Урок "Вирусы"
план-конспект урока по биологии (11 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по теме "Вирусы". 1 курс
Цель урока: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с гипотезами происхождения вирусов и историей их открытия;
Изучить строение и классификацию вирусов;
Изучить жизненный цикл вирусов;
Познакомить учащихся с ВИЧ и сформировать знания о мерах предупреждения заболеваний СПИДом.
Развивающие:
Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительной литературой, интернет-ресурсами, компьютерными средствами;
Развивать коммуникативные умения учащихся;
Продолжить развитие логического мышления через умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
Воспитательные
Научить учащихся выражать свое собственное мнение и отстаивать его в диспуте;
Формировать ответственное отношение к своему здоровью как к ценности через ознакомление с профилактическими мерами борьбы с вирусными заболеваниями;
Воспитание культуры речи, уважительного отношения к выступающим.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технология обучения: ИКТ-технология.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, таблица «Вирусы», презентации, учебник «Общая биология 10-11 класс
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку)
II. Актуализация знаний рабочие листы (приложение)
Выступление 2 курса .
Сказ о здоровом образе жизни (Рассказ о СПИДе).
Цель нашей работы: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.
Ребята, сегодня мы работаем следующим образом: перед вами лежит рабочий лист, где вы и будете вести все записи и выполнять все задания.
III. Изучение нового материала (презентация)
1) В конце 19 века бактериология достигла больших результатов. В этот период были открыты возбудители чумы, холеры, туберкулеза и других распространенных болезней. Однако причины возникновения других не менее опасных заболеваний (оспа, корь, грипп, др.) обнаружить не удавалось. Как вы думаете, почему? Кто же эти таинственные опасные существа? А может быть это совсем не существа, а вещества? О чем же идет речь? (правильно, о вирусах)
Сегодня ученые много знают об особенностях строения, жизнедеятельности вирусов, но уничтожить их не удается. Люди продолжают болеть гриппом, с огромной скоростью распространяется по планете вирус СПИДа. Почему это происходит?
Итак, ребята, перед нами – два проблемных вопроса, на которые мы постараемся ответить в течении урока:
Вирусы – это вещества или существа?
Почему вирусы практически невозможно уничтожить?
2) Откуда же появились вирусы? Когда впервые стало о них известно?
«Гипотезы происхождения вирусов. История открытия вирусов»
В рабочих листах – задание №1.
На сегодняшний день существует три гипотезы появления вирусов:
Гипотеза №1 «Первые на Земле»
Вирусы – это потомки древних доклеточных форм жизни. На Земле существуют более 4,5 млрд. лет.
Гипотеза №2
Вирусы – потомки древнейших бактерий, утративших собственный механизм синтеза белка и перешедший к внутриклеточному паразитизму.
Гипотеза №3
Вирусы – это составные части клеток всех живых существ, своеобразные «одичавшие гены», постоянно образующиеся в живых клетках.
В 1892 г. Д.И. Ивановский, занимаясь поисками возбудителя болезни табачной мозаики, установил, что он (возбудитель) невидим в микроскоп даже при самом сильном увеличении и проходит через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки; не растет на обычных питательных средах, применяемых в бактериологии. Ученый предположил, что возбудителем болезни табака являются либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества-токсины. Шесть лет спустя независимо от Ивановского такие же результаты получил нидерландский ученый М. Бейеринк. Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались. Было установлено, что по химической природе – это нуклеопротеины (нуклеиновые кислоты + белки), сами частицы все еще оставались неуловимыми и загадочными. Увидеть вирусы удалось в электронный микроскоп лишь спустя 50 лет. Первым был сфотографирован вирус табачной мозаики.
В переводе с латинского «вирус» означает «яд».
Наука, изучающая вирусы – вирусология.
3) Каковы же особенности строения и жизнедеятельности вирусов? Самостоятельная работа по вариантам с использованием текста. Результаты учащиеся заносят в таблицу, затем проверяем и обсуждаем полученные результаты. В рабочем листе – задание № 2
В итоге у учащихся должна быть заполнена следующая таблица:
Сходство с живыми организмами | Отличия от живых организмов | Специфические черты вирусов |
1. Размножение 2. Наследственность 3. Изменчивость 4. Приспособленность к меняющимся условиям среды | 1. Не имеют клеточного строения 2. Не питаются 3. Не растут 4. Нет обмена веществ 5. Имеют форму кристалла, нет свойств живого | 1. Маленькие размеры 2. РНК (ДНК) + капсид 3. Быстро размножаются 4. Занимают пограничное положение между живой и неживой материей. 5. Внутриклеточные паразиты |
4) Какие вирусы бывают и каково их значение? «Классификация вирусов. Их значение»
В рабочем листе – задание №3.
Вирусы могут различаться
1. ДНК-содержащие (герпес, оспа) 2. РНК-содержащие (корь, бешенство) | 1. С высокой специфичностью (грипп свиней) 2. Относительно универсальные (вирусные болезни млекопитающих) | 1. Убивающие зараженную клетку (некоторые бактериофаги) 2. Изменяющие генетическую информацию зараженной клетки (онковирусы, ВИЧ) |
По химическому составу | По специфичности | По отношению к хозяину |
V. Подведение итогов
Итак, ребята, давайте вспомним, какие задачи мы перед собой ставили в начале урока. Как вы считаете, все ли задачи нам удалось выполнить?
Давайте вспомним два проблемных вопроса, поставленных в начале урока. Сможете ли вы сейчас на них ответить? (да, учащиеся дают ответы).
Вирусы – это существа или вещества? (существа, т.к. могут размножаться, обладают наследственностью, изменчивостью)
Почему вирусы практически невозможно уничтожить? (быстро размножаются, мутируют, просто устроены, не имеют клеточного строения и т. п.)
Давайте подведем итог урока и ответим на вопрос: ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «ВИРУС»?
VI. Закрепление
В рабочих листах ответьте на вопросы теста.
VII. Домашнее задание
Творческое задание «Сказ о здоровом образе жизни»
Приложение 1.
Самостоятельная работа с использованием текста. Результаты заносятся в таблицу. В рабочем листе – задание №2
Вирусы (от лат. virus - яд) – это мельчайшие организмы, паразитирующие в клетках. Науке известны вирусы бактерий, растений, насекомых, животных и человека. Всего их более 1000. Пути заражения вирусами самые различные: через кожу при укусах насекомых и клещей; через слюну, слизь и другие выделения больного; через воздух; с пищей; половым путем и другие.
Вирусы имеют сходство с живыми организмами: размножаются, обладают наследственностью, изменчивостью, приспособленностью меняться к условиям среды. А так же и отличия: не имеют клеточного строения, не питаются, не растут, нет обмена веществ. У вирусов есть и специфические черты: маленькие размеры, РНК (ДНК) + капсид, быстро размножаются.
Способ размножения вирусов уникален и принципиально отличен от размножения других микроорганизмов. Поскольку вирусы относятся к абсолютным паразитам, их репродукция осуществляется только внутри клеток хозяина. После проникновения в клетку вирус «раздевается»: распадается на нуклеиновую кислоту и белки оболочки. Для воспроизведения потомства вирусы используют питательные вещества и энергетические системы инфицированных клеток. В клетке-хозяине осуществляется раздельный синтез оболочки и нуклеиновой кислоты вируса, которые в дальнейшем объединяются и образуют новый вирион - зрелый вирус. Последним этапом взаимодействия вирусов с клетками является освобождение из клетки образовавшихся вирусных частиц, число которых может достигать сотен и даже тысяч. Связанные с размножением вируса процессы чаще всего повреждают и уничтожают клетку-хозяина.
Вирусы не обладают собственным обменом веществ, поэтому вне клетки они инертны и только при попадании в клетку вирусы оживают. Носительницей наследственных свойств вируса является нуклеиновая кислота, которую защищают белки внутренней и внешней оболочек. Вирусы содержат в своем составе только один из типов нуклеиновых кислот: либо рибонуклеиновую кислоту (РНК), либо дезоксирибонуклеиновую (ДНК), в то время как все клеточные организмы, в том числе и самые примитивные бактерии, содержат и ДНК, и РНК одновременно.
Значение вирусов
1. Вызывают различные заболевания
2. Используются как метод борьбы с болезнетворными бактериями.
3. Биологическое оружие.
Рабочий лист
Ф.И. ученика _____________________________________________ группа____________
Тема урока: «Вирусы».
Цель: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.
Задание №1 Вставьте пропущенные слов в текст:
В_________ году молодой ученый ___________________________,изучав причину заболевания растения __________________________________________ сделал сенсационное открытие____________________
В переводе с латинского «вирус» означает____________________. Наука, занимающаяся изучением вирусов, называется__________________________
Задание №2 заполните таблицу прочитав текст. ( приложение 1)
Сходство с живыми организмами | Отличия от живых организмов | Специфические черты вирусов |
Задание № 3
Внимательно прослушайте сообщение и дополните таблицу примерами:
По химическому составу | По специфичности к хозяину | По типу поведения в клетке |
1.ДНК-содержащие ( ). 2.РНК-содержащие ( | 1.С высокой специфичностью 2.Относительно универсальные | 1.Убивающие зараженную клетку 2.Изменяющие генетическую информацию зараженной клетки |
Ответе на проблемные вопросы:
1.Вирусы-это существа или вещества?________________________________________________________
2.Почему вирусы практически невозможно уничтожить?________________________________________
Тест
1.Вирусы - это
А) неклеточные формы жизни
Б) древние бактерии
В) древнейшие эукариоты
2.Вирусы размножаются
А) в клетке хозяина
Б) самостоятельно
3.Наука, изучающая вирусы, называется
А) цитология
Б) вирусология
В) эпидемиология