Практикум по зоологии
учебно-методическое пособие по биологии (8 класс)

Практикум по зоологии знакомит учащихся  с особенностями организации различных животных. Успешное усвоение этой системы знаний возможно при условии использования в учебном процессе практических работ, способствующих активизации интереса учащихся, овладению ими умениями, необходимыми для развития познавательной активности.                                            Большое внимание на развитие познавательной самостоятельности школьников оказывают практические работы, заставляющие их самостоятельно думать, анализировать, сравнивать и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_zoologiya.docx296.14 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум  по биологии для 8 класса

«Практическая зоология»

                                                                                                                       Разработала

                                                                                                                 учитель биологии

                                                                                                               МБОУ СШ №9

                                                                                                               Бородачева Л.Н.

                                                 

                                               Камышин 2024г.

  Практикум  «Практическая зоология»

8 класс

Пояснительная записка.

Практикум составлен на основе авторской методической концепции линии Пасечник В.В., Суматохин С.В., Гапонюк З.Г., Швецов Г.Г. ;под ред. Пасечника В.В., «Биология. 8 класс». М: Просвещение, 2019г. и ориентирован на достижение планируемых результатов ФГОС. Курс рассчитан на 17 часов.

Практикум по зоологии знакомит учащихся  с особенностями организации различных животных, закономерностями эволюции животного мира, его значением в природе, с необходимостью рационального использования и охраны. Успешное усвоение этой системы знаний возможно при условии использования в учебном процессе практических работ, способствующих активизации интереса учащихся, овладению ими умениями, необходимыми для развития познавательной активности.

  Большое внимание на развитие познавательной самостоятельности школьников оказывают практические работы, заставляющие их самостоятельно думать, анализировать, сравнивать и делать выводы.

   Существенное влияние на развитие познавательной самостоятельности учащихся оказывает проведение практических работ с использованием живых животных и другого раздаточного материала. Для проведения таких занятий предварительно следует готовить раздаточный материал, инструктивные карточки, включающие в себя название работы, цель и план его выполнения, а также заключительные задания или вопросы, содействующие осознанному пониманию учащимися объектов изучения.

При изучении курса «Практическая зоология» учащиеся должны знать: строение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов, особенности строения животных принадлежащих к разным типам. Должны уметь: работать с микроскопом, наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы, работать с раздаточным материалом, натуральными объектами и дополнительной литературой.

Рабочая программа ориентирована на использование:                                                                                                                                                            учебника – Пасечника В.В., «Биология. 8 класс». М: Просвещение, 2019г.                              В практикум  включены 14 практических работ.

           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Тематическое планирование к практикуму «Практическая зоология»

Тема занятий

Дата

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Оборудование

1.

Введение. Многообразие животного мира.

Животный мир планеты.

Уметь давать характеристику животному миру.

Диск «Животный мир Земли», плакаты, презентации

2.

П/Р «Строение клеток одноклеточных и многоклеточных животных».

Строение клеток одноклеточных и многоклеточных животных

Умение сравнивать, анализировать и делать выводы.

Микроскоп, микропрепараты, таблица

3.

Одноклеточные организмы. П/Р «Изучение простейших в капле аквариумной воды»

Строение простейших , их передвижение.

Умение наблюдать и сравнивать.

Аквариум, микроскопы, культура инфузории, микропрепараты.

4.

Кишечнополостные. П/Р «Изучение строение гидры»

Строение гидры.

Умение работать с микроскопом, анализировать объект, делать выводы.

Микроскоп, микропрепараты, таблицы.

5.

Кольчатые черви. П/Р «Строение и передвижение дождевого червя»

Особенности строения дождевого червя , его передвижение.

Умение наблюдать.

Дождевой червь (натуральный объект)

6.

Моллюски. П/Р «Наблюдение за движением и поведением улитки» (большой прудовик)

Строение и передвижение большого прудовика.

Умение наблюдать и делать выводы.

Аквариум. Улитка: Большой прудовик.

7.

П/Р «Строение раковин моллюсков»

Строение раковины моллюсков, их значение.

Умение выявлять особенности строения.

Раковины моллюсков.

8.

Ракообразные. П/Р «Изучение внешнего строения речного рака»

Внешнее строение речного рака, окраска.

Уметь давать характеристику особенностям строения.

Раздаточный материал. Речной рак.

9.

Насекомые. П/Р «Изучение внешнего строения насекомого»

Внешнее строение насекомых, отделы тела.

Уметь сравнивать, делать выводы.

Раздаточный материал. Коллекция насекомых

10.

Паукообразные. П/Р «Изучение внешнего строения паука-крестовика»

Внешнее строение паука, отделы тела.

Уметь сравнивать, делать выводы

Раздаточный материал. Коллекция

11.

Рыбы. П/Р «Изучение внешнего строения и передвижения рыб»

Строение, отделы тела, парные и непарные плавники.

Уметь анализировать, обобщать.

Аквариум. Таблицы. Презентации.

12.

П/Р «Изучение строения скелета рыбы»

Скелет рыбы, особенности.

Умение находить отделы скелета, анализировать.

Раздаточный материал «Скелет окуня»

13.

Земноводные. П/Р «Изучение строения скелета лягушки»

Скелет лягушки, особенности.

Умение находить отделы скелета, анализировать, сравнивать.

Раздаточный материал «Скелет лягушки»

14.

Птицы. П/Р «Изучение внешнего строения и перьевого покрова птицы»

Внешнее строение птицы, строение пера.

Уметь сравнивать, делать выводы

Раздаточный материал. Набор перьев, чучело птицы.

15.

П/Р «Строение куриного яйца»

Размножение, особенности строения куриного яйца.

Уметь анализировать,

характеризовать.

Раздаточный материал.

16.

Многообразие млекопитающих, особенности их внешнего строения.

Многообразие млекопитающих, их особенности.

Уметь работать с дополнительной литературой, делать выводы.

Энциклопедия, ресурсы Интернета, дополнительная литература.

17.

Экскурсия в ДЭБЦ г. Камышина

Обобщение и систематизация

Уметь наблюдать.

Приложение №1 (к занятию№2)

П/Р «Строение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов».

Цель: закрепить умение работать с микроскопом, находить особенности строения клеток растений, животных, сравнивать их между собой.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты и рисунки клеток растений, животных

                                Ход работы

  1. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительных клеток и клеток животных.

  1. Зарисуйте строение растительной, животной клеток. Укажите основные части клеток.

  1. Сравните строение клеток растений, животных.

  1. Данные занесите в таблицу.

Признаки для сравнения

Клетки растений

Клетки животных

1.Клеточная стенка

2. Пластиды

3. Вакуоли

4. Цитоплазма

5. Способ хранения питательных веществ

6. Ядро              7.Оболочка

  1. Сделайте вывод по работе.

Приложение №2 (к занятию№3)

П/Р «Изучение простейших в капле аквариумной воды».

Цель работы: изучить строение и жизнедеятельность различных простейших и сравнить их между собой.

 Ооборудование: культуры амеб, эвглен и инфузорий, микроскоп, готовые микропрепараты простейших, предметные и покровные стекла, пипетка, полоска фильтровальной бумаги, комочек ваты, кусочек пластилина, поваренная соль, 1 % раствор уксусной кислоты с зеленкой, спиртовой раствор йода.

Ход работы:

1. Приготовьте из культуры амеб временный микропрепарат (не забудьте поместить под покровное стекло «ножки» из пластилина). Найдите на микропрепарате амебу (рис. 1). В течение нескольких минут понаблюдайте за изменением ее формы тела и движением. Найдите пищеварительные и сократительную вакуоли. Положите сбоку под покровное стекло кристаллик поваренной соли. Подождите пока соль растворится в воде. Понаблюдайте за изменением формы тела амебы. С чем связана такая реакция амебы?

2. Рассмотрите при помощи микроскопа на малом и большом увеличении готовый микропрепарат амебы. Найдите окрашенное ядро.

3. Приготовьте из культуры эвглен временный микропрепарат (обратите внимание на зеленую окраску культуры). Найдите на микропрепарате эвглену зеленую (рис. 2). Какова форма ее тела? Понаблюдайте за движением эвглен. Если они перемещаются очень быстро, то удалите часть воды из-под покровного стекла полоской фильтровальной бумаги. Почему эвглены собираются у самого освещенного края предметного стекла? Добавьте к микропрепарату немного раствора йода. Что произошло?

4. Рассмотрите при помощи микроскопа на большом увеличении готовый микропрепарат эвглены зеленой. Найдите хлоропласты, светочувствительный глазок и ядро.

5. Приготовьте из культуры инфузорий-туфелек временный микропрепарат. Понаблюдайте при помощи микроскопа за движением инфузорий на малом увеличении. Чем движение инфузорий отличается от движения амеб и эвглен? Замедлите движение инфузорий, разместив под покровным стеклом несколько волокон ваты и оттянув полоской фильтровальной бумаги часть воды. Рассмотрите форму тела инфузории-туфельки (рис. 3).

6. Добавьте под покровное стекло немного 1 % раствора уксусной кислоты, подкрашенного зеленкой. Спустя несколько минут найдите на зафиксированном микропрепарате окрашенные большое и малое ядра и трихоцисты — стрекательные нити, «выстреленные» инфузориями в ответ на раздражение.

7. Рассмотрите готовый микропрепарат инфузории-туфельки. Какие части клетки видны в микроскоп на малом и большом увеличении?

8. Сравните строение амебы, эвглены и инфузории-туфельки. Результаты сравнения оформите в тетрадях в виде таблицы.

Одноклеточные животные — простейшие

Общие черты

Особенности строения

Ам        Амёба

Эвгл        Эвглена

        Инфузория

1.Выберите вопрос, на который вы хотели бы ответить:

  1. С чем связано изменение формы тела  амебы?
  2. Почему эвглены собираются у самого освещенного края предметного стекла?
  3. Чем движение инфузорий отличается от движения амеб и эвглен?

2.Выбери правильный ответ:

1.Простейшие могут обитать (выберите наиболее правильный ответ):

А) в воде

Б) в почве

В) в живых организмах

Г) во всех перечисленных средах

2. Корненожки передвигаются с помощью:

А) парных ножек

Б)  ложноножек

В) ресничек

Г) корней

3. Наружный или внутренний минеральный скелет имеют:

А) только корненожки

Б) только радиолярии

В) корненожки и радиолярии

Г) все простейшие

4.Органическое вещество в водоеме производят

А) пресноводная гидра

Б) инфузория-туфелька

В) эвглена зеленая

Г) амеба

5.Какая из перечисленных ниже болезней не вызывается паразитическими простейшими?

А) малярия

Б) грипп

В) дизентерия

Г) сонная болезнь

3.Рядом с названием животного напишите название типа, к которому относится это животное:

А) амеба обыкновенная  _____________________

Б) инфузория – туфелька _____________________

В) малярийный плазмодий ___________________

Г) дизентерийная амеба ______________________

                             Приложение №2 (к занятию№3)

                                      П/Р «Изучение строение гидры»

Цель работы: изучить строение и жизнедеятельность гидры и доказать ее принадлежность к многоклеточным животным.

 Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты внешнего вида, поперечного и продольного разрезов тела гидры.

Ход работы:

1. Рассмотрите при помощи микроскопа на малом увеличении готовый микропрепарат внешнего вида гидры. Найдите на микропрепарате ротовой конус с ротовым отверстием, окруженный щупальцами. Рассмотрите на большом увеличении отдельное щупальце. Найдите на нем "батареи" стрекательных клеток. Какую роль в жизни гидры играют эти клетки?

2. Рассмотрите при помощи микроскопа готовые микропрепараты поперечного и продольного разрезов тела гидры. Найдите на микропрепаратах при большом увеличении два слоя клеток — наружный (эктодерму), внутренний (энтодерму) и неклеточную опорную пластинку (мезоглею), которая окрашена более интенсивно. Обратите внимание на различие в форме и строении клеток тела гидры. Используя рис. 2 и рис. 3, выясните, какие клетки располагаются в наружном и внутреннем слоях. Каковы их функции? Результаты работы оформите в тетрадях в виде таблицы.

Клеточное строение гидры

Слой тела

Тип клеток

Схематический рисунок

Функция

Проверочные задания:

  1. Выберите вопрос, на который вы хотели бы ответить:
  2. Какую роль в жизни гидры играют стрекательные  клетки?
  3. Какие клетки располагаются в наружном и внутреннем слоях. Каковы их функции?
  4. Какие классы включает тип Кишечнополостные?

2. Выбери правильный ответ:

  1. Что представляет собой регенерация, характерная для кишечнополостных?

А) разрастание органов

Б) восстановление поврежденных или утраченных частей тела

В) форма бесполого размножения

Г) форма полового размножения

2. Какие типы клеток отсутствуют в эктодерме у полипов и медуз?

А) нервные

Б) стрекательные

В) половые

Г) мускульные

3. Какая функция не свойственна кишечной полости полипов и медуз с окружающей ее энтодермой?

А) обеспечение организма кислородом

Б) выведение продуктов обмена

В) размещение защитных стрекательных клеток

Г) захват и переваривание частиц

4. Сколько слоев клеток в теле кишечнополостных животных:

А) 3  Б) 1  В) 2  Г) 0

5. Способ бесполого размножения у кишечнополостных называется:

А) гермафродитизм  Б) почкование  В) оплодотворение

3. Запишите определения:

Тип __________________

Почкование _____________

                             Приложение №3 (к занятию№5)

П/Р «Строение и передвижение дождевого червя»

Цель работы: изучить строение и жизнедеятельность кольчатых червей; найти черты сходства и различия между малощетинковыми и многощетинковыми кольчатыми червями.

Оборудование: живые дождевые черви в садке с землей, готовый микропрепарат поперечного разреза дождевого червя;, лупа, микроскоп, пинцет, препаровальная игла, , грубоволокнистая бумага, кусок оконного стекла, вата

Ход работы:

1.  Достаньте пинцетом из банки с землей дождевого червя. Поместите его на крышку чашки Петри. Отметьте наличие колец и подсчитайте приблизительно их число. Найдите передний и задний концы (ближе к переднему концу расположен поясок, по цвету передний конец тела темнее заднего), спинную и брюшную стороны тела червя (рис. 1).

2.   Проведите двумя смоченными в воде пальцами от переднего к заднему концу тела червя, потом от заднего к переднему концу. Сравните степень сопротивляемости этим движениям щетинок червя. Найдите с помощью лупы щетинки на брюшной стороне и сбоку тела червя. Каково их значение? Почему щетинки направлены от переднего конца тела червя к заднему?

3. Пустите червя ползти по куску оконного стекла, смоченного водой, а затем по грубово-

локнистой бумаге. Заметьте разницу в движении. Чем она вызвана?

4. Осторожно прикоснитесь к дождевому червю препаровальной иглой. Как червь реагирует на раздражение? Положите перед передним концом тела червя вату, смоченную раствором уксусной кислоты (апельсиновую корку, чешую лука). Какова реакция дождевого червя? Проделайте аналогичный опыт, поднося химические раздражители к заднему концу тела. Проявляет ли червь такую же ответную реакцию? С чем связаны наблюдаемые различия?

5.Поместите червя в садок с землей. Направьте на садок свет мощной настольной лампы. Как дождевой червь реагирует на действие света? Какова роль такой ответной реакции в жизнедеятельности дождевого червя?

6.Рассмотрите на малом увеличении микроскопа готовый микропрепарат поперечного разреза дождевого червя. Используя рис. 2, выясните какие органы дождевого червя видны на микропрепарате. Чем внутреннее строение дождевого червя отличается от внутреннего строения плоских и круглых червей?

7. Сделать вывод

 Проверочные задания

  1. Выберите вопрос, на который вы бы хотели ответить:
  1. Почему дождевого червя относят к кольчатым червям?
  2. Как червь реагирует на раздражение?

.Выбери правильный ответ:

1. У кольчатых червей нервная система состоит:

А) из спинной и брюшной нервных цепочек

Б) из окологлоточного нервного кольца и спинной нервной цепочки

В) из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки

2. У кольчатых червей мускулатура:

А) кольцевая и продольная

Б) только кольцевая

Г) только продольная

3. Кровеносная система у кольчатых червей:

А) есть, и она незамкнутая

Б) есть, и она замкнутая

В) отсутствует

4. Оплодотворение яиц дождевого червя происходит:

А) в воде  Б) в муфточке  В) в коконе

5. Развитие густой сети капилляров у дождевых червей связано:

А) с кожным типом дыхания

Б) с отсутствием органов выделения

В) с развитием нервной системы

3. Вставьте в текст пропущенные термины:

Изменения в длине тела червя происходит благодаря работе _____________________ и _______________________________ мышц. При сокращении _____________________________мышц тело червя продвигается ____________________. При сокращении ___________________________ мышц задняя часть подтягивается к передней.

Приложение №4 (к занятию№7)

П/Р «Строение раковин различных моллюсков»

Цель: изучить особенности строения раковин моллюсков различных классов, выявить черты сходства и различия.

Оборудование: коллекция раковин моллюсков (беззубка, катушка роговая, прудовик)

Ход работы:

1.Распределите по классам (класс брюхоногие и класс пластинчатожаберные) моллюсков из предложенной коллекции. Раковины представителей разных классов различаются по внешнему виду. Сравните строение раковины прудовика и беззубки.

2.Перечислите слои, образующие раковину.

3.Изучите раковины прудовика и катушки. Отметьте признаки сходства и различия, сравните расположение оборотов раковин. Зарисуйте раковины прудовика и катушки, подпишите вершину (завиток) и устье.

4.Сделайте вывод о:

- строении раковин представителей разных классов;

- значении раковины;

- образовании раковины.

Приложение 5 (к занятию №8)

П/Р «Изучение внешнего строения речного рака»

Цель: на примере речного рака ознакомиться с особенностями внешнего строения ракообразных.

Оборудование: коллекционная коробка с расчленённым раком, инструктивные карты.

Ход работы:

1). Рассмотрите тело речного рака. Какие отделы тела выделяют у ракообразных?

2). Чем покрыто тело речного рака снаружи? Каково значение этого покрова?

3). Рассмотрите конечности, расположенные на разных отделах туловища речного рака. Какие это конечности, какие функции они выполняют? Данные занесите в таблицу:

Отдел тела

Виды конечностей

количество

Выполняемые функции

4). Рассмотрите рисунок «Внешнее строение речного рака». Подпишите обозначенные участки.

Вывод: сделайте вывод о том, по каким признакам рака относят к типу членистоногих, а по каким его выделяют в класс ракообразных.

Дополнительное задание: черты приспособленности членистоногих к наземно-воздушной среде обитания.

Приложение 6 (к занятию №9)

П/Р «Изучение внешнего строения насекомого»

Цель. Изучение характерных особенностей внешнего строения насекомого на примере майского жука.

Оборудование : препаровальная игла, пин цет, лупа, линейка, коллекции «Майский жук», фиксированные жуки, коллекция бабочек.

Ход работы:

  1. Рассмотрите нерасчлененного майского жука, определите его размеры, окраску. Запишите результаты наблюдений измерения в тетрадь.
  2. Выделите отделы тела насекомого, назовите их. Рассмотрите рисунок, подпишите, что обозначено цифрами 1-11.

mso1681F

3.Рассмотрите голову насекомого. Где расположен рот? Что окружает ротовое отверстие?

4.С помощью лупы рассмотрите глаза и усики. Пользуясь рисунком 93 учебного пособия, определите тип усиков майского жука.

  1. Найдите грудной отдел тела насекомого. Из какого числа сегментов он состоит?
  2. Сколько конечностей у майского жука?
  3. Пользуясь рисунком 95 учебного пособия, определите тип конечностей и из каких члеников они состоят.
  4. Изучите крылья. На каких сегментах груди они расположены? Чем передние крылья отличаются от задних?

9.Рассмотрите брюшко жука. Из какого числа сегментов оно состоит? С помощью лупы найдите расположенные по бокам брюшка дыхальца.

10.По форме концевого участка брюшка (пигидия) определите вид майского жука: постепенно сужающийся концевой участок — у западного майского жука; расширенный
па конце в виде гвоздика — у восточного.

11.Охарактеризуйте черты приспособленности насекомых к наземно-воздушной среде обитания.

Вывод: сделайте вывод о чертах строения насекомых, по которым насекомых относят к типу членистоногие, к классу насекомые.

Приложение 7 (к занятию №10)

П/Р «Изучение внешнего строения паука-крестовика»

Цель работы: изучить особенности строения и жизнедеятельности паука-крестовика. Оборудование:  «Паук-крестовик», микроскоп, ручная лупа, пинцет, препаровальная игла, мягкая кисточка, предметные и покровные стекла.

Ход работы:

1.  Рассмотрите влажный препарат «Паук-крестовик». Выясните, какие  органы  располагаются в головогруди и брюшке паука?

2.  Найдите с помощью лупы на конце брюшка паука-крестовика небольшие выпячивания — паутинные бородавки. На них открываются протоки паутинных желез, вырабатывающих паутину, из которой паук строит ловчую сеть                                                                                3. Вывод

 Проверочные задания

1.Выберите правильные утверждения:

1.Тело паукообразных состоит из головогруди и нерасчлененного брюшка

2. Паук серебрянка дышит кислородом, растворенным в воде

3. У пауков восемь простых глазков

4. ловчие сети пауки ткут ногочелюстями

5. Паутина может служить пауку средством защиты, передвижения, выведения и охраны потомства

6. все пауки дышат атмосферным воздухом

7. Переваривание пищи происходит в сосательном желудке паука

8. Таежный клещ является возбудителем энцефалита и паразитирует в головном мозге человека

 Приложение  №8 (к занятию №11)

П/Р «Изучение внешнего строения и передвижения рыб»

Цель: изучить особенности строения и передвижения рыб в связи с их жизнью в водной среде.

Ход работы:

1). Рассмотрите тело рыбы. Какие отделы тела можно выделить?

2). Назовите непарные и парные плавники.

3). Заполните таблицу, пользуясь дополнительный материал:

Пл        Плавники        

В        Выполняемая функция

4). Зарисуйте и подпишите.  

5) Сравните окраску спинной и брюшной сторон тела рыбы. Какое значение это имеет?

6) Рассмотрите органы чувств рыбы. Предположите, что бы наблюдалось, если бы у рыб отсутствовал орган боковой линии.

7) Тело рыб очень разнообразно по форме: у лещей оно высокое и сильно сжатое с боков, у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул – торпедообразное. В связи с чем могли возникнуть такие особенности строения?

8) Несколько щук жили в большом и ярко освещенном аквариуме Московского зоопарка. Все они были очень светлой окраски, желтоватого тона, и только одна — совершенно черная. «Что за странность: по обличию щука как щука, а цвет не настоящий!» — восклицают посетители. Однако слышат ответ: «Не другой породы, а щука эта слепая, а порода та же самая». Почему же слепая щука черная?

Вывод: В связи с водным образом жизни у рыб в ходе эволюции выработался ряд приспособлений:

1_____________________________________________;

2_____________________________________________;

3_____________________________________________;

4_____________________________________________ …

Проверочные задания

1.Запишите признаки приспособленности рыб к водной среде по следующей схеме:

А) форма тела __________________________________

Б) покровы ____________________________________

В) окраска _____________________________________

Г) характер питания ______________________________

Д) способ дыхания _______________________________

Е) органы передвижения (виды плавников) __________

Ж) органы чувств ________________________________

2.Выбери правильный ответ:

1. Рыбы приспособлены к водной среде обитания...

А) парные конечности имеют форму плавников и дышат при помощи жабр

Б) имеют хорду

В) имеют головной и спинной мозг

2. Рыбы обладают особым органом чувств воспринимающим направление и силу тока

воды...

А)органом обоняния

Б) боковой линией

В) органом слуха

3. Жабры - это органы...

А) выделительной системы

Б) кровеносной системы

В) дыхательной системы

4. Кровеносная система рыб...

А) незамкнутая

Б) замкнутая и имеет один круг кровообращения

В) состоит только из артерий

5. Нерест - это...

А) способ размножения

Б) способ заботы о потомстве

В) сложное инстинктивное поведение в период размножения

3. Заполните пропуски в тексте.

По половым признакам рыбы__________ животные. У самцов половые железы называются _________________,  у самок ___________. В яичниках созревают _________

в семенниках ____________. Период размножения рыб называется ________________

Оплодотворение у большинства рыб ______________ хотя встречаются рыбы, у которых оплодотворение __________ например, акулы. После оплодотворения в ___________ развивается __________. Резервуаром для питания зародыши служит ___________. У некоторых не очень плодовитых рыб развилась такая форма приспособленности к выживанию, как ___________________.самка трехиглой колюшки откладывает икру в ________, а самец ______________,

                             

                                Приложение  №9 (к занятию №12)

    П/Р «Изучение строения скелета рыбы»

Цель работы: изучить особенности строения скелета костистой рыбы и его роль в защите органов полости тела.

Оборудование: скелет костистой рыбы (окуня), смонтированный на подставке;

Ход работы:

1.   Рассмотрите скелет костистой рыбы. Найдите осевой скелет, состоящий из скелета головы, туловища и периферический скелет, образованный скелетами конечностей и их поясами.

2.  Найдите в скелете головы — черепе — мозговую коробку, жаберные крышки и жаберные дуги, челюстные кости. Как череп соединен с позвоночником? Объясните смысл такого соединения.

3.  Рассмотрите позвоночник рыбы. Как называются кости, образующие позвоночник? Найдите канал спинного мозга, образованный верхними дугами позвонков (через него проходит проволока, служащая опорой для смонтированного скелета). Какую функцию выполняет канал спинного мозга в позвоночнике рыбы?

4.  Используя раздаточный материал  рассмотрите строение отдельных позвонков рыб. Найдите тело позвонка, дуги, остистые отростки. Какую форму имеет тело позвонка при взгляде сбоку?

5.  Сравните туловищный и хвостовой позвонки. Что общего и отличного имеется в строении туловищного и хвостового позвонков?

6.  Возьмите высушенный позвоночник воблы и попробуйте его изогнуть в горизонтальном и вертикальном направлениях. Позвонки соединяются друг с другом при помощи суставных отростков, расположенных у основания верхних дуг, поэтому в вертикальном направлении его изогнуть не удается. Объясните смысл такого соединения позвонков у рыб.

7.  Найдите в скелете рыбы ребра. Они соединены с нижними дугами туловищных позвонков. Какие органы полости тела ребра защищают от повреждения? Имеются ли ребра у хвостовых позвонков?

8.  Рассмотрите скелеты грудных, брюшных (прикреплены отдельно к подставке, на которой смонтирован скелет), анального, спинного и хвостового плавников. Найдите лучевые кости и пленку из соединительной ткани, расположенную между ними.

9.  Найдите в скелете рыбы кости поясов конечностей, при помощи которых грудные и брюшные плавники соединяются с осевым скелетом. Какие функции выполняют кости поясов конечностей?

10. Результаты оформите в тетрадях в виде таблицы.

Скелет костной рыбы

Отдел скелета

Кости, образующие отдел

Функции отдела

11. Вывод

 

Приложение  №10 (к занятию №13)

П/Р «Изучение строения скелета лягушки»

Цель работы: изучить особенности строения скелета лягушки.

Оборудование: скелет лягушки (раздаточный материал),

Ход работы:

1. Рассмотрите скелет лягушки. Найдите осевой скелет, состоящий из скелета головы, туловища и периферический скелет, образованный скелетами  конечностей и их поясами.

2.  Найдите в скелете головы — черепе — мозговую коробку и челюстные кости. Как череп соединен с позвоночником? Объясните смысл такого соединения.

3.  Рассмотрите позвоночник лягушки. Как называются кости, образующие позвоночник? Найдите канал спинного мозга, образованный верхними дугами позвонков (через него проходит проволока, служащая опорой для смонтированного скелета). Какую функцию выполняет канал спинного мозга в позвоночнике лягушки?

4.  Сравните туловищный и хвостовой позвонки. Что общего и отличного имеется в строении туловищного и хвостового позвонков?

5.  Найдите в скелете лягушки кости конечностей. Какие функции выполняют кости поясов конечностей?

6. Результаты оформите в тетрадях в виде таблицы.

Скелет костной рыбы

Отдел скелета

Кости, образующие отдел

Функции отдела

7.Вывод.

                                        Приложение  №11 (к занятию №14)

П/Р «Изучение внешнего строения и перьевого покрова птицы»

Цель: Изучить особенности внешнего строения птиц в связи с приспособлением к полету; рассмотреть разновидности перьев, особенности их строения в связи с выполняемыми функциями.

Оборудование: инструктивные карты, набор различных перьев.

Ход работы:

1. Рассмотрите особенности внешнего строения птицы. Каково значение обтекаемой формы тела? Какие отделы тела можно выделить у птиц?

2. Заполните таблицу.

Отдел тела

Органы

Особенности строения

Выполняемые функции

1 Голова

2 Шея

3 Туловище

4 Хвост

5 Передние конечности

6 Задние конечности

Клюв

Глаза

Ноздри

Ушные отверстия

Копчиковая железа

3. Изучите строение пера. Заполните схему:       Виды перьев

                                   ….                

                                                                           …                       …

                …                            ….          

Зарисуйте строение контурного пера, сделайте соответствующие обозначения.

4. Какие функции выполняют: а) контурные маховые перья;    б) контурные покровные перья;    в) пуховые перья и пух?

5. Каковы особенности перьевого покрова летающих и нелетающих птиц?

Вывод: в связи с полетом у птиц в ходе эволюции выработался ряд приспособлений:

1

2

3

4….      

     

Приложение  №12 (к занятию №15)

П/Р «Строение куриного яйца»

Цель работы: изучить строение яйца.

Оборудование: сырое куриное яйцо, два стаканчика-держателя для яиц; ручная лупа;

Ход работы:

1. Возьмите в одну руку яйцо. Другой рукой осторожно острием ножниц сделайте в середине скорлупы прокол и от него проведите поперечный надрез скорлупы на одну треть всей окружности яйца (рис. 1).

2. Удерживая яйцо надрезанной стороной над блюдцем, разломите его на две части и вылейте содержимое в блюдце. Рассмотрите содержимое яйца. Найдите шарообразный желток, прозрачный белок и уплотненные канатики, удерживающие желток в центре яйца.

3.  Рассмотрите желток. Найдите на его поверхности беловатую круглую пластинку — зародышевый диск — место развития будущего зародыша. Препаровальной иглой проколите желток. Чем объяснить, что теперь он начинает растекаться?

4.  Возьмите половинку скорлупы с тупым концом. Найдите внутри ее воздушную полость, отгороженную подскорлуповой оболочкой (рис. 3). Пинцетом отделите кусочек этой оболочки от скорлупы. С помощью лупы рассмотрите скорлупу снаружи. Что замечаете?

5. Сделайте вывод об особенностях строения яйца птицы, связанных с питанием и дыханием зародыша.

              Приложение  №13 (к занятию №16)

Тема «Многообразие млекопитающих, особенности их внешнего строения».

.

Выберите правильные утверждения

1. У всех млекопитающих развита грудная клетка

2. У жирафа и слона одинаковое количество шейных позвонков

3. У крокодила мозговая часть черепа развита меньше, чем у зайца.

4. У белок хорошо развиты клыки и нет резцов

5   Количество и форма зубов у разных млекопитающих непостоянна

6. Скелет парных конечностей млекопитающих состоит из гораздо большего числа костей, чем у пресмыкающихся

7. У хороших бегунов позвонки соединены подвижно

8. Только у крупных млекопитающих есть кора головного мозга.                                        Кроссворд «Отряды Млекопитающих»Кроссворд «Отряды Млекопитающих №1»

1. Представитель семейства Кошачьи.

2. Полуводное млекопитающее отряда Ластоногие.

3. Зубатый кит, занесённый в Красную книгу.

4. Представитель семейства кашалотовых китов.

5. Представитель семейства Собачьи.

6. Хищный растительноядный медведь.

7. Крупный кит из семейства полосатиков.

8. Нерпа, занесённая в Красную книгу России.

9. Воскоподобное вещество, находящееся в голове кашалота, широко используемое в парфюмерии.

10. Образование в ротовой полости из удлинённых резцов верхней челюсти.

11. Самый быстрый в беге хищник, развивающий скорость до 110 км/час.

12. Крупный кит из семейства гладких.

13. Своеобразный аппарат у китообразных процеживающий воду.

14. Этот слон высотой до 3,5 метров и массой тела до 3—5 тонн.

15. Хищник семейства дельфиновых.

16. Класс, включающий самых крупных на нашей планете водных животных.

17. Хищник, обитающий на Дальнем Востоке занесённый в Красную книгу России.

18. Слон, обитающий в Индии.

19. Массивный мышечный орган у слона, возникший в результате срастания носа и верхней губы .

20. Самый большой всеядный хищник на суше, обладающий мощным телосложением.

21. Самый крупный кит на Земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд по зоологии по теме: "Многообразие земноводных"

Кроссворд в формате Excel, содержит вопросы о земноводных, их фотографии. Может быть полезен при проведении урока обобщения либо внеклассного мероприятия....

Презентация к уроку зоологии

Данная презентация создана к обобщающему уроку зоологии по теме "Многообразие и значение простейших в природе и жизни человека". В презентацию включен материал по повторению правил работы с микроскопо...

Презентация к уроку зоологии

материал к уроку "Класс Паукообразные"...

Презентация "Краткая история развития зоологии".

Вклад Аристотеля, Левенгука, Линнея, Дарвина в развитие науки зоологии....

Тесты по зоологии

тесты для 7 классов...

Презентация по биологии для учащихся 7 класса по теме "Предмет зоологии. История зоологии"

Презентация к курсу биологии для учащихся 7 класса по теме "Предмет зоологии. История зоологии"....