Формирование естественно-научной грамотности при изучении темы « Фотосинтез» с использованием оборудования « Точки Роста»
статья по биологии (6 класс)
Одним из видов функциональной грамотности, которую оценивают в рамках внешней оценки учебных достижений учащихся, это естественнонаучная грамотность (физика, химия, биология, география). Под естественнонаучной грамотностью понимается способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, также для принятия соответствующих решений.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 126.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование естественно-научной грамотности при изучении темы
« Фотосинтез» с использованием оборудования « Точки Роста»
Одним из видов функциональной грамотности, которую оценивают в рамках внешней оценки учебных достижений учащихся, это естественнонаучная грамотность (физика, химия, биология, география). Под естественнонаучной грамотностью понимается способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, также для принятия соответствующих решений.
Естественнонаучная грамотность отображает уровень культуры общества, охватывая его способность к поддержке научной и инновационной деятельности. Понимание, умение объяснять или описывать естественнонаучные явления, сделать вывод, проанализировать и оценить достоверности являются основными компетенциями естественнонаучной грамотности
Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компоненты:
- «Общепредметные» (общеучебные) умения, навыки, формируемые в рамках естественнонаучных предметов.
- Естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.
Для определения уровня сформированности естественнонаучной грамотности учитываются следующие умения учащихся:
использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;
выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание;
выявлять особенности естественнонаучного исследования;
делать выводы на основе полученных данных;
формулировать ответ в понятной для всех форме.
уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления.
Оснащение общеобразовательных школ современным аналоговым и цифровым оборудованием в центрах «Точка роста» является материальной базой реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Для развития естественнонаучной грамотности школьников необходимо включать в содержание любой темы школьного курса биологии задания на развитие общеучебных умений и навыков.
Примеры таких заданий:
на формирование знания учебного материала:
Определите, истинно или ложно данное утверждение (схема и т.д.)
Найдите в тексте ключевые слова (слова – ориентиры)
На формирование понимания изучаемого материала:
Приведите примеры к понятию, явлению, правилу
При изучении темы « Фотосинтез» мы ученикам объясняем голословно что в процессе из воды и углекислого газа образуются органические вещества и выделяется кислород., но доказать это можно если использовать оборудование « Точки Роста».
Раньше мы приводили в пример опыт Джозефа Пристли. Вспомним опыт английского химика Джозефа Пристли. Проделал опыт: посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов животное погибло. При введении же под колпак веточки мяты, мышь осталась живой. Ученый пришел к выводу, что зеленые растения способны осуществлять реакции противоположные дыхательным процессам получили такое название.
Но, опять же ученикам приходилось верить на слово, потому что воспроизвести опыт это кощунство.
Используя датчики из оборудования « Точки Роста» , мы можем воспроизвести опыт Пристли.
Нам необходим стеклянный купол , горшок с растением и оборудование из цифровой лаборатории по экологии для реализации сети школьного мониторинга:
Цифровой датчик Р- кислорода
Цифровой датчик окиси углерода
Соединительный кабель USB
Собираем опыт , подключаем датчики к монитору, включаем программу и через определенный промежуток видно изменение концентрации углекислого газа и кислорода.
По итогам опыта делается вывод.
Далее учащимся дается задание
Фотосинтез – величайшая тайна растений Задание 1 / 5 Прочитайте текст «История открытий»,.
История открытий В XVIII веке британский химик Джозеф Пристли и голландский биолог Ян Ингенхауз сделали важное открытие: растения выделяют кислород и для этого им необходим солнечный свет. В XIX веке ученые выяснили, что растения используют углекислый газ в процессе фотосинтеза. Немецкий естествоиспытатель Юлиус Роберт фон Майер, опираясь на закон сохранения энергии, установил, что растения преобразуют солнечную энергию в энергию химических связей. В конце XIX века немецкий химик Вильгельм Пфеффер назвал этот процесс фотосинтезом. Таким образом, к концу XIX века ученые знали, что в процессе фотосинтеза участвуют вода и углекислый газ, а под воздействием солнечного света образуются органические вещества и кислород. В 1817 году ученые Жозеф Бьенеме Каванту и Пьер Жозеф Пеллетье выделили из листьев растений ключевого участника фотосинтеза – зеленый пигмент хлорофилл, который синтезируется в хлоропластах.
Дополните предложения, в которых описывается процесс фотосинтеза:
1) Процесс фотосинтеза происходит в ___________ ___________ и молодых (зеленых) стеблях растений.
2) При фотосинтезе растение поглощает _______________ и воду.
Пигмент __________ улавливает солнечный свет, преобразует его в энергию химических связей, позволяя растениям синтезировать органические вещества и ___________.
Фотосинтез Фотосинтез – это один из самых важных биохимических процессов, происходящих в природе, который обеспечивает жизнь на планете Земля
Фотосинтез – величайшая тайна растений Задание 2 / 5 Прочитайте текст «Фотосинтез» и рассмотрите рисунок, расположенные справа. Выполните задание. Приведите четыре аргумента, подтверждающих, что фотосинтез является источником жизни на Земле:
№ Аргументы
1
2
3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Мир физики» 10-11 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир физики» реализует основную образовательную программу среднего образования .В программе предусмотрены возможности для раз...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Озадаченная физика» 7-9 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)
Реализация программы внеурочной деятельности «Озадаченная физика» предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, сам...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Удивительная химия» 8-9 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Удивительная химия» в рамках «Точка роста» 8-9 классы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным ста...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Юный химик» 5-7 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)
Данный курс предназначен для учащихся 5-7 х классов.Программа имеет естественно – научную направленность.на реализацию учебного курса выделено 34 учебных часов (из расчѐта 1 ч/...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Химия вокруг нас» 10-11класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)
Программа внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» предназначена для учащихся 10 -11 классов, проявляющих повышенный интерес к химии и собирающихся продолжить образование в учебных завед...

Использование оборудования "Точка роста" в образовательном процессе. Тема урока "Гидролиз"
Цель исследования: определить характер среды водных растворов.Задачи: 1) Необходимо по формуле соли определить возможность протекания гидролиз...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «За страницами учебника» 9 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)
Программа содержит пояснительную записку, содержание учебного курса,тематическое планированиею...

