Дополнительная обещеобразовательная общеразвивающая программа стественнонаучной направленности "Практическая биология"
рабочая программа по биологии

Колесникова Нина Александровна

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Практическая биология».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolesnikova_prakticheskaya_biologiya_2.docx749.21 КБ

Предварительный просмотр:

G:\1.1. ААА СРОЧНО\10012.JPG

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Комплекс основных характеристик программы

Стр

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Направленность программы

3

1.1.2.

Актуальность программы

3

1.1.3.

Новизна и отличительные особенности программы

4

1.1.4.

Адресат программы

4

1.1.5.

Объем и сроки освоения программы

4

1.1.6.

Срок обучения по программе, срок освоения программы

5

1.1.7.

Форма обучения

5

1.1.8.

Уровни реализации программы

5

1.1.9.

Особенности организации образовательного процесса

5

1.1.10.

Язык программы

5

1.1.11.

Режим занятий

5

1.2.

Цель и задачи программы

                 5

1.2.1.

Цель программы

5

1.2.2.

Задачи программы

5

1.3.

Содержание программы

1.3.1.

Учебный план

6

1.3.2.

Содержание разделов и тем

7

1.4.

Планируемые результаты

9

II.

Комплекс организационно-педагогических условий

 10

2.1.

Календарный учебный график

10

2.2.

Условия реализации программы

10

2.2.1.

Материально-техническое обеспечение

10

2.2.2.

Кадровое обеспечение

11

2.2.3.

Информационное обеспечение

11

2.2.4.

Методические материалы

12

2.3.

Формы аттестации и контроля

14

2.4.

Оценочные материалы

15

2.5.

Рабочая программа воспитания

18

2.6.

Список литературы

25

2.7.

Приложения

28

  1. Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Практическая биология» разработана в соответствии с современными требованиями нормативно-правового обеспечения.

  1. Направленность программы

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Практическая биология» относится к программам естественнонаучной направленности.

  1. Актуальность программы

Актуальность программы «Практическая биология» определяется важностью комплексного естественнонаучного образования учащихся для формирования гармонично развитой личности, способной к продуктивному и творческому труду. Она предоставляет возможность систематизировать знания учащихся по основным разделам биологии. А также предоставляет возможность определиться со своими профессиональными планами и выстроить индивидуальную профессиональную траекторию. Программа способствует обеспечению активной жизненной позиции учащихся в вопросах научного познания окружающей действительности.  

Также программа актуальна в связи с открытием на базе нашей школы Центра образования естественнонаучной и технологической направленности («Точка роста»).

  1. Новизна и отличительные особенности программы

Отличительные        особенности        данной        программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что: во-первых, программа реализуется с применением современных средств обучения: цифровая лаборатория учащегося по биологии (ученическая) ZARNITZA, световые и электронные микроскопы;

во-вторых, данная программа позволяет осуществлять раннюю профессиональную ориентацию обучающихся, так как предусмотрено знакомство с профессиями, где применяются знания по биологии (ботаника, зоология, экологии).

  1. Адресат программы

         Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическая биология» адресована обучающимся 11 – 13 лет. Состав групп разновозрастный, от 10 до 17 человек.

Условия набора детей на программу: принимаются все желающие, проявляющие интерес к изучению биологии.

При реализации программы учитываются возрастные особенности обучающихся (11 - 13 лет). В этот возрастной период надо учитывать, что быстрая переключаемость внимания не даёт возможности сосредоточиться долго на одном и том же деле, поэтому  деятельность должна быть захватывающей, сменяемой и вызывать интерес своей необычностью. Это учитывается при проведении занятий посредством чередования теоретических и практических форм работы. В этом возрасте заметно прогрессирует в развитии память: увеличивается объем памяти, меняются способы запоминания. Поэтому на занятиях используются различные приемы позволяющие удерживать внимание, развивать мышление и долговременную память.

Надо так же помнить и тот факт, что школьники стремятся к самостоятельности, при этом потребность в общении со сверстниками (стремление найти своё место среди ровесников) приобретает большее значение. Подростки в это время стремятся продемонстрировать своё мнение, остро реагирует на критику.   Поэтому на занятиях школьники работают как самостоятельно (индивидуально), так и в группах постоянного и сменного состава. Это позволяет развивать, коммуникативные и лидерские качества личности.

  1. Объем и сроки освоения программы

Дополнительная образовательная программа «Практическая биология» рассчитана на 1 год обучения в общем объеме - 34 часа.

  1. Срок обучения по программе, срок освоения программы

Срок обучения по программе с 01.09.2024 г. по 25. 05.2025 г.

Срок освоения программы – 9 месяцев.

  1. Формы обучения

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическая биология» реализуется в очной форме.

  1. Уровни реализации программы

Уровень реализации программы - стартовый.

  1. Особенности организации образовательного процесса

Форма реализации образовательной программы:

Программа реализуется в традиционной форме.

Организационные формы обучения.

Занятия преимущественно проводятся всем составом, но по отдельным темам могут проводиться по группам или индивидуально. Группы формируются из обучающихся разного возраста. Состав группы обучающихся постоянный.

  1. Язык программы

Программа реализуется на русском языке.

  1. Режим занятий

Общее количество часов в неделю – 1 час.

Продолжительность одного академического часа - 45 мин.

  1. Цель задачи программы

  1. Цель программы

Развитие познавательного интереса и мотивации к изучению биологии посредством формирования практических навыков работы с  лабораторным  оборудованием в исследовательской деятельности.

  1. Задачи программы:
  1. Личностные задачи:
  1. Формировать аккуратность и ответственность в работе с лабораторным оборудованием и микропрепаратами, муляжами и гербариями.    
  2. Формировать нравственно-этические основы поведения и общения.

  1. Метапредметные задачи:
  1. Формировать самостоятельность и творчество при решении практических задач.
  2. Развивать критическое мышление обучающихся: способности к анализу различных ситуаций, планированию действий для достижения поставленных целей; аргументированному представлению результатов своей деятельности.
  3. Развивать коммуникативные компетенции.

  1. Предметные задачи:
  1. Сформировать умения наблюдать и объяснять биологические явления, происходящие в природе, в проводимом исследовании (эксперименте).
  2. Сформировать навыки безопасного обращения с  оборудованием цифровой лаборатории;
  3. Сформировать умения организации проектно-исследовательской деятельности.

1.3.Содержание программы

1.3.1.Учебный план

п\ п

Наименование тем

Трудоемкость (в

академических часах)

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

«Лаборатория Левенгука»

5

1

4

Отчет о выполнении

 практической работы.

Мини–исследование

2.

Практическая ботаника

16

6

10

Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»;

Проект  «Редкие растения Новосибирской области».

 «Микромир» (презентация).

3.

Практическая зоология  

7

2

5

Мини–исследование «Птицы на кормушке»;

Проект «Красная книга животных Новосибирской области».

Проект  «Красная книга животных Черепановского района».

4.

Биопрактикум

5

1

4

Оформление доклада и презентации по определенной теме.

6.

Итоговое занятие

1

1

Фестиваль проектов

Итого:

34

10

24

  1.3.2. Содержание разделов и тем  

Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные         индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.

При изучении разделов курса «Практическая биология» учащиеся смогут почувствовать себя в роли ученых из разных областей биологии.

Ботаника -наука о растениях.

Зоология - наука, предметом изучения которой являются представители царства животных.

Микология - наука о грибах.        

Физиология - наука о жизненных процессах.

Экология - наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой.

Бактериология - наука о бактериях.

Орнитология - раздел зоологии, посвященный изучению птиц.  

Биогеография - наука, которая изучает закономерности географического распространения и распре деления организмов.

Введение.

Знакомство с планом работы и техникой безопасности при выполнении лабораторных работ.

Раздел 1. «Лаборатория Левенгука» (5часов)

Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.

Практические и лабораторные работы:

  • Устройство микроскопа;
  • Приготовление и рассматривание микропрепаратов;
  • Зарисовка биологических объектов.

Проектно – исследовательская деятельность:

  • Мини–исследование

Раздел 2. Практическая ботаника (16часов)

Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений.

Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Новосибирской области.

Практические и лабораторные работы:

  • Морфологическое описание растений;
  • Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном  состоянии;
  • Монтировка гербария.

Проектно – исследовательская деятельность:

- Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»; Проект  «Редкие растения Новосибирской области».

 - «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).

Раздел 3. Практическая зоология (7часов)

Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов.

Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение        животных по следам, продуктам  жизнедеятельности.

Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология).

Пищевые цепочки.

Жизнь животных зимой. Подкормка птиц.

Практические и лабораторные работы:

  • Работа по определению животных;
  • Составление пищевых цепочек;
  • Определение экологической группы животных по внешнему виду;
  • Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных».

Проектно – исследовательская деятельность:

  • Мини–исследование «Птицы на кормушке»;
  • Проект «Красная книга животных Новосибирской области».

-     Проект  «Красная книга животных Черепановского района».

Раздел 4. Биопрактикум (5 часов)

Учебно-исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, Интернет- ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию.

Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю.

Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений  и навыков.

Практические и лабораторные работы:

  • Работа с информацией (посещение библиотеки);
  • Оформление доклада и презентации по определенной теме.

Проектно – исследовательская деятельность:

Тема «Физиология растений»:

  • Движение растений.
  • Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений.
  • Прорастание семян.
  • Влияние прищипки на рост корня.

Тема «Экологический практикум»

  • Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации.
  • Определение запыленности воздуха в помещениях.

Итоговое занятие (1 ч) - Фестиваль проектов.

1.4. Планируемые результаты освоения курса дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Практическая биология»  

Личностные результаты:

В процессе реализации программы происходит изменение личностных качеств обучающихся:

  • аккуратность и ответственность в работе с лабораторным оборудованием и микропрепаратами, муляжами и гербариями;
  • нравственно-этические основы поведения и общения.

Метапредметные результаты:

В процессе реализации программы происходит развитие:

  • самостоятельность и творчество при решении практических задач;
  • критическое мышление обучающихся: способности к анализу различных ситуаций, планированию действий для достижения поставленных целей; аргументированному представлению результатов своей деятельности;
  • коммуникативные компетенции.

Предметные результаты:

  • сформированы умения наблюдать и объяснять биологические явления, происходящие в природе, в проводимом исследовании (эксперименте);
  • сформировать навыки безопасного обращения с оборудованием цифровой лаборатории;
  •  сформированы умения организации проектно-исследовательской деятельности.

В результате освоения программы обучающиеся будут знать:

  • существенные признаки биологических объектов и процессов;
  • признаки принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • роль биологии в практической деятельности людей;
  • основные правила поведения в природе;
  • этапы организации проектно-исследовательской деятельности.

 

В результате освоения программы обучающиеся будут уметь:

  • выделять существенные признаки биологических объектов и процессов;
  • классифицировать биологические объекты по определенным систематическим группам;
  • объяснять роль биологии в практической деятельности людей;
  • сравнивать биологические объекты и процессы;
  • работать с определителями, лабораторным оборудованием (цифровой лаборатории);
  • владеть методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами;
  • применять умения организации проектно-исследовательской работы.

  1. Комплекс организационно-педагогических условий
  1. Календарный учебный график

Даты начала и окончания учебного периода: сентябрь 2024 года – май 2025 года. Количество учебных недель: 34 недели.

Количество учебных дней: 34 дня. Продолжительность каникул: 10 дней.

Календарный учебный график разрабатывается ежегодно и размещается в приложении №1.

  1. Условия реализации программы

ДООП «Практическая биология» реализуется в учебном кабинете биологии МКОУ Верх-Мильтюшинской школы им. Н.З. Фисенко на базе образовательного центра «Точка роста».  

Ресурсное обеспечение программы «Практическая биология».

                  2.2.1. Материально-техническое обеспечение

Учебные и вспомогательные помещения:

  1. Учебный кабинет, соответствующий требованиям СанПиН, оборудованный ученическими столами и стульями, столом для учителя, системой водоснабжения.

Технические средства обучения:

  1. Ноутбук с выходом в Интернет.
  2. Проектор и экран
  3. Цифровая лаборатория учащегося по биологии (ученическая) zarnitza.

Оборудование:

  1. Лаборатория ученическая (переносная)
  2. Световые и электронные микроскопы
  3. Лупы
  4. Весы электронные и  равноплечные, ручные с пределами взвешивания в граммах: от 0.02 г. до 1 г.; от  0.1 г. до 5 г.; от 1 г. до 20 г; от 5 г. до 10 г..
  5. Термометры (воздушный, почвенный, водный).
  6. Штатив металлический с набором колец и лапок.
  7. Штатив для пробирок.
  8. Спиртовка.
  9. Пробирки.
  10. Воронка лабораторная.
  11. Колба коническая разной емкости.
  12. Палочки стеклянные.
  13. Пипетки глазные.
  14. Стаканы химические разной емкости.
  15. Стекла предметные.
  16. Цилиндры мерные.
  17. Щипцы тигельные.
  18. Бумага фильтровальная.
  19. Таблицы постоянного экспонирования:
  • "Правила техники безопасности в кабинете".
  •  «Царства живой природы»
  •  « Строение клетки»
  1. Биологические коллекции
  2. Гербарии
  3. Муляжи  растений
  4. Чучела животных и птиц

  1. Кадровое обеспечение

 

Программа реализуется педагогом МКОУ Верх-Мильтюшинской СОШ имени Н.З. Фисенко, имеющим высшее педагогическое образование по специальности «Учитель географии и биологии», высшую квалификационную категорию, и повышающим свою квалификацию по реализации программ в системе дополнительного образования.

  1. Информационное обеспечение

  1. Энциклопедии, словари, справочники, научно-популярная литература по биологии.
  2. Коллекция ЭОРов по биологии.
  1. Материалы  Всероссийского Фестиваля педагогических «Открытый урок» /Издательский дом «Первое сентября», Москва.
  2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
  3. http://www.uroki.net/docxim.htm.
  4. Сайт «Я иду на урок биологии»  https://bio.1sept.ru/urok/ 

  1.  Методические материалы

Выбор форм организации учебных занятий и методов обучения обусловлен особенностями реализации программы: достаточно большой объем информации, содержащей специальные термины, необходимо передать обучающимся за относительно короткий временной период, т.к. программа краткосрочная.

Основная форма организации деятельности учащихся на теоретических занятиях – фронтальная, на практических – групповая.

 Программа предполагает использование следующих методов обучения:

По способу организации занятий:

  • Словесные методы обучения: лекция, беседа, объяснение.
  • Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения, наблюдение, работа по образцу.
  • Практические методы обучения: практическая работа, экскурсии, подготовка презентаций.

По уровню деятельности детей:

  • Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию).
  • Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
  • Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

Методы стимулирования и мотивации обучающихся:

  • Эмоциональные методы: поощрение, создание ситуации успеха.
  • Познавательные методы: выполнение практических работ, экскурсии,

     участие в массовых мероприятиях.

  • Волевые методы: предъявление учебных требований, прогнозирование будущей деятельности.

Методы контроля:

  • Устные: индивидуальный опрос, защита презентаций.
  • Письменные: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа.

Применяемые в процессе реализации программы формы организации учебных занятий: защита презентаций, консультация, конференция, лабораторное  и практическое занятие, лекция с применением ТСО, наблюдение, занятие-упражнение, практическое занятие, семинар, экскурсия.

В процессе реализации программы применяются педагогические технологии:

  • Коммуникативная технология обучения.
  • Информационные технологии.
  • Технология группового обучения.

Алгоритм учебного занятия:

  1. Организационный этап.
  2. Этап актуализации знаний и умений.
  3. Этап мотивации и целеполагания.
  4. Этап организации восприятия.
  5. Этап организации осмысления новых знаний и способов действий.
  6. Этап первичной проверки понимания изученного.
  7. Этап организации первичного закрепления новых знаний,  

     способов действий и их применение.

  1. Этап обобщения и систематизации знаний.
  2. Этап рефлексии.

Дидактические материалы:

Наименование

темы

Дидактические материалы

«Лаборатория Левенгука»

Видеофильм «Кто изобрел микроскоп?»

Презентация «устройство и правила работы с электронным микроскопом»

Карточки -помощницы «Приготовление микропрепарата»

Портреты ученых-биологов

Инструкция «Правила работы с лабораторным оборудованием»

Инструкция «Правила работы с  электронным микроскопом» 

Практическая ботаника

фотоальбом «Растения леса»

Материалы к викторине «Красная книга  Новосибирской области. Растения»

Материалы к занятию  «Редкие растения Новосибирской области».

«Микромир» (презентация).

Практическая зоология  

 Презентация  «Птицы Черепановского района»

Видеоролик «Птицы леса»

Материалы  к занятию «Красная книга животных Новосибирской области».

Виртуальная экскурсия  «Животные на земле и в воздухе»

Карточки – подсказки животных, след конечностей  и контур тела.

Биопрактикум

Инструкция «Правила приготовление микропрепарата »

Материалы к практическим  работам по физиологии растений .

2.3.        Формы аттестации и контроля

Аттестация обучающихся проводится в соответствии с локальным актом МКОУ Верх-Мильтюшинской средней общеобразовательной школы имени Николая Захаровича Фисенко «Положение о периодичности и порядке текущего, промежуточного и итогового контроля обучающихся».

Виды контроля, планируемые в процессе реализации ДООП «Практическая биология» и сроки их проведения:

-        Текущий контроль проходит после изучения каждого раздела программы, предусматривает различные диагностические процедуры по усвоению программного материала и личностного развития учащихся: индивидуальный опрос, тестирование, викторина, наблюдение за коллективной работой по выполнению практических работ, наблюдение за динамикой становления личностных качеств учащихся.

-        Итоговый контроль проводится по завершении учебного периода обучения. Учащиеся выступают с докладом о проведенном мини-исследовании по выбранной теме или представляют проект.

Способы и формы фиксации результатов: оформление отчетов о практической работе, фото и видео процесса работы, отзывы учащихся, благодарности, грамоты, дипломы.

Способы и формы предъявления результатов: презентации учащихся, анализ и оценка опросов и наблюдений, участие в школьных, муниципальных и областных конкурсах.

2.4.  Оценочные материалы

Планируемые результаты

Диагностический инструментарий

(формы, методы)

     Личностные результаты:

- будут формироваться аккуратность и ответственность в работе с лабораторным оборудованием, наглядными пособиями (гербариями, чучелами животных, и др. биологическими коллекциями)

- будут  формироваться  нравственно- этические основы поведения и общения.

- Наблюдение.

    Метапредметные результаты:

  • - будут развиваться самостоятельность и творчество при выполнении проектов и исследований;
  • - будет развиваться критическое мышление обучающихся: способности к анализу различных ситуаций, планированию действий для достижения поставленных целей; аргументированному        представлению результатов своей деятельности;
  • - будут развиваться коммуникативные компетенции.

  • Наблюдение.
  • Анализ способов деятельности обучающихся.

- Анализ результатов выполнения практических работ.

  Предметные результаты:

- умеют наблюдать и объяснять   происходящие изменения в живой    природе;

-  умеют правильно провести,  эксперимент;

- сформированы навыки работы с оборудованием (электронными и световыми микроскопами,  цифровой лабораторией, приборами, химреактивами) ;

- сформированы умения организации проектно-исследовательской деятельности .

  • Наблюдение.
  • Тестирование.
  • Викторина.
  • Индивидуальный опрос.
  • Оценка выполнения практических работ.
  • Отчет о выполнении проектно-исследовательской работы.

Для определения достижения планируемых результатов освоения программы предусмотрены разнообразные формы, методы диагностики и критерии оценки.

Результаты контроля заносятся в диагностические карты и отражают уровень освоения планируемых результатов дополнительной общеобразовательной программы «Практическая биология».

Критерии оценки результативности отражают:

  • уровень теоретических знаний (широту кругозора; уровень восприятия теоретической информации; осмысленность и свободу использования специальной терминологии);
  • уровень практической подготовки учащихся (соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; свобода владения специальным оборудованием, оснащением; качество выполнения практического задания; технологичность практической деятельности; соблюдение правил техники безопасности при выполнении практических работ);
  • уровень развития и воспитанности учащихся (культура организации выполнения практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных и коммуникативных способностей).

Степень выраженности оцениваемого качества: высокий, средний, низкий уровень.

Вид оценочной системы: баллы.

Методы оценки достижения планируемых результатов:

Показатель

Формы и методы диагностики

Уровень сформированности теоретических знаний

  • тестирование;
  • оценка выполнения практической работы;

 -        индивидуальны опрос

Уровень практической подготовки

учащихся

  • наблюдение;
  • оценка выполнения практической работы;
  • умение работать с разними типами информации;

- правильность оформления  творческих работ.

Уровень развития личности

учащихся

- наблюдение

   Критерии оценки достижения планируемых результатов.

Критерии связаны с целями и задачами программы и состоят из показателей, внешне проявляющихся признаков.

Оценка уровня теоретической подготовки:

Высокий

уровень

успешное освоение обучающимся (более 70%)содержания ДОП;

 осознанное употребление        специальных терминов в полном соответствии с их содержанием.

Средний уровень

успешное освоение обучающимся (от 50% до 70%) содержания ДОП;

 употребление специальных терминов не в полном соответствии с их содержанием.

Низкий уровень

успешное освоение обучающимися (менее 50%) содержания ДОП;

употребление специальных терминов в полном

несоответствии с их содержанием или избегание употребления специальных терминов.

Оценка уровня практической подготовки:

Высокий уровень

успешное        освоение        обучающимся (более        70%)        умениями        и навыками, предусмотренными программой;

умение работать с оборудованием, приборами, наглядными пособиями и биологическими коллекциями.

самостоятельное выполнение практической работы в соответствии с инструкцией и в соответствии с правилами техники безопасности.

Средний уровень

успешное освоение обучающимся (от 50% до 70%) умениями и навыками, предусмотренными программой;

частичное умение работать с оборудованием, приборами, наглядными пособиями и биологическими коллекциями;

выполнение практической работы в соответствии  с  инструкцией  по  образцу  или  с  помощью  педагога,  в

соответствии с правилами техники безопасности.

Низкий уровень

успешное освоение обучающимся (менее 50%,)         

частичное выполнение практической работы по образцу или с помощью педагога;

отсутствие практических  навыков  в  работе с оборудованием, приборами, наглядными пособиями и биологическими коллекциями;  

нарушение правил техники безопасности.

Сводная таблица показателей, критериев (в том числе степень их выраженности) мониторинга результатов обучения по ДООП «Практическая биология» приведена в приложении № 2.Для оценки уровня развития личности учащихся будет применяться метод структурированного наблюдения за поведением детей в процессе практической деятельности на занятиях и его оценивание по определенным параметрам. Проводится обследование педагогом с занесением обобщенных результатов в диагностическую карту группы. Мониторинг проводится системно: в начале, и конце учебного года. Критерии мониторинга уровня развития личности и метапредметных навыков обучающихся по ДООП «Практическая биология» указаны в приложении № 3.Форма фиксирования и обобщения мониторинга результатов обучения, уровня развития личности, а также достижений учащихся – диагностические карты. Диагностическая         карта        заполняется        по        каждой группе обучающихся. Формы диагностических карт приведены в приложениях № 4 и № 5. Примеры оценочных материалов, позволяющих диагностировать достижение.

             

                        2.5. Рабочая программа воспитания.

Цель и задачи воспитания:

Цель: Личностное развитие обучающихся, проявляющееся в развитии их позитивных отношений к базовым для нашего общества ценностям: семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек, то есть в развитии их социально значимых отношений.

Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач воспитания:

  1. реализовывать воспитательные возможности коллективных дел, организовать их коллективное планирование, организацию, проведение и анализ;
  2. использовать в воспитании детей возможности учебного занятия и интерактивных форм занятий с учащимися;
  3. организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
  4. организовывать профориентационную работу с обучающимися;
  5. развивать предметно-эстетическую среду учебного помещения и реализовывать ее воспитательные возможности.

Особенности организуемого воспитательного процесса в ДОО

Рабочая программа воспитания базируется на утвержденной Программе воспитания в МКОУ Верх-Мильтюшинской средней общеобразовательной школы имени Николая Захаровича Фисенко, согласно которой основными традициями воспитания являются следующие:

  • стержнем годового цикла воспитательной работы учреждения являются ключевые общеучрежденческие дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
  • важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и обучающихся является коллективные разработка, планирование, проведение и анализ их результатов;
  • в учреждении создаются условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
  • в проведении общеучрежденческих дел отсутствует соревновательность между группами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а так же их социальная активность;
  • педагоги учреждения ориентированы на формирование коллектива в рамках творческих объединений, на установление доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
  • ключевой фигурой воспитания в учреждении является педагог, реализующий по отношению к детям защитную, личностно-развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

Виды и формы, содержание деятельности:

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках основных направлений воспитательной работы учреждения, представленных в виде модулей: «Ключевые общеучрежденческие дела», «Классное руководство», «Учебное занятие», «Самоуправление», «Детские общественные объединения», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Профориентация», «Работа с родителями», «Организация предметно-эстетической среды».

Формы воспитательной деятельности:

  • Учебное занятие.

Участие во         всероссийских акциях, посвященных значимым        отечественным и международным событиям.        

  • Викторины.
  • Церемонии награждения обучающихся по итогам года.
  • Работа с родителями.
  • Изучение Интернет-ресурсов.
  • Познавательные квесты.
  • Индивидуальная помощь детям.

Это позволяет создать в творческом объединении периоды творческой активности, задать четкий ритм жизни коллектива, избежать стихийности, оказывать действенную помощь педагогу в образовательной деятельности.

Содержание воспитательной деятельности:

  • индивидуальное сопровождение одарённых и талантливых обучающихся реализуется через проведение воспитательной и организационно-массовой работы в форме подготовки и участия в мероприятиях муниципального, регионального и Всероссийского уровней (соревнования, концерты, выставки, конкурсы, фестивали); размещение информации о деятельности творческого объединения в СМИ;
  • массовые мероприятия учебного характера (к ним относятся итоговые, отчетные, открытые мероприятия и занятия);
  • занятия, участие в конкурсах;
  • массовые мероприятия воспитательно-развивающего характера (тематические праздники, дни именинников, календарные праздники, традиционные народные праздники);
  • тематические беседы по ПДД, ОТ, ТБ и охране здоровья;
  • мероприятия, направленные на социальное воспитание (беседы о здоровье, о взаимоотношениях с другими людьми);
  • индивидуальная работа с детьми. Работа с родителями:
  • индивидуальные встречи и консультации (по необходимости);
  • посещение родительских собраний в школе, на базе которой реализуется программа;
  • системная работа по оценке деятельности педагога дополнительного образования со стороны родителей (наличие отзывов в системе Навигатор дополнительного образования).

В связи с краткосрочностью реализации программы коллектив обучающихся, занимающихся по ДООП, обновляется ежегодно, что определяет виды, формы и содержание воспитательной деятельности.

 

Планируемые результаты.

Планируемые результаты воспитания нацелены на перспективу развития и становления личности обучающегося. Результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в форме целевых ориентиров.

Целевые ориентиры результатов воспитания

                          на уровне основного общего образования           

Направления

Характеристики (показатели)

Гражданское

 

Знающий и принимающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном и много конфессиональном российском обществе, в современном мировом сообществе.

Проявляющий уважение, ценностное отношение к государственным символам России, праздникам, традициям народа России.

Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории российской государственности.

Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод.

Ориентированный на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной (добровольческие акции, помощь нуждающимся и т.п.).

Принимающий участие в жизни школы (в том числе самоуправление), местного сообщества, родного края.

Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.

Патриотическое

Сознающий свою этнокультурную идентичность, любящий свой народ, его традиции, культуру.

Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.

Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, свою общероссийскую культурную идентичность.

Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего народа, своего края, других народов России, Российской Федерации.

Знающий и уважающий боевые подвиги и трудовые достижения своих земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников  Отечества в прошлом и современности.

Знающий и уважающий достижения нашей общей Родины – России в науке, искусстве, спорте, технологиях.

Духовно-

нравственное

Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры своего народа, других народов России.

Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков.

Ориентированный на традиционные духовные ценности и моральные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора.

Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России ценностям и нормам.

Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.

Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан.

Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.

Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы культурного наследия народов России и человечества; испытывающий чувство  уважения  к  русскому  и  родному  языку,  литературе, культурному наследию многонационального народа России.

Эстетическое

Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание его эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение людей.

Знающий и уважающий художественное творчество своего и других народов, понимающий его значение в культуре.

Сознающий значение художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.

Выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве.

Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве.

Физическое

Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности человека в обществе, значение личных усилий человека в сохранении здоровья своего и других людей, близких.

Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).

Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья.

Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной, Интернет-среде.

Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.

Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других, стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.

Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического состояния своего и других людей, готовый оказывать первую помощь себе и другим людям.

Трудовое

Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и других людей.

Выражающий готовность к участию в решении практических трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.

Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний.

Сознающий важность обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в обществе.

Понимающий необходимость человека адаптироваться в профессиональной среде в условиях современного технологического развития, выражающий готовность к такой адаптации.

Понимающий необходимость осознанного выбора и построения индивидуальной  траектории  образования  и  жизненных  планов получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологическое

Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны окружающей среды, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.

Понимающий глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры в современном мире.

Выражающий неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде.

Сознающий свою роль и ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.

Выражающий готовность к участию в практической деятельности

экологической, природоохранной направленностей.

Познавательное

Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом индивидуальных способностей, достижений.

Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.

Развивающий личные навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).

Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, первоначальные навыки исследовательской деятельности.

Способом получения информации о результатах воспитания, является как педагогическое наблюдение, так и опрос, беседы с обучающимися и их родителями, при необходимости анкетирование, и другие педагогические способы получения информации.

Планируемые воспитательные результаты

В результате воспитательной работы будут реализованы:

  1. воспитательные        возможности        коллективных        дел,        организовано        их        коллективное планирование    

       организация, проведение и анализ;

  1. возможности учебного занятия, в том числе с использованием интерактивных форм занятий с учащимися;
  2. воспитательный потенциал экскурсий, экспедиций, походов для обучающихся;
  3. профориентационная работа с обучающимися;
  4. воспитательные        возможности        развития        предметно-эстетической        среды        учебного помещения.

В процессе реализации рабочей программы воспитания происходит изменение личностных качеств обучающихся:

  1. понимание социально-значимых норм поведения в коллективе, правил безопасного поведения;
  2. осознание себя частью коллектива, объединения, учреждения;
  3. осознание необходимости выполнять правила, способность к рефлексии;
  4. стремление к системному познанию мира природы;
  5. приобретение опыта дел, направленных на пользу своему учреждению, родному поселку; опыта деятельного выражения собственной гражданской позиции.

    Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год.

Календарный план воспитательной работы составляется ежегодно и размещается в приложении.

                                                2.6. Список литературы

Нормативные документы:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ (последняя редакция).
  3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
  4. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи).
  7. Паспорт регионального проекта «Успех каждого ребенка»: утвержден решением регионального Проектного комитета областных исполнительных органов государственной власти НСО, государственных органов НСО от 13.12.2018.
  8. Приказ Министерства образования и науки России № 882, Министерства просвещения России № 391 от 05.08.2020 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
  9. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
  10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
  11. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  12. Приказ Минтруда России от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Список литературы для педагога:

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-159с.
  2. Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.: Просвещение, 2012. – 80с.
  3. Тейлор Д. Биология: в 3-х томах. — М.: Лаборатория знаний,2023 — 1352 c.

Тулякова О. В. Биология. Учебное пособие. — М.: Директмедиа Паблишинг, 2020

  1. Тулякова О. В. Избранные вопросы общей биологии. Учебное пособие. — М.: Директмедиа  Паблишинг, 2020 — 147 c.
  2. Шустанова Т. А. Биология в схемах, таблицах и рисунках. Учебное пособие. — М.:Феникс, 2020 — 142 c.

Электронные ресурсы:

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru. http://www. resh.edu.ru., http://www. infourok.ru.  http://foxford.ru. http://uchi.ru.
  2. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru.
  3. Леоненко, Н.А. Программа дополнительного образования детей–основной документ педагога [Электронный ресурс]: информационно-методический сборник – Вып. 5/ авт.-сост. Н.А. Леоненко, Т.В. Завьялова, А.В.Кузнецов. - Спб.: РЦШДО, 2010. – 61с. – Режим доступа: https://uoks.ru/files/Informacionno metodicheskiy_sbornik_Programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_detey_-

_osnovnoy_dokument_pedagoga.pdf, свободный.

  1. Основные направления развития естественнонаучной направленности дополнительного образования детей в российской Федерации [Электронный ресурс]. – М.: ФГБОУДОДФДЭБЦ, 2015.– Режим доступа: https://new.ecobiocentre.ru/upload/main/naprav_razv_rf.pdf, свободный.
  2. Программа мониторинга МАОУ ДОД Центр дополнительного образования для детей «Савитар» г. Агидель Республики Башкортостан [Электронный ресурс].–Режим доступа: http://cdo-savitar.ucoz.ru/index/obrazovatelnye_programmy/0-74, свободный.
  3. Фролов, В.Н. Диагностическая карта учащегося как средство        непрерывного педагогического мониторинга [Электронный ресурс]. – Режим        доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/diagnosticheskaya-karta-uchaschegosya-kak-sredstvo-nepreryvnogo- pedagogicheskogo-monitoringa, свободный.
  4. http://www.plantopedia.ru   (Сообщество ботаников).
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki /Заглавная_страница (Энциклопедия).
  6. http://www.ebio.ru    (Биология электронный учебник)
  7. http://www.plantarium.ru  (Определитель растений).

Приложение № 1

Календарный учебный график

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Практическая биология»

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

Оборудование

Введение

1

Вводный инструктаж по ТБ при проведении лабораторных работ.

1

Беседа

Раздел 1. Лаборатория Левенгука (5часов)

2

Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование.

1

Беседа

Зачет

Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование.

3

Знакомство с устройством микроскопа.

1

Практическое занятие

Зачет

Световые и электронные микроскопы

4

Техника биологического рисунка и приготовление микропрепаратов.

1

Практическое занятие

Отчет о выполнении

практической работы

Предметные стека, покровные стекла, препаровальная игла, пинцет, пипетка, раствор йода, фильтровальная бумага, микроскоп, сочные чешуи лука

5

Мини-исследование «Микромир».

1

Практическое занятие

Отчет о выполнении

практической работы

Готовые микропрепараты с растительными клетками органоиды: хлоропласты, вакуоли, ядро. Фотографии с электронного микроскопа. Фотографии учебника, демонстрируя их с помощью документ- камеры или Интернет-ресурсы.

Раздел 2. Практическая ботаника (16часов)

6

Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений».

1

Практическое занятие

Отчет о выполнении

практической работы

Гербарии, фотографии растений, карточки с описание явлений. Лото  

7

Техника сбора, высушивания и монтировки гербария.

1

лекция с

элементами беседы

Отчет о выполнении

практической работы

Гербарии. Гербарные доски. Карточки с интрукциями

8

Техника сбора ,высушивания и монтировки гербария.

1

Практическое занятие

Зачет

Гербарии. Гербарные доски. Карточки с интрукциями

9

Виртуальная  экскурсия  «Изучение растений леса».

1

лекция с

элементами беседы

Отчет о выполнении

практической работы

Видеофрагменты, фото, муляжи, схемы , гербарии

10

Виртуальная  экскурсия  «Изучение растений луга».

1

Практическое занятие

Отчет о выполнении

практической работы

Видеофрагменты, фото, муляжи, схемы , гербарии Справочная литература, определители растений

11

Виртуальная  экскурсия  «Изучение растений водоема».

1

лекция с

элементами беседы

Отчет о выполнении

практической работы

Видеофрагменты, фото, муляжи, схемы , гербарии

12

Виртуальная  экскурсия  «Изучение растений степи».

1

Практическое занятие

Отчет о выполнении

практической работы

Видеофрагменты, фото, муляжи, схемы , гербарии Справочная литература, определители растений

13

Определяем и классифицируем.

1

Практическое занятие

Отчет о выполнении

практической работы Тестирование

Видеофрагменты, фото, муляжи, схемы , гербарии

Справочная литература, определители растений

14

Морфологическое описание растений

1

Практическое занятие

Отчет о выполнении

практической работы

Растения, классификатор растений

15

Морфологическое описание растений.

1

лекция с

элементами беседы

Отчет о выполнении

практической работы Тестирование

Растения, классификатор растений

16

Определение растений в безлиственном состоянии.

1

Практическое занятие

Зачет

17

Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной

территории».

1

Практическое занятие

Создание каталога «Видовое разнообразие  растений пришкольной территории»

Видеофрагменты, фото, муляжи, схемы , гербарии Справочная литература, определители растений

18

Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории».

1

Практическое занятие

Создание каталога «Видовое разнообразие  растений пришкольной территории»

Видеофрагменты, фото, муляжи, схемы , гербарии Справочная литература, определители растений

19

Редкие растения  Новосибирской области

1

Практическое занятие

Тестирование

Видеофрагменты, фото, муляжи, схемы , гербарии Справочная литература, определители растений

20

 Редкие растения  Черепановского района

1

Практическое занятие

Тестирование

Видеофрагменты, фото, муляжи, схемы , гербарии Справочная литература, определители растений

Раздел 3. Практическая зоология (7часов)

21

Система животного мира.

1

рассказ с

элементами беседа

Отчет о выполнении

практической работы

Видеофрагменты, фото, муляжи, схемы , гербарии Справочная литература, определители растений

22

Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных».

1

экскурсия

зачет

Видеофрагменты, фото, муляжи, схемы , гербарии Справочная литература, определители растений

23

Виртуальная экскурсия  «Животные на земле и в воздухе»

1

лекция с

элементами беседы

Тестирование

Видеофрагменты, фото, муляжи, схемы , гербарии Справочная литература, определители растений

24

Определяем и классифицируем.

1

Практическое занятие

Отчет о выполнении

практической работы

Видеофрагменты, фото, муляжи, схемы , гербарии Справочная литература, определители растений

25

Определяем животных по следам и контуру.

1

рассказ с

элементами беседа

Отчет о выполнении

практической работы

Видеофрагменты, фото,   схемы , чучела животных Справочная литература, определители животных

26

Определение  экологической  группы животных по внешнему виду.

1

рассказ с

элементами беседа

Отчет о выполнении

практической работы

Видеофрагменты, фото,   схемы , чучела животных Справочная литература, определители животных

27

Практическая орнитология. Мини-исследование «Птицы на кормушке».

1

Практическое занятие

Отчет о выполнении

практической работы

Видеофрагменты, фото,   схемы , чучела животных Справочная литература, определители животных

28

Проект«Красная книга Новосибирской области»

1

Практическое занятие

зачет

Видеофрагменты, фото,   схемы , чучела животных Справочная литература, определители животных

29

Проект «Красная книга Черепановского района »

1

Практическое занятие

Зачет

Видеофрагменты, фото,   схемы , чучела животных Справочная литература, определители животных

Раздел 4. Биопрактикум  (6часов)

30

Как выбрать тему для исследования.

Постановка целей и задач. Источники информации

1

лекция с

элементами беседы

Отчет о выполнении

практической работы

31

Как оформить результаты исследования.

1

Практическое занятие

Отчет о выполнении

практической работы

32

Физиология растений.

1

Практическое занятие

Отчет о выполнении

практической работы

33

Оформление доклада и презентации по определенной теме.

1

Практическое занятие

Отчет о выполнении

практической работы

34

Фестиваль проектов

1

Праздник

Приложение № 2

М О Н И Т О Р И Н Г

развития личности и метапредметных навыков обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе       «Практическая биология » (критерии педагогического наблюдения)

Параметры

Критерии

Степень выраженности качества (оценивается педагогом в процессе наблюдения за учебно- практической деятельностью ребенка и ее результатами)

Баллы

Мотивация

Выраженность интереса к занятиям

Интерес практически не обнаруживается

1

Интерес возникает лишь к новому материалу

2

Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения

3

Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он не выходит за пределы изучаемого материала

4

Проявляет постоянный интерес и творческое отношение к предмету, стремится получить дополнительную информацию

5

Самооценка

Самооценка деятельности на занятиях

Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя

1

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь то, знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия

2

Может с помощью учителя оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных ему способов действий

3

Может самостоятельно оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных способов действия

4

Нравственно-

этические установки

Ориентация на общепринятые моральные нормы и их выполнение в поведении

Часто нарушает общепринятые нормы и правила поведения

1

Допускает нарушения общепринятых норм и правил поведения

2

Недостаточно осознает правила и нормы поведения, но в основном их выполняет

3

Осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда частично их нарушает

4

Всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения, осознанно их принимает

5

Критическое мышление

Уровень развития познавательной активности, самостоятельности

Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, любознательность не проявляется

1

Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок

2

Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах, находит новые способы решения заданий

3

Произвольность деятельности

Деятельность хаотична, не продуманна, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна

1

Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке

2

Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца

3

Уровень развития контроля

Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок

1

Контроль носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий

2

Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их

3

При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок

4

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы

5

Коммуникативные компетенции

Способность к сотрудничеству

В совместной деятельности не пытается договориться, не может прийти к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других

1

Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера

2

Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная работа; дискуссии; коллективное решение учебных задач)

3

Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по предметно-практической деятельности «Умелые ручки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по предметно-практической деятельности  "Умелые ручки" для учащихся с ОВЗ с тяжелой умственной...

Рабочая программа дополнительного образования общеразвивающей интеллектуальной направленности "Друзья журналистики" для учащихся 11-13 лет

Программа «Друзья  журналистики» познакомит учащихся с особенностями журналистской деятельности, основными понятиями и жанрами  журналистики, приемами создания газеты. Научит бра...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности"Занимательная биология"

Направленность программы дополнительного образования «Занимательная биология» - естественнонаучная.В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной ...

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И НАПИСАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Создание программы предполагает ответственный и трудоемкий процесс, который требует специальной подготовки и кропотливой работы.Грамотное оформление программы придает данному документу определенную юр...

Рабочая программа дополнительного образования "Практическая биология" 5-6 класс на 2023-2024 учебный год. Направление - естественнонаучное

Направленность программы курса внеурочной деятельности «Практическая биология» - естественнонаучная, предназначена для дополнительного изучения биологии на базовом  уровне с использов...

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности « Практическая химия»

Дополнительная общеобразовательная программа «Практическая химия» дает возможность каждому ребенку получать дополнительное  образование исходя из его интересов, склонностей, способнос...