Цитология как наука.6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: цитология как наука.
Цели урока:
- сформировать представление о науке цитологии
- развитие умений анализировать, выделять главное;
- воспитание чувства коллективизма.
Оборудование:
- таблицы по строению клетки;
Организационный момент
Приветствие, постановка задач урока
Объявление темы, задач урока.
Изучение нового материала
1. Историческая справка.
Цитология – одна из биологических наук.
Цитология – наука о строении и жизнедеятельности клетки.
Ее возраст более 100 лет, а термин “клетка” возник более трехсот лет назад. Развитие цитологии стало возможным появлением и усовершенствованием увеличительных приборов.
В 1838 году Шлейденом и Шванном сформулирована клеточная теория, которая получила дальнейшее развитие.
В 1858 году Вирхов сформулировал положение о появлении новых клеток от таких же исходных клеток путем деления. Бэр доказал, что клетка – единица развития всех живых организмов.
Цитология (греч. kytos — ячейка, клетка) — наука о клетке.
Предметом ее изучения является клетка как структурная и функциональная единица жизни.
В задачи цитологии входит изучение строения и функционирования клеток, их химического состава, функций отдельных клеточных компонентов, познание процессов воспроизведения клеток, приспособления к условиям окружающей среды, исследование особенностей строения специализированных клеток, этапов становления их особых функций, развития специфических клеточных структур и др. Для решения этих задач в цитологии используются различные методы.
Основным методом изучения клеток является световая микроскопия. Человеческий глаз обладает разрешающей способностью около 100мкм(1 мкм = 0,001 мм). Это означает, что две точки, расположенные на расстоянии менее чем 100 мкм друг от друга, кажутся одной расплывчатой точкой. Чтобы различить более мелкие структуры, применяют оптические приборы, в частности микроскопы. Разрешающая способность микроскопов составляет 0,13—0,20 мкм, т. е. примерно в тысячу раз превышает разрешающую способность человеческого глаза. С помощью световых микроскопов, в которых используется солнечный или искусственный свет, удается выявить многие детали внутреннего строения клетки — отдельные органеллы, клеточную оболочку. Создать световой микроскоп с большим разрешением невозможно, потому что разрешающая способность связана с длиной волны световых лучей, а не только с качеством увеличительных стекол.
Для изучения ультратонкого строения клеточных структур прибегают к методу электронной микроскопии. В электронных микроскопах вместо световых лучей используется пучок электронов. Разрешающая способность современных электронных микроскопов составляет 0,1 нм, поэтому с их помощью выявляют очень мелкие детали. В электронном микроскопе видны биологические мембраны (толщина 6—10 нм), рибосомы (диаметр около 20 нм), микротрубочки (толщина около 25 нм) и другие структуры.
Для исследования химического состава, выяснения локализации отдельных химических веществ в клетке широко используются методы цито- и гистохимии, основанные на избирательном воздействии реактивов и красителей на определенные химические вещества цитоплазмы. Метод дифференциального (разделительного) центрифугирования позволяет разделить с помощью центрифуги содержимое клетки на отдельные разные по массе составляющие и затем детально изучить их химический состав. Метод рентгеноструктурного анализа дает возможность определять пространственное расположение и физические свойства молекул (например, ДНК, белков), входящих в состав клеточных структур.
Для выявления локализации мест синтеза биополимеров, определения путей переноса веществ в клетке широко используется метод авторадиографии — регистрации веществ, меченых радиоактивными изотопами. Многие процессы жизнедеятельности клеток, в частности деление клетки, фиксируют с помощью кино-и фотосъемки.
Изучение клеток разных органов и тканей растений и животных, процессов деления клетки, их дифференцировки и специализации проводят методом клеточных культур — выращиванием клеток (и целых организмов из отдельных клеток) на питательных средах в стерильных условиях.
При исследовании живых клеток, выяснении функций отдельных органелл применяют методы микрохирургии — оперативного воздействия на клетку, связанного с удалением или имплантированием отдельных органелл, их пересаживанием из клетки в клетку, введением в клетку крупных макромолекул и т. д.
Основные понятия современной клеточной теории:
I. Клетка – это структурная единица всего живого.
II. Клетки всех организмов сходны по строению и химическому составу.
III. Размножение клеток происходит путем их деления.
IV. По наличию ядра клетки делятся на прокариоты и эукариоты.
V. Клетка – основная единица строения и развития всех живых организмов. Сходство в строении клеток растений и животных, свидетельствует о единстве происхождения всех организмов.
2. Клетка - структурная единица всего живого.
Учитель: существуют бактериальные, растительные, животные, грибные клетки.
Все клетки отличаются по основным признакам.
- главные части клеток: наличие ядра, оболочка,
- органоиды: пластиды, вакуоли, запасные вещества,
- обмен веществ, рост клеток, ткани).
Растительная клетка отличается от животной тем, что, как правило, у растительной клетки одно ядро, а у животной может быть несколько; у растительной - клеточная стенка прочная, состоит из целлюлозы, а у животной – ее нет, а мембрана образована белками и жирами.
Отличается по наличию органоидов, в растительной клетке нет клеточного центра; в животной клетке нет пластид, как правило, нет вакуолей, за исключением временных; у простейших есть сократительные и пищеварительные вакуоли.
Отличаются запасными веществами: у растительной клетки – крахмал, жиры, а у животной – гликоген, жиры. У растительной клетки энергия возникает в процессе фотосинтеза, питательные вещества образуется из неорганических, а у животных клеток энергия возникает за счет расщепления органических веществ, полученных с пищей.
Рост растительных клеток на протяжении всей жизни, а у большинства животных клеток только в молодом возрасте.
Клети образуют несколько типов тканей.
Приложение
Сравнение клеток
Признаки | Бактерии | Грибы | Растения | Животные |
1) Главные части клеток | 1. клеточная стенка 2. цитоплазма 3. | 1. Клеточная стенка 2. Цитоплазма 3. Ядро | 1. клеточная стенка 2.цитоплазма 3. ядро | 1. мембрана 2. цитоплазма 3. ядро |
2) Наличие ядра | Настоящего ядра нет, есть кольцевые молекулы ДНК- плазмиды | Есть ядро, может не одно 1-2 – много | Развито ядро | Развито ядро, может не одно |
3) Оболочка | С клеточной стенкой из муреина, но не у всех, есть слизистая капсула | Клеточная стенка из хитина | Клеточная стенка из целлюлозы | Клеточной стенки нет |
4) Органоиды клетки | Мембранные структуры в виде канальцев, пузырьков тилакоидов с ферментами и пигментами | Слабо развит аппарат Гольджи | Нет клеточного центра кроме водорослей | Развиты все органоиды |
5) Пластиды | Имеют фотосинтетики | нет | Развиты пластиды – хлоро,- хромо,- лейкопласты | Нет пластид |
6) Вакуоли | У некоторых почвенных и водных бактерий есть газовые вакуоли, служащие для передвижения | нет | Развиты вакуоли- полости с клеточным соком- резервуары питательных веществ | Нет. Могут быть временные у простейших- сократительные, пищеварительные |
7) Запасные вещества | Полисахариды (крахмал, гликоген) жиры, сера, полифосфаты | Гликоген, белковые включения | Крахмал, жиры. | Гликоген, жиры. |
8) Обмен веществ | Синтез АТФ путем брожения, фотосинтеза, дыхания | Энергия возникает за счет расщепления готовых питательных веществ | Энергия возникает в процессе фотосинтеза, питательные вещества образуются из неорганических веществ | Энергия возникает за счет расщепления органических веществ полученных с пищей. |
9) Рост клеток | В благоприятных условиях рост клеток неограничен | В благоприятных условиях рост клеток неограничен | Рост клеток на протяжении всей жизни | Рост клеток у большинства только в молодом возрасте |
10) Ткани | Тканей нет | Тканей нет | Клетки образуют много типов тканей | У животных у типа тканей |
11) По способу питания | Автотрофы (цианобактерии ), гетеротрофы диффузный способ. Хемосинтезирующие | Гетеротрофный способ питания, поглощение пищи путем всасывания | Автотрофы | Гетеротрофы |
3. Химический состав клеток.
Каким бы разным по строению не были клетки, они все имеют сходный химический состав.
Химический состав клеток. В клетке находится около 70 химических элементов. По количественному содержанию можно выделить: макроэлементы(C,H,O,N) и микроэлементы (йод, бром, селен, и тд.).
Часть химических элементов, содержащихся в клетке, входят в состав неорганических и органических соединений.
Общее значение органических соединений:
1. Все соединения дают энергию (углеводы, жиры, белки);
2. Все выполняют структурную функцию;
3. Все являются составной частью структур, отвечающих за хранение и передачу наследственной информации;
4. Обеспечивают свойства клеток, обмен веществ.
Учитель: Каких-либо элементов, присущих только живой природе, в клетке не обнаружено, все перечисленные химические элементы входят и в состав неживой природы. Это указывает на единство живой и неживой природы.
4. Клетка – функциональная единица всего живого.
Клетка, как и другие биосистемы обладает одним из важнейших свойств живого – обменом веществ и энергии.
Пластический обмен.
Биосинтез белка.
Биосинтез – пример пластического обмена.
Пластический обмен – совокупность реакций синтеза, сопровождается поглощением энергии.
Биосинтез белков происходит в рибосомах, находящихся на эндоплазматической сети.
В биосинтезе белков участвуют структуры и вещества клетки.
V. Подведение итогов урока. Д/З § Конспект.
Сообщение «Открытие клеточного строения организмов»
Биография А. Левенгука
Биография Р. Гука
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Цитология" для 9 класса
Содержит материал по проверке знаний учащихся в 9 классе по теме "Цитология"...

Итоговый тест по теме "Цитология" для 10 класса
Тест соответствует базовому уровню изучения биологии в 10 классе и включает вопросы по составу, строению, обмену веществ и энергии в клетке, делению клеток. Может быть использован как итоговая работа ...

Цитология - наука о клетке /10 класс/
Урок способствует формированию у учащихся научного представления о клетке как единой, структурной, функциональной единице органического мира. Знакомит с задачами и методами современной цитологии...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Цитология - наука о клетке" 8 класс.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Цитология - наука о клетке" 8 класс....
Тест по биологии. Цитология как наука. Химический состав клетки. 10 класс
Обобщение материала "Химический состав клетки". Текущий контроль....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА биологии в 5 классе по теме «Цитология – наука о клетке»
Предмет: биологияКласс: 5Место урока в программе: в системе уроков раздела «Организмы — тела живой природы» - 11-й урок. ...

Учебное занятие 5 класс "ЦИТОЛОГИЯ- наука о клетке"
Учебное занятие 5 класс "ЦИТОЛОГИЯ- наука о клетке"...
