Дополнительная обещеобразовательная общеразвивающая программа стественнонаучной направленности "Практическая биология"
рабочая программа по биологии
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Практическая биология».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 749.21 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
I. | Комплекс основных характеристик программы | Стр |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. | Направленность программы | 3 |
1.1.2. | Актуальность программы | 3 |
1.1.3. | Новизна и отличительные особенности программы | 4 |
1.1.4. | Адресат программы | 4 |
1.1.5. | Объем и сроки освоения программы | 4 |
1.1.6. | Срок обучения по программе, срок освоения программы | 5 |
1.1.7. | Форма обучения | 5 |
1.1.8. | Уровни реализации программы | 5 |
1.1.9. | Особенности организации образовательного процесса | 5 |
1.1.10. | Язык программы | 5 |
1.1.11. | Режим занятий | 5 |
1.2. | Цель и задачи программы | 5 |
1.2.1. | Цель программы | 5 |
1.2.2. | Задачи программы | 5 |
1.3. | Содержание программы | |
1.3.1. | Учебный план | 6 |
1.3.2. | Содержание разделов и тем | 7 |
1.4. | Планируемые результаты | 9 |
II. | Комплекс организационно-педагогических условий | 10 |
2.1. | Календарный учебный график | 10 |
2.2. | Условия реализации программы | 10 |
2.2.1. | Материально-техническое обеспечение | 10 |
2.2.2. | Кадровое обеспечение | 11 |
2.2.3. | Информационное обеспечение | 11 |
2.2.4. | Методические материалы | 12 |
2.3. | Формы аттестации и контроля | 14 |
2.4. | Оценочные материалы | 15 |
2.5. | Рабочая программа воспитания | 18 |
2.6. | Список литературы | 25 |
2.7. | Приложения | 28 |
- Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Практическая биология» разработана в соответствии с современными требованиями нормативно-правового обеспечения.
- Направленность программы
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Практическая биология» относится к программам естественнонаучной направленности.
- Актуальность программы
Актуальность программы «Практическая биология» определяется важностью комплексного естественнонаучного образования учащихся для формирования гармонично развитой личности, способной к продуктивному и творческому труду. Она предоставляет возможность систематизировать знания учащихся по основным разделам биологии. А также предоставляет возможность определиться со своими профессиональными планами и выстроить индивидуальную профессиональную траекторию. Программа способствует обеспечению активной жизненной позиции учащихся в вопросах научного познания окружающей действительности.
Также программа актуальна в связи с открытием на базе нашей школы Центра образования естественнонаучной и технологической направленности («Точка роста»).
- Новизна и отличительные особенности программы
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что: во-первых, программа реализуется с применением современных средств обучения: цифровая лаборатория учащегося по биологии (ученическая) ZARNITZA, световые и электронные микроскопы;
во-вторых, данная программа позволяет осуществлять раннюю профессиональную ориентацию обучающихся, так как предусмотрено знакомство с профессиями, где применяются знания по биологии (ботаника, зоология, экологии).
- Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическая биология» адресована обучающимся 11 – 13 лет. Состав групп разновозрастный, от 10 до 17 человек.
Условия набора детей на программу: принимаются все желающие, проявляющие интерес к изучению биологии.
При реализации программы учитываются возрастные особенности обучающихся (11 - 13 лет). В этот возрастной период надо учитывать, что быстрая переключаемость внимания не даёт возможности сосредоточиться долго на одном и том же деле, поэтому деятельность должна быть захватывающей, сменяемой и вызывать интерес своей необычностью. Это учитывается при проведении занятий посредством чередования теоретических и практических форм работы. В этом возрасте заметно прогрессирует в развитии память: увеличивается объем памяти, меняются способы запоминания. Поэтому на занятиях используются различные приемы позволяющие удерживать внимание, развивать мышление и долговременную память.
Надо так же помнить и тот факт, что школьники стремятся к самостоятельности, при этом потребность в общении со сверстниками (стремление найти своё место среди ровесников) приобретает большее значение. Подростки в это время стремятся продемонстрировать своё мнение, остро реагирует на критику. Поэтому на занятиях школьники работают как самостоятельно (индивидуально), так и в группах постоянного и сменного состава. Это позволяет развивать, коммуникативные и лидерские качества личности.
- Объем и сроки освоения программы
Дополнительная образовательная программа «Практическая биология» рассчитана на 1 год обучения в общем объеме - 34 часа.
- Срок обучения по программе, срок освоения программы
Срок обучения по программе с 01.09.2024 г. по 25. 05.2025 г.
Срок освоения программы – 9 месяцев.
- Формы обучения
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическая биология» реализуется в очной форме.
- Уровни реализации программы
Уровень реализации программы - стартовый.
- Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации образовательной программы:
Программа реализуется в традиционной форме.
Организационные формы обучения.
Занятия преимущественно проводятся всем составом, но по отдельным темам могут проводиться по группам или индивидуально. Группы формируются из обучающихся разного возраста. Состав группы обучающихся постоянный.
- Язык программы
Программа реализуется на русском языке.
- Режим занятий
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
- Цель задачи программы
- Цель программы
Развитие познавательного интереса и мотивации к изучению биологии посредством формирования практических навыков работы с лабораторным оборудованием в исследовательской деятельности.
- Задачи программы:
- Личностные задачи:
- Формировать аккуратность и ответственность в работе с лабораторным оборудованием и микропрепаратами, муляжами и гербариями.
- Формировать нравственно-этические основы поведения и общения.
- Метапредметные задачи:
- Формировать самостоятельность и творчество при решении практических задач.
- Развивать критическое мышление обучающихся: способности к анализу различных ситуаций, планированию действий для достижения поставленных целей; аргументированному представлению результатов своей деятельности.
- Развивать коммуникативные компетенции.
- Предметные задачи:
- Сформировать умения наблюдать и объяснять биологические явления, происходящие в природе, в проводимом исследовании (эксперименте).
- Сформировать навыки безопасного обращения с оборудованием цифровой лаборатории;
- Сформировать умения организации проектно-исследовательской деятельности.
1.3.Содержание программы
1.3.1.Учебный план
№ п\ п | Наименование тем | Трудоемкость (в академических часах) | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | «Лаборатория Левенгука» | 5 | 1 | 4 | Отчет о выполнении практической работы. Мини–исследование |
2. | Практическая ботаника | 16 | 6 | 10 | Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»; Проект «Редкие растения Новосибирской области». «Микромир» (презентация). |
3. | Практическая зоология | 7 | 2 | 5 | Мини–исследование «Птицы на кормушке»; Проект «Красная книга животных Новосибирской области». Проект «Красная книга животных Черепановского района». |
4. | Биопрактикум | 5 | 1 | 4 | Оформление доклада и презентации по определенной теме. |
6. | Итоговое занятие | 1 | 1 | Фестиваль проектов | |
Итого: | 34 | 10 | 24 | ||
1.3.2. Содержание разделов и тем
Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.
При изучении разделов курса «Практическая биология» учащиеся смогут почувствовать себя в роли ученых из разных областей биологии.
Ботаника -наука о растениях.
Зоология - наука, предметом изучения которой являются представители царства животных.
Микология - наука о грибах.
Физиология - наука о жизненных процессах.
Экология - наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой.
Бактериология - наука о бактериях.
Орнитология - раздел зоологии, посвященный изучению птиц.
Биогеография - наука, которая изучает закономерности географического распространения и распре деления организмов.
Введение.
Знакомство с планом работы и техникой безопасности при выполнении лабораторных работ.
Раздел 1. «Лаборатория Левенгука» (5часов)
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.
Практические и лабораторные работы:
- Устройство микроскопа;
- Приготовление и рассматривание микропрепаратов;
- Зарисовка биологических объектов.
Проектно – исследовательская деятельность:
- Мини–исследование
Раздел 2. Практическая ботаника (16часов)
Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений.
Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Новосибирской области.
Практические и лабораторные работы:
- Морфологическое описание растений;
- Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии;
- Монтировка гербария.
Проектно – исследовательская деятельность:
- Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»; Проект «Редкие растения Новосибирской области».
- «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).
Раздел 3. Практическая зоология (7часов)
Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов.
Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности.
Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология).
Пищевые цепочки.
Жизнь животных зимой. Подкормка птиц.
Практические и лабораторные работы:
- Работа по определению животных;
- Составление пищевых цепочек;
- Определение экологической группы животных по внешнему виду;
- Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных».
Проектно – исследовательская деятельность:
- Мини–исследование «Птицы на кормушке»;
- Проект «Красная книга животных Новосибирской области».
- Проект «Красная книга животных Черепановского района».
Раздел 4. Биопрактикум (5 часов)
Учебно-исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, Интернет- ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию.
Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю.
Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.
Практические и лабораторные работы:
- Работа с информацией (посещение библиотеки);
- Оформление доклада и презентации по определенной теме.
Проектно – исследовательская деятельность:
Тема «Физиология растений»:
- Движение растений.
- Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений.
- Прорастание семян.
- Влияние прищипки на рост корня.
Тема «Экологический практикум»
- Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации.
- Определение запыленности воздуха в помещениях.
Итоговое занятие (1 ч) - Фестиваль проектов.
1.4. Планируемые результаты освоения курса дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Практическая биология»
Личностные результаты:
В процессе реализации программы происходит изменение личностных качеств обучающихся:
- аккуратность и ответственность в работе с лабораторным оборудованием и микропрепаратами, муляжами и гербариями;
- нравственно-этические основы поведения и общения.
Метапредметные результаты:
В процессе реализации программы происходит развитие:
- самостоятельность и творчество при решении практических задач;
- критическое мышление обучающихся: способности к анализу различных ситуаций, планированию действий для достижения поставленных целей; аргументированному представлению результатов своей деятельности;
- коммуникативные компетенции.
Предметные результаты:
- сформированы умения наблюдать и объяснять биологические явления, происходящие в природе, в проводимом исследовании (эксперименте);
- сформировать навыки безопасного обращения с оборудованием цифровой лаборатории;
- сформированы умения организации проектно-исследовательской деятельности.
В результате освоения программы обучающиеся будут знать:
- существенные признаки биологических объектов и процессов;
- признаки принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- роль биологии в практической деятельности людей;
- основные правила поведения в природе;
- этапы организации проектно-исследовательской деятельности.
В результате освоения программы обучающиеся будут уметь:
- выделять существенные признаки биологических объектов и процессов;
- классифицировать биологические объекты по определенным систематическим группам;
- объяснять роль биологии в практической деятельности людей;
- сравнивать биологические объекты и процессы;
- работать с определителями, лабораторным оборудованием (цифровой лаборатории);
- владеть методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами;
- применять умения организации проектно-исследовательской работы.
- Комплекс организационно-педагогических условий
- Календарный учебный график
Даты начала и окончания учебного периода: сентябрь 2024 года – май 2025 года. Количество учебных недель: 34 недели.
Количество учебных дней: 34 дня. Продолжительность каникул: 10 дней.
Календарный учебный график разрабатывается ежегодно и размещается в приложении №1.
- Условия реализации программы
ДООП «Практическая биология» реализуется в учебном кабинете биологии МКОУ Верх-Мильтюшинской школы им. Н.З. Фисенко на базе образовательного центра «Точка роста».
Ресурсное обеспечение программы «Практическая биология».
2.2.1. Материально-техническое обеспечение
Учебные и вспомогательные помещения:
- Учебный кабинет, соответствующий требованиям СанПиН, оборудованный ученическими столами и стульями, столом для учителя, системой водоснабжения.
Технические средства обучения:
- Ноутбук с выходом в Интернет.
- Проектор и экран
- Цифровая лаборатория учащегося по биологии (ученическая) zarnitza.
Оборудование:
- Лаборатория ученическая (переносная)
- Световые и электронные микроскопы
- Лупы
- Весы электронные и равноплечные, ручные с пределами взвешивания в граммах: от 0.02 г. до 1 г.; от 0.1 г. до 5 г.; от 1 г. до 20 г; от 5 г. до 10 г..
- Термометры (воздушный, почвенный, водный).
- Штатив металлический с набором колец и лапок.
- Штатив для пробирок.
- Спиртовка.
- Пробирки.
- Воронка лабораторная.
- Колба коническая разной емкости.
- Палочки стеклянные.
- Пипетки глазные.
- Стаканы химические разной емкости.
- Стекла предметные.
- Цилиндры мерные.
- Щипцы тигельные.
- Бумага фильтровальная.
- Таблицы постоянного экспонирования:
- "Правила техники безопасности в кабинете".
- «Царства живой природы»
- « Строение клетки»
- Биологические коллекции
- Гербарии
- Муляжи растений
- Чучела животных и птиц
- Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом МКОУ Верх-Мильтюшинской СОШ имени Н.З. Фисенко, имеющим высшее педагогическое образование по специальности «Учитель географии и биологии», высшую квалификационную категорию, и повышающим свою квалификацию по реализации программ в системе дополнительного образования.
- Информационное обеспечение
- Энциклопедии, словари, справочники, научно-популярная литература по биологии.
- Коллекция ЭОРов по биологии.
- Материалы Всероссийского Фестиваля педагогических «Открытый урок» /Издательский дом «Первое сентября», Москва.
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
- http://www.uroki.net/docxim.htm.
- Сайт «Я иду на урок биологии» https://bio.1sept.ru/urok/
- Методические материалы
Выбор форм организации учебных занятий и методов обучения обусловлен особенностями реализации программы: достаточно большой объем информации, содержащей специальные термины, необходимо передать обучающимся за относительно короткий временной период, т.к. программа краткосрочная.
Основная форма организации деятельности учащихся на теоретических занятиях – фронтальная, на практических – групповая.
Программа предполагает использование следующих методов обучения:
По способу организации занятий:
- Словесные методы обучения: лекция, беседа, объяснение.
- Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения, наблюдение, работа по образцу.
- Практические методы обучения: практическая работа, экскурсии, подготовка презентаций.
По уровню деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию).
- Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
- Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
Методы стимулирования и мотивации обучающихся:
- Эмоциональные методы: поощрение, создание ситуации успеха.
- Познавательные методы: выполнение практических работ, экскурсии,
участие в массовых мероприятиях.
- Волевые методы: предъявление учебных требований, прогнозирование будущей деятельности.
Методы контроля:
- Устные: индивидуальный опрос, защита презентаций.
- Письменные: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа.
Применяемые в процессе реализации программы формы организации учебных занятий: защита презентаций, консультация, конференция, лабораторное и практическое занятие, лекция с применением ТСО, наблюдение, занятие-упражнение, практическое занятие, семинар, экскурсия.
В процессе реализации программы применяются педагогические технологии:
- Коммуникативная технология обучения.
- Информационные технологии.
- Технология группового обучения.
Алгоритм учебного занятия:
- Организационный этап.
- Этап актуализации знаний и умений.
- Этап мотивации и целеполагания.
- Этап организации восприятия.
- Этап организации осмысления новых знаний и способов действий.
- Этап первичной проверки понимания изученного.
- Этап организации первичного закрепления новых знаний,
способов действий и их применение.
- Этап обобщения и систематизации знаний.
- Этап рефлексии.
Дидактические материалы:
Наименование темы | Дидактические материалы |
«Лаборатория Левенгука» | Видеофильм «Кто изобрел микроскоп?» Презентация «устройство и правила работы с электронным микроскопом» Карточки -помощницы «Приготовление микропрепарата» Портреты ученых-биологов Инструкция «Правила работы с лабораторным оборудованием» Инструкция «Правила работы с электронным микроскопом» |
Практическая ботаника | фотоальбом «Растения леса» Материалы к викторине «Красная книга Новосибирской области. Растения» Материалы к занятию «Редкие растения Новосибирской области». «Микромир» (презентация). |
Практическая зоология | Презентация «Птицы Черепановского района» Видеоролик «Птицы леса» Материалы к занятию «Красная книга животных Новосибирской области». Виртуальная экскурсия «Животные на земле и в воздухе» Карточки – подсказки животных, след конечностей и контур тела. |
Биопрактикум | Инструкция «Правила приготовление микропрепарата » Материалы к практическим работам по физиологии растений . |
2.3. Формы аттестации и контроля
Аттестация обучающихся проводится в соответствии с локальным актом МКОУ Верх-Мильтюшинской средней общеобразовательной школы имени Николая Захаровича Фисенко «Положение о периодичности и порядке текущего, промежуточного и итогового контроля обучающихся».
Виды контроля, планируемые в процессе реализации ДООП «Практическая биология» и сроки их проведения:
- Текущий контроль проходит после изучения каждого раздела программы, предусматривает различные диагностические процедуры по усвоению программного материала и личностного развития учащихся: индивидуальный опрос, тестирование, викторина, наблюдение за коллективной работой по выполнению практических работ, наблюдение за динамикой становления личностных качеств учащихся.
- Итоговый контроль проводится по завершении учебного периода обучения. Учащиеся выступают с докладом о проведенном мини-исследовании по выбранной теме или представляют проект.
Способы и формы фиксации результатов: оформление отчетов о практической работе, фото и видео процесса работы, отзывы учащихся, благодарности, грамоты, дипломы.
Способы и формы предъявления результатов: презентации учащихся, анализ и оценка опросов и наблюдений, участие в школьных, муниципальных и областных конкурсах.
2.4. Оценочные материалы
Планируемые результаты | Диагностический инструментарий (формы, методы) |
Личностные результаты: - будут формироваться аккуратность и ответственность в работе с лабораторным оборудованием, наглядными пособиями (гербариями, чучелами животных, и др. биологическими коллекциями) - будут формироваться нравственно- этические основы поведения и общения. | - Наблюдение. |
Метапредметные результаты:
|
- Анализ результатов выполнения практических работ. |
Предметные результаты: - умеют наблюдать и объяснять происходящие изменения в живой природе; - умеют правильно провести, эксперимент; - сформированы навыки работы с оборудованием (электронными и световыми микроскопами, цифровой лабораторией, приборами, химреактивами) ; - сформированы умения организации проектно-исследовательской деятельности . |
|
Для определения достижения планируемых результатов освоения программы предусмотрены разнообразные формы, методы диагностики и критерии оценки.
Результаты контроля заносятся в диагностические карты и отражают уровень освоения планируемых результатов дополнительной общеобразовательной программы «Практическая биология».
Критерии оценки результативности отражают:
- уровень теоретических знаний (широту кругозора; уровень восприятия теоретической информации; осмысленность и свободу использования специальной терминологии);
- уровень практической подготовки учащихся (соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; свобода владения специальным оборудованием, оснащением; качество выполнения практического задания; технологичность практической деятельности; соблюдение правил техники безопасности при выполнении практических работ);
- уровень развития и воспитанности учащихся (культура организации выполнения практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных и коммуникативных способностей).
Степень выраженности оцениваемого качества: высокий, средний, низкий уровень.
Вид оценочной системы: баллы.
Методы оценки достижения планируемых результатов:
Показатель | Формы и методы диагностики |
Уровень сформированности теоретических знаний |
- индивидуальны опрос |
Уровень практической подготовки учащихся |
- правильность оформления творческих работ. |
Уровень развития личности учащихся | - наблюдение |
Критерии оценки достижения планируемых результатов.
Критерии связаны с целями и задачами программы и состоят из показателей, внешне проявляющихся признаков.
Оценка уровня теоретической подготовки: | |
Высокий уровень | успешное освоение обучающимся (более 70%)содержания ДОП; осознанное употребление специальных терминов в полном соответствии с их содержанием. |
Средний уровень | успешное освоение обучающимся (от 50% до 70%) содержания ДОП; употребление специальных терминов не в полном соответствии с их содержанием. |
Низкий уровень | успешное освоение обучающимися (менее 50%) содержания ДОП; употребление специальных терминов в полном несоответствии с их содержанием или избегание употребления специальных терминов. |
Оценка уровня практической подготовки: | |
Высокий уровень | успешное освоение обучающимся (более 70%) умениями и навыками, предусмотренными программой; умение работать с оборудованием, приборами, наглядными пособиями и биологическими коллекциями. самостоятельное выполнение практической работы в соответствии с инструкцией и в соответствии с правилами техники безопасности. |
Средний уровень | успешное освоение обучающимся (от 50% до 70%) умениями и навыками, предусмотренными программой; частичное умение работать с оборудованием, приборами, наглядными пособиями и биологическими коллекциями; выполнение практической работы в соответствии с инструкцией по образцу или с помощью педагога, в соответствии с правилами техники безопасности. |
Низкий уровень | успешное освоение обучающимся (менее 50%,) частичное выполнение практической работы по образцу или с помощью педагога; отсутствие практических навыков в работе с оборудованием, приборами, наглядными пособиями и биологическими коллекциями; нарушение правил техники безопасности. |
Сводная таблица показателей, критериев (в том числе степень их выраженности) мониторинга результатов обучения по ДООП «Практическая биология» приведена в приложении № 2.Для оценки уровня развития личности учащихся будет применяться метод структурированного наблюдения за поведением детей в процессе практической деятельности на занятиях и его оценивание по определенным параметрам. Проводится обследование педагогом с занесением обобщенных результатов в диагностическую карту группы. Мониторинг проводится системно: в начале, и конце учебного года. Критерии мониторинга уровня развития личности и метапредметных навыков обучающихся по ДООП «Практическая биология» указаны в приложении № 3.Форма фиксирования и обобщения мониторинга результатов обучения, уровня развития личности, а также достижений учащихся – диагностические карты. Диагностическая карта заполняется по каждой группе обучающихся. Формы диагностических карт приведены в приложениях № 4 и № 5. Примеры оценочных материалов, позволяющих диагностировать достижение.
2.5. Рабочая программа воспитания.
Цель и задачи воспитания:
Цель: Личностное развитие обучающихся, проявляющееся в развитии их позитивных отношений к базовым для нашего общества ценностям: семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек, то есть в развитии их социально значимых отношений.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач воспитания:
- реализовывать воспитательные возможности коллективных дел, организовать их коллективное планирование, организацию, проведение и анализ;
- использовать в воспитании детей возможности учебного занятия и интерактивных форм занятий с учащимися;
- организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
- организовывать профориентационную работу с обучающимися;
- развивать предметно-эстетическую среду учебного помещения и реализовывать ее воспитательные возможности.
Особенности организуемого воспитательного процесса в ДОО
Рабочая программа воспитания базируется на утвержденной Программе воспитания в МКОУ Верх-Мильтюшинской средней общеобразовательной школы имени Николая Захаровича Фисенко, согласно которой основными традициями воспитания являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы учреждения являются ключевые общеучрежденческие дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и обучающихся является коллективные разработка, планирование, проведение и анализ их результатов;
- в учреждении создаются условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общеучрежденческих дел отсутствует соревновательность между группами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а так же их социальная активность;
- педагоги учреждения ориентированы на формирование коллектива в рамках творческих объединений, на установление доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в учреждении является педагог, реализующий по отношению к детям защитную, личностно-развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Виды и формы, содержание деятельности:
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках основных направлений воспитательной работы учреждения, представленных в виде модулей: «Ключевые общеучрежденческие дела», «Классное руководство», «Учебное занятие», «Самоуправление», «Детские общественные объединения», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Профориентация», «Работа с родителями», «Организация предметно-эстетической среды».
Формы воспитательной деятельности:
- Учебное занятие.
Участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.
- Викторины.
- Церемонии награждения обучающихся по итогам года.
- Работа с родителями.
- Изучение Интернет-ресурсов.
- Познавательные квесты.
- Индивидуальная помощь детям.
Это позволяет создать в творческом объединении периоды творческой активности, задать четкий ритм жизни коллектива, избежать стихийности, оказывать действенную помощь педагогу в образовательной деятельности.
Содержание воспитательной деятельности:
- индивидуальное сопровождение одарённых и талантливых обучающихся реализуется через проведение воспитательной и организационно-массовой работы в форме подготовки и участия в мероприятиях муниципального, регионального и Всероссийского уровней (соревнования, концерты, выставки, конкурсы, фестивали); размещение информации о деятельности творческого объединения в СМИ;
- массовые мероприятия учебного характера (к ним относятся итоговые, отчетные, открытые мероприятия и занятия);
- занятия, участие в конкурсах;
- массовые мероприятия воспитательно-развивающего характера (тематические праздники, дни именинников, календарные праздники, традиционные народные праздники);
- тематические беседы по ПДД, ОТ, ТБ и охране здоровья;
- мероприятия, направленные на социальное воспитание (беседы о здоровье, о взаимоотношениях с другими людьми);
- индивидуальная работа с детьми. Работа с родителями:
- индивидуальные встречи и консультации (по необходимости);
- посещение родительских собраний в школе, на базе которой реализуется программа;
- системная работа по оценке деятельности педагога дополнительного образования со стороны родителей (наличие отзывов в системе Навигатор дополнительного образования).
В связи с краткосрочностью реализации программы коллектив обучающихся, занимающихся по ДООП, обновляется ежегодно, что определяет виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
Планируемые результаты.
Планируемые результаты воспитания нацелены на перспективу развития и становления личности обучающегося. Результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в форме целевых ориентиров.
Целевые ориентиры результатов воспитания
на уровне основного общего образования
Направления | Характеристики (показатели) |
Гражданское |
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном и много конфессиональном российском обществе, в современном мировом сообществе. Проявляющий уважение, ценностное отношение к государственным символам России, праздникам, традициям народа России. Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории российской государственности. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод. Ориентированный на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной (добровольческие акции, помощь нуждающимся и т.п.). Принимающий участие в жизни школы (в том числе самоуправление), местного сообщества, родного края. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. |
Патриотическое | Сознающий свою этнокультурную идентичность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, свою общероссийскую культурную идентичность. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего народа, своего края, других народов России, Российской Федерации. Знающий и уважающий боевые подвиги и трудовые достижения своих земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Знающий и уважающий достижения нашей общей Родины – России в науке, искусстве, спорте, технологиях. |
Духовно- нравственное | Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры своего народа, других народов России. Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Ориентированный на традиционные духовные ценности и моральные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора. Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России ценностям и нормам. Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы культурного наследия народов России и человечества; испытывающий чувство уважения к русскому и родному языку, литературе, культурному наследию многонационального народа России. |
Эстетическое | Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание его эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение людей. Знающий и уважающий художественное творчество своего и других народов, понимающий его значение в культуре. Сознающий значение художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве. |
Физическое | Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности человека в обществе, значение личных усилий человека в сохранении здоровья своего и других людей, близких. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность). Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья. Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной, Интернет-среде. Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели. Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других, стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического состояния своего и других людей, готовый оказывать первую помощь себе и другим людям. |
Трудовое | Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и других людей. Выражающий готовность к участию в решении практических трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний. Сознающий важность обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в обществе. Понимающий необходимость человека адаптироваться в профессиональной среде в условиях современного технологического развития, выражающий готовность к такой адаптации. Понимающий необходимость осознанного выбора и построения индивидуальной траектории образования и жизненных планов получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и общественных интересов и потребностей. |
Экологическое | Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны окружающей среды, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Понимающий глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры в современном мире. Выражающий неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде. Сознающий свою роль и ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий готовность к участию в практической деятельности экологической, природоохранной направленностей. |
Познавательное | Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом индивидуальных способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий личные навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, первоначальные навыки исследовательской деятельности. |
Способом получения информации о результатах воспитания, является как педагогическое наблюдение, так и опрос, беседы с обучающимися и их родителями, при необходимости анкетирование, и другие педагогические способы получения информации.
Планируемые воспитательные результаты
В результате воспитательной работы будут реализованы:
- воспитательные возможности коллективных дел, организовано их коллективное планирование
организация, проведение и анализ;
- возможности учебного занятия, в том числе с использованием интерактивных форм занятий с учащимися;
- воспитательный потенциал экскурсий, экспедиций, походов для обучающихся;
- профориентационная работа с обучающимися;
- воспитательные возможности развития предметно-эстетической среды учебного помещения.
В процессе реализации рабочей программы воспитания происходит изменение личностных качеств обучающихся:
- понимание социально-значимых норм поведения в коллективе, правил безопасного поведения;
- осознание себя частью коллектива, объединения, учреждения;
- осознание необходимости выполнять правила, способность к рефлексии;
- стремление к системному познанию мира природы;
- приобретение опыта дел, направленных на пользу своему учреждению, родному поселку; опыта деятельного выражения собственной гражданской позиции.
Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год.
Календарный план воспитательной работы составляется ежегодно и размещается в приложении.
2.6. Список литературы
Нормативные документы:
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ (последняя редакция).
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
- Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи).
- Паспорт регионального проекта «Успех каждого ребенка»: утвержден решением регионального Проектного комитета областных исполнительных органов государственной власти НСО, государственных органов НСО от 13.12.2018.
- Приказ Министерства образования и науки России № 882, Министерства просвещения России № 391 от 05.08.2020 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Список литературы для педагога:
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-159с.
- Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.: Просвещение, 2012. – 80с.
- Тейлор Д. Биология: в 3-х томах. — М.: Лаборатория знаний,2023 — 1352 c.
Тулякова О. В. Биология. Учебное пособие. — М.: Директмедиа Паблишинг, 2020
- Тулякова О. В. Избранные вопросы общей биологии. Учебное пособие. — М.: Директмедиа Паблишинг, 2020 — 147 c.
- Шустанова Т. А. Биология в схемах, таблицах и рисунках. Учебное пособие. — М.:Феникс, 2020 — 142 c.
Электронные ресурсы:
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru. http://www. resh.edu.ru., http://www. infourok.ru. http://foxford.ru. http://uchi.ru.
- КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru.
- Леоненко, Н.А. Программа дополнительного образования детей–основной документ педагога [Электронный ресурс]: информационно-методический сборник – Вып. 5/ авт.-сост. Н.А. Леоненко, Т.В. Завьялова, А.В.Кузнецов. - Спб.: РЦШДО, 2010. – 61с. – Режим доступа: https://uoks.ru/files/Informacionno metodicheskiy_sbornik_Programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_detey_-
_osnovnoy_dokument_pedagoga.pdf, свободный.
- Основные направления развития естественнонаучной направленности дополнительного образования детей в российской Федерации [Электронный ресурс]. – М.: ФГБОУДОДФДЭБЦ, 2015.– Режим доступа: https://new.ecobiocentre.ru/upload/main/naprav_razv_rf.pdf, свободный.
- Программа мониторинга МАОУ ДОД Центр дополнительного образования для детей «Савитар» г. Агидель Республики Башкортостан [Электронный ресурс].–Режим доступа: http://cdo-savitar.ucoz.ru/index/obrazovatelnye_programmy/0-74, свободный.
- Фролов, В.Н. Диагностическая карта учащегося как средство непрерывного педагогического мониторинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/diagnosticheskaya-karta-uchaschegosya-kak-sredstvo-nepreryvnogo- pedagogicheskogo-monitoringa, свободный.
- http://www.plantopedia.ru (Сообщество ботаников).
- https://ru.wikipedia.org/wiki /Заглавная_страница (Энциклопедия).
- http://www.ebio.ru (Биология электронный учебник)
- http://www.plantarium.ru (Определитель растений).
Приложение № 1
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Практическая биология»
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля | Оборудование |
Введение | |||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ при проведении лабораторных работ. | 1 | Беседа | ||
Раздел 1. Лаборатория Левенгука (5часов) | |||||
2 | Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование. | 1 | Беседа | Зачет | Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование. |
3 | Знакомство с устройством микроскопа. | 1 | Практическое занятие | Зачет | Световые и электронные микроскопы |
4 | Техника биологического рисунка и приготовление микропрепаратов. | 1 | Практическое занятие | Отчет о выполнении практической работы | Предметные стека, покровные стекла, препаровальная игла, пинцет, пипетка, раствор йода, фильтровальная бумага, микроскоп, сочные чешуи лука |
5 | Мини-исследование «Микромир». | 1 | Практическое занятие | Отчет о выполнении практической работы | Готовые микропрепараты с растительными клетками органоиды: хлоропласты, вакуоли, ядро. Фотографии с электронного микроскопа. Фотографии учебника, демонстрируя их с помощью документ- камеры или Интернет-ресурсы. |
Раздел 2. Практическая ботаника (16часов) | |||||
6 | Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений». | 1 | Практическое занятие | Отчет о выполнении практической работы | Гербарии, фотографии растений, карточки с описание явлений. Лото |
7 | Техника сбора, высушивания и монтировки гербария. | 1 | лекция с элементами беседы | Отчет о выполнении практической работы | Гербарии. Гербарные доски. Карточки с интрукциями |
8 | Техника сбора ,высушивания и монтировки гербария. | 1 | Практическое занятие | Зачет | Гербарии. Гербарные доски. Карточки с интрукциями |
9 | Виртуальная экскурсия «Изучение растений леса». | 1 | лекция с элементами беседы | Отчет о выполнении практической работы | Видеофрагменты, фото, муляжи, схемы , гербарии |
10 | Виртуальная экскурсия «Изучение растений луга». | 1 | Практическое занятие | Отчет о выполнении практической работы | Видеофрагменты, фото, муляжи, схемы , гербарии Справочная литература, определители растений |
11 | Виртуальная экскурсия «Изучение растений водоема». | 1 | лекция с элементами беседы | Отчет о выполнении практической работы | Видеофрагменты, фото, муляжи, схемы , гербарии |
12 | Виртуальная экскурсия «Изучение растений степи». | 1 | Практическое занятие | Отчет о выполнении практической работы | Видеофрагменты, фото, муляжи, схемы , гербарии Справочная литература, определители растений |
13 | Определяем и классифицируем. | 1 | Практическое занятие | Отчет о выполнении практической работы Тестирование | Видеофрагменты, фото, муляжи, схемы , гербарии Справочная литература, определители растений |
14 | Морфологическое описание растений | 1 | Практическое занятие | Отчет о выполнении практической работы | Растения, классификатор растений |
15 | Морфологическое описание растений. | 1 | лекция с элементами беседы | Отчет о выполнении практической работы Тестирование | Растения, классификатор растений |
16 | Определение растений в безлиственном состоянии. | 1 | Практическое занятие | Зачет | |
17 | Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории». | 1 | Практическое занятие | Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории» | Видеофрагменты, фото, муляжи, схемы , гербарии Справочная литература, определители растений |
18 | Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории». | 1 | Практическое занятие | Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории» | Видеофрагменты, фото, муляжи, схемы , гербарии Справочная литература, определители растений |
19 | Редкие растения Новосибирской области | 1 | Практическое занятие | Тестирование | Видеофрагменты, фото, муляжи, схемы , гербарии Справочная литература, определители растений |
20 | Редкие растения Черепановского района | 1 | Практическое занятие | Тестирование | Видеофрагменты, фото, муляжи, схемы , гербарии Справочная литература, определители растений |
Раздел 3. Практическая зоология (7часов) | |||||
21 | Система животного мира. | 1 | рассказ с элементами беседа | Отчет о выполнении практической работы | Видеофрагменты, фото, муляжи, схемы , гербарии Справочная литература, определители растений |
22 | Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных». | 1 | экскурсия | зачет | Видеофрагменты, фото, муляжи, схемы , гербарии Справочная литература, определители растений |
23 | Виртуальная экскурсия «Животные на земле и в воздухе» | 1 | лекция с элементами беседы | Тестирование | Видеофрагменты, фото, муляжи, схемы , гербарии Справочная литература, определители растений |
24 | Определяем и классифицируем. | 1 | Практическое занятие | Отчет о выполнении практической работы | Видеофрагменты, фото, муляжи, схемы , гербарии Справочная литература, определители растений |
25 | Определяем животных по следам и контуру. | 1 | рассказ с элементами беседа | Отчет о выполнении практической работы | Видеофрагменты, фото, схемы , чучела животных Справочная литература, определители животных |
26 | Определение экологической группы животных по внешнему виду. | 1 | рассказ с элементами беседа | Отчет о выполнении практической работы | Видеофрагменты, фото, схемы , чучела животных Справочная литература, определители животных |
27 | Практическая орнитология. Мини-исследование «Птицы на кормушке». | 1 | Практическое занятие | Отчет о выполнении практической работы | Видеофрагменты, фото, схемы , чучела животных Справочная литература, определители животных |
28 | Проект«Красная книга Новосибирской области» | 1 | Практическое занятие | зачет | Видеофрагменты, фото, схемы , чучела животных Справочная литература, определители животных |
29 | Проект «Красная книга Черепановского района » | 1 | Практическое занятие | Зачет | Видеофрагменты, фото, схемы , чучела животных Справочная литература, определители животных |
Раздел 4. Биопрактикум (6часов) | |||||
30 | Как выбрать тему для исследования. Постановка целей и задач. Источники информации | 1 | лекция с элементами беседы | Отчет о выполнении практической работы | |
31 | Как оформить результаты исследования. | 1 | Практическое занятие | Отчет о выполнении практической работы | |
32 | Физиология растений. | 1 | Практическое занятие | Отчет о выполнении практической работы | |
33 | Оформление доклада и презентации по определенной теме. | 1 | Практическое занятие | Отчет о выполнении практической работы | |
34 | Фестиваль проектов | 1 | Праздник | ||
Приложение № 2
М О Н И Т О Р И Н Г
развития личности и метапредметных навыков обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Практическая биология » (критерии педагогического наблюдения)
Параметры | Критерии | Степень выраженности качества (оценивается педагогом в процессе наблюдения за учебно- практической деятельностью ребенка и ее результатами) | Баллы |
Мотивация | Выраженность интереса к занятиям | Интерес практически не обнаруживается | 1 |
Интерес возникает лишь к новому материалу | 2 | ||
Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения | 3 | ||
Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он не выходит за пределы изучаемого материала | 4 | ||
Проявляет постоянный интерес и творческое отношение к предмету, стремится получить дополнительную информацию | 5 | ||
Самооценка | Самооценка деятельности на занятиях | Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя | 1 |
Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь то, знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия | 2 | ||
Может с помощью учителя оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных ему способов действий | 3 | ||
Может самостоятельно оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных способов действия | 4 | ||
Нравственно- этические установки | Ориентация на общепринятые моральные нормы и их выполнение в поведении | Часто нарушает общепринятые нормы и правила поведения | 1 |
Допускает нарушения общепринятых норм и правил поведения | 2 | ||
Недостаточно осознает правила и нормы поведения, но в основном их выполняет | 3 | ||
Осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда частично их нарушает | 4 | ||
Всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения, осознанно их принимает | 5 | ||
Критическое мышление | Уровень развития познавательной активности, самостоятельности | Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, любознательность не проявляется | 1 |
Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок | 2 | ||
Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах, находит новые способы решения заданий | 3 |
Произвольность деятельности | Деятельность хаотична, не продуманна, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна | 1 | |
Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке | 2 | ||
Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца | 3 | ||
Уровень развития контроля | Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок | 1 | |
Контроль носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий | 2 | ||
Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их | 3 | ||
При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок | 4 | ||
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы | 5 | ||
Коммуникативные компетенции | Способность к сотрудничеству | В совместной деятельности не пытается договориться, не может прийти к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других | 1 |
Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера | 2 | ||
Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная работа; дискуссии; коллективное решение учебных задач) | 3 | ||
Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по предметно-практической деятельности «Умелые ручки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по предметно-практической деятельности "Умелые ручки" для учащихся с ОВЗ с тяжелой умственной...

Рабочая программа дополнительного образования общеразвивающей интеллектуальной направленности "Друзья журналистики" для учащихся 11-13 лет
Программа «Друзья журналистики» познакомит учащихся с особенностями журналистской деятельности, основными понятиями и жанрами журналистики, приемами создания газеты. Научит бра...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности"Занимательная биология"
Направленность программы дополнительного образования «Занимательная биология» - естественнонаучная.В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной ...

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И НАПИСАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Создание программы предполагает ответственный и трудоемкий процесс, который требует специальной подготовки и кропотливой работы.Грамотное оформление программы придает данному документу определенную юр...

Рабочая программа дополнительного образования "Практическая биология" 5-6 класс на 2023-2024 учебный год. Направление - естественнонаучное
Направленность программы курса внеурочной деятельности «Практическая биология» - естественнонаучная, предназначена для дополнительного изучения биологии на базовом уровне с использов...

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности « Практическая химия»
Дополнительная общеобразовательная программа «Практическая химия» дает возможность каждому ребенку получать дополнительное образование исходя из его интересов, склонностей, способнос...

