слуха и подаётся на ресивер.
- Источник питания. Снабжающая аппарат энергией батарея, которая может быть, как аккумуляторная, так и одноразовая.
- Катушка. Устройство, принимающее внешний сигнал и облегчающее нахождение во многих общественных местах.
- Ресивер. Финальной стадией в работе слухового аппарата является преобразование обработанного под индивидуальное нарушение слуха электрического сигнала в звуковую энергию. С этой задачей и справляется ресивер.
Виды и особенности
По техническим особенностям все слуховые аппараты можно разбить на две большие категории, которые в свою очередь подразделяются на виды. На категории устройства делятся по способу проводимости звука: воздушной и костной. Причем аппараты костной проводимости применяются лишь при очень тяжелых поражениях слуха, когда он полностью утерян и не подлежит восстановлению. В остальных случаях отлично справляются правильно подобранные устройства воздушной проводимости. По особенностям конструкции и способам фиксации можно выделить такие основные виды слуховых аппаратов:
Заушные. С помощью специальной дужки закрепляются за ушной раковиной, а в ухо вставляется только небольшой вкладыш. Внешне похожи на мандариновую дольку и имеют примерно такие же размеры. Достаточно удобны в повседневной жизни и имеют хорошее качество звукопередачи. Являются самой популярной разновидностью, которая имеется у всех ведущих производителей. Единственный минус – есть опасность потери аппарата при активных занятиях спортом. Внутриушные. Миниатюрные аппараты, которые полностью располагаются в слуховом проходе и не видны снаружи. Они удобнее, так как размер вкладыша точно соответствует ширине слухового прохода (часто изготавливается по индивидуальному заказу). Но при этом из-за маленьких размеров трудно добиться большой мощности устройства. Поэтому они не подходят людям с серьезными поражениями слуха.
Карманные. Имеют самые большие размеры и мощность. Представляют собой небольшую коробочку, которая легко помещается в любом кармане одежды. От устройства идет шнур, на другом конце которого закреплен ушной вкладыш. В основном рекомендуется людям старшего возраста с плохой координацией, тремором и сильным снижением слуха.
Заколки. Можно считать миниатюрной разновидностью карманных аппаратов. Идеально подходят для женщин, так как имеют интересный дизайн и закрепляются в волосах, соединяясь с вкладышем едва заметным шнуром. По качеству и силе звука не уступают заушным.
Слуховые очки. В конце прошлого века пользовались огромной популярностью, так как позволяли одновременно решить две проблемы – со зрением и слухом. Но с развитием внутриушных аппаратов и имплантов эта модель потеряла актуальность. Впрочем, и сегодня есть производители, продолжающие ее выпускать, хотя и в более модернизированном виде. Теперь они предлагают особой конструкции адаптер, который крепится к ушкам обычных очков, превращая их в слуховой аппарат.
Противопоказания
Но, несмотря на простоту конструкции и высокую эффективность слуховых аппаратов, есть люди, которым по медицинским показаниям нельзя их использовать. К счастью, процент таких больных невелик. Не устанавливаются акустические устройства людям, которые: страдают серьезными нарушениями функции вестибулярного аппарата; постоянно подвержены ушным заболеваниям, имеют хронические воспалительные процессы в ушах; недавно перенесли церебральный менингит или операцию по улучшению слуха. В любом случае, подбирать аппарат должен квалифицированный специалист-сурдолог. Он не только подскажет оптимальную модель, но и покажет, как правильно установить и настроить прибор. Если же носить слуховой аппарат противопоказания все-таки не позволяют, отчаиваться не стоит. Сейчас существуют эффективные методы хирургического восстановления слуха, о которых обязательно расскажет вам врач.
Вывод
Наше предположение о том, что звук, слух и мозг взаимосвязаны, подтвердилось. При нарушении одного фактора, другие теряют баланс. Соответственно нужно быть внимательным ко всему.
Библиография
1. Мир звука. Шум вокруг нас. [Электронный ресурс]
2. Мартынюк С.Е. Влияние звука и шума на организм человека. [Электронный ресурс]
3. Строение, функции и особенности органа слуха человека. [Электронный ресурс]
4. Вартанян И.А. Звук-слух-мозг. – 1981. – 176 с.
5. Купренко О.П. Звук — слух — мозг. [Электронный ресурс]
6. Слух и потеря слуха. [Электронный ресурс]
7. Дрювер Э. «Анатомия». А вы слышали?! - Издательство МИФ.


