Урок "Вирусы"
план-конспект урока по биологии (11 класс)

Познакомить учащихся с гипотезами происхождения вирусов и историей их открытия; Изучить строение и классификацию вирусов; Изучить жизненный цикл вирусов; Познакомить учащихся с ВИЧ и сформировать знания о мерах предупреждения заболеваний СПИДом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virusy.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по теме "Вирусы". 1 курс

Цель урока: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить учащихся с гипотезами происхождения вирусов и историей их открытия;

Изучить строение и классификацию вирусов;

Изучить жизненный цикл вирусов;

Познакомить учащихся с ВИЧ и сформировать знания о мерах предупреждения заболеваний СПИДом.

Развивающие:

Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительной литературой, интернет-ресурсами, компьютерными средствами;

Развивать коммуникативные умения учащихся;

Продолжить развитие логического мышления через умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные

Научить учащихся выражать свое собственное мнение и отстаивать его в диспуте;

Формировать ответственное отношение к своему здоровью как к ценности через ознакомление с профилактическими мерами борьбы с вирусными заболеваниями;

Воспитание культуры речи, уважительного отношения к выступающим.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология обучения: ИКТ-технология.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, таблица «Вирусы», презентации, учебник «Общая биология 10-11 класс

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку)

II. Актуализация знаний рабочие листы (приложение)

Выступление 2 курса .

Сказ о здоровом образе жизни (Рассказ  о СПИДе).

Цель нашей работы: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.

Ребята, сегодня мы работаем следующим образом: перед вами лежит рабочий лист, где вы и будете вести все записи и выполнять все задания.

III. Изучение нового материала (презентация)

1) В конце 19 века бактериология достигла больших результатов. В этот период были открыты возбудители чумы, холеры, туберкулеза и других распространенных болезней. Однако причины возникновения других не менее опасных заболеваний (оспа, корь, грипп, др.) обнаружить не удавалось. Как вы думаете, почему? Кто же эти таинственные опасные существа? А может быть это совсем не существа, а вещества? О чем же идет речь? (правильно, о вирусах)

Сегодня ученые много знают об особенностях строения, жизнедеятельности вирусов, но уничтожить их не удается. Люди продолжают болеть гриппом, с огромной скоростью распространяется по планете вирус СПИДа. Почему это происходит?

Итак, ребята, перед нами – два проблемных вопроса, на которые мы постараемся ответить в течении урока:

Вирусы – это вещества или существа?

Почему вирусы практически невозможно уничтожить?

2) Откуда же появились вирусы? Когда впервые стало о них известно?

«Гипотезы происхождения вирусов. История открытия вирусов»

В рабочих листах – задание №1.

На сегодняшний день существует три гипотезы появления вирусов:

Гипотеза №1 «Первые на Земле»

Вирусы – это потомки древних доклеточных форм жизни. На Земле существуют более 4,5 млрд. лет.

Гипотеза №2

Вирусы – потомки древнейших бактерий, утративших собственный механизм синтеза белка и перешедший к внутриклеточному паразитизму.

Гипотеза №3

Вирусы – это составные части клеток всех живых существ, своеобразные «одичавшие гены», постоянно образующиеся в живых клетках.

         В 1892 г. Д.И. Ивановский, занимаясь поисками возбудителя болезни табачной мозаики, установил, что он (возбудитель) невидим в микроскоп даже при самом сильном увеличении и проходит через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки; не растет на обычных питательных средах, применяемых в бактериологии. Ученый предположил, что возбудителем болезни табака являются либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества-токсины. Шесть лет спустя независимо от Ивановского такие же результаты получил нидерландский ученый М. Бейеринк. Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались. Было установлено, что  по химической природе – это нуклеопротеины (нуклеиновые кислоты + белки), сами частицы все еще оставались неуловимыми и загадочными. Увидеть вирусы удалось в электронный микроскоп лишь спустя 50 лет. Первым был сфотографирован вирус табачной мозаики.

В переводе с латинского «вирус» означает «яд».

Наука, изучающая вирусы – вирусология.

3) Каковы же особенности строения и жизнедеятельности вирусов? Самостоятельная работа по вариантам с использованием текста. Результаты учащиеся заносят в таблицу, затем проверяем и обсуждаем полученные результаты. В рабочем листе – задание № 2

В итоге у учащихся должна быть заполнена следующая таблица:

Сходство с живыми организмами

Отличия от живых организмов

Специфические черты вирусов

1. Размножение

 2. Наследственность

 3. Изменчивость

 4. Приспособленность к меняющимся условиям среды        

1. Не имеют клеточного строения

 2. Не питаются

 3. Не растут

 4. Нет обмена веществ

 5. Имеют форму кристалла, нет свойств живого        

1. Маленькие размеры

 2. РНК (ДНК) + капсид

 3. Быстро размножаются

 4. Занимают пограничное положение между живой и неживой материей.

 5. Внутриклеточные паразиты

4) Какие вирусы бывают и каково их значение? «Классификация вирусов. Их значение»

 В рабочем листе – задание №3.

Вирусы могут различаться

1. ДНК-содержащие (герпес, оспа)

 2. РНК-содержащие (корь, бешенство)        

1. С высокой специфичностью (грипп свиней)

 2. Относительно универсальные (вирусные болезни млекопитающих)

1. Убивающие зараженную клетку (некоторые бактериофаги)

 2. Изменяющие генетическую информацию зараженной клетки (онковирусы, ВИЧ)

По химическому составу

По специфичности

По отношению к хозяину

V. Подведение итогов

Итак, ребята, давайте вспомним, какие задачи мы перед собой ставили в начале урока. Как вы считаете, все ли задачи нам удалось выполнить?

Давайте вспомним два проблемных вопроса, поставленных в начале урока. Сможете ли вы сейчас на них ответить? (да, учащиеся дают ответы).

Вирусы – это существа или вещества? (существа, т.к. могут размножаться, обладают наследственностью, изменчивостью)

Почему вирусы практически невозможно уничтожить? (быстро размножаются, мутируют, просто устроены, не имеют клеточного строения и т. п.)

Давайте подведем итог урока и ответим на вопрос: ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «ВИРУС»?

VI. Закрепление

В рабочих листах ответьте на вопросы теста.

VII. Домашнее задание

Творческое задание «Сказ о здоровом образе жизни»

Приложение 1.

Самостоятельная работа с использованием текста. Результаты  заносятся в таблицу.  В рабочем листе – задание №2

      Вирусы (от лат. virus - яд) – это мельчайшие организмы, паразитирующие в клетках. Науке известны вирусы бактерий, растений, насекомых, животных и человека. Всего их более 1000. Пути заражения вирусами самые различные: через кожу при укусах насекомых и клещей; через слюну, слизь и другие выделения больного; через воздух; с пищей; половым путем и другие.

Вирусы имеют сходство с живыми организмами: размножаются, обладают наследственностью, изменчивостью, приспособленностью меняться  к условиям среды. А так же и отличия: не имеют клеточного строения, не питаются, не растут, нет обмена веществ. У вирусов есть и специфические черты: маленькие размеры, РНК (ДНК) + капсид, быстро размножаются.

        Способ размножения вирусов уникален и принципиально отличен от размножения других микроорганизмов. Поскольку вирусы относятся к абсолютным паразитам, их репродукция осуществляется только внутри клеток хозяина. После проникновения в клетку вирус «раздевается»: распадается на нуклеиновую кислоту и белки оболочки. Для воспроизведения потомства вирусы используют питательные вещества и энергетические системы инфицированных клеток. В клетке-хозяине осуществляется раздельный синтез оболочки и нуклеиновой кислоты вируса, которые в дальнейшем объединяются и образуют новый вирион - зрелый вирус. Последним этапом взаимодействия вирусов с клетками является освобождение из клетки образовавшихся вирусных частиц, число которых может достигать сотен и даже тысяч. Связанные с размножением вируса процессы чаще всего повреждают и уничтожают клетку-хозяина.

        Вирусы не обладают собственным обменом веществ, поэтому вне клетки они инертны и только при попадании в клетку вирусы оживают. Носительницей наследственных свойств вируса является нуклеиновая кислота, которую защищают белки внутренней и внешней оболочек. Вирусы содержат в своем составе только один из типов нуклеиновых кислот: либо рибонуклеиновую кислоту (РНК), либо дезоксирибонуклеиновую (ДНК), в то время как все клеточные организмы, в том числе и самые примитивные бактерии, содержат и ДНК, и РНК одновременно.

                Значение вирусов

 1. Вызывают различные заболевания

 2. Используются как метод борьбы с болезнетворными бактериями.

 3. Биологическое оружие.

Рабочий лист

Ф.И. ученика _____________________________________________          группа____________

Тема урока: «Вирусы».

Цель: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.

Задание №1  Вставьте пропущенные слов в текст:

В_________ году молодой ученый ___________________________,изучав причину заболевания растения __________________________________________ сделал сенсационное открытие____________________

В переводе с латинского «вирус» означает____________________.  Наука, занимающаяся изучением вирусов, называется__________________________

Задание №2 заполните таблицу прочитав текст. ( приложение 1)

Сходство с живыми организмами

Отличия от живых организмов

Специфические черты вирусов

Задание № 3

Внимательно  прослушайте сообщение  и дополните таблицу примерами:

По химическому составу

По специфичности к хозяину

По типу поведения в клетке

1.ДНК-содержащие (                

                                            ).                                                    

2.РНК-содержащие (                                                            

1.С высокой специфичностью

2.Относительно универсальные

1.Убивающие зараженную  клетку

2.Изменяющие генетическую информацию зараженной

клетки

Ответе на проблемные вопросы:

1.Вирусы-это существа или вещества?________________________________________________________

2.Почему вирусы практически невозможно уничтожить?________________________________________

Тест

1.Вирусы - это

А) неклеточные формы жизни

Б) древние бактерии

В) древнейшие эукариоты

2.Вирусы размножаются

А) в клетке хозяина

Б) самостоятельно

3.Наука, изучающая вирусы, называется

А) цитология

Б) вирусология

В) эпидемиология